• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Диссертация
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 90 %

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………….………..….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Психолого – педагогические основы развития монологической речи младшего школьника ……………………………………………....…..11
1.2 Характеристика монологической речи младшего школьника……………………………..…………………………………………23
1.3 Особенности развития монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности…..…..………………………………38
Выводы по I главе………………..….…………………….………………….52
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня развития речи у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………….….54
2.2 Развитие монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности……..……………………………..……………….…63
2.3 Анализ экспериментальной работы по развитию монологической речи младшего школьника …………………...…………….83
Выводы по II главе………………………………..……….……………………91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………….…..……………………....94 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….…………..…………97
ПРИЛОЖЕНИЯ


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Школьное образование в настоящее время имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка. В системе обучения начальной школы России за последнее десятилетие произошли существенные положительные изменения, благодаря которым обозначился ряд проблем связанных с развитием речи младшего школьника.
Необходимо отметить, что до 90-х годов XX в. основное внимание отдавалась языковому образованию, а уже после 90-х г. речевому. Обучение языку всегда основывалось на изучении сведений о языке и правил правописания, то сейчас на современном этапе образования акцент делается на формирование и свободного умения пользоваться родным языком, как при восприятии речи, так и при ее создании.
Характеристика современного обучения в начальной школе, обсуждение "болевых тoчек" в начальном образовании, выработка стратегии и тактики его дальнейшего развития, сделанные на российском совещании "Современное начальное образование. Проблемы и перспективы", организованном Министерством общего и профессионального образования РФ совместно с Российской академией образования, помогли очертить круг проблем, касающихся обучения родного языку в начальной школе.
Так же к проблеме в современной школе на ряду с развитием речи можно отнести оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потере интереса к учению. Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только одно условие – максимальное приближение школьного образования к их жизни, их потребностям и интересам. Таким условием вполне может стать внеурочная деятельность. Согласно Закону РФ “Об образовании” ( "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 № 373) внеурочная деятельность обучающихся организуется в целях формирования единого образовательного пространства для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования с помощью которого можно продолжит закрепление и обучение развития речи школьника.
До настоящего времени прoцесс овладения младшими школьниками монологической речью исследован недостаточно полно.
Изменение направления развития системы воспитания и образования требует пересмотра сложившихся подходов к определению содержания, форм, методов и средств развития монологической речи младших школьников во внеурочной деятельности и поиска благоприятных условий данного процесса.
Анализ литературы в массовой школьной практике позволил выявить противоречия между:
• необходимостью развития монологической речи младшего школьника и недостаточностью разработанности теоретической базы;
• потребностью в развитие монологической речи детей и недостаточной разработанностью ее содержательных и структурных компонентов во внеурочной деятельности;
• потребностью средней школы в учениках, умеющих грамотно излагать свои мысли и недостаточном уровне ее формирования у учеников начальных классов;
• отсутствием механизмов работы по развитию монологической речи (учебно – методической и учебно – материальной базы и т.д.) и необходимостью перерассмотрения учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности в связи с новыми подходами.
В этой связи проблема исследования сформулирована следующим образом: каким должно быть развитие речи младшего школьника во внеурочной деятельности, чтобы оно благотворно влияло на монологическую речь?
Вышеизложенная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Развитие монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности».
Объектом исследования является развитие монологической речи младшего школьника.
Предмет исследования процесс развития монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности.
Цель исследования – разработать программу и технологии развития монологической речи младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования – монологическая речь младшего школьника будет развиваться эффективно, если разработать соответствующую систему обучения и внедрить ее в процесс образования .
В соответствии с целью и гипотезой обозначены следующие задачи исследования:
• выявить и охарактеризовать особенности развитию монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности;
• подобрать и экспериментально проверить программу и технологии, влияющих на развития монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности.
• произвести экспериментальную проверку программы, подготовить рекомендации и апробировать их в практике работы учителей по теме проводимого исследования.
Методологической основой исследования стали: современная психология и психолингвистика, в обрасти речевого развития ребенка (А.А. Леонтьев. Н.И. Жинкин, А.К. Маркова); концепция содержания образования (И.Л. Лернер); а также подходы: системный (Ю.А. Конаржевский, К.К. Платонов, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин), деятельностный (в философии – Дж. Дьюи, Э.Г. Юдин; в психологии – А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков) и личностный (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, К. Роджерс, И.С. Якиманская), механизмы и особенности развития связной речи (Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др), исследование речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба), обучения монологической речи заложены в трудах К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого, методика развития связной речи определены в работах ( М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной), методы обучения монологической речи разрабатывались (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.).
