• Категория: Менеджмент
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2020
  • Оригинальность: 75 %

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в педа-гогическом коллективе. 11
1.1 Психолого-педагогическая проблема конфликта в педагогиче-ском коллективе. 11
1.2 Особенности управления конфликтов в педагогическом коллективе . 22
1.3 Пути совершенствования механизма управления конфликтами в педагогическом коллективе 32
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Экспериментальное исследование управления конфлик-тами в педагогическом коллективе муниципальном бюджетном обще-образовательном учреждении «Средней общеобразовательной школы № 56 им. А.С. Пушкина, г Астрахани» 45
2.1 Исследование этапов продуктивности управления конфликтов в педагогическом коллективе на примере МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56» . 45
2.2 Модель управления конфликтами в педагогическом коллективе МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56». 64
2.3 Методические рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56». 73
Выводы по главе 2 78
Заключение 80
Список использованных источников 85
Приложения 90

Введение.
Актуальность исследования. Современный образовательный процесс выдвигает перед педагогическими коллективами особые задачи, новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе. Проблема новизны современной системы образования связана со сменой педагогической парадигмы, направленной на гуманизацию педагогической науки и школьной практики. Однако, переходя к новым формам и методам воспитания и обучения, современный педагог должен сознавать ценность педагогических идей и опыта, нᡃакопленᡃнᡃых в прᡃошлом.
В сложившейся ситуации обострᡃяется дефицит культурᡃы общенᡃия людей, со всей острᡃотой перᡃед каждым человеком стоит прᡃоблема выборᡃа стрᡃатегии поведенᡃия в конᡃфликтах. Конᡃфликты свойственᡃнᡃы всем областям жизнᡃедеятельнᡃости человека. Онᡃи являются нᡃеотъемлемой частью человеческий отнᡃошенᡃий и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Соврᡃеменᡃнᡃая нᡃаука рᡃассматрᡃивает конᡃфликты как нᡃеизбежнᡃое явленᡃие общественᡃнᡃой жизнᡃи, вытекающее из свойств человеческой прᡃирᡃоды.
Социальнᡃая нᡃапрᡃяженᡃнᡃость создает почву для появленᡃия рᡃазличнᡃых прᡃотиворᡃечий. Понᡃиманᡃию сложнᡃейших явленᡃий в обществе, их сущнᡃости, прᡃичинᡃ способствует такое нᡃаучнᡃое нᡃапрᡃавленᡃие как конᡃфликтология. Педагогическая конᡃфликтология как область теорᡃетического и прᡃикладнᡃого знᡃанᡃия нᡃаходится в стадии станᡃовленᡃия. Специфической особенᡃнᡃостью педагогической конᡃфликтологии является ее междисциплинᡃарᡃнᡃый харᡃактерᡃ. Онᡃа форᡃмирᡃуется и рᡃазвивается нᡃа стыке таких нᡃаук как философия, анᡃтрᡃопология педагогика, психология, социология, прᡃавоведенᡃие и дрᡃ.
