• Категория: Налоговое право

Содержание

 

 

Стр.

 

Введение………………………………………………………………

3

I.

Теоретические основы института сроков в налоговом праве….

7

1.1.

Понятие, сущность и значение   сроков в налоговом праве………...

7

1.2.

Классификация сроков, общие условия и правовые особенности  их установления……………………………………………………….

11

1.3.

Порядок исчисления, восстановления, продления и приостановления сроков в налоговом праве…………………………

26

      II. Особенности правового регулирования  отдельных видов сроков в        налоговом праве……………………………………………………………………

 

48

2.1.

Сроки, связанные с  исполнением  обязанности по уплате  налогов и сборов………………………………………………………………...

48

2.2.

Сроки при осуществлении налогового контроля……………………

56

2.3.

Сроки  давности………………………………………………………..

67

2.4.

Правовые  последствия нарушения сроков в  налоговом праве

85

Выводы и предложения…………………………………………………………...

96

Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы……………………………….  

 

104

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации платить законно установленные налоги и сборы является обязанностью налогоплательщика. Представляется, что данная обязанность выражается в необходимости действовать в строгом и точном соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, что в свою очередь предполагает наличие определенной процедуры, служащей основой осуществления субъектами налоговых правоотношений своих законных прав и исполнения обязанностей. Кроме того, законодательное закрепление конкретной процедуры при осуществлении действий либо принятии решений обеспечивает реализацию одного из основополагающих элементов принципа верховенства права - правовую определенность. Срок - неотъемлемая часть такой процедуры.

Главное значение соблюдения сроков в налоговом праве заключается в бесперебойном и своевременном поступлении налогов в казну государства. Способствуя реализации прав и исполнению обязанностей, дисциплинируя субъектов налоговых правоотношений, сроки вносят определенность и упорядоченность в налоговые правоотношения, повышают их устойчивость, тем самым являются неотъемлемой частью финансовой стабильности государства, в достижении которой всегда заинтересованы как общество, так и само государство.

Для правильного исчисления налогов, а также защиты своих интересов в ходе налоговых споров налогоплательщик в каждом конкретном случае должен знать, на какие правовые нормы следует опираться. Необходимо быть уверенным, что в момент начисления налога или возникновения спорных отношений тот или иной закон (или его определенная редакция) действовал. Однако в налоговое законодательство довольно часто вносятся многочисленные поправки и изменения, носящие отнюдь не редакторский характер и предусматривающие отмену или, напротив, введение новых налогов и сборов, повышение или понижение их ставок либо изменение правового положения налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. Указанные обстоятельства вызывают определенные сложности как у налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, так и у правоприменителей, что, в свою очередь, влечет принятие противоречивых решений по данным вопросам судебными органами.

Вопрос о пределах действия акта налогового законодательства во времени имеет очень важное практическое значение. От правильного решения этого вопроса нередко зависит то, какой закон (новый или старый) будет применяться судом или правоприменителем (например, налоговым органом) к конкретным отношениям, как будут осуществляться его предписания. Для определения временных рамок действия акта законодательства необходимо знать, когда он начал действовать и когда его действие прекратилось или должно прекратиться. Для разрешения данного вопроса на практике следует установить следующие обстоятельства: 1) момент (дату) вступления акта налогового законодательства в силу; 2) пределы действия этого акта после вступления в силу; 3) момент (дату) прекращения действия акта налогового законодательства.

Налоговое регулирование самым тесным образом связано с фактором времени. С определенными моментами или периодами времени законодательство о налогах и сборах связывает возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений, необходимость совершения предусмотренных законом действий и т.д.

В праве под сроками понимают моменты или периоды времени, наступление или истечение которых влечет определенные правовые последствия.

Абсолютно определенные сроки указывают на точный момент или период времени, с которым связаны юридические последствия.

Относительно определенные сроки характеризуются меньшей точностью, однако также связаны с каким-либо конкретным периодом или моментом времени, это «кратчайшие сроки», «разумные сроки», «необходимые сроки» и т.п.).

