• Категория: Педагогика
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 70 %

Работа содержит массивы, обработанные в SPSS

Содержание
Введение  3
Глава 1    Психологическая характеристика подросткового возраста. 5
1.1         Подходы к проблеме подросткового возраста в зарубежной и отечественной литературе. 5
1.2         Психологические особенности подростка. 14
1.3         Характеристика   подходов   к   проблеме   выделения   типов родительского стиля семейного воспитания. 19
1.4         Агрессивность подростка. 31
1.5         Основные формы и методы изучения стилей семейного воспитания влияющих на формирование личности подростка. 37
Глава 2    Эмпирическое исследование влияние стиля воспитания на формирования личности подростка. 49
2.1         Цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования. 49
2.2         Структура исследования. 50
2.3         Методики, применяемые в исследовании. 51
2.4         Тренинг для родителей несовершеннолетних направленный на коррекцию стиля воспитания в семье.63
Выводы по экспериментальной части исследования. 76
Список литературы.. 79

Введение
Актуальность темы дипломной работы определяется в том что, в российском нестабильном современном обществе обсуждаются вопросы, относящиеся к нравственным и ценностным ориентирам у подрастающего поколения. Так же, огромную роль играет семья в нравственном становлении подростка, ведь такие сферы как образование и культура испытывают кризис.
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес психологов, социологов, педагогов — это характер семейного влияния на детей.
Изучение зависимости между практикой семейного влияния и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей.
Степень разработанности проблемы.
Цель настоящей работы: изучение межличностных отношений в подростковых семьях, каким образом стили семейного воспитания влияют на формирование личности ребенка. Разработка рекомендаций для родителей и подростков, направленные на преодоление негативных последствия внутрисемейного конфликта с помощью способов совладания адекватных стрессовой ситуации.
 Объект: детско-родительские отношения
Предмет: влияние стилей семейного воспитания на формирование личности подростка
Гипотеза: можно предположить, что стиль семейного воспитания формируют не только негативные поведенческие реакции, но и способствуют дисгармоничному развитию личности подростков в целом.
Теоретико-методологическая база исследования:

  1. Анализ, синтез, обобщение изученной научной литературы по теме дипломной работы.
  2. Психологические тестирование.
  3. Опрос (с помощью теста — опросника родительского отношения).
  4. Методы статистической обработки эмпирических данных.
Эмпирическая база исследования.
Исследования проводились ГБОУ УМЦ «Детство» города Москвы.
Исследование проводилось среди несовершеннолетних. Приняло участие 20 подростков в возрасте 15-17 лет, а также их родители.
Структура дипломной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по экспериментальной части исследования
Исходя из предположения о том, что стиль семейного воспитания влияет на возникновение, закрепление и проявление агрессивности подростков. Результаты проведенного экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы.
Тестируя подростков, был использован опросник Басса-Дарки, полученные результаты, показали, что у 16 из 20 подростков присутствует агрессивное поведение и враждебный настрой.
Для   изучения  особенностей  агрессивности   подростков был использован тест «Несуществующее животное». У 16 подростков в рисунках присутствуют такие элементы, указывающие на агрессию как: клыки, зубы, когти, зубы, чешуя, оружие. На активную агрессию указывают такие элементы как: оружие колющее или режущее, разинутая зубастая пасть, острые шипы, иглы, острый клюв.
У 16 подростков из группы вербальная, физическая и косвенная агрессия присутствует, что составляет 80,0% от общего числа данной выборки. Скорее всего, эти подростки склонны  выражать свои негативные чувства в форме грубой физической силы, или  использовать отреагирования собственных отрицательных эмоций как при помощи интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержания высказываний.
  Также вероятно, что направление своей агрессии не на прямой ее источник, а «окольным путем» — другой объект или предмет.
Родителям, я предложила пройти опросник: «Стратегии семейного воспитания». Анализ полученных данных показал, что среди родителей чаще всего используется авторитарный стиль воспитания
Также я предложила родителям пройти опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина Райгородский Д.Я.
По шкале «принятие/отвержение» можно предположить, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Взрослый также не доверяет ребенку и не уважает его, низко оценивает способности ребенка  и нередко своим отношением третирует его. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
По шкале «кооперация» так же у 12 из 20 родителей наблюдается пониженный интерес к жизни и интересам подростка.
По шкале «Симбиоз» у 12 родителей, что составляет, 2,4%  устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.
По шкале «контроль» можно увидеть, что 16 родителей из 20  ведут себя слишком авторитарно по отношению к подростку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Родитель требует безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
По шкале «маленький неудачник»  родители относятся   к   своему   ребенку   как   к смышленому  существу.  Интересы, увлечения,  мысли  и  чувства  ребенка кажутся взрослому серьезными, он верит в своего ребенка, а удачи его не считает случайными.
Не были выявлены семьи, в которых бы имелось выраженное положительное отношение к ребенку. В то же время, не было и семей, где родители испытывают по отношению к ребенку, в основном, только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, или даже ненависть. Все родители, в той или иной степени, принимают своего ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что формирование личности подростка будет максимально адекватно при условии обучения родителей адекватным стилям семейного воспитания.

