• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Оригинальность: 73 %

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ  3

I Глава ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.. 6

1.1 Сущность основных понятий в сфере эмоционального интеллекта. 6

1.2 Теоретическое исследование понятия оценки эффективности профессиональной деятельности педагога. 15

II Глава ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.. 28

2.1 Исследование эффективности профессиональной деятельности педагога  28

2.2   Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования. 32

III Глава  ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА   41

3.1 Основные направления и техники развития эмоционального интеллекта  41

3.2 Рекомендации педагогам по результатам эмпирического исследования  45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 57

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 62

 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Профессия Учителя, как и профессия врача, - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. Педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизация в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы – Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия педагога остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются. Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время представляет собой общественный субъект – носитель общественных знаний и ценностей. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и воспитание учащихся. В каждом функция преподавателя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчётливее понимает эту свою главную функцию, тем более эффективной становится его деятельность.

В последнее время педагогических и психологических кругах поднимается вопрос эмоциональной компетентности педагога. Эта проблема стоит достаточно остро, поскольку в современном обществе искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона — несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена. В то же время еще К.Д. Ушинский, подчеркивал социальный смысл эмоций, отмечал, «что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает».

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что, с одной стороны, культ рациональности и высокий образовательный ценз непосредственно не обеспечивают в полной мере формирование гуманистического мировоззрения и эмоциональную культуру ученика, а с другой стороны, бедность эмоциональных проявлений педагога может отрицательно влиять на качество образования.

Объект исследования: профессиональная деятельность педагога.

Предмет: эмоциональный интеллект, как фактор эффективности профессиональной деятельности педагога.

Цель исследования: выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта педагога с эффективностью его профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность понятия «Эмоциональный интеллект» в научной литературе
  2. Изучить аспекты эффективности профессиональной деятельности педагога
  3. провести эмпирическое исследование по определению эмоционального интеллекта и эффективности деятельности учителя
  4. Проанализировать результаты эмпирического исследование с позиции выявления влияния эмоционального интеллекта на профессиональную деятельность педагога

Гипотеза: предполагается, что эмоциональный интеллект оказывает влияние на профессиональную деятельность педагога, а именно, чем выше показатели ЭИ, тем эффективнее деятельность педагога

Практическая значимость результатов: результаты исследования могут быть применены в современной педагогической деятельности. материалы применимы в качестве научно-методического обеспечения проектирования исследовательской деятельности учителей в повседневной практике общеобразовательной школы; экспериментальные материалы могут быть использованы для организации проектной, исследовательской деятельности учащихся, в системе повышения квалификации учителей.

Методы исследования:

1. Исследование теоретической литературы

2. Экспериментальное эмпирическое исследование

3. Анализ результатов эксперимента

4. Методы обработки и интерпретации данных: методы математической статистики коэффициентов корреляции по критерию Спирмена.

5. Метод тестирования.

6. Наблюдение, опрос.

Методологические основы исследования: Исследовательская деятельность учителя в контексте научно-методической работы рассматривалась в трудах Б.С. Бергушева, А.В. Козулина,. А.И. Кочетова, A.M. Моисеева и О.М. Моисеевой, Н.Ю. Посталюк и других.

Проблеме обучения исследовательской деятельности будущих учителей посвящены диссертационные исследования Т.В. Калашникова, Е.А. Мясоедова, Л.П. Козлова, Е.Г. Овчинниковой, Г.В. Самодуровой, Н.В. Сычковой, К.С. Фарино и других. Вместе с тем подготовка к исследовательской деятельности учителя, действующего в современных условиях в развивающейся системе личностно ориентированного обучения, остается актуальной.

В целях диагностики эмоционального интеллекта педагогов использовалась методика Н. Холла.

Описание выборки:

Эмпирическое исследование проводилось среди педагогов среднего и старшего звена МОУ СОШ № 97 города Москвы. В эксперименте участвовало 14 педагогов, в возрасте от 27 до 52 лет, педагогический стаж колеблется от  3 до 21 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 3 главы и список использованной литературы, а также приложения.

Первая глава описывает теоретическое исследование эмоционального интеллекта и профессиональной деятельности педагога. Раскрывается сущность основных понятий в сфере эмоционального интеллекта, дано теоретическое исследование понятия оценки эффективности профессиональной деятельности педагога, его профессиональной компетентности.