Требование четкости и ясности норм налогового права заставляет законодателя избегать подобных формулировок. Однако до сих пор в актах законодательства о налогах и сборах можно встретить такие фразы, как «сроки, устанавливаемые законодательством», «установленные сроки» и т.п.

Неопределенные сроки имеют место тогда, когда законом вообще не установлен какой-либо временной ориентир, хотя и предполагается, что соответствующее правоотношение имеет временные границы.

Наличие в законодательстве согласованных между собой норм о сроках, прежде всего, зависит от степени разработанности соответствующих научных положений. Однако в науке налогового права не раскрыто понятие «срок», не сформулировано представление о правовой природе срока, не изучена эффективность действия института сроков на различных этапах становления налогового права. Отсутствуют и критерии дифференциации сроков, позволяющих выявить их специфику в налоговом праве.

Кроме того, наличие коллизий и противоречий, связанных с институтом налоговых сроков, породило в теории налогового права немало дискуссионных вопросов, требующих разрешения, а также выработки рекомендаций по их применению на практике. К ним, в частности, относятся исчисление и порядок определения сроков, проблемы применения сроков давности, сроков добровольной и принудительной уплаты налогов и сборов, сроков проведения камеральных и выездных налоговых проверок.

Недостаточная теоретическая разработка института сроков в науке налогового права, дискуссионность вопросов, наличие коллизий и противоречий обосновывают выбор темы исследования и ее актуальность.

Объектом исследования настоящей дипломной работы на тему «Сроки в налоговом праве» являются правоотношения, возникающие в результате осуществления института сроков в налоговом праве, установлением и применением сроков в законодательстве о налогах и сборах.

Предметом исследования настоящей дипломной работы - правовые нормы, регулирующие налоговые сроки, а также практика применения этих норм.

Цель исследования настоящей дипломной работы — выяснение правовой природы сроков, обоснование положений в части института сроков, которые способствуют разрешению коллизий и противоречий в теории налогового права и могут быть учтены при совершенствовании законодательства о налогах и сборах и обеспечении единства судебной практики.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость выполнения следующих задач:

- исследовать теоретические аспекты понятия «срок» в налоговом праве, определить сущность и значение сроков в налоговом праве;

- выработать критерии классификации сроков, отражающих их специфику в налоговом праве, охарактеризовать правовые особенности  их установления;

- рассмотреть порядок  исчисления,  восстановления, продления и приостановления сроков в налоговом праве;

- проанализировать особенности правового регулирования  отдельных видов сроков в  налоговом праве, в частности сроки, связанные с  исполнением  обязанности по уплате  налогов и сборов и сроки при осуществлении налогового контроля;

- рассмотреть сроки  давности, существующие в налоговом праве;

- выявить и охарактеризовать правовые  последствия нарушения сроков в  налоговом праве.

- выработать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства о налогах и сборах и обеспечению единства судебной практики в вопросах правового регулирования сроков.

Исследования в области правовой природы сроков в налоговом праве касаются таких проблем, как классификация сроков, порядок их исчисления, применение отдельных видов сроков на практике.  Авторами работ Исаева Е.В., Бабаев В.К., Архипов А.А.,  Демин А.В. и некоторые другие.  В работе использованы труды ученых-юристов в области теории права (С.С. Алексеев), административного права (Д.Н. Бахрах, А.С. Дугенец, Л.Ю. Зуева), гражданского права (В.П. Грибанов, А.В. Жгунов, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков, В.В. Лантух, К.Ю. Лебедева, В.В. Луцъ, И.Б. Новицкий, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой,), трудового права (П.И. Жигалкин, В.Д. Мордачев), процессуальных отраслей права (Г.П. Бужинскас, Л.М. Васильев, Е.В. Исаева, В.Н. Протасов) и др.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В результате проведенного исследования на тему «Сроки в налоговом праве» обосновываются следующие основные выводы и предложения.

В работе соотносятся понятия «время» и «срок» как целое и часть, выделяется две концепции времени: субстанциональная, согласно которой время - особого рода субстанция, существующая сама по себе независимо от материальных объектов, и реляционная, которая понимает время как отношение между объектами и процессами, которое не существует вне объектов и процессов.