Выделенᡃие конᡃфликтологии как самостоятельнᡃой нᡃауки прᡃиходится нᡃа XIX-XX в.в., когда были сфорᡃмулирᡃованᡃы оснᡃовнᡃые позиции соврᡃеменᡃнᡃой конᡃцепции социальнᡃого конᡃфликта. Это, прᡃежде всего конᡃцепции «позитивнᡃо-фунᡃкционᡃальнᡃого конᡃфликта» Л. Козерᡃа, «конᡃфликтнᡃой модели общества» Рᡃ. Дарᡃенᡃдорᡃфа, «социологии конᡃфликта» Л. Крᡃисберᡃга, «общей теорᡃии конᡃфликта» К. Боудинᡃга, «поведенᡃческой модели фрᡃустрᡃации-агрᡃессии» Д. Доларᡃда, «рᡃазрᡃешенᡃия конᡃфликтов нᡃа оснᡃове человеческих потрᡃебнᡃостей» Дж. Бэрᡃтонᡃа и дрᡃ. До серᡃединᡃы 80-х годов XX в. отечественᡃнᡃые публикации были посвященᡃы исследованᡃию тех типов конᡃфликтов, которᡃые нᡃе затрᡃагивали крᡃупнᡃых пластов социальнᡃой жизнᡃи и нᡃе трᡃебовали ширᡃоких политических обобщенᡃий. Онᡃи касались прᡃоблем семейнᡃых, межличнᡃостнᡃых и внᡃутрᡃипрᡃоизводственᡃнᡃых конᡃфликтов. Лишь со вторᡃой половинᡃы 80-х годов отечественᡃнᡃыми ученᡃыми А.В. Дмитрᡃиевым, А.И. Донᡃцовым, Ю.Г. Запрᡃудским, А.К. Зайцевым, А.Г. Здрᡃавомысловым, В.Нᡃ. Кудрᡃявцевым, В.О. Рᡃукавишнᡃиковым, В.И. Сперᡃанᡃским, Е.И. Степанᡃовым, В.М. Шепелем, А. Я. Анᡃцуповым и дрᡃ. рᡃазрᡃабатываются философско-социологические, мировоззренческо-методологические и общетеоретические проблемы конфликтологии, касающиеся российской общественной жизни.
В то же время, многие авторы прослеживают специфические проявления общих функций и характерных черт социальных конфликтов в важнейших сферах общественной жизни: в производственно-трудовой - В.И. Андреевой, Ф.М. Бородкиным, Н.В. Гришиной, А.Г. Ковалевым, Н.М. Коряк, Ю.Д. Красовским, Ю.В. Платонов, Т.С. Сулимовой, В.Н. Шаленко, В.М. Шепелем и др.; во внутренней и внешней политике и правовой деятельности - Н.К. Арбатовым, И.Н. Арцибасовым, А.В. Глуховой, А.А. Гостевым, Г.А. Дроботом, Л.И. Никовской, B.C., А.Н. Чумиковым, С.А. Эфировым и др.; в межнациональных и межгрупповых отношениях - В.Г. Бабаковым, В.Н. Дейнекиным, И.О. Дементьевым, Б.М. Клименко, В.Г. Смолянским и др.
Исследованием общих и специфических проблем педагогической конфликтологии в образовательных организацийьном и студенческом социуме нашло свое отражение в следующих трудах М.Г. Битянова, В.И. Журавлев, Я.С. Турбовской, В.М. Афонькова, М.М. Рыбакова, П.В. Худоминский, С.В. Баныкина, С.М. Шурухт, А.В. Майорова и др.
Степень разработанности проблемы. Научные разработки ведущих отечественных ученых - экономистов Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк, А.Г. Большакова, М.Ю. Несмеловой, В.П. Василенко, С.М. Емельянова, Э.Э. Линчевского, Е.Б.Моргунова, Э.А. Уткина, С.В. Шекшня и других посвящены обоснованию теоретических и общеметодологических аспектов конфликта как средства управления организацией. Проблема конфликтологии как важной составляющей межличностных отношений получила развитие в трудах как зарубежных так и отечественных исследований – М.А. Джерелевской, Э.Э. Линчевского, Г.Г. Меликьяна, В.Н. Меньшовой, Р.П. Колосовой, С.Н. Щегловой.
Основным условием формирования педагогической конфликтологии является накопление конкретных факторов для последующего их обобщения, анализа, интерпретации. Проблемы общения и межличностных отношений, изучались учеными, занимающимися вопросами воспитания и образования, обучающихся, а именно Т.А. Репиной, Т.В. Антоновой, Р.А. Иванковой, М.И. Лисиной, О.М. Гостюхиной, JI.H. Башмаковой, А.А. Рояк, B.C. Мухиной, Р.Б. Стеркиной, М.И. Тимошенко и др. Они разработали методы диагностики, учеными показана зависимость характера взаимоотношений от стиля общения с ними педагога. Важным является, в каких условиях протекает становление личности обучающегося, характер взаимоотношений между взрослыми, которые его окружают. Исследования сущности конфликтов в коллективе образовательной организации, их причин, типологии, влиянии на хоро-шую психологическую атмосферу, обосновывают необходимость использования различных методов в управлении конфликтными ситуациями.
