• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖАНР БАСНИ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С НИМИ 6
1.1. Особенности жанра басни 6
1.2. Специфика изучения басни детьми младшего школьного возраста 11
1.3. Различные подходы к методике изучения басен в начальной школе 25
Вывод по главе 1. 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С БАСНЯМИ И.А. КРЫЛОВА (ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТАЦИЙ) 30
2.1. Констатирующий этап 30
2.2.Формирующий этап 31
2.3. Контрольный этап 38
Вывод по главе 2. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

ВВЕДЕНИЕ

Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза.
Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Учитель, решая учебно-воспитательные задачи урока, решает задачи формирования нравственного облика будущего поколения, и эта задача осложняется тем, в современном мире, перегруженном теле-, радио-, интернет-информацией, техническими решениями, компьютерными технологиями, имеет особенное значение необходимость развития и сохранения эмоционально-чувственного восприятия человеком окружающего мира, воспитания интереса к внутренней жизни человека и культуры этой внутренней жизни личности. Эти задачи должны решаться в первую очередь на уроках литературного чтения. Особенно предрасполагают к этому виду работы уроки, нацеленные на изучение произведений эпического жанра, где формируются нравственные понятия, такие как честность, бескорыстие, чувство товарищества, самокритичность, осуждаются человеческие пороки.
Этому способствуют уроки по изучению басен, и в первую очередь басен Крылова, поскольку особенностями их, на наш взгляд, должно являться усвоение основ морали, отражающих понятие нравственности, анализ нравственных уроков, отражённых в басне.
Актуальность работы обусловлена необходимостью адаптировать имеющиеся в литературоведении, методике преподавания литературного чтения методические достижения на новый уровень требований современного образовательного стандарта, когда в условиях изменившегося общества на первый план для учащихся выходят личностные образовательные результаты.
Объект исследования – методика работы с литературными произведениями на уроках чтения.
Предметом исследования является методика изучения басен на уроках литературного чтения в начальной школе.
Гипотеза исследования – методически грамотная работа учителя при изучении басен, предполагающая использование всего многообразия приемов, способна раскрыть весь воспитательный потенциал данного литературного жанра.
Цель работы –разработать методику по формированию нравственного идеала учащихся на основе изучения и анализа басен.
Задачи исследования:
1) обобщить и систематизировать имеющиеся в методике преподавания литературного чтения и литературоведении труды по изучению басен в начальной школе;
2) предложить обобщенное видение и решение проблемы изучения басен в начальной школе, а именно: предложить систему вопросов, которые представляют наш индивидуальный подход к теме дипломного исследования;
3) экспериментально апробировать и описать результаты работы с детьми на материале басен Крылова с использованием разработанных комплексов вопросов.
Теоретической основой научного исследования являются монографические работы по басенному наследию Минералова Ю.И., Вяземского П.А., Потебни А.А., Кеневич В.Ф.
При написании дипломной работы были использованы следующие методы научного исследования: систематизация и сопоставление научных сведений, полученных в процессе анализа литературы по теме исследования, целостный и проблемный анализ художественного текста, наблюдение, эксперимент, статистическая обработка данных.
Материалом для исследования послужили методические разработки по использованию басен на уроках в начальной школе, описание разных видов уроков, работы учителей-практиков и учёных, занимающихся методикой преподавания, чьи исследования посвящены анализу басен и их воспитательным возможностям.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Oтдавая себе отчет, в чем же состоит значение Крылова для нас, для нашей культуры, приходишь к мысли, что лучше других это постиг Гоголь. «Его притчи, –писал он, –достояние нарoдное и составляют книгу мудрости самого народа». «Вooбще, –продолжал oн, –его занимали вопросы важные». «Поэт и мудрец слились в нем воедино», – в этих словах, пожалуй, точнее всего сказано о своеобразии Крылова.
Проанализировав научно-методическую литературу и практику работы в школе, мы пришли к выводу, что учитель на уроках литературного чтения владеет разнообразными средствами нравственного воспитания. Однако, как показали результаты констатирующего эксперимента на уроках литературного чтения, учителем либо неполно, либо вообще не ведется работа в данном направлении. Это и определило актуальность нашей работы и выбор ее темы.
Чтобы достичь нашей цели – разработки методики по формированию нравственного идеала учащихся на основе этих басен, мы решили ряд задач:
