• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа художественного произведения 6
1.1 Принципы построения анализа текста 6
1.2 Особенности формирования умения анализировать художественное произведение у младших школьников в процессе обучения 14
1.3 Психологические закономерности развития процессов смыслового анализа у младших школьников 19
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию умений анализировать художественное произведение 25
2.1 Диагностика уровня сформированности умений анализировать художественное произведение 25
2.2 Эффективные формы и методы формирования умения анализировать художественное произведение 28
2.3 Сравнительный анализ полученных результатов 41
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 51









ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие в значительной степени усилился интерес к чтению у учащихся начальных классов. В педагогическом сообществе укоренился новый взгляд на начальное звено, его теперь справедливо рассматривают не только как подготовительный этап, предшествующий получению среднего образования, но и как возраст, которому свойственна осмысленная познавательная деятельность.
Настало время задуматься: почему же при современной постановке обучения чтению в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают, почему у них занижен интерес к чтению и что надо делать для устранении этих негативных явлений.
В начальных классах на современном этапе в центре внимания учителя и учащихся на уроке чтения должно быть изучаемое художественное произведение, его идейная направленность, содержание и форма, методы интегрированного обучения классической и современной литературе.
Задача учителя на уроках чтения сводятся к тому, чтобы учить младших школьников читать и понимать читаемое, помогать учащимся представить, прочувствовать и определить свое отношение к описанному событию, литературным героям. Но в настоящее время наши школы отстают от современных требований, в них отсутствует органичная преемственность традиций и инновационных подходов в рамках психолого-педагогических основ.
Методические подходы к анализу художественного произведения, которые предусмотрены программами литературного чтения, несомненно, позволяют педагогу избежать однотипности при изучении художественного произведения, при которой в качестве предмета рассмотрения выступает исключительно сюжетно-информационная составляющая текста. Внимание начинающего читателя следует акцентировать не только на сюжете, но и на образности художественного произведения, отношении автора к окружающему, ценностных ориентациях и нравственных проблемах, которые волнуют автора.
Проблемой формирования умений анализировать художественное произведение занимались такие учёные, как М.С. Афонина, В.А. Левин, И.А. Кузьмина, Г.Ф. Гареева, А.Н. Андреев и др. Эта проблема и сегодня остаётся крайне актуальной. У учащихся отмечается потеря интереса к обучению. Поэтому необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы. Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов.
Следует отметить, что особое внимание уделяется проблеме анализировать текст у детей младшего школьного возраста, т. к. степень её решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах.
Программы обучения предполагают изучение содержания учебных книг, их структуры и методику обучения, которые строятся на двух основных принципах: художественно-эстетическом и литературоведческом. Художественно-эстетический принцип обуславливает стратегию отбора произведений для чтения, таким образом, в круг чтения младших школьников входят, обычно, художественные тексты.
В начальной школе безоговорочно важно учить школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, а также демонстрировать свое отношение к этой позиции. Проблема учащихся сегодняшнего дня – неумение анализировать, обобщать, структурировать строить причинно-следственные связи, делать выводы.
В связи со сложившейся проблемной ситуацией учителя-словесники ищут различные пути выхода из нее. Преподавание литературы нужно изменить с помощью инноваций, чтобы повысить читательскую грамотность, чем и обусловлена актуальность данной работы.
Гипотеза исследования: Если учитель будет систематически использовать на уроках чтения разнообразные подходы к анализу художественного произведения, направленные на анализ языка, образов героев, развития действия, композиции, проблемы, поставленной в произведении, – то это будет способствовать: формированию умений работать с текстом, более глубокому его пониманию, целостному анализу художественного произведения, развитию самостоятельности мышления.
Объект исследования данной работы – методика анализа художественного произведения.
Предмет исследования – процесс формирования умений младших школьников анализировать художественное произведение.
Цель исследования – выявить современные подходы к анализу художественных произведений и методически обеспечить процесс формирования у младших школьников умений анализировать художественное произведение на уроках чтения.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) рассмотреть принципы построения анализа текста;
2) раскрыть психологические закономерности развития процессов смыслового анализа у младших школьников в процессе обучения;
3) определить формы и методы формирования умений анализировать художественное произведение на уроках литературного чтения;
4) в процессе опытно-экспериментальной работы выявить эффективность использования форм и методов формирования умений анализировать художественное произведение на уроках литературного чтения.
Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, эксперимент, статистическая обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов студентами при прохождении педагогической практики в школе, а также учителями начальных классов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
1. Рассмотрели следующие принципы построения анализа текста:
• Принцип целенаправленности – заключен в углубленном восприятии прочитанного, постижение идейно-тематической идеи художественного произведения.