Теоретической основой исследования выступают теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, И.А. Зимней и др.); теории формирования коммуникативной направленности (М.Р. Львова, Т.А. Ладыженская. Т.Г. Рамзаева, В.Г. Горецкий.); закономерностях речевого развития младших школьников, сформулированных в трудах (Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева, М.Р.Львова, Н.И.Политовой, М.С.Соловейчик, В.И.Капинос, Т.А.Ладыженской и др), теории игры ( А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина) ,теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.B. Занков, Д.Б. Эльконин); теория проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, ИЛ. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин); теория научного моделирования (В.Г. Афанасьев, Э.А. Араб-Оглы, Б.А. Глинский, В.А. Штофф и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс соответствующих объекту и предмету исследования методов, включающий теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за детьми в процессе внеклассной деятельности, анализ продуктов их творческой деятельности, опрос и беседы с педагогами, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования. Вся опытно-экспериментальная работа проводилась в течении 2012-2014 гг. в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №56», где автор выступал в качестве разработчика и руководителя, а так же проводились внеурочные занятия. В исследование приняли участия 30 респондентов, ученики 3 классов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
• первый, поисково-теоретический этап включал анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, уточнение цели, задач, методов исследования, определение основных понятий, разработка методики опытно-экспериментального исследования дающие возможность изучить сформированность монологической речи у младших школьников во внеурочной деятельности;
• второй, опытно-экспериментальный этап связан с исследованием состояния проблемы в теории и практике образования, а также выявление основных затруднений в развитии монологической речи младшего школьника; обоснованием педагогических условий развития монологической речи младшего школьника; изучения опыта работы педагогов по внеурочной деятельности, разработкой программы и методики педагогического эксперимента;
• третий обобщающий этап был ориентирован на реализацию педагогических условий, моделирование процесса развития монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности, уточнение и обобщение теоретических положений, обработка и интерпретация результатов, и оформление диссертационного исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. описание особенностей процесса развития монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности;
2. для развития монологической речи во внеурочной деятельности наиболее целесообразным является использование программ и технологий сочетающие в себе игровую форму занятия и мультимедийный метод как средство мотивации и стимулирование активизации младшего школьника;
3. формирование умений монологических высказываний происходит на основе усвоения теоретического материала при адекватном применении методов и приемов обучения, при использовании разработанной программы, направленных на развитие монологической речи учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме развития монологической речи с целью активного использование данных материалов на практике.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе выявленных в результате теоретического анализа и экспериментальной работы особенностей развития монологической речи детей младшего школьного возраста, разработаны уровни и критерии данного процесса, комплекс упражнений для занятий по внеурочной деятельности, а также научно-методические рекомендации для педагогов с целью повышения уровня развития монологической речи младших школьников во внеурочной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
-выявлены и обоснованы наиболее эффективные педагогические условия развития монологической речи младших школьников и факторы продуктивности комплекса игр (активизация словаря; развития диалоговой речи. )
-дополнено представление о структурных компонентах развития речи младших школьников, критериях и показателях их сформированности у младших школьников;
- теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность комплекса упражнений, подобранных для развития речи на основе: упражнений развивающих словарный запас; упражнения, формирующие умение правильно строить предложения в соответствии с задачами общений, упражнения для формирования умения строить высказывания в определенной композиционной форме.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена исходными методологическими положениями; использованием комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, целям, задачам и гипотезе исследования; ссылками на соответствующие выводы других исследователей; репрезентативностью, вариативностью и повторяемостью эксперимента; подтверждением гипотезы результатами исследования; систематической проверкой полученных экспериментальных данных; обработкой результатов эксперимента.
Апробация материалов и результатов исследования осуществлялась на конференциях и семинарах : Всероссийская научно – практическая конференция «Инновационная педагогика предметных технологий: проблемы и перспективы» ФГБОУ ВПО АГУ 2013г; конкурс студенческих проектов в рамках Фестиваля науки АГУ «Инновационная деятельность в сфере образования и науки», ФГБОУ ВПО АГУ 2013г; публикация статьи «Гендерная идентичность и факторы влияющие на ее формирование у детей младшего школьного возраста» в сборнике научных трудов «Современная педагогика и психология: опыт и проблемы», ФГБОУ ВПО АГУ 2013г; областная научно - практической конференции «Социально – инновационные проекты и технологии по ранней профилактике детского и семейного неблагополучия», ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток» 2014 г.; публикация статьи «Проектная деятельность как один из видов развития монологической речи младшего школьника », во №2 научного журнала «Гуманитарные исследования», ИД «Астраханский университет» 2014 г.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введение диссертационного исследования обосновывается актуальность проблемы, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, раскрываются методы и этапы экспериментальной работы, отражается достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов, сфера их апробации и внедрения.