Изучение этих проблем актуально, так как теоретических и практиче-ских наработок, касающихся проблем конфликтных характеристик педагогического социума практически нет. Исходя из этого, можно говорить о том, что реально существует противоречие между потребностью педагогического коллектива образовательной организации в овладении конфликтной компетентностью и возможностями квалифицированной подготовки в данной категории работников образования. Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность определили выбор темы дипломной работы: «Управление конфликтами в педагогическом коллективе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 56 им. А.С. Пушкина».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школы № 56 им. А.С. Пушкина».
Объект исследования: конфликты в педагогическом коллективе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 56 им. А.С. Пушкина».
Предмет исследования: является технология управления конфликтами в педагогическом коллективе Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школы № 56 им. А.С. Пушкина».
Гипотеза исследования: если разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления педагогическом коллективе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 56 им. А.С. Пушкина» будет эффективнее, если:
- осуществить теоретическое обоснование проблемы управления кон-фликтами в педагогическом коллективе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 56 им. А.С. Пушкина»;
- определить субъектную типологию и выявить причины возникнове-ния конфликтных ситуаций будет способствовать подбору адекватных методов управления конфликтами в педагогическом коллективе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 56 им. А.С. Пушкина».
- апробировать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 56 им. А.С. Пушкина».
Задачи исследования:
1. Изучить проблему возникновения конфликтов в педагогическом коллективе.
2. Выявить и охарактеризовать особенности управления конфликтов в педагогическом коллективе
3. Выявить эффективные пути совершенствования процесса управле-ния конфликтами в педагогическом коллективе.
4. Разработать и апробировать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе Муници-пального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 56 им. А.С. Пушкина».
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции и теории отечественных и зарубежных ученых: философов, социологов, психологов, педагогов:
- идеи гуманизации образования, положенные в основу работ Я.Л. Коломенского, Л. В. Тодорова, С.Г. Вершловского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Р.Б. Стеркиной и др.;
- разработка философско-социологических, мировозренческо-методологических и общетеоретических проблем принципиальных подходов к анализу конфликтов в работах JI. Козера, Р. Дарендорфа, JI. Крисберга, К. Боудинга, Д. Доларда, Дж. Бэртона и А.В. Дмитриева, А.И. Донцова, Ю.Г. Запрудского, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Кудрявцева, В.О. Рукавишникова, В.А. Соснина и др.;
- разработка организационно-методических и технологических проблем прикладной конфликтологии в публикациях В.И. Андреева, Я.С. Турбовского, С.В. Баныкиной, Н.В. Гришиной, А.А. Ершова, В.И. Журавлева, Ю.Д. Красовского, В.И. Сперанского, Е.И. Степанова, Т.А. Чистяковой, А.Н. Чумикова, В.М. Шепеля, В.П. Шейнова и др.;
- разработка организационно-методических принципов ценностного и нормативного прогнозирования, концепции интериоризации (усвоения), параметрической концепции и организационно-деятельностного подхода B.C. Агеева, А.И. Донцова, Р.С. Немова, Е.М. Дубовской, P.JI. Крического и др.;
- разработка психолого-педагогических основ общения в работах А.Н. Лутошкина, Л.А. Петровской, Я.С. Турбовского и др.;
- концепции сравнительного анализа в педагогике в работах Б.Л. Вульфсона, З.А. Мальковой и др.;
- междисциплинарный подход к конфликту в исследованиях А.Я. Ан-цупова, С.Л. Прошанова, А.И. Шипилова и др.
Дано психолого-педагогическое обоснование конфликтов в образова-тельной организации профессионального образования.
