• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2022
  • Оригинальность: 70 %

Аннотация
Выпускная квалификационная работа по теме: «Сказка как средство развития связной речи в среднем дошкольном возрасте» содержит 57 страниц текстового документа, 2 приложения, 42 использованных источника.
Актуальность исследования определяется тем, что развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования, так как развитие связной речи является необходимой предпосылкой к успешному обучению в школе.
Цель исследования: выявить роль сказки в развитии связной речи в среднем дошкольном возрасте.
Объект исследования: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сказка как средство развития связной речи средних дошкольников.
Основные задачи исследования:
1. Изучить понятие «связная речь»;
2. Проанализировать программы дошкольного образования в контексте развития связной речи в среднем дошкольном возрасте;
3. Охарактеризовать средства развития связной речи;
4. Описать педагогические условия развития связной речи в среднем дошкольном возрасте;
5. Проанализировать развитие связной речи в среднем дошкольном возрасте посредством сказки (на примере школы-студии «Дошколенок» КГБ ПОУ «Енисейский педагогический колледж);
6. Разработать методические рекомендации по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством сказки.
По результатам исследования были разработаны рекомендации для эффективного развития связной речи средних дошкольников.

Рецензия
Рецензируемая работа посвящена вопросам развития связной речи в среднем дошкольном возрасте. В работе автор правильно ставит проблему работы, раскрывает ее актуальность, ставит цель и задачи работы, применяет научную методологию.
Положительным в рецензируемой работе является охват многих теоретических и методологических аспектов исследуемой темы, что, безусловно, говорит о всестороннем и глубоком анализе. Развиваемые теоретические и практические аспекты в процессе исследования основывались на обобщении работ различных ученых.
Рецензируемая работа характеризуется полнотой содержания, логической стройностью и грамотностью изложения вопросов темы. В ней обеспечено грамотное сочетание теоретического, аналитического и рекомендательного материала, что обуславливает научную обоснованность и практическую значимость современных тенденций развития.
В целом, рецензируемая работа говорит об умении студента анализировать и обобщать информацию, широко использовать современные достижения экономической науки.
Содержание работы соответствует заданию на её выполнение и требованиям Государственного образовательного стандарта.
Решение поставленных в работе вопросов характеризуется полнотой и глубиной, используемые методики исследования корректны, выводы – достоверны.
Используемые в работе источники актуальны, представляют исследуемую тему в соответствии с изменениями и тенденциями на современном этапе развития общества. Оформление работы соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам.
Рецензируемая работа соответствует предъявленным требованиям и заслуживает высокой положительной оценки.
Отмеченные недостатки: Нет.

Уважаемый председатель и члены аттестационной комиссии!
Вопросы развития и формирования связной речи детей дошкольного возраста были и остаются актуальными в теоретических и практических исследованиях представителей различных направлений научной мысли.
Несмотря на достаточную изученность рассматриваемой проблемы, до сих пор существует необходимость не только поиска более новых и совершенных методов формирующей работы, но также и систематизацию, используемых на практике приемов, методов и средств.
Цель работы: выявить роль сказки в развитии связной речи в среднем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «связная речь»;
2. Рассмотреть роль народных сказок, как средст развития связной речи дошкольников
3. Выявить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста;
4. Разработать методические рекомендации по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством сказки.
Объект исследования: образовательный процесс дошкольной образовательной организации, направленный на развитие речи детей.
Предмет исследования: процесс развития речи детей среднего дошкольного возраста посредством сказки.
Гипотеза исследования заключается в том, что русские народные сказки представляют собой эффективное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста.
Настоящее исследование проходило с декабря 2020 года, по май 2021 года.
Для определения уровня сформированности связной речи детей среднего дошкольного возраста было проведено диагностическое исследование на базе МБДОУ № 43 г. Хабаровск.
Выборка исследования представлена детьми среднего дошкольного возраста: 5 девочек и 5 мальчиков. Возраст испытуемых находится в диапазоне 4-5 лет.
Исследование состояло из трех этапов:
1. Анализ литературных источников, выбор методик исследования, определение выборки испытуемых.
2. Проведение констатирующего этапа исследования.
3. Проведение формирующего эксперимента и контрольного среза уровня сформированности связной речи.
Для определения уровней сформированности связной речи детей среднего дошкольного возраста мы использовали методику Ушаковой О.С., Струнина Е.М
В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена проблема развития связной речи в среднем дошкольном возрасте по средствам сказки.
Мы изучили понятие «связная речь» детей среднего дошкольного возраста, и пришли к выводу, что связная речь детей среднего дошкольного возраста - это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание, умение коллективно договариваться.