• Проанализировали научно-методическую литературу по исследуемой проблеме, выяснили, насколько она широко освещена методистами, учеными, учителями – практиками.
• Изучили программу, учебники для начальных классов с точки зрения использования в них басен И.А.Крылова на уроках литературного чтения.
• Познакомились с состоянием исследуемой проблемы в школьной практике: проведением анкетирования с целью выявления знаний учащихся о творчестве баснописца, определили уровень нравственной позиции учащихся. Проверили на собственном опыте, как дети понимают творчество И.А. Крылова.
• Попытались сформировать морально – нравственный идеал, через понятия «хорошо» и «плохо».
Наши практические рекомендации заключаются в следующем:
• Подготовительная работа перед чтением басни (беседа, обращение к личному опыту учащихся).
• Использование на уроке фольклорных морально-нравственных средств формирования нравственности (пословиц, поговорок, притчей).
• Обращение внимание на моральную сторону произведения, работа над ней (правильное решение тех или иных нравственных проблем).
• Формирование у учащихся собственной нравственной позиции.
Чтобы определить эффективность разработанной нами методики, мы провели контрольный эксперимент. Данные, полученные в результате его проведения, говорят о том, что целенаправленная и полноценная работа над морально-нравственным аспектом произведения способствует формированию у детей определенного нравственного идеала, позволяет детям более полно понять смысл басни.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров И.Б. Иван Андреевич Крылов – баснописец. Русская речь. – 2004. – №6.
2. Анохина, Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: учеб.- метод. пособие / Е.Ю. Анохина. - 2-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2015. - 210 с. - URL: https://znanium.com/catalog/ product /1009676
3. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М., 2005.
4. Багно В. В. Басни Крылова. (Электронный ресурс) Педагогика online» (электронный журнал педагогов ). Санкт-Петербург, 2013. Режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii.ru
5. Виноградов В.В. Язык и стиль басен Крылова. Языковая природа афоризма. - Могилев, 2001
6. Васильева М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н.. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 1977.
7. Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Особенности изучения басен в 1-3 классе. // Начальная школа. – 1980. - № 6.
8. Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. М., 1984.
9. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. Т.VIII. – М., 1952.
10. Горбачев, А.Ю. Натура и культура в баснях И.А. Крылова. Русский язык и литература. - 2004, - №4
11. Духовно-нравственное воспитание [Электронный ресурс]: научно-просветительский журнал. - М. : Шк. Пресса, 2018. - № 1. - 80 с. - URL: http://znanium.com/catalog/product/ 1016578
12. Еремеев А.Ф. Границы искусства. М., 1987г.
13. Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова. В кн: «И.А. Крылов. Басни. Комедии. Повесть» - М., 2000.
14. Жуковский В.А. Собрание сочинений в 4 т. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. Т. 4, с.411.
15. Ильенко С.В. Особенности изучения басни детьми младшего школьного возраста / Начальная школа, изд. Первое сентября, 2013, №1(175)
16. Крылов И.А. Басни, комедии, повесть. – М.: Издательство АСТ: ООО Агенство КРПА Олимп, 2002.
17. Кеневич В.Ф. Библиографические и биографические примечания к басням Крылова. СПб, 1868.
18. Лессинг Готфрид Эфраим. Рассуждения о басне.Т 6. 1759г.
19. Методика обучения чтению. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности "Учитель начальных классов") / Сост. Т.П.Сальникова. -М.: ТЦ "Сфера", 2000.
20. Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века. 1800-1830 годы. Москва: «Высшая школа», 2007.
21. Начальное образование, 2015, вып. 1 - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 52 с. . - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/504276
22. Начальная школа. Методический журнал для учителей начальной школы №1(725). изд. Первое сентября. 2013
23. Потебня А.А. Мысль и язык. - М., 1989.
24. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1989.
25. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» М.: Просвещение, 1979. с.431
26. Ряполова Т.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения (на примере басен Крылова) // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_ interdisciplinarity /20(50).pdf (дата обращения: 16.02.2020)
27. Светловская Н.Н. «Басни И.А. Крылова»// Нач. шк. - 2007. - №3
28. Степанов Н.Л. Мастерство Крылова-баснописца. – М., 1996.
29. Уледов А.К. Нравственное воспитание. – М.: Мысль, 1989.
30. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2 т. / Под ред. А.И. Пискунова, Г.С. Костюка и др. М.: Педагогика, 1974.
31. Кубасова О.В. Басни И.А. Крылова. (Электронный ресурс). Образовательная система Гармония. Ассоциация. Режим доступа: http://www.umk-garmoniya.ru





Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.