Уточнены понятия, имеющие значение для изучения конфликтных ситуаций в образовательной организации: субъекты конфликтного взаимодействия, типология, причины возникновения и функции конфликта.
Определено, что хорошая психологическая атмосфера педагогического коллектива образовательной организации находится в прямой зависимости с причинами, порождающими конфликтные ситуации и условиями их протекания. Разработана субъектная типология конфликтов в педагогическом коллективе образовательной организации, включающая в себя администрацию, педагогических работников и обслуживающий персонал. Выявлены причины, провоцирующие возникновение конфликтных ситуаций в коллективе образовательной организации.
Определены педагогические, психологические и организационные методы предупреждения конфликтов в образовательном социуме.
Разработаны рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 56 им. А.С. Пушкина».
Практическая значимость исследования. Результаты исследования позволили реально оценить сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию в педагогическом коллективе, ориентироваться в социально-психологическом состоянии работников образовательной организации, что дает возможность уточнить и актуализировать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 56 им. А.С. Пушкина».
Предложены теоретические и практические разработки по повышению профессиональной компетенции администраторов в области работы с педагогическим коллективом, умения выстраивать доброжелательные отношения с сотрудниками, управлять конфликтами, повышать личный авторитет.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы в практике руководителей школ и вузов, психологами для повышения благоприятного климата в коллективе.
Методы исследования: контент-анализ литературных источников и периодической печати по конфликтологии; наблюдение; интервью с педагогами и сотрудниками образовательных организаций; анкетирование; психодиагностика; экспериментальная работа по апробации методов управления конфликтами.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56 им. А.С. Пушкина».
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
Заключение
Вопросы взаимодействия всех участников образовательного процесса приобретает все большую остроту для современной школы. Представленное исследование рассматривает актуальную проблему путей разрешения конфликтов в педагогическом коллективе на примере МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56».
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи: изучить проблему возникновения конфликтов в педагогическом коллективе; выявить и охарактеризовать особенности управления конфликтов в педагогическом коллективе; выявить эффективные пути совершенствования процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе; разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 56 им. А.С. Пушкина».
В первой главе был проведен анализ литературы и нами уточнен понятийный аппарат исследования. Конфликт – это столкновение противоположнных целей, интересов, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. Наиболее распространенными типами конфликтов в педагогическом коллективах являются: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. По значению для развития организации выделяют конфликты конструктивные и деструктивные. Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт или изменение целей участников конфликта.
Педагогические коллективы, как особые социальные группы, подвер-жены конфликтам очень часто. При этом конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между субъектами взаимодействия, вызывают глубочайшие стрессовые состояния участников конфликта и общую неудовлетворённость результатами деятельности образовательной организации.
Анализ подходов к разрешению конфликтов являются необходимым для руководителей любой образовательной организации. Характер и содержание переживаемых в педагогическом коллективе конфликтов, определяют его конструктивный и деструктивный сценарий деятельности, а также служит основой для создания моделей управления конфликтами.
Экспериментальная работа по разрешению конфликтов образовательной организации проводилась на базе МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56» с участием 78 педагогов. Эксперимент включал 2 этап. На начальном этапе был подобран диагностический инструментарий, с помощью которого изучалось реальное состояние конфликтов в педагогическом коллективе. Были использованы следующие методы: методика «Оценка социально-психологического климата в коллективе», анкетирование педагогов «Конфликты в педагогическом коллективе», методика «Определение стиля поведения в конфликтной ситуации» (К.Томас), методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева).
Выявлено, что общий психологический климат в коллективе в целом благоприятный, но недостаточно устойчивый. Есть определенные проблемы, вызванные некоторыми противоречиями. На наличие конфликтов время от времени указали 74% педагогов. 22% не замечают разногласий, не придают значения конфликтам, говорят о том, что они происходят очень редко. Характер конфликтов следующий: между педагогами – 30%; между педагогами и администрацией – 39%; между педагогами и учащимися – а 11%; между педагогами и родителями – 20%.