Список литературы
  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М: Прогресс. – 1995;
  2. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. – М., 1999;
  3. Берковец А. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М., 2001;
  4. Бодалев А.А, Семья и формирование личности. – М., 1981;
  5. Бодалев   А.А.   Популярная   психология   для   родителей.   -  М.: Педагогика. – 1989;
  6. Бодалев     А, А.,     Столин     В. В.     Семья     в     психологической консультации. –М.: Педагогика. – 1989;
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969;
  8. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997;
  9. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – М., 2004;
  10. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. – М.,
1986;
  1. Венгер    А.Л.    Психологические    рисуночные    тесты.    -    М.:
ВЛАДОС-ПРЕСС. – 2003;
  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.,
1984;
  1. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному//Хрестоматия по возрастной психологии //Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1996.- С;
  2. Дубровина И.В.  Формирования личности старшеклассников. –М., 1989;
  3. Иванова    Л.Ю.     Агрессивность,    жестокость    и    отношения старшеклассников к их проявлениям. – М., 1993;
  4. Клее М. Психология подростка. – М, 1991;
  5. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика. – 1987;
  6. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. –СПб., 1996;
  7. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение. – 1991;
  8. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер. – 2000;
  9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М, УРАО. – 1994;
  10. Личко А.Е. Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. –М., 1988;
  11. Лоренц К. Агрессия. – М., 1994;
  12. Майерс Д., Социальная психология. – СПб.: Питер. – 1999;
  13. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983;
  14. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988;
  15. Ожегов СИ., Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка. –М, 1999;
  16. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М., 1997;
  17. Райгородский Д.Я. Практическая диагностика. Методы и тесты. –М., 1998;
  18. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. –СПб.: Питер.-2000;
  19. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. — СПб.: Прайм – Пврознак. – 2000;
  20. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С. Психология и педагогика. –М., 2000;
  21. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал. – 1996.
  22. Реан А.Л., Трофимова Н.Б. Тендерные различия структуры агрессивности у подростков//Актуальные проблемы деятельности практических психологов. -1999. — №3;
  23. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир. – 1994;
  24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 2000;
  25. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. – М., 2005;
  26. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль//Вопросы психологии. -1992. -№5/6;
  27. Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности. – Мн.,
999;
  1. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного
поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1996;
  1. Сидоренко     Е.В.     Методы     математической     обработки     в
кологии. – СПб.: Речь. – 2003;
  1. Силяева   Е.Г.   Психология   семейных   отношений   с   основами
семейного консультирования. – М.: Академия. 2002;
  1. Смирнова, Е.О. Хузеева, Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии. – 2002. — №1;
  2. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка отношения к нему родителей//Вопросы психологии. – 1986. — № 2;
  3. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1986);
  4. Фрейд 3.  Основные психологические теории  в  психоанализе. Очерк истории психоанализа. – СПб.: АЛТЕЯ. – 1999;
  5. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы.    М., 1993;
  6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1998;
  7. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. -
М.: Владос. -2004;
  1. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996;
5 1.     Холличер В. Человек и агрессия. – М., 1975;
  1. Шапарь. В.Б. Психология кризисных ситуаций. – М., 2002;
  2. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Р-н-Д., 2002;
  3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. – Обнинск, 1992;
  4. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994;
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.