• Категория: Местное самоуправление
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2015

Оглавление
Введение 3
1. Теоретико - методические проблемы управления ЖКХ на муниципальном уровне 6
1.1. Правовое обеспечение муниципального управления ЖКХ 6
1.2. Организация системы реформирования ЖКХ на современном этапе 15
1.3.   Критерии оценки эффективности управления ЖКХ 21
2. Особенности развития системы управления ЖКХ в Октябрьском районе г. Ижевска 31
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика жилищно-коммунального сектора района 31
2.2 Организация функционирования систем управления ЖКХ района 37
2.3 Эффективность и проблемы управления ЖКХ Октябрьского района 47
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления ЖКХ в Октябрьском  районе г. Ижевска 57
3.1 Совершенствование качества услуг предоставляемых населению управляющими компаниями 57
3.2  Предложения по совершенствованию управления ЖКХ 65
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 82


ВВЕДЕНИЕ
 
На современном этапе осуществляется реформирование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством (далее ЖКХ). Одно из важных направлений в реформировании ЖКХ – это повышение качества жилищно-коммунальных услуг. Отсутствие конкуренции в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, неудовлетворительная организация обслуживания населения, снижают уровень качества оказываемых услуг. Поэтому необходима разработка новых моделей управления ЖКХ.
Отметим, что жилищно-коммунальное хозяйство – это одна из наиболее значимых отраслей экономики городского хозяйства, обеспечивающая жизнеобеспечение быта горожан. На территории города ЖКХ обеспечивает функционирование жилищного хозяйства, водоснабжения, водопотребления, водо- отведения и очистки сточных вод, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и др.
В настоящее время ЖКХ РФ находится в кризисном состоянии, котороеᅟ характеризуетсяᅟ дотационностьюᅟ отраслиᅟ иᅟ неудовлетворительнымᅟ финансовымᅟ положением, высокойᅟ затратностью, отсутствиемᅟ экономическихᅟ стимуловᅟ сниженияᅟ издержекᅟ наᅟ производствоᅟ коммунальныхᅟ услуг, неразвитостьюᅟ конкурентнойᅟ средыᅟ иᅟ высокойᅟ степеньюᅟ износаᅟ основныхᅟ фондов, неэффективнойᅟ работойᅟ предприятий, большимиᅟ потерямиᅟ энергии, водыᅟ иᅟ другихᅟ ресурсов.
Модернизацияᅟ социально-экономическихᅟ отношенийᅟ наᅟ уровнеᅟ муниципальныхᅟ образованийᅟ требуетᅟ исследованияᅟ теоретическихᅟ иᅟ практическихᅟ основᅟ реформированияᅟ ЖКХ,  выявленияᅟ особенностейᅟ системыᅟ управленияᅟ даннойᅟ сферойᅟ вᅟ процессеᅟ деятельностиᅟ многопрофильныхᅟ предприятий,  разработкиᅟ стратегииᅟ управленияᅟ тарифамиᅟ сᅟ цельюᅟ повышенияᅟ эффективностиᅟ иᅟ качестваᅟ обслуживанияᅟ населенияᅟ жилищно-коммунальнымиᅟ услугами.
Одновременно с проблемами,  связанными   с острым дефицитом финансов,  слабой материально-технической базой,  недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов, отсутствием продуманной и конкретизированной жилищной политики сегодня на первый план выходит проблема управления сферой ЖКХ и недостаточная квалификация управленческих кадров.  Анализ остроты широкого круга вопросов управления сферой ЖКХ подтверждает,  что эта задача управления приобретает необходимость коренного реформирования,  а сама система управления ЖКХ требует глубоких преобразований. 
Данная проблема заслуживает внимания на муниципальном уровне,  как наиболее значимом   в непосредственном приближении в экономических отношениях между людьми на первичном уровне управленческого воздействия экономической власти государства.  Все выше названное   обусловило актуальность темы дипломного исследования.
Объект исследования: система управления ЖКХ муниципального образования, находящаяся на стадии трансформации к рыночным отношениям.
Предмет исследования:  система управления в Отделе ЖКХ и строительства  Администрации Октябрьского  района г. Ижевска, связанные с совершенствованием управления ЖКХ.
Цель - разработка методических и практических рекомендаций управления по предоставлению ЖКХ услуг населению.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • -                     Раскрыть теоретико - методические особенности  управления ЖКХ на муниципальном уровне
  • -                     Рассмотреть содержательные характеристики системы управления ЖКХ Октябрьского района 
  • -                     Выявить проблемы эффективного управления в ЖКХ Октябрьского района
  • -                     Разработать рекомендаций по совершенствованию системы предоставления услуг ЖКХ в Октябрьском  районе г. Ижевска
Информационная база исследования:
•                     Устав МО (г. Ижевск)
•                     Положение об администрации Октябрьского района
•                     Аналитические материалы, отчеты
•                     Статистические материалы
•                     Литературные источники

