• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2018
  • Оригинальность: 65 %

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Волонтерская деятельность: основные характеристики 6
1.2 Особенности волонтерского движения в общеобразовательной организации 14
1.3 Волонтерская деятельность в рамках предметной области технология 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Диагностика уровня готовности к волонтерской деятельности 28
2.2. Динамика готовности к волонтерской деятельности через формы организации трудовой деятельности. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. В 2006 г. постановлением Правительства РФ были утверждены основные направления государственной молодежной политики на период до 2016 г., одним из приоритетов которой названо системное вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи. Вместе с тем, показатель вовлечения граждан в добровольческую деятельность пока не превышает 10%, хотя в обществе имеется множество социально значимых задач, реализация которых напрямую связана с развертыванием волонтерского движения.
Актуальность настоящего исследования, таким образом, определяется наличием противоречия между необходимостью развития социальной активности молодежи, без которой невозможно дальнейшее экономическое, политическое и культурное преобразование российского общества, и недостаточной разработанностью основ волонтёрского движения в школе.
Институт добровольчества распространен во многих странах мира, становясь все более значимым ресурсом развития различных сфер общества. На всероссийском форуме добровольцев в 2015 г. президент РФ Владимир Путин заключил: «Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что добровольческое движение в России развивается, обогащается новыми идеями, замыслами, проектами».
Волонтерская деятельность предполагает оказание нуждающимся правозащитной, социально-бытовой, консультационно- психологической и других видов помощи.
Сегодня существуют мнения о том, что волонтерская деятельность в России обрела свою форму сравнительно недавно. Подобную интерпретацию развития отечественного волонтерства не представляется возможным рассматривать как исключительно верную. Существуют различные точки зрения, характеризующие развитие добровольческой деятельности на разных исторических этапах России. Справедливо отметить, что отечественная система добровольчества имеет свои особенности в сравнении с западной моделью развития волонтерской деятельности.
В России важную роль в формировании добровольчества сыграло социальное служение, которое осуществляется на религиозном и светском уровне и заключается в оказании помощи всем нуждающимся. Социальное служение всегда отражало самый высокий уровень социальной ответственности членов общества. Осознание своей социальной ответственности, своего общественного долга в разные времена человеческой истории обуславливалось религиозным сознанием, нравственной силой личности и обязывающим положением в социуме.
Объект исследования: волонтерская деятельность.
Предмет исследования: формирование готовности школьников к волонтерской деятельности.
Гипотеза исследования: разработанная нами методика руководства трудовой деятельности учащихся эффективно сформирует готовность к волонтерской деятельности.
Цель исследования: Изучить эффективность формирования готовности школьников к волонтерской деятельности в рамах предметной области "Технология".
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические основы исследования готовности школьников к волонтерской деятельности.
2. Построить экспериментальное исследование готовности к волонтерской деятельности.
3. Проанализировать эффективность формирования готовности к волонтерской деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: педагогическое наблюдение, изучение учебно-методической отчетной документации, обработка данных, констатирующий, поисковый эксперимент, изучение результатов исследования, обобщение отчета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во всем мире волонтерская деятельность давно получило широкое распространение. Социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к молодому поколению. Российскому развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, отличающиеся духовными качествами, например как милосердия, сострадания, справедливость, гуманность, отзывчивость, обладающими чувством ответственности за судьбу страны, за ее духовное и культурное процветание.
Развитие волонтерской деятельности рассматривалось разными учеными. Некоторые авторы в своих исследованиях делают акцент на социальной активности молодежи, а волонтерская деятельность рассматривается как ее способ проявления.
По данным ВЦИОМ: добровольно и бесплатно на пользу обществу в течение последних трех лет хотя бы однажды трудился каждый второй россиянин (53%). В топ-пять добровольческой деятельности преобладают занятия, направленные на восстановление окружающей среды, заботу о природе: озеленение (18%), уборка территорий (16%), помощь бездомным животным и заповедникам (10%). Также к наиболее популярным видам добровольчества относятся благотворительность (18%) и целенаправленная помощь социально незащищенным категориям граждан (12%).
Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя исследование, мы могли определить основные показатели и методы развития готовности к волонтерской деятельности.