• Принцип опоры на слитность, непосредственно – эмоциональное восприятие – заключен в создании учителем определенной атмосферы. Перед чтением любого художественного произведения, несомненно, требуется создать определенный, необходимый для восприятия младшими школьниками именно этого художественного произведения, эмоциональный настрой.
• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников – знание особенностей младшего школьника как читателя помогает учителю планировать ход анализа,
• Принцип учета потребностей ребенка – заключается не только в том, чтобы подбирать тексты, которые легко могут быть освоены учащимися, но и будут доступны им по форме и содержанию.
• Принцип внимательного отношения к тексту – подразумевается внимательное отношение и к содержанию, и к языковым средствам, которые использует автор для раскрытия идейного смысла.
• Принцип единства формы и содержания – основан на литературоведческой позиции о единстве формы и содержания. Учет данного принципа, несомненно, требует от учителя детального обдумывания формулировок вопросов и заданий.
• Принцип избирательности – на уроках литературного чтения в начальных классах литературное произведение не может быть рассмотрено на всех уровнях его организации. На одном уроке просто невозможно проанализировать все языковые и стилистические средства текста, рассмотреть все идейные вопросы, поднимаемые автором. Из всего многообразия идейно-художественных элементов, используемых автором, учитель отбирает те, которые наиболее ярко выражают авторскую позицию и идею данного произведения.
• Принцип целостности – художественный текст рассматривается, несомненно, как единое целое, как система, в которой все элементы взаимосвязаны, и только в результате понимания этих связей можно освоить художественный замысел.
• Принцип направленности на литературное развитие учащихся – в ходе анализа учащиеся наблюдают за особенностями литературного произведения, на этой основе у них формируются начальные литературоведческие представления, читательские умения.
• Принцип обобщения – анализ текста всегда завершается обобщением и оценочной деятельностью (оценкой и самооценкой), выделение основных проблем, которые поставлены в произведении, анализ иллюстраций, выразительное чтение и так далее.
На уроках литературного чтения, учитель, учитывая выше указанные принципы построения художественного произведения, формирует у младших школьников умение анализировать текст.
2. Мыслительные процессы и навыки анализа, синтеза и обобщения дают возможность рационально выполнять смысловой анализ материала и определять в нем более важное содержание.
При формировании процессов смыслового анализа, работу над текстом необходимо начинать с заголовка: осмыслить, интерпретировать и попытаться предположить, о чем пойдет в тексте речь, либо с актуализации знаний, которые уже имеются у младших школьников.
3. Применение наглядных, репродуктивных, частично-поисковых методов организации учебной деятельности, стимулируют познавательную активность учащихся, а также, способствуют развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся, создают стимул для дальнейшей самостоятельной работы.
4. Проведя диагностическое исследование уровня сформированности умений анализировать литературные произведения по результатам выявили класс с наименьшим уровнем сформированности навыков анализа литературного текста и провели в нем работу, нацеленную на формирование и развитие умений анализировать художественные произведения, используя эффективные формы и методы работы, а также проверили уровень эффективности проведенной работы путем проведения повторного контрольного среза.
Полученные результаты говорят о повышении уровня сформированности умений анализировать литературное произведение у большинства учащихся класса, что говорит об эффективности использования форм и методов формирования умений анализировать художественное произведение на уроках литературного чтения.
Младшим школьникам характерны четыре уровня восприятия художественного произведения: частичный, констатирующий, уровень «героя» и уровень «идеи». По уровню восприятия можно говорить о литературном развитии ученика. Отрывочный уровень восприятия для учащихся начальной школы является показателем, который говорит об отставании в литературном развитии.
Когда дети сталкиваются с чтением именно как с учебным предметом, многие из них находится на констатирующем уровне и совершенно не много учеников в классе могут понять прочитанное на уровне «героя», данные учащиеся имеют высокую степень литературного развития.
К концу обучения в начальной школе уже понимание на уровне «героя» доступно всем учащимся, а констатирующий уровень в это время –является показателем, свидетельствующим об отставании в литературном развитии.
Выбирая определенные методические приемы для работы на уроке над художественным произведением, учителю требуется брать за основу род, видо-жанровую природу текста, а также его композиционные особенности и специфику его формы. Важно обнаружить родовую особенность художественного произведения, которое предстоит читать непосредственно на уроке. При анализе лирического произведения важно привлечь внимание к образам, картинам, которые создал автор, поэтому текст нерационально делить на части; более разумно, не разрушая общего впечатления, вести наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка. Для работы с произведением можно использовать приемы: наблюдение; комментирование; рассуждение именно учащихся о событиях, поступках героев; определение отношения читателя к герою, произведению и автору.

