Вторая глава описывает эмпирическое исследование эмоционального интеллекта и эффективности профессиональной деятельности педагога. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 97 города Москвы. В рамках эмпирического исследования проведено исследование эффективности профессиональной деятельности в виде экспертной оценки педагогов их коллегами. А также проведено исследование эмоционального интеллекта педагогов.

Третья глава описывает ход аналитической деятельности по оценке влияния эмоционального интеллекта на эффективность профессиональной деятельности педагога. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования проводились при помощи методов математическиой статистики – коэффициента корреляции Пирсона. По итогам проведенных расчетов выявлена взаимосвязь эмоционального интеллекта и эффективности профессиональной деятельности педагога, что подтвердило выдвинутую гипотезу.

Одной из больших трудностей в педагогической деятельности многие исследователи выделяют ее высокую эмоциональную насыщенность: психоэмоциональные перегрузки, эмоциональную напряженность, эмоциональное выгорание, эмоциональную устойчивость и т.д. Эти явления могут приводить к ухудшению или полной дезорганизации профессиональной деятельности учителя и обучения учащихся.

Продуктивная педагогическая деятельность зависит от способности учителя к осознанию и регуляции своих эмоциональных состояний, чувств и от умения понимать и управлять состояниями своих учеников, то есть от уровня развития эмоционального интеллекта учителя.

По итогам выявлены значимые корреляции по следующим параметрам:

1.      в области постановки целей и задач педагогической деятельности и  в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений (коэффициент корреляции 0,600 – односторонняя корреляция)

2.      эмоциональной осведомленности и общим эмоциональным показателем (коэффициент корреляции 0,725 - двусторонняя корреляция)

3.      постановка целей и задач в учебной деятельности и эмпатия (коэффициент корреляции 0,563 – односторонняя корреляция)

4.      эмпатией и общим показателем эмоционального интеллекта (коэффициент корреляции 0,787 - двусторонняя корреляция)

5.      самомотивации и общего показателя эмоционального интеллекта (коэффициент корреляции 0,631 – односторонняя корреляция)

Следовательно, такие компоненты эффективности педагогической деятельности, как постановка целей и задач, разработка учебных программ и принятие педагогических решений коррелируют с элементами эмоционального интеллекта педагогов – это самомотивация, эмоциональная осведомленность, эмпатийность и социорефлексия.

Также необходимо отметить, что постановка целей и задач в  педагогической деятельности, разработка учебных программ и принятие педагогических решений относятся с профессиональной деятельности педагога, а не к его личностным качествам. Из этого следует, что обладая высокой степенью эмпатии и социорефлексии,  педагог эффективно планирует свою деятельность, строит учебные программы и взаимодействует с учащимися на основе глубокого понимания ученического социума.

Интересным представляется тот факт, что при высоких значениях личностных качеств (по экспертным оценкам)  в ходе диагностики эффективности деятельности учителей, значимых корреляций между личностными характеристиками (в составе элементов эффективности педагогической деятельности) и профессиональными компетенциями, тем не менее, не выявлено.

