• Категория: Охрана правопорядка
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2015

Содержание

Введение 3
1. Правовая природа административного принуждения 7
1.1 Административное принуждение как отраслевой вид государственного принуждения 7
1.2. Классификация мер административного принуждения 12
2. Особенности административного принуждения, применяемого органами внутренних дел 23
2.1. Правовые основы применения органами внутренних дел мер административного принуждения 23
2.2. Правовая характеристика и классификация мер административного принуждения, применяемых органами внутренних дел 27
2.3. Проблемы правового регулирования и обеспечения законности при применении мер административного принуждения 45
Заключение 56
Список литературных источников 59

Введение
Реализация исполнительной власти, обеспечение правопорядка и дисциплины в государстве находит свое практическое осуществление лишь непосредственно с помощью определенных способов и методов стратегического воздействия на сознание и поведение людей. В качестве этих способов на данном этапе развития общества выступают два взаимодополняющих метода государственного управления – убеждение и принуждение.
Свое социальное назначение, а также эффективность своего воздействия данные методы находят в том, что они, во-первых, обуславливаются общими социально-экономическими закономерностями развития общества, во-вторых, обязательно должны находиться в неразрывном единстве, в-третьих, находятся в зависимости от того, насколько правильно и социально адекватно отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества.
Хотя позиция неразрывного единства убеждения и принуждения на теоретическом уровне и поддерживалась уже во времена становления советской власти, но все же свое реальное практическое применение данная позиция находит на современном этапе развития демократии России. Но в соответствии с тем, что Российское государство, будучи по своей природе демократическим государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных основаниях, кроме как убеждение граждан в праве своей политики и непосредственного принуждения в отношении лишь тех, чьи устремления и действия расходятся с волей общества. Вследствие этого в интересах создания необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие прав человека и гражданина, государством и используется убеждение и принуждение. В свою очередь, широкое применение убеждения в качестве метода государственного управления вовсе не снимает вопроса о применении принуждения в разумных его пределах. Так как в отношении отдельных лиц, нарушающих нормы общества, метод убеждения уже не может оказывать необходимого результата воздействия. Поэтому государство, защищая права и свободы граждан, интересы общества, принуждает лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за совершение правонарушения.
Принуждение обусловлено объективными потребностями общества, является свойством государственной власти, поскольку оно – необходимый элемент всякой организации и качество всякой власти.  Среди органов государства, наделенных правом применения мер административного принуждения, особое место занимает Отдел внутренних дел, что определяется ее ролью в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности. При этом,  самыми жесткими из мер административного принуждения, применяемых сотруд¬никами ОВД для защиты интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств в соответствии с Федеральным законом РФ «О поли¬ции», являются полномочия со¬трудников полиции на применение физической силы, специальных средств и особенно на применение и использование огнестрельного ору¬жия.
Эти меры  применяются довольно часто, так как в последнее время в России возрастает степень общественной опасности преступных посягательств, усиливается агрессивность и жестокость преступлений, активизируется противодействие сотрудникам ОВД. Поэтому, с одной стороны, эти полномочия полиции, как никакие другие, глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией РФ, прав граждан и сопряжены с высоким риском наступления тяжких и необ¬ратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой - это действенные средства защиты законных интересов правопослушных граж¬дан и сотрудников полиции от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон. При применении силы и огнестрельного оружия для поддержания правопорядка, должностные лица ОВД должны руководствоваться нормами полицейской этики, не исключая возможность альтернативы применению силы и огнестрельного оружия, включая мирное урегулирование конфликтов. Понимать поведение больших масс людей и применять методы убеждения, ведение переговоров и посредничество, а также уметь использовать технические средства с целью ограничения применения силы или огнестрельного оружия. Учитывая вышеизложенное, примене¬ние таких мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом.
Таким образом, институт применения мер административного принуждения сотрудниками органов внутренних дел крайне важен в современном административном праве.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе применения должностными лицами органов внутренних мер административного принуждения.
Предметом исследования служат нормативные правовые акты, закрепляющие полномочия органов внутренних дел по применению мер административного принуждения.
Цель исследования – анализ и раскрытие правовых, организационных аспектов применения органами внутренних дел мер административного принуждения.
Для достижения названной цели предполагается решение следующих основных задач:
- уточнение понятия и классификации государственного принуждения; - определение места и роли административного принуждения в системе мер государственного принуждения;
- анализ законодательства, устанавливающего правила применения сотрудниками органов внутренних дел отдельных мер административного принуждения;
- разработка рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства об административном принуждении и практики его применения органами внутренних дел.
Теоретическая основа исследования представлена как трудами ученых-административистов – Д.Н. Бахраха, А.А. Белова, А.И. Каплунова, Н.В. Макарейко, В.А. Мельникова и др., так и трудами ученых в сфере общей теории права и государства – С.С. Алексеева, С.Н. Кожевникова и др.
Методологическая база исследования. При написании работы использовались общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, в том числе диалектический, системный, комплексный, целевой подходы к изучаемой проблеме, логические и другие методы. При подготовке были использованы концептуальные положения общей теории права и государства, исследования в области административного права и др.

