• Категория: Международная экономика
  • Вид работы: Диссертация
  • Год защиты: 2018
  • Оригинальность: 82 %

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЙ 7
1.1 Сущность и формы международного экономического сотрудничества 7
1.2 Институциональные механизмы развития международного экономического сотрудничества предприятий 11
1.3 Нормативно правовые основы международного экономического сотрудничества регионов 21
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ УДМУРТСКИЙ РЕСПУБЛИКИ 32
2.1 Характеристика основных показателей УР 32
2.2 Регулирование международного сотрудничества в УР 34
2.3 Анализ международного экономического сотрудничества предприятий УР 43
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ УР 65
3.1 Проблемы развития международного сотрудничества предприятий УР 65
3.2 Пути повышения эффективности международного сотрудничества предприятий УР 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальной становится проблема регулирования внешнеэкономической деятельности регионов России.
Вовлечение промышленных предприятий, осуществляющих поставки на внешний рынок, в международную конкуренцию создает необходимость постоянного организационно-технического совершенствования их деятельности, повышения технического уровня производства и качества выпускаемых в стране товаров, что является фактором роста производительности труда и эффективности экономики.
Участие регионов во внешнеэкономической деятельности положительно сказывается не только на улучшении общего макроэкономического регионального положения, что особенно актуально в современных условиях санкционного давления на экономику страны, реализуемой политики импортозамещения, стагнации экономики страны и региона, но и приводит к хорошим результатам на микроуровне - уровне отдельных предприятий участников ВЭД. Это обусловливается тем, что внешняя торговля предоставляет экспортерам и импортерам многочисленные возможности для реализации самых смелых идей, стимулирует производительность труда посредством участия в конкурентной борьбе и применения инновационных подходов в производственно- сбытовой деятельности, способствует увеличению объёмов продаж и прибыли.
Компании Удмуртской Республики имеют значительный экспортный потенциал. Преимущества экспортной деятельности для бизнеса очевидны:
• появление дополнительных рынков сбыта;
• увеличение прибыли: несмотря на дополнительные затраты при организации экспортной деятельности, возможна экономия расходов за счет роста масштабов производства, ведущая к получению более высокой прибыли;
• динамичное развитие бизнеса: реализация товаров и услуг не только на внутреннем рынке, но и в другие страны поможет Вашему бизнесу быстрее развиваться и подстраиваться под меняющиеся требования рынка;
• уменьшение зависимости компании от конъюнктуры внутреннего рынка: продажа товаров на экспорт диверсифицирует риски, такие как влияние внутренних экономических условий или сезонных факторов;
• развитие инноваций: знакомство с новыми идеями, технологиями и процессами может способствовать разработке определенных инновационных продуктов и услуг;
• конкурентоспособность на глобальном уровне: торговля на мировом рынке познакомит Вас с лучшими международными практиками бизнеса, с креативными идеями и альтернативными путями ведения бизнеса .
Создание системы эффективного государственного регулирования внешнеэкономической деятельности – залог эффективной интеграции в мировую экономику, что является особенно актуальным в реалиях усиления международной конкуренции, членства России в ВТО и борьбы с последствиями мирового финансово-экономического кризиса. Таким образом, государственная поддержка внешнеэкономической деятельности является одним из приоритетных направлений долгосрочного социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Основная цель развития межрегиональной и внешнеэкономической деятельности Удмуртской Республики на 2015 – 2020 годы - создание условий для развития межрегиональной и внешнеэкономической деятельности, стимулирование реализации экспортного потенциала республиканских предприятий, повышения конкурентоспособности республиканской продукции на внешних рынках.
Значительное число работ отечественных экономистов и юристов посвящены исследованию отдельных форм внешнеэкономической деятельности, прежде всего внешней торговли, механизма ее государственного регулирования, проблем совершенствования данного механизма в соответствии с требованиями ведущих международных экономических организаций.
К ним следует отнести труды Клинова В.Г., Ревенко Л.С., Цигичко JI. И., Спартака А.Н., Орешкина В.А., Исаченко Т.М., Фаминского И.П., Якушкина B.C., Полякова В.В., Смитиенко Б.М., Бабина Э.П. и др..
Вместе с тем не все вопросы развития внешнеэкономической деятельности и становления системы ее государственного регулирования выяснены в должной мере.
Объект исследования: Внешнеэкономическая деятельность предприятий Удмуртской Республики.
Предмет исследования: Экономико-правовые аспекты международного сотрудничества предприятий Удмуртской Республики.