Тем не менее, можно сделать вывод о том, что эмоциональный интеллект оказывает влияние на эффективность профессиональной деятельности педагогов, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6–7 ноября2002 г., г. Минск. Минск, 2003. С. 194–196.
  2. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конф., 30–31 января2004 г., г. Брест. Брест, 2004. С. 12–13.
  3. Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта // Материалы Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф., 19–20 декабря2003 г., г. Минск. Минск, 2004. С. 147–149.
  4. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26–27 ноября2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22–26.
  5. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: теория и практика: Материалы Междунар. научно-практ. конф. Минск, 2003. С. 166–168.
  6. Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 91–96.
  7. Бачков И.И. Структура профессионального самопознания учителя //Школьный психолог. 2000. С. 12-13.
  8. Библия. Книги Ветхого Завета. М.: Рос. библейское об-во, 1994. С. 648–682.
  9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. — 316 с.
  10. Вайсбах X., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М., 1998
  11. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998.
  12. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических, процессов. М., 2000. С. 680.
  13. Волков И.П. Очерки спортивной акмеологии. СПб.: БПА, 1998.- 126 с.
  14. Волоковицкий Г.А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. М.: В А. им. Ф.Э. Дзержинского, 1994. 74 с.
  15. Выготский Л.С. Избранные психологические труды. М;,1956.
  16. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. С.157–159.
  17. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.2. М., 1982.
  18. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. №1. С. 100-111.
  19. Деркач A.A., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: Луч, 1995.-207 с.
  20. Деркач A.A., Старовойтенко Е.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: Луч, 1993. 131 с.
  21. Дэвис Ф. Полная уверенность в себе: Исчерпывающее руководство на пути достижения личного успеха и уверенности в себе. Минск: Попурри, 1997. С.6-254.
  22. Завалишина Н.Д. Профессионализация в контексте жизни человека. // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы; тезисы докл. Научной конференции института психологии РАН. Москва, 1997.
  23. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессио-нализма. М., 1993.
  24. Запорожец A.B. Избранные психол. Труды. М., 1986. В 2-х т.
  25. Зелигман, М.П. Как научиться оптимизму: Советы на каждый день. М.: Вече, 1997. 432 с.
  26. Иванова С.П. Психология полисубъектного взаимодействия в социально педагогической среде. — Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2000. - 380с.
  27. Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков, 1999. 564с.
  28. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 242–244.
  29. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.-114с.
  30. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. 400с.
  31. Кобелева О.В. Психолого-акмеологические факторы формирования жизненных ценностей руководителя. Автореф.канд. дисс., М., 1998. -15с.
  32. Кондаков И. М. Внутренняя мотивация профессионального развития // Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
  33. Кондратьева C.B. Учитель — ученик. М.: Педагогика, 1981. 53 с.
  34. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике // Л.С. Выготский и современность / Под ред. Минск, 1996. Т. 1. С. 25–29.
  35. Кривенко В.А. Опора на витагенный опыт школьников как средство развития познавательного интереса. Екатеринбург, 2002.
  36. Кричевский P.JI. Если Вы руководитель . Элементы психологии и менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993. 162с.
  37. Кузьмина H.B. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -112с.
  38. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990.
  39. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: ЛГУ, 1985. -251с.
  40. Кузьмина Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. М., 1995. 273с.
  41. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
  42. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972. – № 12. – С. 137-140.
  43. Леонтьев В. Г. Основные направления изучения активности личности // Психология и педагогика активности личности. Новосибирск, 1992.
  44. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. -308с.
  45. Носенко Е.Л., Коврига Н.В. «Емоційна розумність» як детермінанта успішної життєдіяльності людини і шляхи її операціоналізації // Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка і психологія. 2000. Вип. 6. С. 3–7.
  46. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003.
  47. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М: КСП+, 2003.
  48. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 248–250.
  49. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. С. 133–179.
  50. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  51. Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситемии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 1991. С. 89–96.
  52. Слепкова В.И., Liet T. De Vries-Geervilet. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. С. 130–137.
  53. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Соц.-гуманитарные знания. 2002. № 2. С. 109–125.
  54. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 3–14.
  55. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопр. психол. 1999. № 2. С. 61–74.
  56. Чеботарь А.И. Эмоциональный интеллект как основа успешности жизнедеятельности человека // Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка і психологія. 1999. Вип. 4. С. 129–134.
  57. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20–27.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Экспертный лист  оценки уровня квалификации учителя

 ______________________________________(ФИО аттестуемого учителя) ______________________________________(преподаваемый предмет) ____________________________________(ФИО эксперта и его должность) ____________________________________(ФИО эксперта и его должность)

Инструкция:

В процессе экспертизы Вам предстоит оценить компетентность учителя в решении  профессиональных задач. Для этого необходимо проанализировать, что и как делает учитель, каких результатов он достигает. Информационными источниками могут служить: анализ урока, собеседование с аттестуемым учителем, результаты педагогической деятельности, собеседование с руководителем (заместителем учителя) образовательного учреждения и другие источники.

Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной деятельности учителя, используя 5-ти балльную шкалу.

5 – очень высокая степень выраженности указанной в утверждении характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению учителя. Ответ экспертов – «да».

4 - высокая степень выраженности характеристики. Она часто проявляется в педагогических ситуациях. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение учителя  не соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее да, чем нет».

3 – средняя степень выраженности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых – не соответствуют. Ответ экспертов – «среднее значение».

2 – слабая степень выраженности характеристики. Она редко проявляется в педагогических ситуациях. Поведение и качества педагога лишь иногда соответствуют утверждению. Ответ экспертов – «скорее нет, чем да».

1 - характеристика не представлена в деятельности педагога. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения. Ответ экспертов – «нет».

Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.