• Категория: Менеджмент
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 80 %

Содержание


Введение 3
1. Теоретические и правовые основы управления сферой культуры 5
1.1. Сфера культуры: понятие, структура, экономические отношения 5
1.2. Особенности менеджмента в сфере культуры 10
1.3. Государственное, региональное и муниципальное регулирование
сферы культуры 14
2. Анализ организации и управления деятельностью Муниципального автономного учреждения культуры Кушвинского городского округа «Кушвинский дворец культуры» 21
2.1. Общая характеристика МАУК КГО «Кушвинский дворец
культуры» 21
2.2. Изучение системы организации и управления деятельностью МАУК
«Кушвинский дворец культуры» 28
2.3. Анализ эффективности управления деятельностью МАУК
«Кушвинский дворец культуры» 41
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления
деятельностью МАУК «Кушвинский дворец культуры» 50
3.1. Общая характеристика мероприятий 50
3.2. Технико-экономическое обоснование мероприятий и оценка их
эффективности 52
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 59
Приложения 61





Введение
Культура - одна из наиважнейших сфер жизни нашего общества. Расту-щее значение сфер культуры и досуга признается сего¬дня политиками всех на-правлений. Практически все понима¬ют роль ценностей свободного времени для развития городов и регионов. Поддержка учреждений культуры и досуга объяс-ня¬ется тем, что с их помощью можно повысить ценности свобод¬ного времени то-го или иного города. Действительно, это способ¬ствует привлечению в определен-ный город или регион квали¬фицированной рабочей силы, росту промышленно-сти, торгов¬ли, улучшению баланса перемещений населения и повышению фи-нансового положения местности. Если развитие систем услуг, культуры и до-суга будет зависеть только от рыночной конкуренции, то, прежде всего, будут ущемлены интересы жителей финансово слабых регионов; во-вторых, будут удовле¬творяться интересы только той части населения, которая про¬живает в производственных районах.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что происходящие в России преобразования способствуют переносу центра тяжести управленче-ской деятельности (и не только в сфере культуры) в регионы. Вместе с тем, не-разработанность проблем ре¬гиональных организационно - управленческих от-ношений существенно тормозит развитие управленческой практики, зачастую ведет к не¬верным оценкам ситуации, выбору неэффективных решений.
Новые модели регионального управления только начинают формировать-ся, в связи с чем, важны попытки обобщения управленческой практики, на-правленные на поиск оптимальных путей развития муниципальных учреждений культуры.
Управление сферой культуры представляет собой реализацию получив-ших общественное одобрение целей культурной политики, осуществляемую государственными и иными управленческими структу¬рами с помощью распре-деления ресурсов. В ряде последних исследований (О.И.Карпухин, Э.А. Мака-ревич, В.Г.Чурбанов, О.И.Генисаретский) подчеркивается, что в процессе осу-ществления государственной культурной политики следует иметь в виду, что существуют объективные пределы допустимого посторон¬него вмешательства в художественную жизнь. Потому что культура - это сфера общественной жизни, имеющая собс¬твенные, присущие ей законы функционирования и развития. Так что внешнее вмешательство (управление, регулирование) будут продуктивны-ми до тех пор, пока оно не искажает, не препятствует самореализации внутрен-них законов культурной жизни.
Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических основ управления учреждениями культуры, в проведении анализа системы управле-ния деятельностью Муниципального автономного учреждения культуры Куш-винского городского округа «Кушвинский дворец культуры» с целью дальней-шей разработки рекомендаций по ее совершенствованию.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- рассмотреть сущность сферы культуры, ее структуру и особенности;
- выявить особенности менеджмента и государственного регулирования в сфере культуры;
- провести анализ организации и управления МАУК КГО «Кушвинский дворец культуры»;
- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности учреж-дения.
Объектом исследования в курсовой работе является система организации и управления деятельностью МУК «Кушвинский дворец культуры».
Предмет исследования – управление учреждением культуры.
При написании курсовой работы были использованы такие методы ис-следования, как теоретический анализ социоло¬гической, экономической, управленческой литерату¬ры, системный и сравнительный анализ, анкетирова-ние, наблюдение.
Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и библиогра-фический список. Имеются приложения.
1. Теоретические и правовые основы управления сферой культуры
1.1. Сфера культуры: понятие, структура, экономические отношения
Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культу-ры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гаранти-руется Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Россий-ской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.
Культура - это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей че-ловека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культу-ры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, по-полнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, ху-дожественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приоб-щать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, прово-дить исследования в области культуры .
С понятием «культура» тесно связаны такие понятия, как культурные ценности, культурное наследие, культурные блага, культурная деятельность. Рассмотрим их более подробно.
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обы-чаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные про-мыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко - куль-турную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурное наследие - это материальные и духовные ценности, создан-ные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объ-екты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию .
Культурные блага - услуги, предоставляемые юридическими и физиче-скими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребно-стей.
Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, рас-пространению и освоению культурных ценностей.
К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды дея-тельности. Задачами учреждений культуры являются:
- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Фе-дерации на культурную деятельность;
- создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей РФ;
- определение принципов и правовых норм отношений субъектов куль-турной деятельности;
- определение принципов государственной культурной политики, право-вых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы .
Понятие «сфера культуры» является собирательным по отношению к со-вокупности отраслевых систем, но содержание этого понятия нельзя считать устоявшимся. В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевых системы: «культура и искусство» и «средства массо-вой информации».
Многообразие видов деятельности, обладающих указанными признаками и соответственно включаемых в сферу культуры, мож¬но подразделить на четы-ре большие группы: художественное творчество; сохранение культурного на-следия; клубная и развлекательная деятельность; массовое создание и распро-странение культурных благ (ин¬дустрия культуры).
В отличие от здравоохранения и образования, в сфере культуры нет такой четко выраженной этапности в предоставлении услуг по¬требителям. Разумеет-ся, и в данной сфере есть примеры, когда от¬дельные виды деятельности высту-пают как звенья единой цепи создания и распространения услуг. Это изобрази-тельное искусство и музейное дело, книгоиздание и библиотечное дело, шоу-бизнес и производство аудиовизуальной продукции и др. Но спецификой сфе¬ры культуры является то, что здесь различные виды деятельности соотносятся друг с другом не как разные ступени или уровни обслу¬живания, а являются альтер-нативными способами удовлетворения развлекательных, информационных по-требностей.
Динамика развития тех видов культурной деятельности, которые появи-лись благодаря новым технологиям, обладает следующей закономерностью: появление нового вида культурного творчества, обя¬занное новым техническим изобретениям, - расширение производ¬ства новых видов культурных благ - со-кращение темпов его роста или даже падение его масштабов, обусловленное появлением новых конкурирующих технологий и видов культурной деятельно-сти, пере¬ключающих на себя потребительский спрос, - занятие данным ви¬дом деятельности определенной ниши в системе культурных потребностей и ого воспроизводство в масштабах, медленно меняющихся со временем. В отдель-ных случаях производство некоторых видов куль¬турных благ может вообще исчезнуть, будучи вытесненным конку¬рирующей технологией .
Составные части сферы культуры чрезвычайно неоднородны с точки зре-ния используемых механизмов хозяйствования.
Архивы, библиотеки, организации, занимающиеся охраной памятников, обычно являются государственными учреждениями, и их работа почти полно-стью обеспечивается за счет финансирования государства или благотворитель-ных организаций.