В первой главе «Теоретический анализ монологической речи младшего школьника» рассматриваются проблемы развития монологической речи младшего школьника, выявляются характерологические особенности монологической речи, исследуется особенности развития монологической речи во внеурочной деятельности.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, показывает, что речевое развитие ребёнка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным способностей вводит ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, усваивать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Большое внимание уделялось всегда проблеме становления речевой деятельности учащихся. Под речевой деятельность следует понимать вид, деятельности который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз — ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля.
Действия в речевой деятельности могут быть обусловлены как внешней так и внутренней речью. Внутренняя речь – это речь мысленная, как бы разговор самим собой. Внешняя речь в свою очередь подразделяется на устную и письменную. Устная речь рассчитана на восприятие, поэтому и требования к ней высоки. Письменная речь имеет те же, черты, что и устная, но они более строго выражены. Из выше сказанного следует, что младший школьник в период своего обучения должен овладеть связной речью для грамотного изложения своих мыслей как письменной так и в устной форме. Исходя из этого следует, что связная речь – это последовательный и логически связный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь включает в себя две формы речи: диалогическую и монологическую. Диалогическая речь является преимущественно устной. Диалог – разговор двух или нескольких людей. В отличии от диалога монолог более сложная форма речи.
Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе. [24, 97]
Монолог - (от греч. monos - один и logos - речь ) - англ. monologue; нем. Monolog. 1. Речь индивида , выключенная из разговорного общения с другим индивидами и не предполагающая непосредственного отклика. 2. Речь наедине с самим с собой. [57, 452]
Монолог- речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
Монологическая речь - форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Любой отрывок монологической речи в той или иной мере «диалогизирован», т. е. содержит показатели стремления говорящего повысить активность адресата. [10, 136]
Анализируя определения разных авторов, можно говорить о том, что монолог до сих пор не нашел своего единого определения. И так монолог – это организованный вид деятельности, который предполагает не только умение отбирать материал к высказыванию и совершенствовать его, но и выражать свои мысли правильно. Монологическое высказывание – это такой отрезок речи который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами. Поэтому обучение монологическому высказыванию происходит целенаправленно. Обязательной чертой любого монологического высказывания является наличие межфразовых связей, объединяющих словосочетания и предложения в единый текст.
Исходя из этого, следует отметить, прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек должен хорошо понимать, зачем он это делает и произносить его только в том случае, если он действительно считает это нужным.
Так же следует отметить, что основным типом монологических высказываний в начальной школе являются: описание, повествование и рассуждение.
Монолог- описание- заключается в том, чтоб помочь слушателям воссоздать отчетливый и яркий образ объекта, предмета или явления.
Монолог – повествование – основной целью служит раскрытие какого-либо события в пространственных, временных и причино-следственных связях.
Монолог- рассуждение – самая сложная форма монолога, цель которого помочь слушателю приобщиться к логике размышления говорящего о содержании высказывания, и понять аргументы с которыми можно согласиться и которые можно оспорить.
Данные типы монологической речи используемые в речевой практике, как правило, не изолированно друг от друга. В пределах одного монолога типы речи могут меняться в зависимости от развития темы, но один из способов будет преобладающим.
Все это и много другое служит для освоения ребенком монолога, так же необходимо специальное обучающее воздействие взрослого, которое проходит в виде занятий и совместной деятельности по обучению детей разным видам рассказов, сообщений и докладов.
Следовательно, речь ребенка в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. И это может говорить о том, что за время обучения в начальной школе ребенок учится планировать, высказывать свои мысли с помощью языковых средств, учиться предвидеть реакцию собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.
Во второй главе «Экспериментальное исследование развития монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности» описана программа по работе развития монологической речи во внеурочной деятельности, обоснована технология (цель. задачи, формы, методы и т.д. ) и на основе результатов экспериментальной работы формулируются выводы и рекомендации.
Анализ психолого- педагогической, методической литературы и практики подготовки позволили выделить уровни, критерии, методы диагностики
Уровни Критерии Методы диагностики



Высокий Соответствие нормам русского языка.
Эмоциональность. Выразительность. Словарь.


Наблюдения, беседы, дидактические игры.

Методика «определения активного словарного запаса».

Методика «выяснение пассивного словарного запаса».