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анализ художественного текста (лирического произведения) : хрестоматия / сост. Д. М. Магомедова, С. И. Бройтман. – М., 2005.
2. Анализ художественного текста : эпическая проза: хрестоматия / сост. Н.Д. Тамарченко. – М., 2005.
3. Андреев, А.Н. Целостный анализ литературного произведения. – Минск: «Электронная книга БГУ», 2008. – 146 с.
4. Аммосова, В.В. Интегрированный урок. Пособие для учителей /
В.В. Аммосова. – М., 2011. – 123 с.
5. Афонина, М. С. Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах / М. С. Афонина // Интеграция образования. – 2008. – № 2. – С. 121-124.
6. Бахир, В. К. Развивающее обучение / В.К. Бахир // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 26-30.
7. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование : Словарь : Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 540 с.
8. Безносова, Е. С. Современные подходы к анализу художественного произведения на уроках литературы / Е. С. Безносова // Наука, техника и образование. – 2015. – № 12. – С. 163-164.
9. Гареева, Г. Ф. Проблемы анализа художественного произведения в школе / Г. Ф. Гареева // Вестник Башкирского университета. – 2008. – № 1. – С. 209-210.
10. Довнар, Л. А. Литературное чтение: 3-ий кл. : дидактические и диагностические материалы: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. Языками обучения / Л. А. Довнар. – Минск : Пачатковая школа, 2018. – 44 с. : ил. – (Компетентностный подход).
11. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин - Москва : ФЛИНТА, 2017. – 248 с.
12. Жажева, С. А. Использование информационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе [Электронный ресурс] /С. А. Жажева // Концепт. – 2013. – №4. -htt://e-koncept.ru/2013/13069.htm/
13. Кубузова, И. И. Методика обучения комплексному анализу художественного текста / И. И. Кубузова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2009. – № 1. – С. 341-344.
14. Кузьмина, И. А. Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения / И. А. Кузьмина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – № 4. – С. 43-45.
15. Кулагина, Н.А. Активизация познавательной деятельности на уроках чтения / Н. А. Кулагина // Magister Dixit. – 2012. – № 2. – С. 252-256.
16. Лазарева, В. А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе / В. А. Лазарева. – Москва : Изд-во «ОНИКС 21 век», 2009. – 96 с.
17. Ларина, О. С. Особенности работы над произведениями по теме детства на уроках литературного чтения в начальной школе / О. С. Ларина // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – № 3.
18. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В. А. Левин. – Москва : Лайда, 1994. – 192 с.
19. Матвеева, Е. И. Учим младшего школьника понимать текст / Е. И. Матвеева. – Москва : Эксмо, 2005. – 239 с.
20. Мельникова, И. М. Анализ художественного произведения как анализ деятельности автора / И. М. Мельникова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2005. – № 5. – С. 60-63.
21. Метельский, И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И. В. Метельский // Начальная школа. – 2004. – №4. – С. 85-87.
22. Михеева, Ю. В. Язык, речь и образ в анализе художественной формы / Ю. Михеева // Вестник ВГИК. – 2011. – № 9. – С. 76-85.
23. Национальный образовательный портал [Электронный ресурс] / Национальный институт образования. – Режим доступа: http://www.adu.by/ - Дата доступа: 06.10.2018.
24. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глобова и др. – М. : большая Советская энциклопедия, 2009. – 528 с.
25. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студентов педагогических вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : Гуманит. Издат. Центр Владос, 2005. – Ч. 1. – 576 с.
26. Рапацевич, Е. С. Новейший психолого-педагогический словарь / Е. С. Рапацевич. – М. : ИнтрПресСервис, 2010. – 924 с.
27. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Минск : Харвест, 1998. – 660 с
28. Темкина, В. Л. Современные подходы к анализу языка художественной литературы / В. Л. Темкина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – № 11. – С. 72-77.
29. Тюпа В.И. Анализ художественного текста : учеб. пособие для студ. филол. фак.высш. учеб. заведений / В.И.Тюпа. – 3-еизд.,стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. –336 с.
30. Ушинский К.Д. Родное слово. // Антология педагогической мысли России. – М., Педагогика, 1990.
31. Урумашвили, Е. В. Прагматические аспекты анализа художественного текста / Е. В. Урумашвили // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. –№ 2. – С. 40-44.
32. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М. : Владос, 1999. – 360 с.
33. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум / Эсалнек А.Я., - 4-е изд., стер. - М.:Флинта, 2017.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.