В ходе проведенного исследования также сделан вывод о том, что срок в правовой сфере принадлежит к юридическим фактам - относительным событиям. В результате философско-правовой характеристики срока дана его дефиниция: «срок» - устанавливаемый законом либо налоговым (таможенным) органом период времени, исчисляемый годами, кварталами, месяцами или днями, либо момент во времени, определяемый календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, предназначенный для своевременной реализации субъектами налоговых правоотношений прав и исполнения обязанностей, а также влекущий иные юридически значимые последствия.

Необходимо отметить, что сам по себе срок не является стимулом к своевременной уплате налога. Главным здесь является угроза наступления неблагоприятных последствий в случае пропуска установленного законом срока. В связи с этим последствия пропуска сроков являются неотъемлемым элементом института сроков в налоговом праве. Наиболее неблагоприятная мера реагирования - юридическая ответственность (уголовная, административная). К иным мерам относятся утрата права в связи с истечением срока, начисление процентов и пени, приостановление операций по счетам в банке, арест имущества и др.

Институт сроков в налоговом праве представляет собой целостную сложную систему, состоящую из взаимодействующих разнокачественных элементов (сроки, их объединения в виды), которые определенным образом организованы и между которыми существуют устойчивые связи.

Сроки в налоговом праве предложено классифицировать по следующим основаниям: 1) цель (назначение), для которой они установлены; 2) способ определения; 3) способ исчисления; 4) возможность изменения.

В свою очередь по цели (назначению), для которой установлены сроки, их следует дифференцировать на процедурные, процессуальные, сроки давности, сроки-дефиниции. Именно это деление позволяет лучше уяснить специфику сроков в системе налогового права, определить их назначение, выявить сходства и различия между сроками в налоговом праве и других отраслях права.

Процедурные сроки можно поделить на две группы: установленные для своевременной реализации собственно финансовых налоговых обязательств; установленные для обязательств, которые напрямую не связаны с движением денежных средств, но результатом их исполнения являются имущественные (материальные) отношения.

К процессуальным срокам следует отнести: сроки вынесения и вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения и другие, связанные с ними сроки; сроки обжалования актов налогового органа, действия или бездействия его должностного лица в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу; сроки рассмотрения таких жалоб.

К срокам давности должны относиться: сроки давности взыскания налога за счет имущества налогоплательщика (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 и п. 2 ст. 48 НК РФ); сроки подачи заявления о возврате излишне уплаченного или излишне взысканного налога, сбора или пени (п. 7 ст. 78, п. 3 ст. 79 НК РФ); срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113 НК РФ); срок давности взыскания налоговых санкций (ст. 115 НК РФ). Однако в силу последних изменений, внесенных законодателем в положения ст. 46, 48, 113 и 115 НК РФ, давностные сроки были лишены своего главного признака - пресекательности.

Сроки-дефиниции являются разновидностью норм-дефиниций, в которых понятие дается через определенный период или момент времени.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает случаи, не подпадающие под общее правило исчисления начала течения срока, установленное п. 2 ст. 6.1 НК РФ, например, п. 7 ст. 76 НК РФ и п. 8 ст. 89 НК РФ. Поэтому для обеспечения системности в правовом регулировании указанного юридического факта предложено изложить п. 2 ст. 6.1 НК РФ в следующей редакции:

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах».

Согласно п. 3 и 5 ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый годами или месяцами, истекает в соответствующие месяц или число последнего года (месяца) срока. Во избежание различного толкования названного положения целесообразно дополнить ст. 6.1 НК РФ предложением следующего содержания:

«Под соответствующим днем окончания срока понимается день, который по своему числу месяца является таким же, что и день, предшествующий первому учитываемому дню срока».