Охарактеризовали средства развития связной речи в среднем дошкольном возрасте и выявили, что средствами развития связной речи в дошкольном возрасте является описание наглядных предметов, рассказывание по игрушкам и предметам, сочинение рассказов из их личного опыта, как описательные и повествовательные, так и смешанные. Слушание, пересказывание, сочинение сказки. Сделали вывод о том, что сказка является одним из средств, помогающих развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Фольклорный жанр воспринимается детьми как особый вид деятельности, который помогает развитию связной речи в комплексе.
Описали педагогические условия развития связной речи в среднем дошкольном возрасте, которые реализуются в процессе организации группового сочинения сказки, что для большей эффективности развития связной речи среднего дошкольного возраста, должен быть реализован комплекс педагогических условий таких, мы рассмотрели педагогические условия развития связной речи дошкольников по средствам сказки такие, как:
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
2. Использование эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности;
3. Обогащение и активизация словарного запаса речи детей;
4. Изучение состояния устной речи детей;
проведении воспитателями диагностики речевого развития детей.
5. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Все эти условия должны использоваться педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельности, потому что они способствуют развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Проанализировали развитие связной речи в среднем дошкольном возрасте посредством сказки и сделали вывод о том, что для развития связной речи в среднем дошкольном возрасте посредством сказки в воспитательно-образовательный процесс целесообразно вводить предложенные нами педагогические условия, направленные на развитие связной речи средних дошкольников, о значимом влиянии такой педагогической работы говорит результат выполненных действий.
Согласно ФГОС ДО и основной образовательной программе разработанной на основе программы «От рождения до школы», разработали методические рекомендации по развитию речи средних дошкольников для реализации педагогических условий, данные методические рекомендации помогут педагогу сформировать у дошкольников умение коллективно придумывать сюжет сказки, ориентируясь на партнера, участвовать не только в одиночных заданиях, но и во взаимодействии со сверстниками. Рекомендации будут способствовать умению детей устанавливать связи, зависимости и закономерности событий сюжета, опираясь на общий замысел. Они станут стимулом для дошкольников к развороту новых событий и привлечения новых персонажей в сказку дошкольников, что будет способствовать созданию нескольких сюжетных линий в основе фабулы произведения.
Таким образом, задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно решены.
Благодарю за внимание!


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Понятие «связная речь» в литературных источниках 5
1.2 Онтогенез связной речи у дошкольников 11
1.3 Сказака как средство развития связной речи 19
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Организация исследования и обоснование выбора методик 23
2.2 Развитие связной речи в среднем дошкольном возрасте посредством сказки 29
2.3 Методические рекомендации по развитию связной речи в среднем дошкольном возрасте посредством сказки 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Вопросы развития и формирования связной речи детей дошкольного возраста были и остаются актуальными в теоретических и практических исследованиях представителей различных направлений научной мысли [5].
Связная речь занимает важное место в общении дошкольника со сверстниками и взрослыми. Она отражает логику мыслительных операций, умение воспринимать информацию и верно ее транслировать, что актуализирует проблему формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, так как несформированность связной (диалогической и монологической речи) отрицательно сказываете на развитие речевой деятельности, ограничивает коммуникативные потребности личности, препятствует развитию интеллектуальной составляющей [16].
Для того, чтобы выражать и понимать смысл речи, слова связываются в предложения. Поэтому очень важно оформить предложения грамматически правильно, что вызывает сложности в процессе формирования речи.
Целью развития речи детей дошкольного возраста является развитие речевых способностей и умений детей, культуры их речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения.
Именно такие целевые ориентиры установлены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором прямо указывается (в пункте 2.6 ФГОС ДО), что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать в числе прочих такую структурную единицу, как речевое развитие, куда включено владение речью как средством общения и культуры и обогащение активного словаря. Кроме того, ФГОС ДО отмечает в целевых ориентирах необходимость развития мелкой моторики обеих рук детей младшего дошкольного возраста.
Рассматривая разработанность темы исследования, можно говорить о том, что изучение речевого развития дошкольников представлено в научных трудах Л.М. Веккера, Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, И. С. Карташовой, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, Г. Л. Розенгард-Пупко, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконина и др.
Проблема формирования и развития связной речи рассмотрена в трудах И. С. Исмаиловой, И. Н. Лебедевой, Л. А. Пашковой, О. С. Ушаковой и других представителей общественных наук.
Несмотря на достаточную изученность рассматриваемой проблемы, до сих пор существует необходимость не только поиска более новых и совершенных методов формирующей работы, но также и систематизацию, используемых на практике приемов, методов и средств.