Были названы основные причины возникновения конфликтов. Так, в отношениях с администрацией на первый план выходят: несоблюдение трудовой дисциплины и повышенные требования к педагогам. Между педагогами конфликты связаны с нарушением этики общения, недобросовестным отношением коллег, затрудняющим выполнение обязанностей другими педагогами. Конфликты педагогов и студентов обусловлены невыполнением требований педагогов, нарушениями дисциплины и т.д.
В конфликтах с родителями главными причинами становятся: игнорирование родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка, недовольство результатами обучения ребенка в школе и др. Многие педагоги высказывают негативно о происходящих конфликтах, но есть и такие, кто относится нейтрально , а также не могут определить своего отношения к ним .
Обследование способов реагирования в конфликтной ситуации пока-зало, что в педагогическом коллективе преобладают не самые эффективные способы преодоления конфликтов. К сотрудничеству, как самому продук-тивному способу при решении конфликтов, готовы только одна четвертая часть коллектива.
К показателям, которые влияют на удовлетворенность сотрудников работой, а также могут стать причиной возникновения конфликтов относятся следующие: условия труда и организация рабочего времени, стиль руководства и компетентность руководителя, высокие требования к компетенции педагогов, сплоченность коллектива и межличностные отношения.
В целом 74% педагогов удовлетворены условиями труда. 22% указывают на отдельные недостатки. Среди членов педагогического коллектива существуют разногласия в оценке стиля руководством образовательной организации: 52% педагогов считает, что преобладает директивный компонент управления, 25% педагогов высказались за коллегиальный компонент руководства, а 23% педагогов – за попустительский компонент руководства. Отсутствие единого мнения говорит как об отсутствии сплоченности коллектива, нестабильности психологического климата, подверженности конфликтам, так и о возможных тактических ошибках руководителя.
На конечном этапе нами была разработана и представлена модель управления конфликтами в педагогическом коллективе МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56». В ней выделены следующие этапы: проектировочно-целевой, содержательно-процессуальный, результативно-оценочный.
Проектировочно-целевой этап определяет общий стратегический замысел реализации модели и общую направленность управленческого процесса по преодолению конфликтов в педагогическом коллективе. На данном этапе существенное значение имеет диагностика и анализ состояния конфликтов в учреждении. Содержательно-процессуальный этап включает непосредственную деятельность по решению выявленных конфликтов в педагогическом коллективе в образовательной организации. Предполагается три направления деятельности. Организационный блок предусматривает мероприятия по улучшению условий труда и работы педагогических кадров, использование приемов мотивации и стимулирования педагогических работников, ситуативно-управленческие решения в работе педагогами. Работу коррекционнодиагностического блока осуществляет школьная служба медиации и педагог- психолог образовательной организации. Их главной задачей является создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить професси-онально и личностно значимые для них сведения о способах поведения в конфликтных ситуациях и их предупреждении.
Среди форм и методов работы: семинары, тренинги, консультации, создание методических материалов и памяток и т.д. Содержание работы консультативно-методического блока включает мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов, своевременному оказанию им методической помощи, формированию инновационного потенциала педагогов образовательной организации. При этом используются традиционные и современные формы методической работы.
На результативно-оценочном этапе происходит подведение итогов, проводится мониторинг ситуации в педагогическом коллективе и при необ-ходимости осуществляется корректировка плана действий. Главным ожидаемым результатом внедрения модели управления конфликтами должно стать повышение эффективности деятельности образовательной организации.
Представленная модель обладает свойством воспроизводимой, т.е. подразумевается возможность ее применения в любой образовательной организации с учетом специфики и условий конкретного учреждения.
По итогам экспериментальной работы были сформулированы также рекомендации для руководителей по решению конфликтов в педагогическом коллективе. Таким образом, поставленные задачи исследования решены полностью, цель достигнута. Значимость исследования определяется его ориентацией на решение практических задач совершенствования управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации.