методика «Выявление письменной речи»,

Методика устно- речевого развития Л.П. Уфимцевой







Средний С трудом подбираются слова в речи. Пассивный словарь
Нормативность и выразительность.
Построение длинных и сложных предложений даются с трудом.
Речь логичная, присутствуют все признаки цельного текста.



Низкий Испытывает трудности в построении речи, не обладает логичной и точной речью.
Малый запас слов.
Речь невыразительна и не отличается эмоциями.
Речь сбивчива и непонятна .
а так же педагогические задачи, реализуемые в системе обучения по развитию монологической речи младшего школьника:
• организация в совместной деятельности педагога и ученика по развитию монологической речи во внеурочной деятельности во всех формах взаимоотношения;
• развитие монологической речи школьников должно носить целостный и системный подход, соответствовать возрасту учащихся;
• обучение педагогов использованию в практической деятельности приемов «творческие сочинения на основе личных впечатлений», «устные и письменные газеты», инсценировок и др.
• использование на практике новых технологий: игровых, мультимедийных.
Экспериментальная работа данного исследования проводилась в несколько этапов: констатирующий, обучающий и контрольный. На каждом этапе исследования определялись свои задачи, решение которых было необходимо для подтверждения выдвинутой гипотезы. На констатирующем этапе эксперимента основной задачей было определить уровень сформированности монологической речи у младших школьников. На обучающем этапе эксперимента разрабатывалась программа по развитию монологической речи младшего школьника и внедрение ее на занятиях во внеурочной деятельности. И на заключительном контрольном этапе были подведены итоги проведенного экспериментального исследования и фактически он и определял результативность выдвинутой гипотезы.
На констатирующем этапе эксперимента были полученные следующие результаты активный словарь у экспериментальной группы ниже чем у контрольной, пассивный словарь в обеих группах находится на среднем уровне. По результатом методики устно – речевого развития Л.П. Уфимцевой в экспериментальной и контрольной группе, мы сделали следующие выводы: устно – речевое развитие на высоком уровне в ЭГ находится 20% учащихся, а в КГ -13% учащихся, на среднем уровне в ЭГ- 53% учащихся, в КГ- 53% учащихся, на низком уровне в ЭГ- 26% учащихся, в КГ- 33% учащихся.
Для выявления уровня развития письменной монологической речи нами была разработана методика, состоящая из 5 заданий. Таким образом, результаты по данной методике, получились следующие: высокий уровень развития письменной монологической речи в ЭГ на 7% ниже, чем в КГ, средний уровень одинаковый, а низкий уровень ниже 7 %.
Исходя из этого, можно говорить о том, что в экспериментальной и контрольной группах меньше половины детей находятся на высоком уровне. А ведь для ученика важно уметь подбирать нужные слова для выражения своих мыслей, поэтому педагогу необходимо правильно подбирать программы при проведении занятий по развитию монологической речи, чтобы весь класс работал активно и как можно лучше усваивал материал.
Анализ полученных результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о том, что дети экспериментальной и контрольной групп имеют средний и низкий уровень развития монологической речи.
На обучающем этапе анализ результатов был проведен на основе критериев и оценочных показателей, позволяющих использовать программу по развитию монологической речи в экспериментальной группе.
Экспериментальная работа по развитию монологической речи младших школьников строилась на базе разработанной программы и педагогических технологий. В основу работы была положена игровая технология для развития монологической речи младшего школьников во внеурочной деятельности.
К целевой группе участников программы относятся ученики 3 классов, состав групп постоянный. Программа рассчитана на один год обучения.
Цель программы: всестороннее развитие речи младшего школьника, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Назначение программы состоит в повышении качества работы по развитию и совершенствованию устной, письменной монологической речи учащихся, формированию речевых умений и навыков детей, повышению качества работ учащихся творческого характера.
Задачи программы:
Образовательные :
• Развитие интереса к родному языку;
• Развитие мотивации к изучению родного языка;
• Развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• Совершенствование общего языкового развития.
Воспитывающие:
• Воспитание культуры речи;
• Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
• Развивать смекалку и сообразительность;
• Приобщение школьника к самостоятельной исследовательской работе;
• Развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
Для решения поставленных задач в программе используются следующие технологии:
 здоровьесберегающие технологии;
 информационно- коммуникативные технологии;
 технологии развивающего обучения;
 мультимедийные технологии;
 игровые технологии.
Организационная деятельность младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к школьникам.
Программа рассчитана на 34 недели по 2 занятия в неделю.
Материально-техническая база: интерактивная доска, компьютер, интернет, программа Power Point для подготовки презентаций и ксерокс для распечатки необходимых материалов.
