• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2017
  • Оригинальность: 92.52 %

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендерных особенностей в системе управлений.
1.1 Понятие гендер в социально-психологической науке……………..6
1.2 Гендерные различия в современном мире………………………….9
1.3 Гендерные особенности управления персоналом в образовательной системе……………………………………………………………………...…….13
Глава 2. Аналитический анализ на базе МБОУ «Прогимназии №1
2.1 Общая характеристика МБОУ «Прогимназии №1»………….……21
2.2 Анализ системы управления в МБОУ «Прогимназии №1»………32
2.3 Гендерные особенности управления в МБОУ «Прогимназии №1».54
Глава 3. Реализация предложений по совершенствованию решения проблемы гендерных особенностей в системе управления персоналом.
3.1 Определения удовлетворенности особенностями гендерного управления коллектива в образовательной системе…………………..……57
3.2 Реализация управленческой роли с точки зрения гендерных особенностей ………….…………………………..…………..……………..….69
Заключение ……………………………………..……………………….76
Литература ……………………………………………..………………..79
Приложения

ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. Становление рыночных отношений в РФ повлияло не только на экономические процессы, но и способствовало смягчению консервативных установок относительно многих сфер жизнедеятельности, однако представления о гендерных особенностях, и тем более, лидерстве до сих пор остаются, под влиянием социальной и культурной установок.
Стоит отметить, что в современном обществе сложился целый ряд положительных условий, для женщин , в частности формированию женского управленческого лидерства, который в современных условиях может повысить жизнеспособность организации в неустойчивых условиях внешней среды. Несмотря на это проблема гендерной особенности управления остаётся весьма актуальной для России. Острота её возрастает в связи с тем, что в общественном сознании россиян весьма распространено представление о незаинтересованности российских женщин в завоевании высших позиций в иерархии российских предприятий. Всё это формирует предпосылки для изучения влияния гендерных особенностей управления персоналом.
Большой вклад в исследование гендерных отношений внесли Дж. Митчелл, Г. Рубин, Б. Фридан, К. Миллет, Х. Хартман и др., которые проанализировали отношения между полами с точки зрения власти и дискриминации пот признаку пола.
Объяснение различий между мужчинами и женщинами занимались и представители психологического направления - З. Фрейд, Л. Иригари6и др., которые разрабатывали формирование гендерной идентичности у индивида, психологические различия мужчин и женщин.
Среди российских исследователей гендерных отношений можно назвать И. Арманд, А.М. Коллонтай. Для современных российских социогендерных исследований предпосылки были созданы в 1960-е годы в социологии семьи и пола. В советской науке основное внимание уделялось профессиональной деятельности мужчин и женщин, а также сочетанию общественных и семейных ролей - И. Кон.
Каждого лидера, руководителя отличает определённый стиль управленческого поведения, авторами концепций стиля управления являются Д. МакГрегор, А.М. Омаров, К. Левин, Р. Лайкерт, Р. Бэйлис, Ф. Фрайдлер, У. Редин, Р. Блэйк, ДЖ. Моутон, А.А. Русалинова и др.
Завершая обзор литературы, можно отметить, что особенности управленческого лидерства мужчин и женщин теоретически проработаны как в зарубежной, так и в отечественной социально-управленческой мысли.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется необходимостью разработать программу мероприятий на эффективность работы организации.
Цель исследования - выявление гендерных особенностей управления персоналом мужчин и женщин в системе образования.
Объектом исследования является стиль руководства мужчины и женщины в системе образования.
Предмет исследования - гендерные особенности управления в образовании.
Анализ отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме позволил нам выдвинуть следующую гипотезу: влияют, ли особенности гендерного управления на результативность работы персонала и организации в целом или эффективность управления зависят от совокупности индивидуально-типологических качеств личности.
Цель и гипотеза бакалаврской работы предлагает постановку и решение следующих задач:
1. Провести логико-содержательный анализ научной литературы о гендерных особенности управления персонала
2. Рассмотреть структура работы системы управления на базе МБОУ «Прогимназии № 1»;
3. Разработать программу мероприятий и подготовить рекомендации по совершенствованию решения проблемы гендерных особенностей в системе управлений.
Базой исследования выступила МБОУ «Прогимназия № 1»
Теоретическая значимость бакалаврской работы заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме гендерная особенность управления персоналом в системе образования
Практическая значимость состоит в том, что на основе выявленных в результате теоретического и аналитического анализа гендерных особенностей управления персоналом в системе образования, разработан комплекс мероприятий направленных на эффективность работы организации.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы и приложения.



