• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 65 %

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ “ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ” 5
1.1. Понятие готовности детей к школьному обучению 5
1.2. Компотенты готовности к школьному обучению 7
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 13
2.1. Методики диагностики готовности детей к школьному обучению 13
2.2. Коррекционный методический аппарат 17
3. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 20
3.1. Личностная готовность, отношения со сверстниками 20
3.2. Мышление 23
3.3. Речь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
ГЛОССАРИЙ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологической готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:
- социальный,
- психологический,
- эмоционально – волевой.
А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками .
И.Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты .
Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника .
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А. Керн, А.Р. Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие. Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе , методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями.
Поэтому первостепенной задачей, встающей как перед отечественными учеными, так и перед зарубежными заключаются в следующем:
- выявить в каком возрасте лучше начинать обучение,
- когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье.
Ученые считают что, дифференцированный подход как социально – образовательная среда основывается на уровне речевой готовности младших школьников. Дифференцированный подход будет осуществляться более эффективно при условии выявления речевого развития учащихся первых классов.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Объектом настоящего исследования являются дети в возрасте 5-7 лет.
Предмет исследования – степень их психологической готовности к школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
Во всех известных направлениях изучения психологической готовности к школе признается необходимость наличия у детей уже сложившейся к 5—7 годам структуры личностных, интеллектуальных, регуляторных и других особенностей психики, характеризующих уровень готовности к школьному обучению. Исследования динамики формирования этих особенностей в дошкольном возрасте практически отсутствуют.
Важно выделять не только уже сформированные компоненты психологической готовности, но и их предпосылки, которые складываются на более ранних ступенях психического развития. От своевременной их диагностики зависит успешность построения коррекционно-развивающей работы, приводящей к полноценному формированию психологической готовности детей к обучению в школе.
Предметом нашего исследования стала диагностика психологических предпосылок готовности к школе у детей-дошкольников 6—7-летнего возраста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. -- М.: Знание, 1994. -- 192 с.
2. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. //Начальная школа. - 2005. №1
3. Вовчик-Блакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы. С. 34-38. //Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А.Урунтаева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 384 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.
5. Журова Л. Е.,.Кочурова Е. Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. С. 81-104. //Справочник руководителей и учителей начальной школы. - Тула: Родничок, 2005. - 832 с.
6. Завалко Н.А. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад-школа-вуз». Дисс: докт. пед. наук. - Барнаул, 2005. - 336 с.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 224 с.
8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 240 с.
9. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2005. - 512 с.
10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия. 1993. - 608 с. Т. 1 -А - М - 1993.
11. Соловьева Н. Преемственность горизонтальная и вертикальная. //Школьный психолог. - 1998. - 36 сентября. - С. 4-5.
12. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе. С. 76-78. //Система воспитания и дополнительного образования детей: от идей до внедрения. Материалы научно-практической конференции. (24 ноября 2005). - Бийск, НИЦ БПГУ, 2001. - 116 с.
13. Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»? С. 3-6. //Справочник для родителей будущего первоклассника. Что такое «школьная зрелость»? - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2005. - 48 с.
14. Стеркина Р.Б. Поговорим о преемственности. //Обруч. - 2007. - ? 1. - С. 2-3.
20. Цылев В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука и образование. 1998. № 3 – 4.
21. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - К., Освита, 2002.
22. Шванцара И. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. М.: Наука, 1990.
23. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М: Учпедгиз, 1990.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.