Список используемых источников
1. Абрамова С.Р. Психология в управлении и для управлении (Руководителям и подчиненным). —М. : Сентябрь, 2016.-160с. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. -М.:Аспект Пресс, 2016.-377с.
2. Аккорнеро А. Терциаризация индустриального конфликта // Рабочий
класс и современный мир. -М., 2015,- с.120-129 с.
3. Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских A.JI. Психодиагностика педагогических способностей. Протесты. Методическое пособие. -М.: Исслед.
центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. -221с.
4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического-процесса. -Минск, 2015. -559с.
5. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора ведения перегово-ров, разрешения конфликтов. -М: Народное Образование, 2016. 126с.
6. Анцупов А.Я., Прошанов C.JT. Конфликтология: междисциплинарный подход. -М.: Институт военной истории, 2015. -36с.
7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2016.-551с.
8. Арнольдов А.И. Социальная педагогика и культурология : Содружество наук. -М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2015.-28с.
9. Артемова JI.B. Формирование нравственных отношений в игре
// Игра дошкольника. / Под ред. С.Л. Новоселовой. -М.: Просвещение, 2015.-
284с.
10. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути
их преодоления: Автореферат дис.канд. пед. наук. -М., 2015. -22с.
11. Артемова Т.А. Конфликт в организации в процессе стратегического
планирования. //Социальный конфликт, 2015. -№2, -с.3-10.
12. Багмет К.В., Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт в педагогической
деятельности: Учеб. метод, пособие для работников образовательных учреждений. -М.:ФОН, 2016. -73с.121
13. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога.
Астрахань, 2015.-122с.
14. Баныкина С.В. Конфликтологическая служба школы: статус и со-держание деятельности. Дис. . канд. пед. наук.- М., 2015.- 177с.
15. Баранова Г.П. Факторы профессиональной адаптации молодого
учителя в общеобразовательной школе: Дис. канд. пед. наук. Л. ЛГУ, 2015. -262с.
16. Барсуков Н.В. Управление процессом подготовки учительских кадров в педагогических училищах в современных условиях. Дис. канд. пед. наук. М., 2016. -194с.
17. Башлакова Л.Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на
взаимоотношения детей: Автореф. . канд.психол.наук. -М., 2014.24 с.
18. Белкин А.С., Жаворонкова В.Д. Педагогическая конфликтология. -
Екатеринбург, 2016. -85с.
19. Белкин А.С., Жаворонкова В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. -Екатеринбург.: «Глаголъ», 2016. -89с.
20. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих
взаимоотношений (Люди, которые играют в игры: психология челове-ческой,
судьбы): Пер. с англ. /Общ. Ред. М.С. Мацковского;-СПб.; -М.: Университетская книга.; ACT, 2016. -399с.
21. Бескина P.M., Чудновский В.Э. Воспоминания о будущей школе:
Кн. Для учителей. -М.: Просвещение, 2016. -223с.
22. Бестужев Лада И.В. Образование как самоценность: социальные
проблемы народного образования в России. // Магистр, 2015. - №3. -с.35-46.
23. Богословский В.В. Межличностные отношения в структуре педагогической деятельности учителя. / Психология труда и личности учителя. Под
ред./А.И. Щербакова. Л., 2015.-134с.
24. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! -Новосибирск:
Наука, 2015. -14с.122
25. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Пособие для ВУЗов.
-М.: ИНФРА., - 2016. -224с.
26. Буева Л.П. Гуманизация воспитания в кризисном обществе // Со-временная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся
и родителей / Международная научно-практическая конференция. -М.,2016. -145с.
27. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: теоретикометодологический аспеат.: Автореф. докт. пед.наук. 2015. - 40с.
28. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить кон-фликт в коллективе. -М.: Моск. психолого-социальный институт : Флинта,
2016.-112с.
29. Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования
// Гуманизация образования. Теория. Практика. -Спб.: СРГУПМ, 2015. -с.5-
15.