– Формирование готовности к волонтерской деятельности возможно в совместной деятельности взрослого и ребенка.
– Организация предметной среды таким образом, чтобы она служила пусковым механизмом для достижения цели.
– Создание эмоционально-мотивационной готовности.
– Умеренное поощрение трудолюбия и воспитание критичности.
– Организация детского труда как серьезного дела, но с использованием игровых приемов.
С целью формирования вышеперечисленных качеств, была проведена последовательная поэтапная работа, которая носила целенаправленный и творческий характер (совершенствование органичной работы дежурных, поручения, различные игры, тесное сотрудничество с родителями).
Следствием работы были результаты контрольного среза на третьем этапе развития готовности к волонтерской деятельности в процессе трудового воспитания. Учащиеся показали следующие результаты.
Они смогли умело формулировать цель, мотив, контролировать свои действия при выполнении задания. Научились адекватно оценивать трудности процесса достижения цели, предвидеть возможные препятствия, что позволило понять логику развития объекта, с которым необходимо действовать. У детей совершенствовались: самостоятельность, ответственность, целеустремленность, настойчивость, чувство долга.
Исходя из результатов проведенных исследований мы делаем выводы, что выдвинутая нами гипотеза о том, что разработанная нами методика руководства трудовой деятельности школьника сформирует готовность к волонтерской деятельности, подтвердилась.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Указ Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (Москва, Кремль 29 октября 2015 г. №536). http://www.kremlin.ru/act/new/50590
2. «Воспитание школьников», № 5, 2015, с. 23-29
http: //www.admko galym.ru/adminitration/tructure/kultura/index .php
3. Арсеньева Т.Н. Бодренкова Г.П. Виноградова Н.В., Пелевина И.М.,. Менеджмент молодёжных добровольческих программ: проблемы внедрения инновационных проектов на региональном уровне. Методическое пособие. - Тверь. 2011.
4. Арсеньева Т.Н. Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Малоземов А.А. Волонтерские программы как ресурс развития и системной поддержки здорового образа жизни российской молодёжи. Научно-методическое пособие. - Тверь. 2012.
5. Арсеньева Т.Н. Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодёжного добровольчества. Научно-методическое пособие. - СПб-Тверь. 2009.
6. Арсеньева Т.Н. Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. - СПб-Тверь. 2009
7. Асмолов А.Г. «Этюды оптимизма: ценностные горизонты оптимистической педагогики». - «Образовательная политика», № 4, 2015, с.2-4
8. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: Учебно-методическое пособие. - М.: АНО «СПО СОТИС», 2013.
9. Бондаревская Е.В. Основные подходы к совершенствованию современного воспитания (личностно-ориентированное воспитание) // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы/ под ред. проф. И.А.Зимней.-2-е изд., доп. И перераб.-М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.-с. 131-140
10. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.: «Ось-89», 1999.
11. Волонтёрский менеджмент: пособие для сотрудников и молодёжных лидеров Белорусского Общества Красного Креста по организации работы волонтёров // Молодёжная Сеть Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца / Интернет-ресурс: http://bmu- rcn.narod.ru/AboutBMU/Reource/BMUbook/VolontManagBRC.pdf
12. Гафаров В.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008.
13. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - №1 . - С.62-68.
14. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.
15. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38.
16. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтёрской) деятельности молодёжи в субъектах Российской Федерации // Департамент по делам молодёжи Самарской области / Интернет-ресурс: http://ddm.amregion.ru/about/volunteer/682/
17. Мотивация участия молодёжи в добровольческой деятельности // Интернет-ресурс: http://emya-protiv-narkotikov.ru/motivaciya-uchatiya- molodezhi-v-dobrovolchekoy-deyatelnoti
18. Памятка о порядке получения Личной книжки волонтёра // Интернет- ресурс:
19. Педагогика достоинства: идеология школьного и дополнительного образования / под общ. ред. А.Г. Асмолова. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - с. 85.
20. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.
21. Шапка Е.В., Семененко М.О., Старикова В.Г., Козлова О.А. Волонтерство сегодня: модный тренд или полноценная работа? // Волонтер: Всероссийский научно - практический журнал. - 2012. - №
22. Щелина Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т. Т. Щелина // Вестник. – 2006. №7. С. 6-9.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.