 
Заключение
Учитывая сегодняшнее положение отрасли жилищно-коммунального хозяйства, управляющая компания является важнейшим звеном его реформирования, которая не только сама экономически заинтересована в результатах своей деятельности, но и создает стимулы к повышению качества работы остальных звеньев, участвующих в процессе предоставления ЖКУ.
Управляющие компании должны привлекать к обслуживанию жилищного фонда «хозяев домов» (или управдомов). «Хозяин дома» берет на обслуживание один или несколько домов, следит за техническим состоянием внутридомовых инженерных сетей преимущественно путем приведения профилактических осмотров, а не устранения аварийных ситуаций, его обязанностью является содержание подъездов и дворов в чистоте. Кроме этого, «хозяин дома» проводит активную работу с жильцами, направленную на повышение их удовлетворенности обслуживанием жилищного фонда и повышение уровня сбора оплаты за ЖКУ. «Хозяин дома» - это и ecть то лицо, с которым непосредственно общаются жители.
Стимулирование «хозяина дома» должно определяться двумя факторами:
1. Процент от собранных на жилищном фонде средств населения по оплате за ЖКУ. Например, при уровне собираемости, равном 140'%, «хозяин дома» получает в дополнение к базовому вознаграждению 6% от собранных средств.
2. Процент от экономии средств при проведении мероприятий энергоресурсосбережения на жилищном фонде. Например, 40% от сэкономленных средств в дополнение к базовому вознаграждению.
Необходимо пересматривать договора, заключенные с подрядчиками, осуществляющими обслуживание жилого фонда. Рассмотрим  и сравним затраты подрядчика, обслуживающего территорию жилого фонда вручную и затраты подрядчика, осуществляющего механизированную уборку территории.
В результате оценки опыта управляющих компании по РФ сделан вывод, что в процессе разработки проекта организационно – технических мероприятий по уменьшению затрат на оказание услуг УК «Добрый дом» необходимо реализовать следующие мероприятия:
-внедрение технологии доставки платежных извещений собственникам квартир с использованием Интернет -  сайта УК «Добрый дом»;
-внедрение методики оценки подрядчиков и поставщиков;
-внедрение в эксплуатацию системы автоматического снятия показаний с водосчетчиков (горячая и холодная вода), а также с теплосчетчиков;
-вывод за штат работников по обслуживанию зданий и сооружений, относящихся к инфраструктуре самой управляющей компании, а также водителей.
В ходе выполнения работы рассмотрена сущность мероприятия по внедрению системы выбора оптимального поставщика (подрядчика), которое позволит снизить расходы по оплате счетов поставщиков (подрядчиков) за счет исключения фактов некачественного выполнения работы (затраты на переделку с выбором другого подрядчика), а также фактов поставок некачественных материалов и оборудования для установки в многоквартирные дома (затраты на поставку с выбором нового поставщика). В данном случае используем опыт ООО «Жилфонд-служба» (г. Петрозаводск), которым предложен метод анализа иерархий (МАИ).
В настоящее время ежемесячная доставка платежных извещений осуществляется собственникам 18500 квартир. В процессе выполнения дипломного проекта был проведен опрос собственников, путем размещения вопроса на платежном извещении, суть которого заключалась в возможности собственника получать платежные извещения с Интернет – сайта  УК «Добрый дом». Как показали результаты опроса, 20% собственников согласны получать платежные извещения путем получения информации на Интернет – сайте  УК «Добрый дом». В результате реализации данного предложения удастся сократить годовой объем печати платежных извещений.
Также рассмотрены аспекты внедрения внедрение в эксплуатацию системы автоматического снятия показаний с водосчетчиков (горячая и холодная вода), а также с теплосчетчиков (опыт МУП «Городская жилищная управляющая компания»  г. Фрязино). В результате внедрения системы снижение текущих затрат УК «Добрый дом» будет обеспечено за счет сокращения численности 14 техников – смотрителей.
Рассмотрены аспекты вывода за штат работников по обслуживанию зданий и сооружений, относящихся к инфраструктуре самой управляющей компании, а также водителей. В настоящее время в штате УК «Добрый дом» находится 4 работников по уборке служебных помещений, а также 3 водителя. При заключении договора с внешним подрядчиком на условиях, когда сумма контракта не превысит уровень оплаты труда штатных сотрудников предприятия будет отмечена экономия средств  за счет исключения уплаты взносов на социальные нужды. Обеспечение данного условия (в частности по уборщикам служебных помещений) будет осуществлено за счет более эффективной деятельности внешнего подрядчика (при этом будет привлечено меньшее количество работников подрядчика).
Как показали результаты исследования снижение затрат на оказание услуг  УК «Добрый дом» за счет реализации отдельных из предложенных мероприятий составят:
-внедрение технологии доставки платежных извещений собственникам квартир с использованием Интернет -  сайта УК «Добрый дом» – экономия на сумму 22200 руб. в год (снижение материальных затрат предприятия);
-внедрение в эксплуатацию системы автоматического снятия показаний с водосчетчиков (горячая и холодная вода), а также с теплосчетчиков – экономия на сумму 865000 руб. в год (снижение расходов на оплату труда на сумму 696000 руб., отчислений на социальные нужды на сумму 181400 руб., прирост материальных затрат на 12000 руб. в год);
-вывод за штат работников по обслуживанию зданий и сооружений, относящихся к инфраструктуре самой управляющей компании, а также водителей – экономия на сумму 117000 руб. в год (снижение уровня отчислений на социальные нужды).
[size=4] [/size]
[size=4] [/size]Список использованных источников и литературы