30. Виноградова Г.Н. Нравственно -психологический климат и мастерство учителя. -Ижевск: Изд-во Удмуртского университета,2016.-122с.
31. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: социальнопсихологический практикум. -JL: Лениздат, 2015. -222с.
32. Волков К.Н. Психологии о педагогических проблемах. / Под ред.
А.А. Бодалева. -М.: Просвещение, 2015. -128с.
33. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. —М.:
Изд-во. Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОД-ЭК»,2015.-256с.
34. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 2015. -144с.
35. Танеев A.M., Тронова Л.С. Конфликтология: практикум. -Казань:
Изд-во КФЭИ, 2015. -284с.
36. Гвоздева Е., Черкашина М. Всероссийская акция учителей. // Профсоюзное обозрение. Информационно- аналитическое издание АСТИ, Январь -февраль- 2016г. -25-36.123
37. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. (в поисках практико-ориентировочных образовательных концепций). -М.: Совершен-ство, 2016. -606с.
38. Гражданское самочувствие учителей Московской области //Информационно-аналитический материал по результатам мониторинго-вого
социологического исследования. -М.: ИПК и ПРНО МО, 2015.-16с.
39. Громова О.Н. Конфликтология:Курс лекций, (отв. За вып. Афана-сенко М.К.) Ассоц. авт. и изд. «Тандем». -М.:ЭКМОС, 2016. -320с.
40. Губина Н.В. Влияние деловых и личностных качеств руководите-лей на социальную, напряженность в трудовом, коллективе. Дис. .канд.соц.наук.
М., 2016. -126с.
41. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособ. -М.: Логос, 2016. -222с.
42. Данакин Н.С., Дятченко Я.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. -Белгород, 2015. —316с.
43. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т.А.
Репиной. -М.: Педагогика, 2015.-189с.
44. Дмитриев А.В. Кофликтология: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Гардарика, 2016. -320с.I
45. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теориюкон-фликтов. Изд. 2-е. -М.: МАЭП, ИИК «КАЛИТА», «Собрание». 2016.-158с.
46. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.
/ Кн. для учи-теля и родителей. -М.: Просвещение, 2015. —207с.
47. Донченко Е.А., Татаренко Т.М. Личность: конфликт и гармония. -
Киев: Полит, издат. Украины, 2015. -175с.
49. Дошкольное образование в России Сборник действующих норма-тивно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Изд-во
ACT, 2015. -336с.124
50. Ермолаева Е.А. Влияние стиля руководства директора на социально-психологическую атмосферу в педагогическом коллективе: Автореферат
дис. .канд. пед. наук. -Л., 1972. -19с.
51. Ерошин В.И. Современная экономическая ситуация в образовании
// Педагогика, 2015. -№5 -с.55-59.
52. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 2016. -184с.Г
53. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. -Калуга, 2016. -
188с.
54. Зайцева Я.В. Психологические условия и факторы снижения кон-фликтности личности в системе «руководитель подчиненный». Автореф. канд. психол. наук, М.,2016. -24с.
55. Захарова JI.H. Психологическая подготовка педагога. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ин-та., 2016. -214с.
56. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях пре-одоления кризиса. -М.: Аспект Пресс, 2016. —317с.
57. Зигрет В., Ланг Л. Руководить без конфликта. М.: Экономика. 2015. -227 с.
58. Йолов Р., Градеев Д. Общение: сотрудничество, дистанция, кон-фликтность. Реферат. М., 2015. -25 с.
59. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред.Т.В. Антоновой; Моск. департамент образования, Центр «Дошкольное детство» им.
А.В. Запорожца, -М.: 2016. -116с.
60. Калашников Д.В. Конфликты в организации и основные пути их
разрешения, /автореф. диссер. . канд. соц. наук). -М., 2016, -24с.
61. Калмыкова 3.И. Педагогика гуманизма.-М.: Знание, 2015.—80с.
62. Караковский. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М.: Малое предприятие. «Новая школа», 2016. -80


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.