Также в дипломной работе рассматриваются различные единицы исчисления сроков в налоговом праве и правовое обоснование понятий начала и конца срока исчисления. Характеризуются понятия календарный год, месяц, день. Единицы исчисления «неделя» в налоговом праве отсутствует. Также в налоговом законодательстве используется термин «операционный день», под которым понимается часть рабочего дня, отведенного для приема и обслуживания клиентуры в банках и выполнения банковских операций по кредитованию, расчетам, приему и выдаче наличных денег и др. Одно из таких общих правил заключается в установлении предельного времени для совершения действия - 24 часа последнего дня срока (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). Однако данное правило больше имеет декларативный характер. Трудно представить время работы налогового органа, банка и любой организации до 24 часов.

В работе приведен перечень сроков части первой НК РФ, подлежащих продлению, и сделаны выводы об отсутствии в нормах НК РФ системности в вопросах установления правил порядка продления срока. В связи с этим в целях прозрачности действий уполномоченных органов целесообразно установить в НК РФ общую процедуру рассмотрения вопросов о продлении срока, оформления итогов по результатам рассмотрения, а также возможность обжалования таких результатов.

В дипломной работе раскрываются содержания понятий «продления», «приостановления» и «восстановления» сроков в налоговом праве.

«Продление срока» - увеличение срока для совершения соответствующего действия в связи с пропуском или угрозой его пропуска при наличии уважительных причин, признанных таковыми законом либо уполномоченным органом.

«Приостановление срока» - временное прекращение налоговыми органами его течения в силу причин, признанных законом уважительными, влекущее увеличение общего срока (с его начала до окончания) на период приостановления. Основной задачей приостановления является необходимость компенсировать отведенное законом время для осуществления действий, совершение которых в приостановленное время было невозможно.

«Восстановление срока» - придание судами (налоговыми органами) юридической силы действию, которое было совершено за пределами срока, в связи с его пропуском по уважительным причинам, наличие или отсутствие последних определяется указанными органами в силу их юрисдикции.

Реализация норм НК РФ, регулирующих исполнение налоговой обязанности, выявила ряд проблем, требующих законодательного решения, в том числе изменение срока исполнения налоговой обязанности.

Формой изменения срока уплаты налога или сбора может быть отсрочка, рассрочка или инвестиционный налоговый кредит. Какие-либо иные способы, предоставляющие налогоплательщику возможность более поздней уплаты налогов, сборов или пеней, налоговым законодательством не предусмотрены и, следовательно, не подлежат применению.

Согласно ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты налога могут быть предоставлены по одному или нескольким видам обязательных платежей на срок, не превышающий один год, а по решению Правительства Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий три года; по решению министра финансов Российской Федерации может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок более трех лет, но не превышающий пять лет. Изменение срока уплаты налогов и сборов от одного года до пяти лет является по существу скрытой формой кредитования организаций-налогоплательщиков. В связи с этим представляется целесообразным дополнить НК РФ отдельной статьей, в которой необходимо изложить порядок и условия изменения срока уплаты налогов и сборов от одного года до пяти лет. При этом следует предусмотреть, что решение об изменении срока уплаты налогов и сборов оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и организацией, претендующей на изменение срока уплаты налога.

Следующей проблемой правового регулирования исполнения налоговой обязанности является списание безнадежных долгов по налогам и сборам.

В настоящее время такие процедуры списания безнадежных долгов утверждены Приказом ФНС РФ от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам. Этот документ не создавал правового механизма признания безнадежными к взысканию и списания сумм налогов и сборов, пеней и штрафов, списанных ранее со счетов налогоплательщиков в банках, но не перечисленных в бюджет, что означало фактическую блокировку действия положений п. 4 ст. 59 НК относительно ликвидированных банков. В целях обеспечения реализации указанной нормы НК РФ необходимо внести соответствующие изменения в порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, распространив его действие на правоотношения, возникшие до 2010 г., но в пределах срока исковой давности 3 года. Такое дополнение позволит признать безнадежными долги налогоплательщиков, не перечисленные своевременно в бюджетную систему Российской Федерации кредитными организациями.

В законодательстве отсутствуют последствия несоблюдения сроков налоговыми органами, в то время как несоблюдение сроков налогоплательщиком зачастую влечет целый ряд неблагоприятных последствий для него. Такое положение дел, безусловно, приводит к нарушению баланса публичных и частных интересов в сфере налоговых правоотношений.

