• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 70 %

Оглавление

Введение. 2

Глава 1 Анализ теоретических положений о стереотипах восприятия. 4

1.1 Определение понятия «стереотип восприятия» в современной теоретической литературе. 4

1.2 Анализ понятий «социальная идентичность», «социальные представления»  13

Глава 2 Методическое обеспечение эмпирического эксперимента. 34

2.1    Описание методологической базы эмпирического исследования. 34

Глава 3 Результаты  эмпирического исследования изменений      стереотипов восприятия школьниками понятия «Россия». 40

3.1 Результаты исследования стереотипов восприятия школьниками понятия «Россия»  40

3.2 Выявление стереотипов восприятия школьников понятия «Россия» после Олимпиады.. 44

Заключение. 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 52

Приложение 1. 56

Приложение 2. 58

Приложение 3. 60

 Введение

Изменения, которые происходят в современном российском обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время в России особенно актуально.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры и искусства как важнейших факторов формирования гражданской сознательности. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Образ России, ее основное предназначение и судьба, взаимоотношения России и Запада — эти проблемы волновали многие поколения русских философов и историков, будь то П. Я. Чаадаев, К. С. Аксаков, А. И. Герцен, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и многие, многие другие.

Парадоксально, что эта проблематика на настоящий момент едва ли разработана на уровне психологического и социально-психологического анализа, хотя имеется ряд работ в социологии. Отсюда следует, что пока еще преждевременно говорить о палитре подходов к исследованию данной проблематики. Пока речь может скорее идти, с одной стороны, о ряде отдельных работ таких авторов, как Матвеева, Аникеева, Мочалова, Петракова, Стефаненко. С другой — о существовании в рамках социальной психологии богатого потенциала для разрешения обозначенных выше проблем. С этой точки зрения проблему разрабатывали Алавидзе, Антонюк, Гозман, Андреева, Емельянова, Московичи.

В этих условиях тема восприятия России молодым ее поколением становится наиболее актуальной. Изучив механизмы формирования социальных стереотипов восприятия можно говорить о влиянии на наиболее гибкую аудиторию – младший школьный возраст.

Цель исследования:

Изучить особенности смены стереотипов восприятия России среди школьников.

Задачи:

  1. Проанализировать теоретические исследования по проблеме стереотипов восприятия у школьников.
  2. Изучить методы выявления стереотипов восприятия школьников
  3. Исследовать изменения стереотипов восприятия школьниками России в периоды до и после Олимпиады в Сочи.

Объект исследования: стереотипы восприятия школьников понятия о России.

Предмет исследования: изменение стереотипов восприятия России школьников до и после проведения зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году.

Гипотеза: стереотипы восприятия понятия «Россия» школьников подвержены изменениям под организованным влиянием.

Методы исследования: психодиагностические методы:

- Ассоциативный эксперимент;

- контент-анализ;

- опрос.

Количественные методы:

- Исследование сдвигов в значениях (критерий Уилкоксона);

Заключение

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры и искусства как важнейших факторов формирования гражданской сознательности. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе современной школы, однако,  политическая и  экономическая ситуация в России дестабилизируется все больше. Крупным событием, которое способно дать развитию гражданской резкий скачок, является Олимпиада. Традиционно принимать у себя это событие мирового масштаба считается очень престижным для страны. Это и экономическая выгода, и повышение международного статуса. В рамках моего исследования, значение Олимпиады-2014 в Сочи заключается в мощном воспитательном стимуле школьников.

Теоретическая часть дипломной работы посвящена вопросам стереотипам восприятия, механизмам их формирования, их свойствам. Также уделяется внимание социальной идентичности младшего школьника, исследуется взаимосвязь индивидуальной и социальной идентичности, как предпосылки к формированию стереотипов восприятия. Выявлено, что стереотипы носят множественный и устойчивый характер, однако поддаются изменениям.

Практическая часть дипломной работы содержит методологическую и эмпирическую составляющие. В эмпирическом исследовании применялись качественные и количественные метод исследования стереотипов восприятия понятия «Россия» школьниками. В исследовании принимало участие 90 учащихся четвертой параллели средней общеобразовательной школы.