Таким образом, анализ научной литературы по заявленной проблеме, состояние психолого-педагогической, лингвистической и логопедической практики позволили сформулировать цель, предмет и объект исследования, сформулировать задачи исследовательской работы.
Цель работы: выявить роль сказки в развитии связной речи в среднем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «связная речь»;
2. Рассмотреть роль народных сказок, как средст развития связной речи дошкольников
3. Выявить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста;
4. Разработать методические рекомендации по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством сказки.
Объект исследования: образовательный процесс дошкольной образовательной организации, направленный на развитие речи детей.
Предмет исследования: процесс развития речи детей среднего дошкольного возраста посредством сказки.
Гипотеза исследования заключается в том, что русские народные сказки представляют собой эффективное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста.
Для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов, включающих в себя:
1. Методы теоретического исследования - теоретический анализ логопедической, педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы по теме исследования, анализ и синтез полученных результатов.
2. Методы эмпирического исследования - эксперимент констатирующий, обучающий и контрольный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена проблема
– развития связной речи в среднем дошкольном возрасте по средствам сказки.
Мы изучили понятие «связная речь» детей среднего дошкольного возраста, и пришли к выводу, что связная речь детей среднего дошкольного возраста - это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание, умение коллективно договариваться.
Мы охарактеризовали средства развития связной речи в среднем дошкольном возрасте и выявили, что средствами развития связной речи в дошкольном возрасте является описание наглядных предметов, рассказывание по игрушкам и предметам, сочинение рассказов из их личного опыта, как описательные и повествовательные, так и смешанные. Слушание, пересказывание, сочинение сказки. Сделали вывод о том, что сказка является одним из средств, помогающих развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Фольклорный жанр воспринимается детьми как особый вид деятельности, который помогает развитию связной речи в комплексе.
Описали педагогические условия развития связной речи в среднем дошкольном возрасте, которые реализуются в процессе организации группового сочинения сказки, что для большей эффективности развития связной речи среднего дошкольного возраста, должен быть реализован комплекс педагогических условий таких, мы рассмотрели педагогические условия развития связной речи дошкольников по средствам сказки такие, как:
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
2. Использование эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности;
3. Обогащение и активизация словарного запаса речи детей;
4. Изучение состояния устной речи детей;
проведении воспитателями диагностики речевого развития детей.
5. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Все эти условия должны использоваться педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельности, потому что они способствуют развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Проанализировали развитие связной речи в среднем дошкольном возрасте посредством сказки и сделали вывод о том, что для развития связной речи в среднем дошкольном возрасте посредством сказки в воспитательно-образовательный процесс целесообразно вводить предложенные нами педагогические условия, направленные на развитие связной речи средних дошкольников, о значимом влиянии такой педагогической работы говорит результат выполненных действий.
Согласно ФГОС ДО и основной образовательной программе разработанной на основе программы «От рождения до школы», разработали методические рекомендации по развитию речи средних дошкольников для реализации педагогических условий, данные методические рекомендации помогут педагогу сформировать у дошкольников умение коллективно придумывать сюжет сказки, ориентируясь на партнера, участвовать не только в одиночных заданиях, но и во взаимодействии со сверстниками. Рекомендации будут способствовать умению детей устанавливать связи, зависимости и закономерности событий сюжета, опираясь на общий замысел. Они станут стимулом для дошкольников к развороту новых событий и привлечения новых персонажей в сказку дошкольников, что будет способствовать созданию нескольких сюжетных линий в основе фабулы произведения.
Таким образом, задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно решены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 67 с.
2. Андрюшина, И. И. Искусство художественного чтения и рассказывания в трудах Е. А. Флериной / И. И. Андрюшина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 6. - С. 100-111.
3. Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки / А. Н. Афанасьев. – Москва: Альфа-книга, 2017. – 1087с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие / А. М. Бородич. – Москва : Просвещение, 2004. - 255 с.
5. Ватлина, Н.А. Воспитание активного слушателя в процессе ознакомления со сказкой / Н.А Ватлина // Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольников: материалы межвузовской научно-практической конференции. - 2015. - С. 28-32.
6. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 1999. - №2. – С. 12 – 16.
7. Губайдуллина, Е. В., Багрова Н. Д. Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях современного детского сада [Электронный ресурс] / Е. В Губайдуллина, Н. Д. Багрова // Образование и воспитание. - 2017. - №5. - С. 34-36.
8. Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения : науч. изд. / В. В. Давыдов. – Москва, 2010. – 213 с.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. - 000 с
10. Евтухова, Л.Н. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников [Электронный ресурс] / Л.Н.Евтухова, М.В. Пронина //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 52-54.