Заключение

В системе государственного управления Российской Федерации для обеспечения законности и правопорядка используются различные правовые и организационные средства, которые по-разному воздействуют на участников соответствующих отношений. Выбор методов регулирования деятельности участников публично-правовых отношений зависит от их места и роли в организации управления, целей и задач, которые перед ними стоят, а также от правомерности или противоправности их поведения. Традиционно в управленческих отношениях используются методы убеждения и принуждения. Каждый из этих методов применяется исходя из складывающейся обстановки, а также той цели, которую ставит перед собой соответствующий правоприменитель.
Полиция для выполнения возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" задач наделена широкими полномочиями по применению различных по характеру мер административного принуждения, которые используются в целях обеспечения соблюдения и защиты тех административно-правовых и иных норм права, которые содержат общие правила поведения в сфере государственного управления.
Как самый универсальный правоохранительный орган, полиция реализует комплекс стимулирующих методов, а также целую систему методов принуждения, которые при наличии воли государства заставляют физических и юридических лиц соблюдать установленные законом запреты и ограничения.
Таким образом, государственное принуждение занимает центральное место в деятельности ОВД. Именно посредством принуждения в большинстве случаев осуществляется противодействие преступлениям и административным правонарушениям. Принуждение в административной деятельности ОВД является таким воздействием, которое обеспечивает исполнение конкретными ли¬цами установленных правил поведения независимо от того, желают они следовать этим правилам или нет. Оно направлено на то, чтобы заставить лицо совершить какие-либо действия, либо отказаться от совершения ка¬ких-либо действий вопреки его желанию.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.6 ФЗ «О полиции» «Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом».
Итак правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка. создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений. Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому. чтобы обеспечить:
- правомерность поведения участников управленческих отношений;
- функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания;
- существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.
В целом меры административного принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности.
В целях совершенствования нормативной правой регламентации мер административного принуждения, применяемых полицией возможно сформировать следующие предложения.
Во-первых, в правовом регулировании мер административного принуждения, применяемых полицией, следует предоставить приоритет кодифицированным законодательным актам. При этом кодификация должна проводиться с учетом видовой специфики мер административного принуждения. Во-вторых, минимизировать подзаконное нормативное правовое регулирование административного принуждения, применяемого полицией, то есть в максимальной мере закрепить нормы прямого действия. В-третьих, следует укрупнить главы четвертую и пятую ФЗ «О полиции» с тем, чтобы уменьшить число отсылочных норм. В-четвертых, следует минимизировать количество нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих применение мер административного принуждения.
Таким образом,  указанные предложения, будут всемерно способствовать эффективности применения мер административного принуждения полицией, защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.



Список литературных источников

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета, 2009. - № 7.  
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ ( с изм. от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ)// СЗ РФ от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (с изм. от 22 декабря 2014 г. N 431-Ф3)// СЗ РФ от 14 февраля 2011 г. N 7 ст. 900
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»//СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3678
5. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (с изм. от 31 декабря 2014 г. N 523-ФЗ)//СЗ РФ  т 16 декабря 1996 г. N 51 ст. 5681

Литература

6. Административная деятельность ОВД. Часть особенная" / ЦОКР МВД. - М., 2009. - 566 с.
7. Административная деятельность органов внутренних дел: Часть общая. Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.
8. Административное право России, Кононов П.И., Кикоть В.Я., Килясханов И.Ш., 2012.
9. Анненков А.Ю. Административное принуждение как составляющая производства по делам об административных правонарушениях//Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. 2013. № 2. С. 2-5.
10. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. М., 2006. 420с..
11. Бежанов В.О.К вопросу о безусловности применения административного принуждения к лицу, совершившему административное правонарушение// Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2013. № 3 (104). С. 143-157.
12. Каплунов А.И. Административное принужде¬ние, применяемое органами внутренних дел (систем¬но-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. - C. 172.
13. Кокарев А.Н. Административная деятельность ОВД (подготовка к экзамену): учебное пособие / А.Н. Кокорев. М., 2009.
14. Коренев А.П. (ред.) Административная деятельность органов внутренних дел. Особенная часть – М.: Изд-во Моск. акад. МВД России, Щит, 1999. – 384 c.
15. КореневА.П. Административное право России: учебник: в 3-х ч. М., 1996. Ч. 1.
16. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 2003.
17. КрамникА.Н. Административно-правовое принуждение. Минск, 2005.
18. Кузнецова Т.А. Проблемы определения понятия и сущности административного принуждения как правовой категории и института административного права//Право и политика. 2010. № 10. С. 1835-1841.
19. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 60.
20. Макарейко Н.В. , Субботин А.М. Федеральный закон «О полиции»  в схемах и определениях. Учебное пособие - Нижний Новгород 2012
21. Макарейко Н.В. Меры административно-процессуального обеспечения как форма административного принуждения//Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 3. С. 149-156.
22. Максимов И.В. Административные наказания. М.: Норма, 2009. 464 с.
23. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В.  Административное право России – М.: "Проспект", 2010 г
24. Пустовойт И.И. Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения// Вестник Краснодарского университета МВД России. 2012. № 3 (17). С. 67-69.
25. Толстик В.А. Иерархия источников российского права: монография. Н. Новгород, 2002.
26. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001..
27. Шубина Е.В. Административно-предупредительные меры в системе административно-правового принуждения //Административное и муниципальное право. 2014. № 11. С. 1160-1164.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.