• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2018
  • Оригинальность: 87,37 %

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Формирование умений полемического диалогического общения. 6
1.1. Полемика как разновидность диалогического общения 6
1.2. Умения диалогического общения, полемического диалога и их формирование. 12
Глава 2. Использование полемики как приема активизации языковых знаний и речевых умений на уроках иностранного языка 21
2.1. Академическое эссе на тему: «Роль полемических навыков в формировании основных компетенций культуры речевой деятельности» 21
2.2. Технологические карты уроков 23
Приложение. 36
Заключение 37
Список использованной литературы: 38

Введение
Культура речевой деятельности включает в себя большое количество компетенций, необходимых для представителей многих профессий и закрепленных в ФГОС ВПО. [Илиджев 2014]
Одними из основных являются способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, умение вести диалог, выступать публично, грамотно разрешать конфликты, способность слушать и слышать собеседника. Эффективными средствами совершенствования приведенных компетенций являются дискуссия и полемика. В наши дни, при обилии дискуссионных программ на радио и телевидении, Интернет-полемики, вырабатывание и развитие умений полемического диалогического общения становится особенно актуальным. Актуальность исследуемой темы заключается и в образовательном значении полемики, так как она объективно способствует формированию профессиональных компетенций юристов, преподавателей, журналистов, специальностей, связанных с рекламой и т.п., а также развитию творческих способностей студентов и школьников, при том, что современная письменная и тестовая проверка знаний, используемая, например, в ЕГЭ, не формирует у учащихся навыков публичного выступления, в котором было бы необходимо четко выразить свою точку зрения и отстоять ее, дать аргументированные ответы на вопросы оппонента и применить другие полемические умения.
В качестве объекта настоящего исследования выступает процесс активизации речевой деятельности учащихся.
Предметом исследования является формирование у учащихся умений полемического общения.
В соответствии с предметом и объектом исследования была поставлена цель данной работы – изучение формирования умений полемического общения, анализ и обобщение точек зрения различных авторов, разработка уроков, посвященных развитию полемических умений.
Достижение цели осуществляется посредством решения ряда задач:
1. Изучить теоретическую литературу, посвященную полемике как средству формирования культуры речи;
2. Провести анализ и обобщение 15 различных точек зрения, представленных в научной литературе по теме исследования;
3. На основе изученных работ сформулировать свою собственную точку зрения по теме исследования и выразить ее в форме академического эссе.
4. Разработать технологические карты занятий, посвященных полемическому общению.
В процессе исследования нами была сформулирована следующая гипотеза: формированию умений полемического диалогического общения должно отводиться достаточно времени и внимания в образовательном процессе, что нужно учитывать при планировании занятий, так как без данных умений невозможно развитие основных общекультурных компетенций, а именно: устного выступления, грамотного ведения спора, способности и готовности вести диалог, формулирования убедительных аргументов, разрешения разногласий и др.
Для доказательства этой гипотезы были применены следующие методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по теме исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе «Исследование формирования умений полемического диалогического общения» представлен анализ пятнадцати работ отечественных и зарубежных авторов по данной теме. Глава включает в себя два параграфа: «Полемика как разновидность диалогического общения» и «Умения диалогического общения, полемического диалога и их формирование».
Во второй главе «Использование полемики как приема активизации языковых знаний и речевых умений на уроках иностранного языка» отражена наша собственная точка зрения на роль полемических навыков в формировании основных компетенций культуры речевой деятельности, а также представлены пять технологических карт уроков английского языка по теме «Искусство полемики».
В заключении обобщаются основные результаты исследования.
Библиографический список использованной литературы содержит научные труды, произведения художественной литературы и словари.
Заключение
Целью данной курсовой работы является изучение формирования умений полемического общения, анализ и обобщение точек зрения различных авторов, разработка уроков, посвященных развитию полемических умений. Данная цель была достигнута, как и задачи, определенные нами во введении.
Мы осуществили анализ научно-исследовательских работ различных авторов, в ходе которого были обнаружены сходства и различия их точек зрения, выявлены конкретные техники и методы обучения, приведены примеры заданий. На основе этого анализа и примеров были сформулированы наши собственные суждения и составлены технологические карты уроков, посвященные формированию умений полемического общения.
Была подтверждена гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, а именно то, что формированию умений полемического диалогического общения должно отводиться достаточно времени и внимания в образовательном процессе, что нужно учитывать при планировании занятий, так как без данных умений невозможно развитие основных общекультурных компетенций.
Конечно, данная курсовая работа не охватила всей информации по данной теме, и была использована лишь малая часть посвященных ей научно-исследовательских трудов, поэтому для полного изучения формирования умений полемического диалогического общения недостаточно только проведенного нами исследования, она требует дальнейшего обсуждения.

Список использованной литературы:
1. Walton D. Media argumentation: Dialectic, persuasion and rhetoric. New York/Cambridge: Cambridge University Press; 2007. URL: https://rhetorictoday.wordpress.com/2011/07/17/tipy-dialoga-po-walton-u/
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 12-е изд., стер. - М.: 2012. – С. 400-403
3. Волков А.А. Устная словесность// URL: http://www.portal-slovo.ru/ (Образовательный портал Слово)
4. Зунделович Я. О. Диалог // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М., 1929—1939. Т. 3. — М.: Изд-во Ком. Акад., 1930. — С. 267—270.
5. Илиджев А.А. Общекультурные компетенции во ФГОС ВПО по направлению бакалавриата «Юриспруденция»: анализ формулировок. – Казанский юридический институт МВД России, 2014.
6. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: Изд-во АСТ, Астрель; 2007 – Гл.6, ч.1, п.2. URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=103649 (Большая онлайн библиотека e-Reading)
7. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие/ - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 105-118
8. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. – СПб.: Изд-во Питер, 2003. – С.36.
9. Родос В. Б. Теория и практика полемики. — Томск: Томский государственный университет им. В. В. Куйбышева, 1989. – Гл.1, п.4; гл.4.
10. Савова М.Р. Дискуссии и дебаты как средство совершенствования культуры речи// Записки Горного института - СПб; 2011.
11. Тернопол Т.В. Обучение студентов ведению научной дискуссии на практических занятиях по истории зарубежной литературы – Ярославский государственный педагогический университет; 2014.

Словари и справочная литература:
12. Большой толковый словарь русского языка. Под ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 1998.
13. Ораторское искусство, лекции. Тема 6, Дискуссия (полемика) как вид речевой деятельности. URL: http://baumanki.net
14. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. / Под ред. В. И. Чернышёва. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1948—1965. Т.13. – С. 561-562
15. «Golden Time» А.Милюков // URL: http://www.goldentime.ru/
16. Этапы обучения диалогу и основные пути овладения ДФО, лекция. URL: https://poisk-ru.ru/s59260t2.html


Узнайте стоимость работы:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.