• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 78 %

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕ-НИЕ……………………………...………………………………….………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ ПАТРИ-ОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧ-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» как составляющие духовно-нравственного воспитания в современных исследовани-ях………………………….…………………………………………………...8
1.2. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника как направле-ние внеурочной деятельности по ФГОС НОО....................................................18
1.3. Формы организации внеурочной деятельности по патриотическому воспита-нию………...…………………………………………………………………...26
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИ-КОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических чувств у уча-щихся 4 клас-са……………………………………………………………………………...35
2.2. Разработка содержания патриотического воспитания во внеурочной дея-тельности в 4 клас-се………………………………………………………………..47
2.3. Выводы и методические рекомендации по использованию различных форм организации патриотического воспитания во внеурочной деятельности ……………………………………………………………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………………..56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………………….58
ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном динамич-ном и постоянно меняющемся мире возникает необходимость переосмысления не только образовательных целей, но и воспитательных, которые направлены на развитие личности, на его патриотическое воспитание. Именно в начальной школе закладывается основной фундамент гражданственности и патриотизма младшего школьника.
В современных условиях огромное влияние на становление личности ребён-ка оказывает школа. Необходимо активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся не только шко-лы, но и родителей. Младший школьный возраст – это период позитивных из-менений и преобразований. Поэтому так важно на данном возрастном этапе развития личности сформировать такие качества, как патриотизм и граждан-ственность. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систе-матической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы. Патриоти-ческое воспитание младших школьников требует к себе особого внимания, от того, какие формы и методы используются педагогом, будет зависеть его граж-данская позиция, политическое сознание, патриотические чувства.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окру-жающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны. Патрио-тизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чув-ственные начала в конкретные дела и поступки для Отечества и государства.
Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой ча-стью образовательного процесса. Школа в настоящее время предоставляет обу-чающимся возможность широкого спектра занятий, направленных на патрио-тическое воспитание. Внеурочная деятельность проводится в различных фор-мах её организации, отличных от урочной системы обучения, создаются круж-ки, научные объединения, мастерские, клубы и другое. Очень важно, чтобы внеурочная деятельность заинтересовывала детей, они должны проявлять огромное желание к таким занятиям. Данная работа позволяет ребятам разви-ваться, больше узнавать о своей Родине, о малой Родине, о своих корнях, исто-рии и т.д.
Во все времена вопросами патриотизма занимались выдающиеся педагоги, такие, как Белинский В. Г., который считал, что патриотизм состоит не в пыш-ных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве. (25)
Особого внимания заслуживают идеи В.А. Сухомлинского. В своих педаго-гических трудах он раскрывает сущность патриотического воспитания, рас-сматривая его во взаимосвязи с другими нравственными характеристиками личности.
К.Д. Ушинский говорил о народности воспитания. Он доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укреп-ляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патрио-тизм и национальную гордость, любовь к своему народу и труду.
По мнению Б.Т. Лихачёва, сущность понятия патриотизм включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. В.А. Сластёнин считает, что патриотизм как качество лич-ности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности слу-жить своей Родине. В Концепции духовно-нравственного развития и воспита-ния личности гражданина России патриотизм понимается как базовая нацио-нальная ценность. (1,с.31.)
Одним из принципов государственной политики в области образова-ния, согласно ст. 7 Закона РФ Об образовании», является гуманистический ха-рактер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, тру-долюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей при-роде, Родине, семье. В условиях современного общества многие ученые нового столетия отмечают, что кризис происходит в душах людей, и поэтому патрио-тическому воспитанию уделяют такое внимание. Одни рассматривают патрио-тизм как моральный принцип (Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев, В.Н. Устякин и др.), как новый тип проявления чувства национальной гордости (В.А.Воронкович), как чувство любви к Родине (Л. Р. Болотина, Н.И. Матюшин и др.). Другие говорят о том, что современное патриотическое воспитание направленно на увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Они предлагают следующие пути эффективного патриотического воспитания: использование обновленного содержания гуманитарного образо-вания, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы.