При реализации внедряемой программы в МБОУ г. Астрахани «СОШ № 56» была направленна на развитие монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности. Разработанная программа «Секреты речи и письма» подтвердила свою эффективность, и огромную значимость в обучении и воспитание. Во время работы по данной программе, было отмечено, что учащиеся стали испытывать меньше трудностей в построении речевых высказываниях, чаще стали высказывать свои мысли, старались быть независимыми от мнения других. Повысилась активность и решительность в ходе занятий. Заинтересованность к учебной деятельности возросла.
Для проверки эффективности проделанного нами экспериментального исследования мы провели контрольный этап эксперимента. Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о повышении уровня развития монологической речи младшего школьника в экспериментальной группе. В контрольной группе, где не проводились внеклассные занятия по развитию монологической речи, произошли лишь незначительные изменения.
Таблица Характеристика изменений в уровне развития монологической речи учащихся в экспериментальной и контрольной группах.
Виды
Речи
Уровни Количество учащихся, % Динамика изменения
Устная ЭГ КГ ЭГ КГ
Н.э. К.э. Н.э. К.э.
Высокий 20% 26% 13% 13% 6% -
Средний 53% 66% 53% 60% 13% 7%
Низкий 33% 6% 33% 26% 27% 7%
Письменная Высокий 26% 33% 33% 20% 7% 13%
Средний 33% 53% 33% 33% 20% -
Низкий 40% 13% 33% 46% 27% 13%
Таким образом, проведенная нами экспериментальное исследование по развитию монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности позволяет сделать вывод о том, что разработанная программа и педагогические технологии по развитию монологической речи младшего школьника являются действенной и эффективной. Поставленная цель достигнута, гипотеза подтверждена.
На основе нашего эксперимента и анализа психолого – педагогической и методической литературы нами были составлены рекомендации для педагогов по развитию монологической речи во внеурочной деятельности.
Рекомендации по развитию монологической речи:
1. Используйте в построении занятий как можно больше игровых ситуаций - это повышают умственную активность учащихся.
Игровые ситуации позволяют учащимся овладевать навыками необходимыми для построения монологического высказывания.
2. Используйте дидактические игры, пословицы и поговорки, загадки, ребусы, шарады, дискуссии, кроссворды, создание коллажей, разработка проектов - это является эффективными методами в развитии монологической речи.
3. Побуждайте учащихся к рассказыванию, не увлекайтесь диалоговой формой речи. В общении избегайте вопросов, предполагающих односложный ответ (да, нет). Формулируйте вопросы так, чтобы ученик что – то рассказал.
4. Для совершенствования монологической речи используйте на занятиях русские народные сказки и рассказы, для повышения умения пересказывать (своими словами) и понимать смысл прочитанного или услышанного.
5. Для формирования монологической речи, более полных и понятных высказываний, используйте метод бесед (с опорой на иллюстрацию, выразительной интонацией, мимикой и жестов).
6. Используйте составление рассказа по сюжетным картинкам – этот способ учит учащегося излагать свои мысли в строгой последовательности, а не по принципу «Что первое вспомнил, а том и говори».
7. Главными условиями эффективности развития монологической речи учащихся являются системный и целостный подход т.к. наглядность, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов обучения с учётом особенностей речевого развития детей будет обеспечивать полноценное овладение детьми связной, грамматически правильной речи.
Таким образом, гипотеза о том, что разработанная программа для занятий во внеурочной деятельности, является эффективным средством развития монологической речи младших школьников, нашла свое подтверждение.
Исследование развития монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности позволяет сделать следующие выводы. Проведенное экспериментальное исследование позволило уточнить и детализировать требования к обучению монологической речи у младших школьников, выделить и детализировать целевые характерностей упражнений, поставленным задачам, проследить их изменения применительно к каждому классу.
В ходе экспериментальной проверки разработанной программы, направленной на развитие монологической речи младших школьников, были проведены констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты. Данные, полученные в экспериментальных группах, сравнивались с данными, полученными в контрольных группах.
Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует об эффективности разработанной программы, показатели в экспериментальных классах по сравнению с контрольными улучшились как в количественном, так и в качественном отношениях. После проведения экспериментального обучения уровень развития монологической речи учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной стал выше.
В разработанной программе система упражнений по развитию монологической речи построена с учетом дидактических и методических принципов и неразрывно связано с обогащением словарного запаса учащихся, с конструированием предложений, с усвоением грамматических форм различных частей речи. Развитие монологической речи во внеурочной деятельности основываются на знаниях и навыках, полученных на уроках родного языка.