В частности, негативные последствия не предусмотрены в случае нарушения сроков: направления налогоплательщику налогового уведомления (ст. 52 НК РФ); направления налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 70 НК РФ); направления налогоплательщику решения о взыскании налога (п. 3 ст. 46 НК РФ); вручения налогоплательщику копий решения о приостановлении операций по счетам в банке и решения об отмене приостановления операций (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Суды разграничили все сроки, установленные НК РФ, на пресекательные и организационные. Истечение первых прекращает (пресекает) правоотношение, а значит, и возможность для налогового органа реализовывать свои полномочия.

Срок проведения камеральной проверки не является пресекательным, но его значительный пропуск может быть признан существенным нарушением установленного порядка проведения налоговой проверки, что является основанием для отмены обжалуемого решения налогового органа. Однако отсутствие в НК РФ правовых последствий пропуска названого срока оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение суда. На наш взгляд, отнесение судом названного срока к организационному не дает оснований считать, что его нарушение не является безусловным основанием для отмены решения налогового органа, поскольку несоблюдение такого срока нарушает права и законные интересы обязанных лиц.

Подобные выводы содержатся в решениях арбитражных судов в отношении сроков проведения выездных налоговых проверок. Однако с ними также нельзя согласиться, тем более что налоговые органы в подобной ситуации вправе применить эффективный механизм продления сроков проведения выездных налоговых проверок.

В результате анализа судебной практики установлено, что: а) немотивированный, произвольный отказ налогового органа в продлении срока предоставления документов в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ, при наличии соответствующего ходатайства налогоплательщика не допускается; б) если объем запрашиваемых документов объективно не позволил проверяемому лицу представить их в сроки, указанные налоговым органом, но оно их представило в разумный срок, данный факт исключает его вину в совершении налогового правонарушения.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЭ внесены изменения в положения ст. 46, 48, 113 и 115 НК РФ, согласно которым давностные сроки были лишены своего главного признака - пресекательности. Однако попытка приспособить гражданско-правовой институт исковой давности к налоговым правоотношениям привела к смешению понятий и институтов. На практике в настоящее время суды практически не применяют положения о приостановлении и восстановлении сроков давности. Возможно, это связано с отсутствием в НК РФ прямых указаний на то, какие причины пропуска сроков давности являются уважительными. Такая ситуация подтверждает то, что взгляды на правовую природу института давности сроков, не смотря на все изменения, остались прежними.

В связи с этим целесообразно признать сроки, установленные п. 3 ст. 46, п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 113 и п. 1 ст. 115 НК РФ, пресекателъными и исключить из названных статей положения о возможности их приостановления (ст. 113 НК РФ) и восстановления по уважительным причинам.

Обосновано применение срока давности при взыскании недоимки и пени. Из анализа норм НК РФ усматривается отсутствие прямого установления такого срока. Взыскание недоимки и пени ограничивается только сроками налоговых проверок. В том случае, если недоимка выявляется вне рамок налоговой проверки, исчисление срока бесспорного взыскания усложняется ввиду неопределенности понятия «день выявления недоимки» (п. 1 ст. 70 НК РФ). Следует согласиться с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В связи с этим в работе разработаны положения о внесении изменений в налоговое законодательство следующего содержания:

Статья 59.1. Срок давности взыскания налога

Налогоплательщик не может быть привлечен к уплате налога, если с момента наступления срока уплаты налога истекли три года.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов и пени и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Срок давности взыскания недоимки и пени также должен быть пресекательным, не подлежать продлению, восстановлению или приостановлению. В случае активного противодействия проверяемого лица проведению выездной налоговой проверки либо непредставления в установленные сроки необходимых документов и в других подобных случаях, когда невозможно исчислить налоги, налоговые органы должны определять суммы налогов расчетным путем на основании пп. 7 п. 1 ст. 31 НКРФ.

