• Категория: Педагогика

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ 5

1.1 Сущность понятия «саморегуляция» и «произвольное поведение» 5

1.2 Произвольное поведение старшего дошкольного возраста 12

1.3 Произвольность как функция мотивации 17

2. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23

2.1. Развитие волевых качеств личности и произвольного поведения детей 23

2.2. Методики активации произвольной саморегуляции детей дошкольного возраста 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

ВВЕДЕНИЕ

Воля и произвольность являются разными по своему содержанию психологическими образованиями. Развитие воли связанно со становлением и оформлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности своего поведения. В то же время воля и произвольность едины в своем генезисе. В зарубежной психологии развитие произвольности рассматривается в основном в связи с развитием познавательной сферы ребенка. Превращение культурных средств и образцов действия в собственные свойства и действия ребенка происходит в процессе особого взаимодействия ребенка со взрослым, которое может быть названо процессом приобщения. Проблемой развития произвольного поведения детей занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи. Такие психологи, как Г.М. Бреслав, Л.Ф. Обухова, Е.И. Рогов, В.М. Холмогорова подчеркивали, что в дошкольном возрасте опосредование поведения ребенка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в ролевой игре, где резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением. В ряде исследований (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева) убедительно показана важная роль произвольного поведения в подготовке ребенка к школьному обучению. Л.В. Выготский считал развитие произвольности одной из важнейших характеристик дошкольного возраста и связывал это с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности, о чем уже упоминалось выше. Исследуя становление произвольного поведения, А.В. Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки в этом процессе. Изучив теоретический материал по вопросу о развитии произвольного поведения, можно сделать вывод о том, что ученые подошли к этому вопросу с разных сторон, изучили разные аспекты этой проблемы. Малоизученными остался вопрос о специфике проявления произвольного поведения детей дошкольного возраста. Поэтому темой нашего исследования стали особенности развития произвольного поведения детей дошкольного возраста. Объектом исследования является воля саморегуляция детей дошкольного возраста. Предметом исследования являются особенности развития воли и произвольного поведения детей дошкольного возраста. Целью исследования является изучение особенностей развития произвольного поведения детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста. 2. Рассмотрение теоретических подходов к определению значения воли и произвольного поведения детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В советской детской психологии развитие произвольности рассматривается как основная и центральная линия развития личности ребенка. Согласно концепции Л.С. Выготского, «личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения», и соответственно развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения — это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование общей произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребенка. Л.И. Божович также утверждала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и ее формирования. Однако в большинстве направлений зарубежной психологии проблема развития произвольности не стоит как отдельная, а тем более центральная, поскольку в центре этих направлений лежит поиск детерминант поведения и личности человека, но не процесс становления самодетерминации. В бихевиоризме такими детерминантами становятся окружающие человека воздействия среды, во фрейдизме — врожденные либидоносные инстинкты, в работах многих авторов личность и поведение человека рассматриваются как результат и средовых, и генетических детерминант, которые в равной мере не зависят от самого субъекта, от его воли и сознания. Но, согласно современным философским представлениям, сущностной характеристикой человека является именно самодетерминация, способность «творить себя», которая делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. В психологии эта сущностная характеристика человека нашла свое отражение в понятии «произвольность». Как показал Л.С. Выготский, в процессе своего развития личность человека преодолевает характерную для животных непосредственную детерминацию поведения внешними стимулами или внутренними актуальными потребностями и вносит в нее новые, высшие закономерности, подчиняющие себе действие низших.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 2008. – 406с. 2. Белозерцева И.Н. Педагогика здоровья: обучение детей навыкам осознанной саморегуляции произвольной активности //Успехи современного естествознания. – 2005. - № 5. – С. 25. 3. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. – М., 1995. – 334с. 4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности форсирования личности в детстве. – М., 1990. – 432с. 5. Быкова М.В. и др. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2002. - №3. 6. Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 1998. – 320с. 7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1982. – 467с 8. Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе//Психолог в детском саду. – 2007. - № 4. – С. 15.

9. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции – СпБ: Издательство: Питер 2006 - 204 10. Зюбин Л.М. Растить человека: Записки психолога. – Л.: Лениздат, 1988. – 141с. 11. Запорожец. А. В. Избранные психологические труды – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008 г- 1287 с. 12. Зарубина О.А. Саморазвитие личности: обзор содержания проблемы//Актуальные проблемы современной науки. – 2008. - № 3. – С. 77. 13. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. – М.: Народное образование, 1994. – 144с. 14. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М., 1995. – 405с. 15. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352с. 16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. 17. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240с 18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – СПб: Питер Ком, 2000 19. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 1997. – 344с. 20. Смирнова Е.О. Развитие отношения к сверстникам в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1996. - №3. 21. Степанов А. Влияние игровой деятельности на развитие произвольности и осознания поведения дошкольников //Территория науки. – 2006. - № 1. – С. 162. 22. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций : учеб. пособие. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 248 с. 23. Холмогорова В.М. и др. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения // Вопросы психологии. – 2001. - № 1. 24. Хузеева Г.Р., Смирнова Е.О. Психологические особенности агрессивных дошкольников // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. 25. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 1999. – 288с. 26. Эльконин Д.Б. Избранное. – М., 1996. – 435с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.