• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2018
  • Оригинальность: 55 %

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Направления деятельности социального педагога в школе 6
1.2. Возрастные особенности младших школьников и их взаимодействие с родителями 10
Выводы по 1 главе 14
ГЛАВА 2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 15
2.1. Диагностика проблем семей младших школьников 15
2.2. Социально-педагогическая работа с проблемными семьями младших школьников 31
Вывод по 2 главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последнее десятилетие значительно возросло число научных исследований, посвященных проблемам младшего школьного возраста. Мы полагаем, что это обусловлено целым комплексом причин: здоровье младших школьников с каждым годом все больше ухудшается, многие дети приходят в школу, характеризуясь при этом эмоциональной и личностной незрелостью, низким уровнем мотивации обучения, несмотря на то, что сейчас активно пропагандируется работа по подготовке детей к школе.
Упор на интеллектуальное развитие, которое стремятся осуществлять родители, обучая заранее ребенка чтению, письму, счету и т.д., тем не менее, не оказывает положительного влияния на решение проблем в школьной успеваемости. Таким образом, на поверхности обнаруживается противоречие между тенденцией к серьезной целенаправленной подготовке детей к обучению в школе и тех трудностей и проблем, с которыми сталкиваются младшие школьники в период обучения. Современные младшие школьники начинают испытывать трудности часто уже на этапе адаптации к школе. Многие из этих трудностей связаны с тем, что у детей недостаточно развиты навыки взаимодействия, дети характеризуются преобладанием негативных эмоциональных проявлений, таких, как обидчивость, раздражительность, конфликтность, что затрудняет установление конструктивных взаимоотношений в классном коллективе.
Мы полагаем, что трудности и проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники в первые годы обучения, на самом деле очень близки к понятию «трудная ситуация». Подобную ситуацию можно назвать трудной в психологическом аспекте, поскольку школьники не справляются с разнообразными проблемами: учебными, коммуникативными и т.д., и все это приводит к нарушению гармоничного развития. Поэтому необходимо обратить большое внимание на овладение педагогами разными технологиями, методами и приемами работы с учащимися начальных классов, имеющими разного рода трудности.
Объектом нашего исследования является социально-педагогическое сопровождение.
Предметом – социально-педагогическое сопровождение младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Цель работы – изучить процесс социально-педагогического сопровождения младших школьников в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить направления деятельности социального педагога в школе.
2. Проанализировать возрастные особенности младших школьников и их взаимодействие с родителями.
3. Провести исследование проблем неблагополучных семей младших школьников.
4. Предложить направления по социально-педагогическому сопровождения проблемных семей учащихся младших классов.
Методы исследования: теоретический анализ источников и документов, наблюдение, тестирование, беседа, анкетирование.
Методологическая основа исследования. Одной из технологий работы с младшими школьниками может являться социально-педагогическая поддержка. Данное понятие было введено в научный обиход О.С.Газманом [6] и получило широкое распространение во многих исследовательских работах. Т.В.Анохина [2] считает, что основной смысл поддержки заключается в том, чтобы помогать ребенку, потому, что он не справляется с какой-либо проблемной ситуацией. В работе Л.А.Петровской [11] поддержка понимается как сложное образование, которое субъективно воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, в собственной нужности, возникающей при сопереживании и получении помощи. Своевременное оказание педагогической поддержки позволит младшему школьнику успешно пройти через кризисные моменты, преодолеть возникшее у него трудности и приобрести важный опыт конструктивных стратегий поведения в проблемных ситуациях.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что уточнено понятие социально-педагогической поддержки младших школьников.
Практическая значимость заключается в опыте исследования проблем семей младших школьников.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время профилактика неблагополучия детей выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств, при ведущей роли системы образования.
Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеет влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к семье и механизмы воздействия на семейную ситуацию, располагает квалифицированными специалистами - социальными педагогами, способными обеспечить ведение эффективной работы по профилактике.
Наиболее результативным представляется системный комплексный подход к реализации программ первичной профилактики. Системность обеспечивается цикличным обращением к основополагающим составляющим личности развивающегося ребенка средствами и методами доступными для каждого из возрастов, единой теоретико-методологической базой, контролем эффективности.
В результате исследования были выявлены признаки, характерные для изучаемых семей:
 не активные;
 не мотивированные;
 не говори, не чувствуй, не доверяй никому - основные признаки дисфункциональной семьи;
 страх и неумение высказать свои чувства;
 не умеют высказать свои проблемы и потребности;
 рассматривают свои проблемы как слабости;
 не умеют сформулировать свои цели и задачи, при возникновении проблем обычно находят наиболее простой вариант - проявление открытой агрессии;
 не могут определить иерархию ценностей;
 не склонны раздумывать на тему «кто виноват?», не принимают ответственность за свою жизнь;
 как правило, не имеют перед глазами позитивной ролевой модели;
 низкая сплоченность, изолированность между членами семьи, слабое общение, эмоциональная закрытость;
 изолированность от общества;
 недостаток внимания (или агрессия) по отношению к детям - зачастую жестоко обходятся с детьми или пренебрегают интересами детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапов, Е.П. Методы исследования в социальной работе /Е.П.Агапов. – М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013.
2. Анохина. Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования /Т.В.Анохина // Классный руководитель. - 2010. - №3. - С.63-81.
3. Бедулина, Г.Ф. Современные формы работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении /Г.Ф.Бедулина// Социально-педагогическая работа. – 2008. – №9. – С. 19–24.
4. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска. Межведомственный подход /С.А.Беличева.- М.: Издательство: Социальное здоровье России, 2006. 172 с.
5. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию /А.Я.Варга. – М.: Когито-центр, 2011. – 184 с.
6. Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей /О.С.Газман // Народное образование. – 2008. - №6. - С. 108 - 111. 217
7. Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков /Г.О.Галич, Е.А.Карпушкина, Л.Н.Корчагина, Н.Л.Морозова, Н.В.Тупарева // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. -2010. - №16 (20). - С. 84–91.
8. Ефимова, И.В. Социальная работа в области профилактики и преодоления семейного неблагополучия /И.В.Ефимова //Социальная педагогика. – 2011. - № 1. – С. 97-100.
9. Иванова, Н.В Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В.Иванова // Начальная школа. – 2014. – №2.
10. Кокоренко, В.Л. Социальная работа с детьми и подростками /В.Л.Кокоренко, Н.Ю.Кучукова, И.Ю.Маргошина. – М.: Академия, 2011.
11. Петровская, Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи / Л.А.Петровская // В кн.: введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. - М., 2007. С.118-122.
12. Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы / Н.М.Платонова, Г.Ф.Нестерова. – М.: Академия, 2012.
13. Рожков, М.И. Социальная педагогика / М.И.Рожков, Т.В.Макеева. – М.: Юрайт, 2017. – 287 с.
14. Социальная работа с различными группами населения. – М.: КноРус, 2012.
15. Таболова, Е.М. Семейное неблагополучие как социальная проблема /Е.М Таболова //Социальная педагогика. – 2011. - № 1. – С. 90-92
16. Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми / Е.И.Холостова. – М.: Дашков и Ко, 2010.
17. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей / Е.И.Холостова. – М.: Дашков и Ко, 2010.
18. Щербаков, А.В. Социальному педагогу об организации работы с родителями в классе / А.В.Щербаков // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2015. – № 3. – С. 15–21.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.