• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 7
1.1 Проблема формирования экологической культуры личности младшего школьника в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Педагогические условия формирования экологической культуры у учащихся начальной школы 13
1.3. Особенности формирования экологической культуры младших школьников на уроках литературного чтения 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. 27
2.1. Выявление уровня сформированности экологической культуры у младших школьников на констатирующем этапе 27
2.2. Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках литературного чтения на формирующем этапе 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе.
В наше сложное, быстротечное время человек, проживающий в городской местности, не всегда обращает внимание на красоту природы и наблюдает за её изменениями в разное время года. Большинство родителей из-за своей загруженности работой и повседневными делами не находят времени заниматься с детьми, и уж тем более учить их любоваться красотой природы.
Дети, проживающие в сельской местности, с самого рождения находятся ближе к природе, тогда как городской ребёнок оторван от природного окружения, бывает там очень редко, в основном в тёплое время года. Чаще всего выезды городских жителей связанны с желанием провести досуг или заготовить грибы, ягоды, орехи. На величие и красоту природы мало кто обращает внимание, и мало кто учит своих детей любить и понимать язык природы.
Исходя из этого экологическое воспитание детей является актуальной проблемой и заботой школы. Научить детей чувствовать и понимать язык природы, наблюдать изменение в ней, слышать музыку леса (плеск воды, шелест листвы, дуновение ветра), видеть красоту окружающего мира, призван, прежде всего, учитель начальной школы.
В настоящее время часто можно видеть как дети порой жестоки в своём отношении к растениям, животным и людям, что свидетельствует об эмоциональной глухоте, отсутствии понимания ценности природы для жизни человека и всего живого на земле.
Большим воспитательным потенциалом для этого обладают уроки литературного чтения, но в практике этот потенциал не всегда используется учителем начальных классов для раскрытия представлений о многообразных явлениях природы, её красоте и богатстве на основе знакомства с лучшими образцами литературного, музыкального и изобразительного искусства. Это и обусловило выбор темы исследования: «Уроки литературного чтения в начальной школе как средство воспитания экологической культуры».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние уроков литературного чтения на формирование экологической культуры у младших школьников.
Объект исследования: экологическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: формирование экологической культуры у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры у младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если учитель:
• знает уровень сформированности экологической культуры младшего школьника;
•анализирует содержание учебников литературного чтения в аспекте формирования экологической культуры у младших школьников для дальнейшей работы.
• использует интерактивные методы обучения, направленные на формирование экологической культуры: дискуссии, игры, анализ экологических ситуаций.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экологической культуры у младших школьников.
2. Изучить основные направления в работе учителя начальных классов по формированию экологической культуры у младших школьников.
3. Выявить уровень сформированности экологической культуры у младших школьников.
4. Предложить комплекс заданий и упражнений по формированию экологической культуры на уроках литературного чтения и определить его влияние на формирование экологической культуры у младших школьников в процессе организации опытно-экспериментальной работы в школе.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме.
Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); методики «Напоминающие знаки»; «Закончи историю» Л.П. Молодовой; вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП» С. Д. Дерябо, В.А. Ясвина.
Интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Методологическая основа исследования: концептуальные положения ценностного отношения к природе И.К. Лисеева, А.П. Огурцова, A.M. Карпеева, Н.С. Баранниковой, Ш.Ф. Мамедова, А.Г. Здравомыслова;
теоретическое положение о взаимосвязи возрастного этапа психического развития ребенка с его внутренней позицией Л.И. Божович;
теоретические положения о внутренней экологической позиции младшего школьника И.В. Цветковой.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении научных знаний по проблеме формирования экологической культуры у младших школьников на уроках литературного чтения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе практико-ориентированные методические материалы могут быть использованы студентами и учителями начальных классов на уроках литературного чтения при организации работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Опытно-экспериментальная база исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 3» г. …………….., в 3 классах (экспериментальный 3 «А» класс – 24 человека, контрольный 3 «Б» класс – 24 человека).
Структурные компоненты работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования экологической культуры довольно полно разработана в литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме. Однако данная проблема продолжает оставаться актуальной, поскольку уровень экологической культуры младших школьников оставляет желать лучшего. Формирование экологической культуры младших школьников должны стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса.
Школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственно-экологическое воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Содержание учебников имеет большое значение для этического воспитания. Включенные в них тексты учат детей любить и защищать Родину, трудиться во имя ее процветания, во имя мира на Земле, воспитывать такие качества как ответственность, коллективизм, товарищество, трудолюбие, честность, отзывчивость. Младшие школьники учатся видеть, воспринимать прекрасное, у них развиваются нравственно-экологические ценности.
