• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Реферат
  • Год защиты: 2013
  • Оригинальность: 55 %

Оглавление

Введение 3

1. Взаимосвязь развития речи и моторики у ребенка 5

2. Особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР 9

3. Рекомендации по развитию мелкой моторики рук дошкольников с ОНР 11

Заключение 20

Список литературы 21

Введение

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей учеными была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Особенно значимо это для детей с общим недоразвитием речи. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически – в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.

Цель реферата: выявить особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2. Раскрыть особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

3. Разработать методические рекомендации по развитию мелкой моторики детей с ОНР.

Данный реферат состоит из введения, основной части, вывода-заключения ми списка использованной литературы.

Заключение

Изучив специальную литературу, мы выявили следующие закономерности: у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук – движения не точные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами. Кроме того, у детей наблюдается быстрая истощаемость и дети затрудняются в усвоении формулы движений пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с общим недоразвитием речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Поэтому вместе с развитием мелкой моторики с детьми исследуемой группы мы проводили работу по звукопроизношению, интонации, темпа и ритма речи. Вопросы соотношения мелкой моторики пальцев рук и звукопроизношения, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. Очень важно раннее выявление и своевременная коррекционная работа. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезно и для подготовки руки к письму.

Список литературы

1. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974 2. Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учёными. М.: Академия, 2003 3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – С.-П., «Детство-пресс», 2001 4. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. В.М. Бехтерев. Москва «НАУКА», 1994 5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать. Ярославль 1998 6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005 7. Лапухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995 8. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999 9. Сеченов И. М. Предметная мысль и действительность – М. ,1892 10. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007 11. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000 12. Филичева Т. Б. , Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М. 1993 13. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1996 14. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 15. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от 1 года до 7 лет. – М.: Секачев, 2006


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.