Заключение
Анализ проблем, связанных с формированием культурной политики, ре-формированием систем управ¬ления культурой показывает, что они имеют ста-тус комплексного социокультурного явления. Результаты проведенного иссле-дования теоретических основ управления сферой культуры, а также процесса организации и управления деятельностью МАУК КГО «Кушвинский дворец культуры» позволяют сформулиро¬вать следующие выводы.
Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные па-мятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области ли-тературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульп-туры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать куль-турного человека, проводить исследования в области культуры.
Деятельность в культурной сфере осуществляется организациями, учреж-дениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государ-ственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.
Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельно-сти. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организаци-онных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни.
Управление сферой культуры основывается на нормативно-правовой ба-зе, которая включает ряд федеральных законов и законов субъектов РФ. Усло-вия создания, деятельности и реорганизации частных учреждений культуры предусматриваются ФЗ «О некоммерческих организациях».
МАУК КГО «Кушвинский дворец культуры» создано в соответствии с Постановлением Главы муниципального образования город Кушва Свердлов-ской области от 28 декабря 2004 г. № 1298. Дворец культуры является неком-мерческой организацией. Он создан в целях организации досуга и приобщения жителей город¬ского округа к творчеству, культурному развитию и самообразо-ванию, любительскому ис¬кусству и ремеслам. В структуру анализируемого уч-реждения также входят Дома досуга деревень Мостовая, Верхняя Баранча и Азиатская.
В учреждении работает 41 человек. Коллектив по преимуществу является женским. Большая часть работников учреждения (36,5 %) находится в возрасте 35 – 45 лет.
Численность населения Кушвинского городского округа в 2013 году со-ставила 35 192 человека. При этом общее количество посетителей мероприя-тий, проведенных ДК в 2013 году, составляет 46 500.
Показатели посещаемости мероприятий, проводимых ДК, с 2011 по 2013 год возросли. Темп роста 2012 г. к 2011 г. составил 119,4 %, 2013 г. к 2012 г. со-ставил 120,1 %. В 2013 году приоритеты деятельности коллектива были на-правлены на работу в рамках муниципальной целевой программы «Профилак-тика правонарушений в Кушвинском ГО в 2010 - 2014 г. г.» и цикла программ «Всей семьей во Дворец», направленной на усиление работы с кушвинскими семьями. Был разработан цикл лекций и бесед по профилактике правонаруше-ний среди подростков и молодежи города, проведен цикл мероприятий для се-мей города.
Систематически проводится работа в сельской местности Кушвинского городского округа структурными подразделениями ДК, организуется не только стационарное, но и внестационарное (выездное) культурное обслуживание на-селения.
Во Дворце культуры работают творческие коллективы. В учреждении ра-ботает 42 группы творческих коллективов, в которых занимается 664 человека. Объединения характеризуются разной направленностью. Организована работа национальных коллективов любительского художественного творчества. Твор-ческие объединения Дворца культуры получили много дипломов и других на-град в 2013 году.
Достижение высоких показателей деятельности учреждения стало воз-можно благодаря эффективной системе организации и управления деятельно-стью учреждения, которая включает организацию работы творческих объеди-нений и подготовки массовых мероприятий, использование административных, экономических и социально-психологических методов управления персоналом, использование нормативно-правовой базы в целях управления учреждением.
Для совершенствования деятельности учреждения и процессов управле-ния ей в курсовой работе разработаны рекомендации по:
- совершенствованию процесса управления конфликтами в учреждении;
- укреплению материально-технической базы МАУК «Кушвинский дво-рец культуры»;
- повышению квалификации кадров.
На реализацию предложенных мероприятий потребуется 79 000 рублей.
Реализация мероприятий направлена на совершенствование процессов управления деятельностью учреждения и на совершенствование самой деятель-ности МАУК «Кушвинский дворец культуры».
Так как МАУК «Кушвинский дворец культуры» является некоммерче-ским учреждением культуры, говорить об окупаемости вложенных средств не приходится. Экономического эффекта от реализации предлагаемых мероприя-тий не будет, т.к. они не принесут учреждению прибыли. Вместе с этим ожида-ется повышение качества обслуживания посетителей и предоставление более качественных услуг.



