• Категория: Правоохранительные органы
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 70 %

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования коррупции. 8

§ 1. Понятие и сущность коррупции как социального и общеправового явления  8

§ 2. Основные принципы противодействия коррупции. 18

§ 3. Правовая основа противодействия коррупции в Российской Федерации  24

Глава II. Конституционно-правовое регулирование    противодействия коррупции, совершенствование антикоррупционного законодательства в Российской Федерации  37

§ 1. Конституционные и международно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации. 37

§ 2. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции. 39

Глава III. Антикоррупционная политика современного Российского государства  55

§ 1. Понятие и сущность антикоррупционной политики. 55

§ 3. Принципы и цель антикоррупционной политики. 60

Заключение. 74

Список источников и литературы.. 79

 Введение

 Актуальность исследования. Последнее десятилетие характеризуется повышенным интересом к проблеме борьбы с коррупцией как социальным злом, представляющим собой "один из основных источников угроз национальной безопасности"[1] нашего государства. Коррупция в органах государственной власти ущемляет конституционные права и интересы граждан, разрушает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению государственных реформ и в конечном итоге подрывает доверие граждан к власти.

Коррупция как социальное явление имеет глубокие исторические корни и носит международный характер. Первое упоминание о коррупционных правонарушениях (взяточничестве) относится еще к Законам царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

Пагубное воздействие коррупции ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства или традиций. Многовековая история России свидетельствует о том, что коррупция наряду с другими социальными недугами (воровством, пьянством, беззаконием и др.) всегда была чрезвычайно распространена в стране.

Безусловно, причины возникновения коррупции в разные периоды неодинаковы, но связь ее с органами государственной власти неизменна. Противодействие коррупции сопровождало всю историю существования государства. Уместно вспомнить слова великого древнегреческого философа Аристотеля, который писал, что "самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться"[2].

В последние годы коррупция стала системным явлением, поразившим все  сферы и слои российского общества. Масштабы, специфика и динамика  коррупции  - следствие общих политических, экономических, социальных и   иных проблем развития страны. Она всегда возрастает, когда страна находится в  переходном периоде или на начальной стадии модернизации. Россия на рубеже отмеченных веков переживает начало системной модернизации, коренную  ломку общественных, государственных, политических, экономических и иных  устоев, принципов и т.п. При этом она следует общим закономерностям  развития, в том числе и негативным.

Сегодня в России проблема коррупции политической власти, ее структур,  институтов, государственного аппарата занимает одно из центральных мест в  средствах массовой информации, политической риторике и прикладных  исследованиях.  Коррупция стала одной из самых обсуждаемых проблем, которая имеет огромное влияние и значение для всех сторон жизни общества.

Коррупция приводит к массовому нарушению прав граждан, к масштабному вытеснению их из сферы бесплатных муниципальных услуг. Она искажает саму суть местного самоуправления, когда граждане - главные субъекты местного самоуправления - становятся заложниками муниципальных чиновников и функционеров, подведомственных органам местного самоуправления учреждений и организаций.

Коррупция социально неприемлема и принципиально несовместима с реальным местным самоуправлением. Если общество стремится достичь генеральных целей своего развития, то борьба с ней не только оправданна, но и неотвратима. Причем борьба должна быть, во-первых, постоянной, поскольку без непрерывного противодействия масштабы коррупции увеличиваются, и, во-вторых, системной, скоординированной, так как при разрозненных действиях различных государственных, муниципальных и общественных структур она, "затухая" в одних сферах, может развиваться в других.

Главный вектор антикоррупционных усилий - профилактика коррупции. Конечно, если профилактикой занимается чиновник, берущий взятки и совершающий другие корыстные проступки, реального смысла в профилактике не будет. Сопротивление коррупции в этом случае станет имитацией. Здесь нужны не превентивные, а иные способы борьбы, применяемые в связи с обнаружением уже состоявшихся фактов противоправного поведения. Перечень этих способов уже оформился, хотя некоторые эксперты предлагают его расширить и ужесточить. Данные меры составляют специфику деятельности правоохранительных органов и не входят в предмет рассмотрения настоящей статьи.

Профилактические меры борьбы с коррупцией гораздо сложнее, чем меры наказания, но в то же время они действеннее и эффективнее и при умелом и последовательном использовании приводят к нужным результатам. Многие из этих мер закреплены в федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, законах и других нормативных правовых актах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых документах.

Объект исследования – социальнно-правовые процессы в современном обществе.

Предмет исследования  - конституционные основы противодействия коррупции в современном обществе.

Цель исследования: Раскрыть конституционные основы противодействия коррупции.

Исходя их цели работы, перед нами были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие и сущность коррупции как социального и общеправового явления;
  2. Рассмотреть основные принципы и правовые основы  противодействия коррупции;
  3. Исследовать конституционные и международно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации;
  4. Проанализировать антикоррупционную политика современного Российского государства.

Методологической основой послужили труды таких ученых как:  В.В С.Г Александров, Астанин,, Я.И  Гилинский, И.В. Левакин, Ж.А. Шишова и др авторов. А так же  акты и положения современного законодательства Российской Федерации.