В ходе эмпирического исследования были изучены стереотипы восприятия школьников до и после Олимпийских Игр, прошедших в Сочи в 2014 году. По результатам выполненной работы можно подтвердить, что коллективные ассоциации понятия «Россия» подверглись изменениям в период эксперимента. Это подтверждает, что стереотипы восприятия могут быть подвержены изменениям под влиянием социальных воздействий, под воздействием средств массовой информации, в частности, телевидения. Таким образом, гипотеза о том,  что стереотипы восприятия понятия «Россия» школьников подвержены изменениям под организованным влиянием, нашла свое подтверждение эмпирическим путем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева, Г. М. (2002) Социальная психология. М. : Аспект пресс.
  2. Андреева, Г. М. (2005) Социальная психология и социальные изменения // Психологический журнал. Т. 26. № 5. С. 5–15.
  3. Алавидзе, Т. Л., Антонюк, Е. В., Гозман, Л.Я. (2002) Социальные изменения: восприятие и переживание // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г. М. Андреевой; А. И. Донцова. М. : Аспект пресс. С. 302–322.
  4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 2001; Бернс Р., 1998
  5. Бовина и. Б., Cтефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А., Малышева Н. Г., Голынчик Е. О. Россия в современном мире: подход теории социальных представлений
  6. И.Б. Бовина Представления студентов о науке и об ученом / И.Б. Бовина, Л.Ю. Драгульская//Вопросы психологии.- 2006.- N6.-73-85 б.
  7. Богомолова, Н. Н. (1991) Социальная психология печати, радио и телевидения. М. : Издательство МГУ.
  8. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, 336 с.
  9. Вилюнас В. К. Основные направления психологического изучения эмоций. – В кн.: Психология эмоций. Тексты. Под ред. В. К. Вилюнаса и Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, с. 3-28.
  10. Главатских М.М., Казарина Н.Г.,/Социальные представления о конфликте младших подростков с различным типом поведения в конфликте//
  11. Гудков, Л. (2004) Негативная идентичность. М. :Новое литературное обозрение.
  12. Гуль, Р. (2001) Я унес Россию. М. : Б.С.Г.-Пресс.
  13. Донцов, А. И., Емельянова, Т. П. (1987) Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М. : Издательство МГУ.
  14. Емельянова, Т. П. (2006) Конструирование социальных представлений в условиях трансформации Российского общества. М. : Институт психологии РАН.
  15. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии. – Вопросы философии, 1977, № 7, с. 109-125.
  16. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
  17. Крогиус А. А. Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и ее значение. – В кн.: Новые идеи в философии. 1914, вып. XVI, с. 84-108.
  18.  Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930, 340 с.
  19.  Леонов Н.И., Главатских М.М. Психология социального мира: Учебное пособие, Ижевск: Lingua Socialis, 2006
  20.  Леонтьев А. Н. Психология образа. – Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1979, № 2, с. 3-13.
    1. Леонтьев А.Н., Психология образа / Вестник Московского университета, Серия 14 «Психлология», М., 1979 г., N 2, с. 12-13
    2. Липпман, Уолтер. Общественное мнение/Пер. с англ. Т.В. Барчуновои Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с
    3. Матвеева, Л. В., Аникеева, Т. Я., Мочалова, Ю. В., Петракова, Е. Е. (2008) Структура образа России в менталитете студенческой молодежи // Образ России в стране и за рубежом: Гуманитарное измерение. М. : Издательство МГУ. С. 34–55.
    4. 24.                       Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47.
    5.  Московичи С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. №2. С. 82 - 96.
    6. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981, 232 С.
    7. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность, 2006, № 4, C. 125—141.
    8. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии //Вопросы психологии. 2000. №1. С. 135-141.
    9. Петухов В. В. Психологическое описание визуальных способов решения задач. Автореф. канд. дис. М., 1978.
    10. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – В кн.: Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969, с. 55-231.
    11. Поршнев, Б. Ф. (1979) Социальная психология и история. М. : Наука.
    12. Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. М.: Изд. Мин. просвещ. РСФСР, 1946, 704 с.
    13. Сивуха С. В., Зубковская О. Н. // Социальные представления. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. JI: Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003.
    14. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира. – Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1981, № 2, с. 15-29.
    15. Смирнов С. Д. Образ мира как предмет психологии познания. – Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду психологов СССР. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983, ч. 1, с. 60-62.
    16. Стефаненко, Т. Г. (2008) О некоторых константах и трансформациях русской ментальности // Современный образ России: Перспективы развития. М. : Издательство МГУ. С. 287–298.
    17. Судаков К. В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
    18. Эриксон Идентичность; Юность и кризис№ М№; Прогресс, 1996

Приложение 1


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.