Список использованных источников и литературы

1. Белановский В.Е. Государственная культурная политика в условиях мо-дернизации российского общества. М., 2005. 254 с.
2. Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искус-ства // Вопросы экономики. 2006. № 10. С.76.
3. Горлова И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 2008. 159 с.
4. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. М.: Экономика, 2000. 258 с.
5. Драгичевич-Шешич, М., Стойкович, Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск, 2000. 311 с.
6. Дубовицкий В.А. Государство и развитие культуры. Минск: Наука и тех-ника, 2001. 165 с.
7. Ерасов Б.С. Социальная культурология: уч. пособие для студ. вузов. М.: Аспект-пресс, 2000. 357 с.
8. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России. М.: Академиче-ский проект, 2001. 162 с.
9. Каменец А.В. Культурная политика и современная социокультурная си-туация. Методологические основы системы управления на федеральном и региональном уровнях в сфере культуры. М., 2004. 289 с.
10. Карпухин О.И. Концептуальные основы новой куль¬турной политики го-сударства. М., 2005. 203 с.
11. Карпухин О.И. Культурная политика. М., 2006. 163 с.
12. Карпухин О.И. Управление в культуре: проблемы функциони¬рования и совершенствования. М., 2008. 267 с.
13. Кононенко Б.И. Культура. Цивилизация. Россия. Саратов: СГТУ, 2001. 203 с.
14. Мельников А.П., Селиванчик П.П. Научное управление культу¬рой. Минск: Университетское, 2008. 211 с.
15. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. СПб.: Михайлов, 2002. 263 с.
16. Николаенко Д.В., Николаенко Т.В. Эволюция российской социокультур-ной системы. М.: Претория, 2007. 344 с.
17. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. Омск: Омич, 2000. 281 с.
18. Обручаев К.Е. Обновление культуры: проблемы и перспективы. М.: РАУ, 2003. 255 с.
19. Онуфриенко Г.В. Модели культурной политики в условиях рынка. М., 2007. 263 с.
20. Орлова З.А. Социальная политика в сфере культуры. М., 2007. 154 с.
21. Сорочкин Б.Ю. и др. Финансирование культуры в новых экономических условиях. М., 2006. 147 с.
22. Столяров И.А. Управление культурой: организационно-эко¬номический механизм. М.: Экономика, 2005. 201 с.
23. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001. 258 с.
24. Фельдман А.З. Правовое регулирование культуры. С-Пб., 2001. 262 с.
25. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности. М., 2005. 309 с.
26. Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: по¬иск новых моделей. М.: НИИК, 2006. 241 с.
27. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социаль¬но - культур-ной сфере. М.: Экономика, 2001. 265 с.





Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.