Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ | Стр. 1 |
ГЛАВА I. Методологическая основа исследования | Стр. 2 |
1.1 Описание выборки и условий проведения исследования | Стр. 2 |
1.2. Описание применяемых методик | Стр. 3 |
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ | Стр. 5 |
2.1. Анализ результатов исследования | Стр. 6 |
2.4. Интерпретация результатов исследования | Стр. 10 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | Стр. 12 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | Стр. 13 |
Введение
Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. Формирование учебной мотивации учащихся, без преувеличения, можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее острота обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Не в последнюю очередь для младшего школьника, характер учебной мотивации и смысл учения, зависит от подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенно очевидно, что характер подготовки ребенка к школе в ДОУ и вне его (в семье) имеет существенные различия.
Актуальность исследования обусловлена тем, исследование особенностей мотивации младших школьников может оказать влияние на характер подготовки к школе.
Объект: учебная мотивация детей младшего школьного возраста.
Предмет: особенности учебной мотивации младших школьников, подготовленных к школе в семье и в ДОУ.
Гипотеза: Учебная мотивация младших школьников, прошедших подготовку к школе в ДОУ отличается от учебной мотивации младших школьников, подготовленных к школе в домашних условиях.
Цель: выявление особенностей учебной мотивации младших школьников, прошедших подготовку к школе в различных условиях (в ДОУ и в семье).
Задачи:
- Определить методики диагностики для выяснения уровней учебной мотивации младших школьников.
- Выявить степень учебной мотивации младших школьников.
- Выявить, существуют ли различия в учебной мотивации у школьников, прошедших различную подготовку к школе.
1.2. Описание применяемых методик
Для исследования учебной мотивации младших школьников применялись методики М.Р. Гинзбурга и Н.Г. Лускановой. Методика М.Р. Гинзбурга заключается в определении характера мотивации учащегося. Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения в анкете, и его балльная оценка, позволяют определить наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, позиционного, социального, учебного), затем баллы суммируются и по оценочной таблице и выявляется итоговый уровень мотивации. Уровни учебной мотивации по методике Гинзбурга: I (17 – 20 баллов)- очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху; II (13 – 16 баллов) – высокий уровень учебной мотивации; III (9 – 12 баллов) – нормальный (средний) уровень мотивации; IV (5 – 8 баллов) – сниженный уровень учебной мотивации; V (6 – 4 баллов) – низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла. Методика Н.Г. Лускановой позволяет определить уровни учебной мотивации учащихся также на основе анкетирования и обработки ответов при помощи специального ключа. Н.Г. Лусканова подразделяет уровни учебной мотивации таким образом: I (14- 20 баллов) – высокий уровень; II (7-13 баллов) – средний уровень; III (1-6) – низкий уровень.2.2. Интерпретация результатов исследования
На основе полученных данных диагностики построена сравнительная гистограмма, показывающая наглядно, какие отличия имеются в уровнях учебной мотивации между младшими школьниками, прошедшими подготовку к школе в условиях ДОУ (1 группа) и младшими школьниками, прошедшими подготовку в домашних условиях (2 группа).
Очевидно, что в обеих группах преобладает нормальный (средний) уровень учебной мотивации, хотя у школьников, подготовленных к школе в домашних условиях, этот показатель несколько выше (на 9%). Отметим, что соотношение сниженного, так и высокого уровня учебной мотивации в группе, прошедшей подготовку к школе в ДОУ, превышает процент школьников, подготовленных дома (на 6% и 3% соответственно), тогда как крайне полярные уровни – очень высокий и очень низкий превалируют во второй группе (разность составляет 3% и 4% соответственно).
В целом, на основе анализа полученных данных можно сделать выводы о том, что учебная мотивация младших школьников, прошедших подготовку к школе в ДОУ отличается от учебной мотивации младших школьников, подготовленных к школе в домашних условиях. На основе проведенного эксперимента нельзя сделать выводы о существенных различиях между двумя рассмотренными группами, однако намечена следующая тенденция: школьники, проходившие подготовку к школе в условиях ДОУ в целом не склонны к крайне низкой или крайне высокой учебной мотивации, это скорее исключение, чем правило. Большинство таких младших школьников показали средний уровень учебной мотивации. Как высокие, так и низкие показатели колеблются ближе к среднему значению, чем к полярному. Тогда как школьники, которых готовили к школе вне дошкольных образовательных учреждений, более склонны «крайностям». Средний уровень мотивации превышает прочие в этой группе, однако, «очень низкий» и «очень высокий» уровни имеют показатели выше, нежели в первой группе школьников.
Вероятно, это связано с тем, что вне ДОУ, в домашних условиях, характер подготовки к школе был различен – от подготовительных курсов, до игнорирования родителями какой бы то ни было подготовки. Очевидно, что младшие школьники, проходившие подготовку к школе в ДОУ, имеют более равные условия по сравнению с детьми, подготовленными дома. Этот факт и является результатом значений учебной мотивации подготовленных в ДОУ школьников, стремящихся к средним показателям, нежели значительный разброс по уровням в группе школьников, подготовленных к школе в условиях семьи.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.
2. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.