• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2017
  • Оригинальность: 62 %

Работа содержит конспекты занятий.

Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников 6
1.1. Характеристика основных понятий «творчество, творческое мышление» 6
1.2. Психологические особенности творческого мышления младших школьников 12
1.3 Жанровые особенности сказки. 20
Выводы по главе 1. 24
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития творческого мышления младших школьников. 25
2.1. Описание констатирующего эксперимента. 25
2.2. Программа развития творческого мышления младших школьников. 28
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента. 38
Выводы по главе 2. 43
Заключение. 44
Использованная литература. 46
Приложения. 49
Приложение 1. Результаты по тесту Торранса «Неполные фигуры» в начале года 49
Приложение 2. Тест Роршаха. 55
Приложение 3. Конспекты уроков. 58

Введение
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого мышления подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого мышления детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической литературы все чаще ставится вопрос о роли творческого мышления в умственном развитии ребенка, об определении ее сущности механизмов.
Как показали исследования С.Л. Рубинштейна, В.А. Крутецкого и др., мышление выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в начальных классах.
С давних пор сказки имеют огромную воспитательную силу. Благодаря этому старшее поколение знакомит и учит детей отличать добро от зла, справедливость от несправедливости, правду от лжи. Эти мировые ценностные понятия с детства впитываются в ум и душу ребенка. В свою очередь они помогают обогатить внутренний мир ребенка, освоить традиции, обычаи, культуру, историю народа, открывая путь к нравственному и духовному воспитанию.
Сказки описывают дух и быт народа. Хотя сюжет большинства сказок основан на фантазии, но в глубине каждой сказки лежит жизненная правда, мечты и надежды народа о счастливом будущем, о свободной жизни, которые выходят на первый план. Иначе говоря, в них отразились раздумья народа.
Через сказки мы знакомимся с прошлым, жизненным укладом народа, видим его борьбу за счастье, за Родину, за свободу. Победа добра, торжество справедливости в заключительной части сказки усиливает его воспитательную силу. В результате дети учатся верить в добро, беречь Родину, уважать родителей.
Сказка по своему содержанию один из самых богатых жанров фольклора.
В фольклоре мышлению первого типа соответствуют сказочные кумулятивные структуры, основанные на механическом накоплении цепочек из вариаций одного и того же мотива. Видимо, кумулятивные построения были первым этапом усложнения элементарных сказочных сюжетов, состоящих из одного мотива («Теремок», «Репка»). Организация сюжета в жанре волшебной сказки доступна пониманию более старших детей. Сюжет в целом выражает общую идею, мысль, и это логически располагает в нем мотивы.
Мотивы в сюжете не могут помещаться произвольно, они соединяются в конкретном порядке: один вытекает из другого и предопределяет появление третьего. В сюжете имеется повествовательное ядро — центральный мотив, который наиболее ярко выражает идею сказки («Сивка-бурка », «Гуси-лебеди»).
Особенно важен нравственный урок волшебных сказок. Все они заканчиваются победой добра над злом. В настоящее время идет подмена ценностей. Вместо плодов (семья, дети, самосовершенствование) детям предлагается остановиться на средствах (получение удовольствия от пищи, развлечений и пр.). Сказка же помогает затронуть глубинную ценностно-мотивационную структуру личности .
Несмотря на наличие существенных теоретических разработок по проблеме, в теории педагогики существует противоречие, связанное с объективным возрастанием роли творческого мышления в различных видах деятельности ребенка.
Возникшее противоречие на уровне педагогической практики обусловлено несоответствием между:
— научными фактами, касающимися развития творческого мышления ребенка, и их недостаточно полным научным обоснованием на основе учета индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
— необходимостью организации развития творческого мышления на уроках и недостаточной разработанностью этого процесса на уровне методик;
— сознанием необходимости организации обучения с целью развития творческого мышления каждого ребенка и недостаточной компетентностью учителей (методической, теоретической) в вопросах организации обучения.

Цель исследования: выявить роль сказки в, развитии творческого мышления младших школьников.
Объект исследования: процесс развития творческого мышления у младших школьников.
Предмет исследования: Сказка как средство развития творческого мышления младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что применение сказки, как средства обучения, будет способствовать развитию творческого мышление младших школьников.
Задачи:
Раскрыть сущность основных понятий «творчество, творческое мышление».
Разработать средство обучения, способствующее развитию творческого мышление младших школьников.
Проверить эффективность разработанных заданий по сказке.
Методы и методики исследования
Модифицированный тест Роршаха.
Методика П. Торранса «Неполные фигуры» и «Три краски»
База исследования: МБОУ СОШ «Галановская СОШ», 2 класс.

Заключение
Мышление является познавательным высшим процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек.
Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.
Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Отличительный признак творческой деятельности детей — субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.
В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.
Проведенное исследование, направленное на развитие творческого мышления показала данные результаты.
Полученные положительные результаты в исследовательской работе позволили нам рекомендовать для развития творческого мышления младших школьниках на занятиях по рисованию акварелью, использовать следующие моменты:
— включать дидактические игры;
— для развития оригинальности применять нетрадиционные средства обучения;
— разнообразить рисование новыми техниками;
— применять активные методы обучения на основе операционального состава мышления (типизация, агглютинация и др.);
— использовать произведения художников в оформлении предметной среды, так как они являются источниками творческих идей.

Использованная литература
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1998.
Алиева Т. Ребёнок в мире образа // Дошкольное воспитание. – 1996. — №2. – С.68.
Бениаминова М.В. Воспитание детей: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1991. – 288 с.
Богомовская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966.
Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1991. — №5. – С.45.
Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1976.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2001. 290 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
Грищенко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М., 2004.
Гурович Л. М. и др. Ребёнок и книга. – СПБ., 1996.
Догель В. А. Зоология беспозвоночных. — М.: Изд-во: Ленанд, 2015. — 620 с.
Дьяченко О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. – 1993. — №11. – С.43.
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. — М.: Знание, 1994 — 157 с.
Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. // Дошкольное воспитание. — 1967, №12, С. 73-75.
Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. — Пенза: Уникон-ТРИЗ.-1998
Захваткин Ю. А., Митюшев И. М., Третьяков И. Н. Биология насекомых. — М. : Либро- ком, 2013. — 392 с.
Зенкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. – СПБ., 1996.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.
Кадникова Т. В. Когда звёзды падают. Сказочные истории для детей и взрослых. — За-речный, 2003. — 32 с.
Кларин М. В. Развитие творческого и критического мышления// Школьные технологии. – 2004. — № 1. – С. 3-5.
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.
Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, творчество: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. 456 с.
Наумов Н. Д. П. П. Блонский: философ и педагог // Известия Уральского государственного университета. — 2003. — № 27.
Наумчик В.Н. Воспитание творческой личности. – Минск., 1998.
Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. М.: Норма-Инфра, 2001. 688 с.
Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. — М., 1997.
Российская педагогическая энциклопедия. / Отв. Ред. В.В. Давыдов. Том 1. М.: Аспект Пресс, 1993. 607 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Том 1. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 365 с.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М., 2005.
Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. – 1991.
Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1999.
Фесюкова Л.Б Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981
Художественное творчество в детском саду/Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.
Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. Н.А. Кошелёвой. – М., 1985.

Приложения
Приложение 1. Результаты по тесту Торранса «Неполные фигуры» в начале года


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.