 
1.                Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2.                Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 30.11.2014)
3.                Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года (в ред. от 24.12.2014).
4.                Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года (в ред. от 14.12.2014).
5.                Закон РФ от 11.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2013) "О защите прав потребителей".
6.                Постановление Правительства РФ от 13.12.2010 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
7.                Федеральный закон от 2 мая 2010 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
8.                Постановление от 23 мая 2010 г. N 311 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.11.2012 N 549)
9.                Постановление от 17 ноября 2001 г. n 797 О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно - коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "жилище" на 2002 - 2014 годы»
10.           ПОЛОЖЕНИЕ «О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АДМИНИСТРАЦИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ИЖЕВСКА» Утверждено решением Городской думы города Ижевска от 27 мая 2010 года №622
11.           ОТЧЕТ  О РЕЗУЛЬТАТАХ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА  АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИЖЕВСКА  ЗА 2014 ГОД
12.           Правила и нормы технической эксплуатации жилого фонда (Утверждено Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170).
13.           Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
14.           Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2014. – 414 с.
15.           Армстронг М. Основы менеджмента — Ростов-на-Дону: Фе­никс, 2013. – 450 с.
16.           Базилевич Л.А. Менеджмент. М., 2014. – 145 с.
17.           Бузырев В. В., Чекалин В. С. Экономика жилищной сферы. – М.: ИНФРА-М, 2001
18.           Виханский О.С. Менеджмент / Учебник для ву­зов. — М.: Гардарика, 2013. – 320 с.
19.           Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента. Таганрог: ТРТУ, 2013. – 123 с.
20.           Гусева Е.Г. Управление производством на предприятии. Учебно -практическое пособие - М.: МГУЭСИ, 2011. – 414 с.
21.           Донцова Л. Управление в сфере ЖКХ. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. - №14. – С.14-12.
22.           Зайцева О. А. Основы менеджмента / Учебное пособие для вузов. — М.: Центр, 2014. – 367 с.
23.           Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. — Минск: ЭКОНОМ-ПРЕСС, 2005. – 550 с.
24.           Карданская Н. Л. Принятие управленческого решения / Учебник для вузов.-М.: Юнити, 2014. – 530 с.
25.           Кирсанов С.А., Евсегнеева Т.Е. Разработка Методики оценки эффективности предоставления жилищных и коммунальных услуг // imr.uplanet.ru/files%5Cforstudents%5Cmetodiki_ocenki_2011.doc
26.           Кузин, Б.И. Методы и модели управления фирмой. // Материалы сайта www.klerk.ru
27.           Кузнецов Ю.В. Основы менеджмента. — СПб.: ОЛБИС, 2013. – 321 с.
28.           Мескон М. Основы менеджмента — М.: Дело, 2012. – 457 с.
29.           Организационное управление: Учеб. пособие для вузов  / Архипова Н.И.- М.:"Издательство ПРИОР", 2013. – 789 с.
30.           Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М., 2013. – 504 с.
31.           Производственный менеджмент. / Под ред. проф. Ильенковой С.Д. Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
32.           Савин К.Н.  Анализ теории и практики реформирования жилищно-коммунального комплекса России: Монография / Науч. ред. д-р экон. Наук Б.И. Герасимов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. 172 с
33.           Управление предприятием и анализ его деятельности / Титаев В.Н. - М.: Финансы и статистика, 2012. – 278 с..
34.           Уткин Э.А. История менеджмента. М., 2013. – 467 с.
35.           Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент / Учебник для вузов. —М.: «Интел-Синтез», 2004. – 348 с.
36.           Финансовая стратегия в управлении предприятием / Титов В.В., Коробкова З.В. -  Новосибирск, 2010. – 653 с.
37.           Экономика / Под ред. Родионовой В.М. М.: Финансы и статистика, 2013.  – 250 с.
38.           Экономика предприятий /  Под ред. Сесенова В.М. М., 2005. – 190 с.
39.           Экономика предприятия / Под ред. Ширенбек Х. М.: Инфра-М, 2012 – 322 с.
40.           Экономика предприятия: Учебник для вузов. 4-е изд./ Под ред. Семенова В. СПб.:Питер, 2012. – 414 с.
41.           Янова В.В. Экономика. М., 2014. – 320 с.

 


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.