Заключение

Существует два подхода к определению гендера: первое, когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различии «пола», то имеется в виду их биологическое различие; второе, когда говорят о гендере, то исходят из определённых социокультурных дефиниций (определений) понятий женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения».
Таким образом, гендерные исследования направлены на изучение определённых стереотипов восприятия и межличностных отношений, стереотипов формирования собственной модели поведения и оценки, конструирования идеала с точки зрения принадлежности к биологическому полу.
Гендерные исследования носят междисциплинарных характер, стереотипами на уровне отдельных индивидов занимаются, например, психология, педагогика, философия, а на уровне общества - социология, демография, экономика.
Гендерные стереотипы индивида формируются с раннего детского возраста, по мере социализации ребёнка в конкретной культурной среде под влиянием множества различных факторов этнического, семейного, бытового, экономического, социально-средового, образовательного, имущественного и иного характера.
Стереотипы на уровне общества развиваются в единстве с социально-экономическими, политическими, культурными процессами.
Идеалы феминности и маскулинности под влиянием объективных обстоятельств, претерпевают изменения, но не всегда прогрессивного порядка. В российской истории новейшего времени, например, в этом отношении произошёл регресс общественно-значимых ценностей в сторону откровенно патриархальных, то есть к возрождению аргументации пот признаку биологического пола в определении роли индивида в социальной, политической, экономической, культурной и других сферах человеческой жизни.
Гендер лежит в основе гендерологии как системы знаний и гендерной политики, предполагающей:
- формирование правовой базы обеспечения равноправия полов;
- создание условий и возможностей для равноправного участия в жизни общества всех граждан независимо от пола;
- паритетное представительство мужчин и женщин в выборных и назначенных должностях;
- внесение новых элементов женщинами в политическую культуру;
- реализация женских инициатив в сфере законодательства, отражающего интересы женщин и детей;
- организация широкого гендерного просвещения населения в России;
Гендерология как новое научное направление находится в стадии становления и основывается, прежде всего, на феминологии - науке о женщине и социальном равенстве полов.
Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, направленная на воздействие и побуждение подчинённых к достижению поставленной цели.
В общепринятой практика управления выделяют следующие основные стили руководства:
- авторитарный;
- либеральный;
- демократический.
Обычно руководители используют либо демократический, ориентированный на человеческие отношения, либо автократический, ориентированный на работу, стили.
На сегодняшний момент российская женщина лишилась экономической самостоятельности, практически отстранена от участия в политической жизни страны, властные структуры недооценивают и не используют полностью трудовой и общественный потенциал женской части населения. Это не только отрицательно сказывается на социальном статусе женщины, но и тормозит процессы формирования рыночных отношений и становления гражданского общества. Нерешенность проблем достигла в настоящее время предельной черты, что напрямую ставит их в разряд острейших политических вопросов.