В ходе экспериментальных исследований доказано, что развитие монологической речи учащихся начальных классов происходит эффективнее, если за основу обучения взяты игровые и мультимедийные технологии, так как с их помощью возрастает мотивация и школьники лучше усваивают материал в ходе занятия
Наблюдения, экспериментальное обучение и анализ результатов эксперимента подтвердили эффективность рекомендуемой системы работы по развитию монологической речи младших школьников во внеурочной деятельности, так как формирование у школьников умений уверенно излагать свою мысль в монологической речи, является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения в школе.
Обучение монологической речи в средней школе предполагает дальнейшее усвоение разнообразных средств внешней и внутренней связи предложений, овладение навыками композиционного построения монологического высказывания разных стилей и жанров. Вопросы отбора содержания для обучения монологической речи в средних и старших классах, вопросы совершенствования методики требуют новых исследований.
Результаты диссертационной работы не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы. В контексте дальнейшего совершенствования представляются важными теоретический анализ, прогнозирование и диагностика развития монологической речи в инновационных технологиях.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Васильева А.В. Кружковая работа как средство социализации младшего школьника. // всероссийская научная- конференция под редакцией Т.Н.Прохоровой. – Астрахань: Издатель: Сорокин Р.В.. 2013 г., 216 с.
2. Васильева А.В. Гендерная идентичность и факторы влияющие на ее формирование у детей младшего школьного возраста. //«Современная педагогика и психология: опыт и проблемы» сборник научных трудов под редакцией профессора Г.В. Палаткиной. - Астрахань: Издатель: Сорокин Р.В.. 2013 г., 222 с.
3. Васильева А.В. Характеристика монологической речи и особенности ее развития у младшего школьника. //[текст]:/ сборник материалов по всероссийской научно-практической конференции под редакцией профессора Т.Н. Прохоровой. – Астрахань: Издатель Сорокин Р.В. 2014 г., 140 с.
4. Васильева А.В. Проектная деятельность как один из видов развития монологической речи младшего школьника. // научный журнал №2 «Гуманитарные исследования», ИД «Астраханский университет» 2014 г.
5. Васильева А.В. Программа «Секреты речи и письма» по развитию монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности // в сборнике научных трудов «Проблемы современного образования: тенденции и перспективы». ФГБОУ ВПО АГУ 2014г.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития монологической речи традиционно находится в центре внимания российских педагогов в связи с ее значимостью и актуальностью. Этой проблемой занимались такие известные педагоги как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, К.Д. Ушинский.
Изучение психолого- педагогической и методической литературы позволило сделать вывод о том, что развитие монологической речи является одной из центральных задач речевого воспитания младшего школьника , так как использование эффективных методов, приёмов, средств, во внеурочной деятельности могут способствовать появлению мотивации речевой деятельности и интереса к занятиям у детей и повысить их уровень речевого развития.
Исходная гипотеза диссертационного исследования включала следующие положения: монологическая речь младшего школьника будет развиваться эффективно, если разработать соответствующую систему обучения и внедрить ее в процесс образования. Для этого мы выделили следующие педагогические задачи, реализуемые в системе обучения:
 Организация в совместной деятельности педагога и ученика по развитию монологической речи во внеурочной деятельности во всех формах взаимоотношения;
Развитие монологической речи школьников должно носить целостный и системный подход, соответствовать возрасту учащихся;
Обучение педагогов использованию в практической деятельности приемов «творческие сочинения на основе личных впечатлений», «устные и письменные газеты», инсценировок и др.
Проведенное экспериментальное исследование позволило уточнить и детализировать требования к обучению монологической речи у младших школьников, выделить и детализировать целевые характерностей упражнений, поставленным задачам, проследить их изменения применительно к каждому классу.
В ходе экспериментальной проверки разработанной программы, направленной на развитие монологической речи младших школьников, были проведены  констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты. Данные, полученные в экспериментальных группах, сравнивались с данными, полученными в контрольных группах.
Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует об эффективности разработанной программы, показатели в экспериментальных классах по сравнению с контрольными улучшились как в количественном, так и в качественном отношениях. После проведения экспериментального обучения уровень развития монологической речи учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной стал выше.
В разработанной программе система упражнений по развитию монологической речи построена с учетом дидактических и методических принципов и неразрывно связано с обогащением словарного запаса учащихся, с конструированием предложений, с усвоением грамматических форм различных частей речи. Развитие монологической речи во внеурочной деятельности основываются на знаниях и навыках, полученных на уроках родного языка.