11. Ильина, Т.А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] / Т.А. Ильина, Е.А. Сергеева // Молодой ученый. - 2019. - №5. - С. 175-177.
12. Иматова, Л. М. Теоретическая обоснованность реализации принципа преемственности в непрерывном образовании старших дошкольников и младших школьников в аспекте речевого развития : дис… док.пед. наук : 13.00.01 / ИматоваЛютфияМахмадиллоевна. – Душанбе, 2014 - 347 с.
13. Левшина, Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. - №2. – С.123.
14. Леушина, А.М. Значение пересказа в развитии связной речи дошкольника / А.М. Леушина // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. - Москва, 1949. – 119 с.
15. Митенкова, Т. В. Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста[Электронный ресурс] / Т.В. Митенкова,Л.К.Анищенко,Е.В. Митенкова// Молодой ученый. - 2016. - №21. - С. 893-896.
16. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : учеб.пособие / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова Н.А. – Москва : Издательство «Гном и Д», 2000. – 142 с.
17. Мишкина, Л.П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в системе сюжетно – ролевых игр / Л.П. Мишкина // Эволюция современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. - 2016. - С. 217-219.
18. Новейший психологический словарь / сост. В.Б. Шапарь. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – С. 542.
19. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
20. Пантелеева, Н. Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования / Н. Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №8. – С.52–61.
21. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад. - 3-е изд., стер. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с.
22. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (от 20 мая 2015г. №2/15) .- Москава : Национальное образование, 2015.- 88с.
23. Радуга Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под.ред. С.Г. Якобсона, Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой и др. – Москва : Просвещение, 2014.- 228 с.
24. Руденко, А.М. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие / А.М. Руденко. – Ростов на Дону: Феникс, 2016. – 303с.
25. Селезнева, И. С. Развитие речи у детей дошкольного возраста через формирование основ сюжетно – ролевой игры / И.С. Селезнева, М.В. Шипова // Инновационная наука. - 2015. - № 5. - С. 237-240.
26. Смоленцева, О.В. Развитие связной речи в среднем дошкольном возрасте посредством сказки / О. В. Смоленцева // Вестник дошкольного образования. – 2019.- № 03(17). -. С.143-147.
27. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников
28. : учебник / Н.А. Стародубова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 273 с.
29. Степанова, В. М. Развитие связной речи детей в процессе сюжетно
30. ролевой игры / В. М. Степанова, Л. Б. Антонова // Инновационные процессы в научной среде: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2015. С. - 261-263.
31. Тимошина, Е.И. Педагогические условия использования сюжетно- ролевой игры как средства развития речевого этикета старших дошкольников / Е.И. Тимошина, Е.Н. Палева // Череповецкие научные чтения – 2013 Всероссийской научно-практической конференции. – 2014. – С. 176-178
32. Ушакова, О. С. Конспекты занятий Развитие речи детей 6-7 лет : учебное пособие / О. С. Ушакова. – Москва :Вентана-Граф, 2011. - 98 с.
33. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб. Пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва :Гуманит. изд. центр Владос, 2004. – 116 с.
34. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет: учебное пособие / О. С. Ушакова. – Москва : Сфера,2012. – 79 с.
35. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 6-7 лет. Дидактические материалы / О. С. Ушакова. – Москва :Вентана-Граф, 2011. – 78 с.
36. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника : науч. изд. / О.С. Ушакова. – Москва : ТЦ Сфера, 2008. – 113 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 5 августа 2013 г. (с 1 января 2014 г.) [Электронный ресурс]. - 34 с.
38. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва : Омега - Л., 2014. - 134 с.
39. Фролов И.Т Философский словарь [Электронный ресурс] / под ред. Фролова И.Т. – Москва: Политиздат, 1991. – 560 с.
40. Хисматулина, Н.И. Сюжетно – ролевая игра как средство развития речи детей / Н.И. Хисматулина, М.В. Веккесер, А.А. Фалилеева // Фундаментальные проблемы науки: сб. статей Международной научно - практической конференции. - Уфа, 2016. - С. 156-158.
41. Шадрина, Л.Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина // Детский сад теория и практика. - 2015. - № 3. - С. 36-47.
42. Шафигулина М. А. Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №13.3. - С. 122-123.
43. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: для детей от 3 до 6 лет: учебное пособие / Л.М. Шипицына.– Санкт – Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 88 с.
44. Шульгина, Е.В. Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система : дис… док.пед. наук : 13.00.01 / Шульгина Елена Валерьевна. – Москва, 2007 - 308 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А Таблица 1 – Результаты исследования сформированности связной речи детей среднего дошкольного возраста по методике Ушаковой О.С., Струниной Е.М. На констатирующем этапе


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.