Цель исследования: Провести анализ экономико-правовых аспектов международного сотрудничества предприятий Удмуртской Республики.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические аспекты международного экономического сотрудничества на уровне предприятий.
2. Проанализировать современное состояние международного сотрудничества предприятий Удмуртский Республики.
3. Раскрыть проблемы и перспективы развития международного сотрудничества предприятий УР.
Научная новизна работы: в работе предложены подходы по совершенствованию направлений и форм дальнейшей интеграции Удмуртской Республики во внешнеэкономические процессы. Проведен анализ текущих проблем внешнеэкономической деятельности предприятий Республики и намечены пути по их преодолению.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности предприятий внешнеэкономической направленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой деятельность, связанную с сотрудничеством государства в целом, отдельного предприятия с зарубежными странами по поводу реализации или приобретения товаров, информации, услуг и т.д.
Формы организации внешнеэкономической деятельности в регионах могут быть следу¬ющими: международная торговля, совместные производства, создание условий для ино¬странных инвестиций, интенсификация внешнеэкономических связей малых и средних предприятий, приграничное сотрудничество регионов, использование преимуществ свобод¬ных экономических зон.
Основной формой внешнеэкономической деятельности в регионе является международ¬ная организация производства.
В условиях нестабильной экономики региону очень важно налаживать внешнеэкономическое сотрудничество. Каждый из регионов нашей страны может найти свою нишу на мировом рынке и предложить качественную, конкурентоспособную продукцию или услуги, тем самым обеспечивая безопасность своего региона.
Реализация продукции отечественных производителей за границу позволяет увеличить валютный приток, стабилизировать манипуляции на валютном рынке, повысить внешнеэкономический статус конкурентоспособности страны на мировой арене, реализовать совместные международные инвестиционные проекты.
В рамках сравнительного анализа ВЭД были рассмотрены основные институты поддержки внешнеэкономической деятельности в Удмуртской Республике.
В настоящий момент Республике действуют следующие государственные и негосударственные структуры поддержки ВЭД:
• Министерство экономики Удмуртской Республики, которое занимается разработкой и реализацией различного рода программ по стимулированию экспорта товаров региональных производителей;
• Удмуртская торгово-промышленная палата, подразделение ТПП РФ, которое осуществляет информационную поддержку предпринимателей в сфере ВЭД, в том числе, посредством проведения обучающих программ и предоставления широкого спектра юридических услуг в сфере контрактных процедур с иностранными партнёрами.
Данные институты (структурные подразделения региональных министерств экономики и Торгово-промышленной палаты России) поддержки региональной внешнеэкономической деятельности представлены во всех рассматриваемых регионах.
Более важным элементом сравнительного анализа инфраструктуры поддержки ВЭД является исследование специализированных институтов. В Республике к таковым относится:
• Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики - региональная структура, занимающаяся финансовым и юридическим консультированием организаций-экспортеров;
• Центр поддержки предпринимательства Удмуртской Республики. Центр поддержки предпринимательства Удмуртской Республики работает в Удмуртии с 2014 года, успешно оказывая государственную поддержку в виде комплекса нефинансовых услуг предприятиям малого и среднего бизнеса.
Комплекс нефинансовых государственных услуг – это разнонаправленная информационная, консультационная и образовательная поддержка малых и средних предприятий всей республики, а также популяризация успешно реализованных бизнес-идей в регионе.
• Центр поддержки экспорта. Центр поддержки экспорта создан в 2012 году как структурное подразделение Гарантийного фонда содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики для оказания государственной поддержки малому и среднему бизнесу Удмуртии в выходе на зарубежный рынок и ведении внешнеэкономической деятельности.
Центр оказывает услуги только на безвозмездной основе в рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В ходе анализа управления внешнеэкономической деятельностью предприятий Республики мы выделили три глобальные группы проблем развития ВЭД:
- Группа проблем правового характера;
- Организационные проблемы;
- Проблемы недостаточного финансирования.
На наш взгляд, дважды повторяющаяся проблема, презентационных мероприятий и их организации не может быть выделена как отдельная проблема. Конечно же, нельзя не учитывать ее, но на наш взгляд она входит в общую проблему продвижения направления внешнеэкономической деятельности предприятий и должна рассматриваться в рамках решения медийных и рекламных проблем.
Недостаточно уделяется внимание низкому качеству подготовки персонала обслуживающего ВЭД, а зачастую их полного отсутствия. В настоящее время в Республике на базе Удмуртского Государственного Университета функционирует кафедра «Экономики» Института Экономики и Управления.