В ходе экспериментальных исследований доказано, что развитие монологической речи учащихся начальных классов происходит эффективнее, если за основу обучения взяты игровые и мультимедийные технологии, так как с их помощью возрастает мотивация и школьники лучше усваивают материал в ходе занятия
Наблюдения, экспериментальное обучение и анализ результатов эксперимента подтвердили эффективность рекомендуемой системы работы по развитию монологической речи младших школьников во внеурочной деятельности, так как формирование у школьников умений уверенно излагать свою мысль в монологической речи, является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения в школе.
Обучение монологической речи в средней школе предполагает дальнейшее усвоение разнообразных средств внешней и внутренней связи предложений, овладение навыками композиционного построения монологического высказывания разных стилей и жанров. Вопросы отбора содержания для обучения монологической речи в средних и старших классах, вопросы совершенствования методики требуют новых исследований.


















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алабужева С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом "Удмурт, ун-т", 2003. - 445 с.
2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. -С.35-39.
3.Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. - М.: Просвещение, 1999. - 248 с.
4.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 2006 – 146 с.
5. Блонский П. Психология младшего школьника. - М., 2007.
6.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., 2004.
7.Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003,№4. -С.47-51.
8.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пб. - Питер, 2000. - 298 с.
9. Бородич А. М., Методика развития речи детей "- М., Просвещение, 2004. - 255 с.
10. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003,№10. - С.41-44.
11.Винокур Т.Г. Монологическая речь. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1988. - 310 с.
12. Возрастная и педагогическая психология. / Под. ред. Гамезо М. В. Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М., Просвещение. - 2004. – 542 с.
13. Выгодский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. - 136 с.
14.Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]. Изд. 5, испр./ Л. С. Выготский -- М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
15.Выготский, Л.С. О природе эгоцентрической речи [Текст] //Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания/ под ред. В.В.Петухова. - М.: Просвещение, 2003.
16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.,2001. - 472с.
17. Гебова В.В. Составление описательных рассказов/ Гебова В.В.// Дошкольное воспитание. - 1981. - №9.
18. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие / В. П. Глухов. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 321 с.
19. Григорович Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов. - М: Гардарики, 2001.
20. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М., 2002. С. 157
21.Елкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Н. В. Елкина. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - 76с.
22. Ефросинина Л.А. Детская речь. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 224 с.
23. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. - М.: Знание, 2010. - 204 с.
24. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Просвещение, 1982. -198 с.
25. Загребельная С. В., Кащаева Г. С., Мамонова Л. А. Обучение написанию сочинений в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006. - 64с.
26.Зеньковский Л. Психология детства. – М.: ВЛАДОС. - 1996. – 234
27. Зимняя, Н. А. Речевой механизм в схеме порождения речи [Текст] / Н. А. Зимняя. // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. - М.: Просвещение, 1999. - 249 с.
28.Казакова В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. – М.: Просвещение. - 1999. – 345 с.
29. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1992. - 211 с.
30.Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону: 2007. – 256 с.
31.Козырева Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет. Ярославль. 2004 – 206 с.
32.Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст] / Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 2008. - 196 с.
33. Культура русской речи и эффективность общения. // Граудина Л. К., Ширяев Е.Н., М: Наука. - 2006. – 326 с.
34. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред. Н.И. Кудряшова. - М.: Просвещение, 2003. - С.8-25.
35. Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу [Текст] / Т. А. Ладыженская. // Характеристика связной речи детей 6-7 лет.: сб. науч. трудов. М.: Просвещение, 1999. - 143 с.
36.Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Учебное пособие. М., 2008- 103с.
37. Лисина М.И. Общение с взрослыми. Психологическая подготовка детей к школе. Кишинёв. 2011 – 107 с.
38. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 2005.
39. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]/ А. А. Леонтьев. - М.: Академия, 2007. - 256 с.
40. Лурия А. Р.Язык и сознание. //Е. Д. Хомской. Изд-во Моск. ун-та, 1999
41. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. - 218 с.
42.Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., Просвещение. - 2007. – 415 с.
43. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2002. – 305с.
44. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средство общения [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Педагогика 2004. - 289 с.
45. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.К. Воробьевой. -- М.: АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2009. -- 158 с.
46. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
47. Немов Р.С. Психология. Книга 2 – 3. – М.: ВЛАДОС - 1995. – 342 с.
48. Немов Р.С. Психология. Т.2-3 - М., 2003.
49. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. М., 1994.
50.Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – М.: Педагогика. - 2005. – 204с.