Список литературы

1.Авдулова Т.П. Гендерные аспекты управленческой деятельности / Т.П. Авдулова // HR в фокусе внимания. - 2010.
2. Агамоеа, Н.С. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты / Н.С. Агамова, А.Г. Аллахвердян // russcience.chat.ru/papers/ag-al01v.htm
3. Агеев, B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / B.C. Агеев // Вопросы психологии. 1987. - №2. - С. 152 - 158.
4. Алёшина, Ю.Е. Ролевой конфликт работающей женщины / Ю.Е. Алёшина, Е.В. Лекторская // Вопросы психологии. 2001. - № 5. - С. 80 - 88.
5. Барчунова, Т.В. Эгоистичный гендер, или воспроизводство гендерной асимметрии в тендерных исследованиях / Т.В. Барчунова // philos.nsu.ru/rus/sciwork/ONS2.doc
6.Басова М.М. Социально-психологические особенности управления женским персоналом / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 12. - С. 103-105.
7.Басова М.М. Формирование социально-психологического климата в женском трудовом коллективе как регулятора социально-трудовых и социально-экономических отношений в организации / Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 2. - С. 9-11.
8.Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. / Т.В. Бендас. -СПб.: Питер, 2005.-431с.
9. Берн, Ш. Гендерная психология. / Ш. Берн. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. - 320 с.
10. Богданова, И.Ф. Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра / И.Ф. Богданова // Социологические исследования. 2014. - № 1. - С. 103 - 111.
11. Бодалёв, А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А.А. Бодалёв // Советская педагогика. 1990. - № 12. - С. 65 - 71 .
12. Бондаревская, Е.В. Педагогика / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. М., 1999.
13. Брандт, Г.А. Природа женщины как проблема (концепции феминизма) / Г.А. Брандт // Общественные науки и современность. 1998. - № 2. - С. 167 - 180.
14. Бреслав, Г.М. Половые различия и современное школьное образование / Г.М. Бреслав, Б.И. Хасан // Вопросы психологии. 1990. - № 3. - С. 64 - 69.
15. Видт, И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы / И.Е. Видт // Педагогика. 2002. - № 3. - С. 3 - 7.
16. Визгина, А.В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / А.В. Визгина, С.Р. Пантилеев // Вопросы психологии. -2011. -№ 3. С. 91 - 100.
17. Виноградова, Т.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль социальных и биологических факторов / Т.В. Виноградова, В.В. Семенов // Вопросы психологии. 2003. - № 2. - С. 63-71.
18. Вифлеемский, А.Б. Справочник учителя: Ответы на актуальные вопросы: права и обязанности, рабочее время, оплата труда, социальные льготы / А.Б. Вифлеемский, О.В. Чиркина. Н.Новгород: Педагогические технологии, 2011.-142 с.
19. Влияние гендерных факторов на управление персоналом организации. - М.: МЭСИ, 2013. - 13 с.
20. Гендерные особенности управления. - М.: БЭКС, 2014.
21. Горячкина В. А. Связь эффективности руководства с его типом в гендерном аспекте // Сборник докладов I Международной научно-практической конференции 27–28 декабря 2011 г. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. - 376 с.
22. Грошев И. В. Как принимают решения женщины и мужчины-руководители // ЭКО. - 2009. - № 4.
23. Грошев И. В. Поле власти в социальном пространстве: гендерный аспект // Социология и общество: тезисы Первого Всерос. социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». - СПб.: Питер, 2011.
24. Грошев И. В., Македонская Т. А. Социально-психологические особенности управления женским персоналом // Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности: мат-лы III-й Всерос. науч.-практ. конф. 18-22 октября 2010. СПб., 2010.
25. Деражне Ю. Профессиональная карьера женщин. Комплексный подход // Человек и труд. - 2011. - № 11.
Добреньков В.И. Фундаментальная социология: гендер, семья, родство / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Т.10. - М.: Академия, 2010. - С. 37-38.
26. Егорова Л. С. Гендерные стереотипы в управлении // Женщина в российском обществе. - 2010. - № 3/4.
27. Жанатова Д. Б. Актуальные проблемы гендерной проблематики в современном обществе // Сборник докладов I Международной научно-практической конференции 27-28 декабря 2011 г. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. - 376 с.
28. Занина, Л.В. Основы педагогического мастерства / JI.B. Занина, Н.П. Меньшикова. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2015. -288 с.