Кафедра осуществляет реализацию магистерского направления подготовки «Международная экономика и бизнес». Ранее, 1994-2013 года, кафедра экономики называлась «Международные экономические отношения и права».
Этот факт является положительным, однако следует признать, что количества квалифицированных специалистов для объемов Республики явно недостаточно.
Основными направлениями деятельности, направленной на развитие внешнеэкономических связей Удмуртской Республики, будут являться:
1. Организация и обеспечение участия Удмуртской Республики в выставках, ярмарках, экономических миссиях и иных презентационных мероприятиях на территории Удмуртской Республики, в субъектах Российской Федерации, зарубежных странах.
2. Информационная поддержка участников ВЭД (издание и публикация информационных, справочных материалов в печатном и электронном виде по вопросам межрегиональной и внешнеэкономической деятельности на русском и иностранном языках).
3. Продвижение внешнеэкономических интересов предприятий Удмуртской Республики через взаимодействие с федеральными органами власти, торгово-промышленными палатами, дипломатическими представительствами зарубежных стран, в том числе посредством участия в работе межправительственных комиссий, советов, рабочих групп, иных коллегиальных международных образований.
4. Развитие сотрудничества на основе договорных отношений (инициирование подписания, мониторинг и анализ эффективности действующих соглашений о межрегиональном и международном сотрудничестве).
5. Стимулирование внешнеэкономической деятельности: поощрение активных участников ВЭД в рамках ежегодного конкурса «Лучший экспортер Удмуртской Республики». В данном случае требуется проводить конкурс по различным номинациям. К примеру: «Внешнеэкономическая деятельность малого предприятия»; разделять номинантов по отраслям экономики: металлургия, производство электроники, сельское хозяйство и прочее.
6. Повышение информированности предприятий об особенностях внешней торговли с зарубежными партнерами (информационные, консультационные и обучающие мероприятия).
7. Развитие системы продвижения продукции на внешние рынки: развитие инфраструктуры поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, специализированных консалтинговых центров по развитию международной кооперации, формирование института торговых домов и торговых представителей Удмуртской Республики.
8. Формирование перечня предложений по развитию транспортно-логистической инфраструктуры Удмуртской Республики, способствующей развитию внешних связей.
9. Разработка и внедрение вузами Удмуртской Республики современных программ непрерывной подготовки кадров для сферы внешнеэкономической деятельности, в том числе с учетом предложений хозяйствующих субъектов.
10. Разработка концепции строительства современного многофункционального выставочного комплекса на территории Удмуртской Республики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно правовые акты
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Конституция Удмуртской Республики (в ред. Законов УР от 04.06.2012 N 22-РЗ).
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕАЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)(в ред. от 08.05.2015)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 14.11.2017), Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.10.2017).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017)
6. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле. от 10.12.2003 N 173-ФЗ (в ред. от 18.07.2017)
7. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017)
8. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 13.07.2015).
9. Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в ред. от 26.07.2017)
10. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 29.07.2017)
11. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле».
12. Федеральный закон от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
13. Федеральный закон от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 28.12.2016)
14. Федеральный закон от 21.05.1993 N 5003-1от 07.07.1993 г. N 5338-I «О международном коммерческом арбитраже» (в ред. от 29.12.2015)
15. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ».
16. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р «О концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации». (с изменениями и дополнениями).
18. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (ред. от 10.02.2017). // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept/doc2008111 7 (Дата обращения 20.09.2017)
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 № 1388 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов».
20. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2016 г. № 1368 «О предоставлении субсидий российским производителям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности»
21. Об утверждении Плана реализации подпрограмм государственной программы Удмуртской Республики «Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики» на 2017 год»
22. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 23.11.2010г. №361 (в ред. постановления Правительства УР от 06.06.2011г. №194, от 10.10.2011г. №372, от 27.08.2012г. №376) «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта
23. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р);

Литературные источники
24. Аксенов И.А. Роль региона в системе государственных внешнеэкономических связей Вестник СамГУПС. 2017. № 1 (35). С. 47-52. [Электронный документ] https://elibrary.ru/item.asp?id=2903191 (Дата обращения 20.09.2017)
25. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. М. : Экономика, 2006. 463 с.