51.Обухова А.Ф. Детская психология. – М.: Педагогика - 2005. – 321 с.
52.Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика -Пресс,2004. - 528с.
53. Попова М. И. Развитие речи младших школьников. – М.: Педагогика. - 2004. – 108 с.
54. Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: 1990. – 654 с.
55. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования // Начальная школа, 2003,№11. -С.14-23.
56. Речевое развитие младших школьников / Сб. статей под ред.Н.С. Рождественского. - М., 2000.
57.Связная речь // Воспитание и обучение детей 6-го года жизни / Под ред. Л.А. Парамоновой и О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2007.
58.Селезнева Е.П. Развитие речи детей. – М.: Просвещение. - 1984. –201 с.
59. Семененко Л.П. Аспекты лингвистической теории монолога. М.: МГЛУ, 1996. - 323 с.
60. Семенова Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: Дисс. . канд. пед. наук. М., 2001. - 159 с. Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М.: Наука, 1987. -138 с.
61.Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. М., 1984.
62. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. М.: Просвещение, Учеб. лит., 1996.-174 с.
63. Современная русская устная научная речь. Т. 1 / Под общ. ред. О.А. Лаптевой. Красноярск: Изд-во Краснояр ун-та, 1985. - 333 с.
64.Соколов А.Н.Внутренняя речь и мышление. 2-е изд. - М.: URSS: Изд. ЛКИ, 2007. - 247 с.
65.Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение. – 2005. – 388 с.
66. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224 с.
67. Сохин, Ф.А. Осознание речи дошкольниками [Текст] / Ф. А. Сохин. // Подготовка детей к школе в детском саду. - М.: Педагогика, 2006. - 224 с.
68. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256с.
69.ТекучевА.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для студентов фак. Русского языка и литературы. - М., 2000, - 231с.
70.Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение. - 2005. –223 с.
71. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001. - 237 с.
72.Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: дис. …док.пед.наук. -М., 1996.
73. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2004. - 287с.
74. Ушакова Т.Н. Проблема психологии речи в трудах А.Н.Леонтьева //Мир психологии, 2003.
75. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.З. М.: Педагогика, 1989.-510 с.
76. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М.: Мин-во образования Рос. Федерации, 2004. - 266 с.
77. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку Учеб. пособие ля студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1964 -255 с.
78.Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1984. – 24 с.
79.Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи [Текст] / Л. П. Федоренко. - М.: Просвещение, 2004. - 211 с.
80.Федяева Е.В. Развитие речи и обучение риторике учащихся 4 класса общеобразовательной школы (на основе формирования внутренней речи): Дисс. . канд. пед. наук. Омск, 2006. - 370 с.
81. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.
82.Филиппов К.А. Лингвистика текста: Курс лекций / К.А. Филиппов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - 333 с.
83. Фирсов Г.П. Наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи на уроках русского языка. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 303 с.
84.Филичева, Т.Е. Особенности формирования речи детей младшего школьного возраста / [Текст] Т. Е. Филичева. -- М.: Просвещение, 2009. - 223
85.Фонетика спонтанной речи / Л.В. Бондаренко, Л.А. Вербицкая, Л.Р. Зиндер; Под ред. Н. Д. Светозаровой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 245 с.
86. Фролов И.Т Философский словарь [Текст] / Под ред. Фролова И.Т. - М.: Политиздат, 2001. - 560 с.
87. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студентов. М.: Владос, 2000. - 240 с.
88. Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. Рига: Зинатне, 2004. — 272 с.
89.Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М.: Рус. яз., 2012. - 207 с.
90. Шахнарович A.M. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика / A.M. Шахнарович. М.: ИЯЗ, 1999. — 165 с.
91. Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред. А.П. Еремеевой. - М.: Просвещение, 2010. - С.16_18.
92. Шпунтов А.И. Анализ звучащих образцов как прием обучения устной монологической речи учащихся (на уроках русского языка в 1 классе): Дисс. . канд. пед. наук. М., 2010. - 243 с.
93. Шубина Н.Л., Антошинцева М.А. Вспомогательные семиотические системы в устной и письменной коммуникации: Монография. СПб.: ПетроПресс, 2005. - 291 с.
94. Шуваева А.В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом (на материале 2 класса): Дисс. . канд. пед. наук. Рязань, 2002. - 220 с.
95. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 2004.-428 с.
96. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 2004.-64 с.
97. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред.В.В. Давыдова, Т.А.Нежновой. -М.: ИНТОР, 1998. 112 с.
98. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1998. - 234 с.
99. Якубинский Л.П. О диалогической речи. // Русская речь. Петроград, 2003 -345 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.