29. Золотова, О.П. Психологические трудности в развитии профессионального самосознания учителя и пути их преодоления /О.П. Золотова. Дис. . канд. псих. наук. Москва, 2005.
30. Ильин, ЕЛ. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2013. - 544 с.
31. Исаева, Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе / Т.Е. Исаева. Ростов-на-Дону, 2003. - 312 с.
32. Каменская, Е.Н. Гендерный подход в педагогике / Е.Н. Каменская. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2006. 176 с.
33. Квалификационный справочник должностей служащих: Комментарий к КЗОТ. М.: ИНФРА-М, 2000. - 336 с.
34. Киселева Е.В. Планирование и развитие карьеры. - Вологда: Легия. Филиал СЗАГС, 2010. - 332 с.
35. Комаров Е.И. Гендерный менеджмент / Е.И. Комаров // Управление персоналом. - 2011. - №11-12. - С. 49-53.
36. Конституция РФ с комментариями Конституционного суда РФ. 2-е изд. М.: «ИНФРА-М», 2003. 128 с.
37. Корнилова Т.В. Мотивационная регуляция принятия решений: современные представления / Т.В. Корнилова // Современная психология мотивации. - М.: Смысл, 2012.
38. Костикова, И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога / И. Костикова, А. Митрофанова, Н. Пулина, Ю. Град скова // Высшее образование в России. 2001. - № 2. - С. 68 - 75.
39. Кохнович Е. Н., Москалюк В. Ю. Гендерные стереотипы в структуре представлений о мужчинах и женщинах в зрелом возрасте // Сборник докладов I Международной научно-практической конференции 27-28 декабря 2011 г. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. - 376 с.
40. Кошарная Г.Б., Толубаева Л.Т. Гендерные аспекты управления персоналом. - Пенза: Издательство ПГУ, 2010. - 144 с.
41. Крупская, Н.К. Об учителе. Избр. Статьи, речи и письма / Н.К. Крупская. М., 1960.
42. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие / Д.И. Латышина. М.: Гардарики, 2002. - 603 с.
43. Мастенбрук У. Гендерные различия в управлении и развитие организации. - М.: Сфера, 2011.
44. Мельник А.С. Карьера руководителя в современных российских условиях: гендерный аспект / А.С. Мельник. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького, 2010. - 22 с.
45. Михайлюк, В. Б. Легенды и правда о женском труде / В.Б. Михайлюк. М.: Изд-во полит, литературы, 1981 - 63 с.
46. Общество в гендерной перспективе / Сост. Е.Г. Луговицкая. - Новгород, 2010. - С. 62-81.
47. Подберезная В.В. Гендерные особенности управленческой деятельности // Материалы III Республиканской научно-практической Интернет-конференции «Социально-психологические основания оптимизации управления персоналом». Минск, 26 февраля 2010 г.
48. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2013. - 448 с.
49. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2013.-479 с.
50. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2014.
51. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект-Пресс, 2011.
52. Разумникова, О.М. Взаимодействие гендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии / О.М. Разумникова // Вопросы психологии. 2014. - № 4. - С. 76-83.
53. Рощина М.Л. Гендерная специфика управленческих решений руководителя. 0 М.: МГУ, 2011.
54. Саликов Ю.А., Шереметова О.Г. Гендерные особенности стиля управления // Проблемы региональной экономики. – 2010. - №4.
55. Свергун О. Управление персоналом: гендерный подход // Справочник кадровика. - 2012. - №6. - с.8-12.
56. Силласте, Г. Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин / Г. Силласте // Высшее образование в России. 2004. - № 3. - С. 122-133.
57. Усачев В.И. Гендерные и возрастные особенности занятости населения в России / В.И. Усачев // Народонаселение. - 2011. - №1. - С. 112-120.
58. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации. - М.: КноРус, 2010.
59. Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления / Т.П. Хохлова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №2.
60. Чернобровкина А. Гедерные аспекты менеджмента: женщины и мужчины руководители / А. Чернобровкина // Институт проблем предпринимательства. - 2011.
61. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. - СПб: Энергоатомиздат, 2011. - 398 с.
62. Чирикова А. Женщина во главе фирмы (проблемы становления женского предпринимательства в России) // Вопросы экономики. - 2010. - № 3.
63. Шевцова О.В. Гендерные аспекты менеджмента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014.












Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.