26. Баяндурян Г.Л. Механизм государственного регулирования внешнеэко-номической деятельности в условиях глобализации // [Электронный ресурс] URL: http://j ournal.kfrgteu.ru/files/ 1/2011_3_4.pdf (Дата обращения 20.09.2017)
27. Бухматов Р.В. Пути повышения внешнеэкономической деятельности. Международный студенческий научный вестник. 2017. № 3. С. 12. [Электронный документ] https://elibrary.ru/item.asp?id=2941161601 (Дата обращения 20.09.2017)
28. Валяева Е.С. Региональные особенности внешнеэкономической деятельности в современных условиях. Российский внешнеэкономический вестник. 2017. Т. 2017. № 7. С. 122-133. [Электронный документ] https://elibrary.ru/item.asp?id=29764354 (Дата обращения 20.09.2017)
29. Внешнеторговый оборот Удмуртской Республики с 2000 по 2016 г. [Электронный документ] http://udmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/udmstat/resources/9393208040e32a928437e7367ccd0f13/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82+%D0%A3%D0%A0+%D0%B7%D0%B0+2000-2016.pdf (Дата обращения 20.09.2017)
30. Галиева М.Ш. Основные проблемы развития внешнеэкономической деятельности в регионах ПФО и возможные способы их решения. Вестник научных конференций. 2017. № 5-3 (21). С. 26-27. [Электронный документ] https://elibrary.ru/item.asp?id=29456834 (Дата обращения 20.09.2017)
31. Галиева М.Ш. Сравнительный анализ государственной инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности в регионах Приволжского Федерального округа. Вектор экономики. 2017. № 5 (11). С. 83. [Электронный документ] https://elibrary.ru/item.asp?id=29273184 (Дата обращения 26.09.2017)
32. Евченко Н.Н. Региональный внешнеэкономический комплекс: структура, управление, программирование развития: дис. ... д-ра экон. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 419 с.
33. Жичкин Ю.В. Территориальная организация внешнеэкономических связей Самарской области // Диссертация [Электронный ресурс] http://www.dissercat.com/content/territorialnaya-organizatsiya-vneshnee konomicheskikh-svyazei-samarskoi-oblasti#ixzz4bYqwd4uv (Дата обращения 20.09.2017)
34. Журнал Международная жизнь - Большая пресс-конференция Владимира Путина [Электронный ресурс]: https://interaffairs.ru (Дата обращения 27.09.2017)
35. Итоги развития внешнеэкономической деятельности Удмуртской Республики за 2016 год [Электронный документ] http://economy.udmurt.ru/prioriteti/ves/ves_UR/ 01 (Дата обращения 28.09.2017)
36. Климук В. Внешнеэкономические связи регионов как индикатор экономической безопасности от 05.07.2016
37. Насыров И. Р. Правовые аспекты международного сотрудничества регионов. Журнал российского права 2006 г. [Электронный документ] https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-regionov (Дата обращения 20.09.2017)
38. Насыров И. Р. Международная деятельность субъектов: причины, цели и формы / / Федерализм: российское и международное измерения (опыт сравнительного анализа) / Под ред. Р. С. Хакимова. Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2004. С. 315—341.
39. Недельская А.А. Внешнеэкономическая деятельность региона как фактор обеспечения экономической безопасности. Синергия Наук. 2017. № 13. С. 160-176. [Электронный документ] https://elibrary.ru/item.asp?id=29770396 (Дата обращения 21.09.2017)
40. Оборина Е.Д., Мингалева Ж. А. Разработка стратегии внешнеэкономической деятельности региона в программах структурной модернизации экономики // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2010. № 1(4). С. 61-66.
41. Сайт Центра координации поддержки экспорта при ГФСК УР https://www.udmexport.ru/ru/content/normativnoe-regulirovanie-ved/ (Дата обращения 23.09.2017)
42. Торкунов А.В. (ред.). Современные международные отношения и Мировая политика. 2004 [Электронный документ] https://textbooks.studio/uchebnik-mejdunarodnie-otnosheniya/pravovyie-aspektyi-mejdunarodnyih-svyazey-24602.html 01 (Дата обращения 26.09.2017)
43. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru (Дата обращения 29.09.2017)
44. Экономика Удмуртии. http://udmtpp.ru/service/udm_today/economika.htm (Дата обращения 20.09.2017)
45. Экспорт – шаг за шагом. Ответы на 12 вопросов начинающего экспортера. [Электронный документ] https://www.udmexport.ru/sites/default/files/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%20-%20%D1%88%D0%B0%D0%B3%20%D0%B7%D0%B0%20%D1%88%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BC.%20%D0%9E%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%2012%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0.pdf (Дата обращения 24.09.2017)


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.