Таким образом, изучив законодательство Российской Федерации, регулирующих установление, исполнение, применение, изменение сроков, в том числе сроки пресечения и сроки давности в налоговом праве можно сделать вывод, что налоговое законодательство требует значительных корректировок для совершенствования правового поля Российской Федерации.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ  МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ  И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1.Нормативно-правовые акты

  1.  Конституция Российской Федерации//Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 4. - Ст. 445.
  2. Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Ростелеком» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда РФ. – 2007. - № 5.
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2006 № 308-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Девяткиной Марины Николаевны на нарушение ее конституционных прав нормами Федерального закона «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс».
  4. Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 № 630-О-П «По жалобе муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства «Дирекция единого заказчика» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда РФ. – 2009. -  № 1.
  5. Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2008 № 675-О-П «По жалобе общества с ограниченной ответственностью «ММК-Транс» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации»// Документы и комментарии. – 2004. - № 4.
  6. Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда РФ. – 2002. -  № 1.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 4 статьи 12, статей 22.1 и 23.1 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и статей 23, 37 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобами ОАО «Газэнергосеть» и ОАО «Нижнекамскнефтехим»//Вестник Конституционного Суда РФ. – 2009. - № 4.
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции».// Собрание законодательства РФ - 1997. - № 1. -  Ст. 197.
  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа».//Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 30 (ч. II). - Ст. 3200.

10.Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа»// Собрание законодательства РФ. -  2005. - № 30 (ч. II). - Ст. 3200.

11.Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева»// Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 30. - Ст. 3214.

12.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ//Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. - Ст. 3012.

13.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3823.

14.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.

15.Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2// Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 49. - Ст. 4552.

16.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 46. - Ст. 4532.

17.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

18.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3824.

19.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 32. - Ст. 3340.

20.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

21.Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954.

22.Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 26. - Ст. 3447.

23.Федеральный закон  от 07.11.2011 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства»//Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 45. - Ст. 6335.

24.Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»//Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 30 (ч. 1). - ст. 4575.

25.Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования»// Собрание законодательства РФ. – 2010. -  № 31. - Ст. 4198.

26.Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 48. - Ст. 5519.

27.Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»//Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 31 (1 ч.). -  Ст. 3436.

28.Постановление Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам»//Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 8. - Ст. 752.

 

29.Приказ ФНС РФ от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам»// Российская газета.-  2010. - № 225.

30.Приказ ФНС РФ от 07.05.2007 № ММ-3-06/281@ «Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»// «Экономика и жизнь». -  2007. - № 22.

31.Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки»// «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». – 2007. - № 13.

32.Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки»// «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». – 2007. -  № 13.

33.Письмо Минфина России от 16.07.2009 № 03-02-07/1-360//СПС «Консультант Плюс».

34.Письмо Минфина России от 19.07.2006 г. № 03-02-07/1-187.//СПС «Консультант Плюс».

35.Письмо ФНС РФ от 31.05.2006 № ШС-6-14/558@ «О направлении Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»// Российская Бизнес-газета. – 2006. -  № 8.

 2. Материалы судебной практики

36.Постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»// «Вестник ВАС РФ». – 2009. - № 8.

37.Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»// Специальное приложение к «Вестнику ВАС РФ». – 2001. - № 1.

38.Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»// Специальное приложение к «Вестнику ВАС РФ». – 2005. - № 12.

39.Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве»// Вестник ВАС РФ,. – 2006. -  № 9.

40.Постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 № 17832/09 по делу № А23-1650/09А-21-35// Вестник ВАС РФ. – 2010. - № 8.

41.Постановление Президиума ВАС РФ от 5 марта 1996 г. № 7816/95.//Вестник ВАС РФ. -  1996. -  № 5.

42.Определение ВАС РФ от 14.07.2008 № 8724/08 по делу № А82-4079/07-37//СПС «Консультант Плюс».

43.Определение ВАС РФ от 13.01.2010 № ВАС-17654/09 по делу № А40-2217/05-51-21// СПС «Консультант Плюс».

44.Определение ВАС РФ от 27.10.2008 № 13658/08 по делу № А-32-13675/2007-14/325 Заявление о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату НДС и непредставление налоговой декларации по этому налогу удовлетворено правомерно, так как налоговым органом пропущен срок давности привлечения заявителя к налоговой ответственности// СПС Консультант плюс.