Анализ изученных источников показал, что в условиях современности во-просам патриотического воспитания уделяется огромное внимание. Учёными вопросы организации патриотического воспитания рассмотрены достаточно широко, даны определения понятий патриотизм, гражданственность, раскрыты особенности и сущность патриотического воспитания в начальной школе. Но вместе с тем, недостаточно рекомендаций учителям начальной школы по ис-пользованию внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьни-ков. Это побудило выбрать тему исследования: Формы патриотического воспи-тания младших школьников во внеурочной деятельности.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: каковы формы патриотического воспита-ния младших школьников во внеурочной деятельности.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ- изучить различные формы патриотического вос-питания младших школьников во внеурочной деятельности, рассмотреть ис-пользование различных форм организации патриотического воспитания во внеурочной деятельности.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
 рассмотреть понятия патриотизм, патриотическое воспитание в современ-ных психолого - педагогических исследованиях;
 изучить особенности организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
 ознакомиться с формами организации внеурочной деятельности по патри-отическому воспитанию;
 выявить уровень сформированности патриотических чувств у младших школьников;
 выявить содержание основных форм патриотического воспитания в 4 клас-се;
-сделать выводы по проблеме исследования.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ– процесс организации патриотического воспи-тания младших школьников во внеурочной деятельности.
ПРЕДМЕТ исследования – содержание и формы патриотического воспита-ния младших школьников.
Методологической основой исследования являются теоретические труды В.А. Сухомлинского, о сущности патриотического воспитания; К.Д. Ушинского о народности воспитания; Б.Т. Лихачёва, В.А. о духовно- нравственном воспи-тании.
НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в систематизации и обобщении различных форм патриотического воспитания младших школьников во вне-урочной деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: серия разработанных занятий по патри-отическому воспитанию во внеурочной деятельности может быть использована учителями начальной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма, именно в тот период закладывается основной фундамент личности гражданина.
В процессе проведения исследования было установлено, что патриотическое воспитание- это систематическая деятельность по формированию у младших школьников патриотического сознания, ценностей и чувств.
В современном понимании, патриотизм- это многовариантное понятие, име-ющее много трактовок. Патриотизм- это гражданская позиция, гордость за свою страну и свой народ. Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться с учетом возрастных особенностей детей. Воспитание патри-отизма следует начинать со знакомства с историей и бытом русского народа. Воспитательная работа не должна ограничиваться только учебным временем, поэтому более продуктивной и доступной формой работы, является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность - это деятельность, организованная для участников образовательного процесса в нестандартной обстановке. Это значит, что во внеурочной деятельности можно использовать нестандартные формы и виды работы. В свою очередь, важно помнить, что форма и виды работы - разные вещи. Форма внеурочной деятельности- это организация воспитательного про-цесса в виде кружков, конференций, дебатов, круглых столов и т.д.
В ходе проведения изучения уровня сформированности патриотических чувств у учащихся 4 класса было установлено, что процесс патриотического воспитания протекает у всех детей по-разному. 38 % школьников находятся в зоне низкого уровня сформированности патриотических чувств.
Учитывая полученные результаты, необходимо создавать благоприятные условия, обеспечивающие дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. С целью создания благоприятных условий патриотического воспи-тания у учащихся 4 класса необходимо использовать современные и новейшие формы работы внеурочной деятельности: кружки, походы в музеи и библиоте-ки, просмотр видеофильма; экскурсия по памятным местам, которые позволяют всесторонне развивать духовно-нравственные стороны и качества личности (то-лерантность, патриотизм, уважение и любовь к своей Родине).
Преодоление возникших трудностей в патриотическом воспитании должно быть направлено на устранение причин, их вызывающих. Использование диа-гностик позволит классному руководителю и психологу выявить уровень сформированности патриотических чувств у младших школьников. Если рабо-та выполнится своевременно, то можно не только устранить причины, но и скорректировать возникшие проблемы. В ходе исследования показаны целесо-образность проведения внеурочных занятий.