Из проведенной работы нами можно сказать, что уроки литературного чтения в начальной школе влияют на формирование экологической культуры у младших школьников. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам, а что как ни уроки литературного чтения помогают ребенку узнать правила поведения в обществе, отличить добро от зла, понятие морали, имеющие всеобщий характер, охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими.
Исходя из поставленных задач и выдвинутой гипотезы, были созданы условия для работы над формированием экологической культуры младших школьников экспериментального класса на формирующем этапе экспериментального исследования. Результаты формирующего эксперимента говорят о правомерности исследовательской гипотезы. Действительно, формирование экологической культуры младших школьников будет более эффективно, если учитель начальных классов:
• знает уровень сформированности экологической культуры младшего школьника;
•анализирует содержание учебников литературного чтения в аспекте формирования экологической культуры у младших школьников для дальнейшей работы;
• использует интерактивные методы обучения, направленные на формирование экологической культуры: дискуссии, игры, анализ экологических ситуаций.
На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы и результатов опытно-экспериментальной работы мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Затронутые в исследовании вопросы не исчерпывают целиком проблему формирования экологической культуры. Некоторые аспекты ее, например, коллективные нравственные чувства и их влияние на личность, роль самовоспитания в процессе формирования экологической культуры младших школьников, требуют своего дальнейшего исследования.
Формирование экологической культуры младших школьников – это глубокая проблема и заниматься ею нужно на государственном уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анафиева Э.Р. Проблема экологического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения // Перспективы развития науки и образования : сб. науч. тр. по материалам II Междунар. заоч. науч.-практ. конф. – Москва, 2016. – С. 125-131.
2. Андрусякова И. П. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 118-120. — URL https://moluch.ru/archive/187/47624/ (дата обращения: 06.04.2020).
3. Арнольди С. С. Современные учения о нравственности и ее история.-М.: Ленанд, 2015
4. Бектуров Т.М. Художественная литература как средство формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2. – С. 294-297.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
6. Бунтовская С. Экологически чистые сказки с берега Байкала. Кн. 2. – Иркутск: Репроцентр А1, 2012. – 48 с.
7. Виситова Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 15-18.
8. Вундт В. Этика. Принципы нравственности. Книга 1. Области нравственной жизни.- М.: Едиториал УРСС, 2019
9. Давлетшина Л. Х., Гринева Е.А. Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект. Монография.-М.: «Издательство Прометей», 2016, 143 с.
10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.-М.: Феникс, 1996
11. Ермаков Д. С. 2016. Экологическая грамотность учащихся: теория и практика // Биология в школе. № 5. С. 52-59.
12. Ишков А.Г., Рыбальский Н.Г., Грачев В.А. Экологическая культура. – М.: РЭА, 2015. – 416 с.
13. Леднева О. С. Экологическое воспитание школьников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 74-79.
14. Мижериков В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.-М.: Феникс, 1996
15. Налимова Т.А. Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках литературного чтения : сб. материалов IX Междунар. науч.-практ. конф. / Т.А. Налимова, А.О. Больбрух // Воспитание и обучение : теория, методика и практика. – 2017. – С. 216-218.
16. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Томск: Издательство «Ветер», 2015 — 378 с.
17. Никитина М.Л. Художественная литература в формировании экологического сознания // Гуманитарные науки и стратегии образования: пути интеграции : сб. науч. тр. по материалам V Междунар. науч.-практ. конф. – Саранск, 2018. – С. 133-136.
18. Сальникова М. В. Экологическое образование и воспитание обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1543-1546.
19. Сатуева Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 27-30.
20. Сатуева Л. Л. Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2.
21. Сергеева Б. В., Станина А. С. Условия формирования экологических знаний младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1181-1186.
22. Стародумов В.П. Сказки озера Байкал. – СПб.: БХВ-Петербург, 2015. – 88 с.
23. Смирнова Т. В. Формирование у детей основ экологической культуры // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 102-103.
24. Цыглакова Е.А. Формирование экологической культуры детей средствами русской художественной литературы // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Саратов, 2019. – С. 351-355.
25. Чайковская Е.Н. Экологическое воспитание школьников при изучении повести С. Тотыша «Сын тайги» // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-4. – С. 337-341.
26. Чугайнова Л.В. Основы экологической культуры [Электронный ресурс] : пособие по самостоят. работе студентов / Соликамский гос. пед. ин-т, Л.В. Чугайнова .— : РИО ФГБОУ ВПО «СГПИ», 2013 .— 140


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.