45.Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»// Вестник ВАС РФ. – 2006. - № 3.

46.Информационное письмо ВАС РФ от 20 декабря 1999 г. № С1-7/СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие»// Вестник ВАС РФ. – 2000. -  № 2.

47.Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации»//Вестник ВАС РФ. – 2003. -  № 5.

48.Постановления ФАС Московского округа от 4 июня 2010 г. по делу №, от 22 мая 2009 г. по делу № А40-54654/08-108-229.// СПС Консультант плюс.

49.Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.05.2009 № Ф03-2126/2009 по делу № А73-11050/2008// СПС Консультант плюс.

50.Постановления ФАС Поволжского округа от 29 апреля 2008 г.// СПС «Консультант Плюс».

51.Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2008 г. по делу № А40-60099/07-129-358.//СПС «Консультант Плюс».

52.Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 13084/07 по делу № А60-13819/06-С9//Вестник ВАС РФ. – 2008. - № 6.

53.Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 января 2007 г. по делу № А32-5975/2006-23/83//СПС «Консультант Плюс»

54.Постановление ФАС Уральского округа от 20 июня 2007 г. по делу № А60-13819/06.//СПС Консультант плюс.

 3. Специальная литература

 55.Архипов А.А. Сроки в налоговом праве: монография. - М.: Статут, 2011.

56.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 № 95-ФЗ//Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. - Ст. 3012.

57.Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2000. - С. 396.

58.Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях. – М.: Норма-М, 1989.

59.Борисов А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок: Практические рекомендации. - М.: Юстицинформ, 2009.

60.Високосов С.Э. Влияние недобросовестности налогоплательщика на сроки давности привлечения к налоговой ответственности // Закон и право. - 2005. № 6.

61.Грибанов В.Л. Советское гражданское право. – М.: Современник, 1985.

62.Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

63.Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 1. - М.: Проспект, 2002.

64.Демин А.В. «Налоговое право России: Учебное пособие». – М.: РУМЦ ЮО, 2006.

65.Дугенец А.С. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: Монография.- М.: ВНИИ МВД России, 2002.

66.Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.

67.Исаева Е.В. Процессуальные сроки в гражданском и арбитражном процессе - М.: Норма-М, 2005.

68.Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - М.:Норма, 2001.

69.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М.: Высш. школа, 1982.

70.Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. – М.: Право,  2002.

71.Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Л. Гейхмана, Е.Н. Сидоренко. - М.: Юрайт-Издат, 2007.

72.Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) /Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Велби; Проспект, 2005

73.Крохина Ю.А. Новые субъекты и особенности сроков исполнения налоговой обязанности // Финансовое право. - 2011. - № 9.

74.Кузнеченкова В.Е. Налоговый процесс: современная концепция правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М.: Наука,  2005.

75.Латинские юридические изречения. – М.: Современник, 1995.

76.Михайлова О.Р. Сроки давности в налоговом праве: странные новации законодателя // Налоговед. - 2007. - № 1.

77.Овсянников С.В. О некоторых вопросах, связанных с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации // Арбитражные споры. - 2007. - № 2.

78.«Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: избранные постановления за 2008 год с комментариями»/Под ред. А.А. Иванова. – М.: «Статут», 2012. – С. 81.

79.Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / Под ред. Л.А. Новоселовой, М.А. Рожковой. - М.: Статут, 2010. Вып. 12.

80.Разумовская Е.А. Соотношение публичных и частных интересов в случае приостановления операций по счетам налогоплательщика // Налоговые споры: теория и практика. - 2007. - № 11.

81.Сазанский В. Время назад //Расчет. - 2012. - № 4.

82.Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. -  Мн.: Книжный дом, 2003.

83.Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2008.

84.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

85.Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева (автор главы - Д.В. Винницкий). - М.: Юристъ, 2006.

86.Цинделиани И.А. Налоговое обязательство в системе налогового права России //Финансовое право. - 2005. - № 9.

87.Шаповалов С. Сроки в новой редакции НК РФ// «ЭЖ-Юрист». – 2006. - № 42

 


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.