Данная работа позволила решить ряд проблем, связанных как с патрио-тическим воспитанием младшего школьника, с его развитием, и в дальнейшем в становлении гражданина. Проведённые внеурочные занятия показали важность и необходимость использования различных форм организации работы, позво-ляющей всесторонне развивать стороны личности каждого ребёнка.
Составленные рекомендации по реализации и использованию различных форм организации внеурочной деятельности позволяет всем субъектам образо-вательного процесса (учителю, психологу, родителям) оказать младшему школьнику необходимую помощь и поддержку в патриотическом воспитании.






СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Законы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об обра-зовании в Российской Федерации»
2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного об-разовательного стандарта начального общего образования Приказ № 373 от 06.10.2009 г. зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785.; изменения в соответствии с Приказом Министерства образования и науки
3. Об утверждении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020 годы. Постановление от 30 декабря 2015 года №1493.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учре-ждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 180с.
Стандарт
Стандарт
5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО) Приказ № 373 от 06.10.2009 г. зареги-стрирован Министерством России 22.12. 2009, рег. № 17785; изменения в соответствии с Приказом Министерства образования и науки. Просвещение, 2011.- 33с.
Журналы
6. Начальная школа Плюс до и после № 2, 2007г. с.13 – 14.
7. Начальная школа Плюс до и после № 10, 2012г. с. 32 – 34.
Книги одного автора
8. Данилюк А.Я. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России с 15-17.
9. Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка. -М.,2010 т.3-24-с
10. Алексеева А.П. Краткий философский словарь. / под редакцией - М.: «проспект»2011. -335с.
11. Лихачев Д.С. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся гимназий, лицеев и средних школ / Православная Гимназия во имя Препо-добного Сергия Радонежского. Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2011-
12. Быков А. К. Формирование патриотического воспитания /// Педагогика. 2010.
13. Подласый И.П., Педагогика начальной школы
14. Мижериков Педагогический словарь-справочник.. 2012. 264- 265-с.
15. Давыдов В. В., Российская пед. Энциклопедия 2012.т.2 109-с.
16. Сергеева В.П. Теоретические пробле-мы воспитания «Академия»,2010г.
17. Сергеева В.П. «Методика воспитательной работы». Издательство «Ака-демия»
Книги двух авторов
18. Ожегов С.И Шведова Н.Ю Толковый словарь русского языка 2013г. 494-с.
19. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2009. – 235 с.
Статьи из газет и журналов
20. Клевцова Л.Е. Растим патриотов //Начальная школа- 2012.- №15 С. 83-86.
21. Ушакова Н.В. Русская народная игра в коммуникативном развитии школь-ников. // Начальная школа 2013. -№8 С.72-73.
22. Михайлова И.А. Символы нашего государства. // Начальная школа 2013.- №8 С.74-77.
23. Сагдиева И. Т. Организация внеурочной работы с этнокультурным со-держанием. //Начальная школа 2013. - №9 С.72-74.
24. Елистратова Н.С. Патриотическое воспитание учащихся. // Начальная школа, 2012. - №12 С.7-8.
Интернет-ресурсы
25. Начальная школа: http://n-shkola.ru/
26. «Начальная школа плюс до и после»: http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/
27. Абрамов «Проблема формирования патриотического сознания совре-менной молодёжи»с.34) http://www.philosophy.mirea.ru/upload/iblock/28f/saveleva_yudaev_problema-formirovaniya-patrioticheskogo-soznaniya-sovremennoy-molodezhi.pdf
28. Соловьёва С.С. «Младший школьник- особенности развития» .nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/06/11/statya-mladshiy-shkolnik-osobennosti-razvitiya.
29. Концепция http://www.gospatriotprogramma.ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/index.php
30. Сухомлинский В.Аhttp://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=1000315


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.