 
[1] Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

[2] Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Пер. С.А. Жебелева. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 546.

Заключение

 Проблема борьбы с коррупцией становится в последнее время центральной во всей общественной жизни России. Хотя коррупция есть везде, но в странах переходного периода, к  которым  относится  Россия, это настоящее бедствие: в нашей стране коррупция в сочетании с непрофессионализмом и отсутствие понимания  общечеловеческих ценностей у чиновников является причиной войн, кризисов и нищеты. Выработать эффективный механизм противодействия этому явлению – одна из важнейших задач современности.

Под коррупцией мы будем понимать действие или бездействие одного лица в своих корыстных интересах или в корыстных интересах другого лица, связанное с использованием публичных ресурсов. Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция связанная с использованием административного ресурса(политическая коррупция). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов, политическая коррупция ведет к дискредитации органов власти, к росту недоверия властным структурам, к дискредитации демократических ценностей. Самые яркие проявления политическая коррупция находит в ходе избирательного и бюджетного процессов.

Для выработки системных мер противодействия коррупции эксперты, как правило, классифицируют это явление по определенным критериям*:

- по уровням управления - "верхушечная" и "низовая" коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти в целом или с отдельными организациями, наделенными властными полномочиями;

- по статусу субъекта - различают коррупцию в органах власти и коррупцию в частном секторе;

- по типам участников - инициированная взяткодателем, принудительная или по договоренности, централизованная или децентрализованная;

- по стратегиям группового поведения - легальная (нелегальная), направленная на снижение издержек или получение выгоды, захват бизнеса (захват государства);

- по характеру целей - деловая и бытовая. Деловая коррупция возникает при решении корпоративных интересов, в то время как бытовая - при преследовании личных интересов;

- по составу преступления - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения и др.;

- по видам государственной деятельности - коррупция в сфере государственных закупок, в судебной и правоохранительной системах, в сфере лицензирования, при операциях с земельными участками, назначении на государственные должности и должности государственной службы и др.;

- по типу выгоды - получение прибыли, уменьшение расходов или получение нематериальной выгоды;

- по направленности - существующая вне или внутри хозяйствующих объектов и т.п.;

- по периодичности - разовая и систематическая коррупция.

Проявления коррупции также зависят от условно выделяемых видов политических режимов.

Исходя из данного критерия: первый вид коррупции (коррупция в антидемократических обществах) основан на перераспределении собственности и прочих благ в системе властвования единоличного или группы лиц, второй (коррупция в демократическом обществе) - основан на перераспределении собственности и прочих благ в системе демократии. В первом случае коррупция - это вид изъятия собственности у противостоящего объекта, т.е. у властвующих, во втором - у гражданского общества, субъектом и частью которого является формально равноправный гражданин или подданный.

Примерно начиная с конца XVIII в. в западном обществе в отношении к коррупции наступил перелом. Государства и правовые системы, основанные на буржуазно-либеральных ценностях, развивались под лозунгом: государственная власть существует для блага людей, налогоплательщики содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. Таким образом, коррупционер стал посягать не на собственность сюзерена, а на общественные блага, обеспечивающие "функции общих дел".

Особый вид коррупции процветал в обществах с так называемым азиатским способом производства, в странах реального социализма, который нам близок исторически. В данных обществах основа коррупции - это перераспределение возможностей управления, а не собственности (владения, пользования, распоряжения и т.д.).

В обществах с высокой бюрократизированностью наибольший размах (объем) приобретает политическая (управленческая) коррупция, которая выражается в нелегитимном использовании господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти, получения политической выгоды (материальных, иных благ и преимуществ, в том числе неимущественного характера).

Таким образом, принято различать политическую и бюрократическую (административную) коррупцию. Зачастую их трудно разделить, поскольку эти два вида коррупции имеют тенденцию к сращиванию через сговор (collusion).

Анализируя основные виды и механизмы коррупции с точки зрения экономико-правовых институтов, выделяют два вида коррупции: широкомасштабную (основную) и мелкомасштабную (розничную). Первый вид коррупции процветает в международных экономических отношениях и обычно вовлекает в свой оборот помимо бюрократов еще и политиков. Розничная коррупция имеет менее значимые экономические потоки, но обладает свойством всепроникновения, всеобъемлемости. Агентами коррупционных отношений в данном случае могут выступать как предприниматели (взятки за получение лицензий и др.), так и частные лица.

Коррупция в обществе может проявляться редко, а может носить массовый характер. В этом случае мы говорим об уже упоминавшихся единичной и систематической коррупции. Если коррупция выражается в том или ином обществе лишь несколькими отдельными фактами, то ее легко выявить и пресечь. В таком обществе некоррупционное поведение является нормой, а государственные и частные институты стимулируют развитие открытых, конкурентных отношений. Систематическая коррупция существует в том случае, когда взяточничество в любых масштабах является привычным делом и представляет собой вид трансакций для получения агентом экономических отношений определенных благ и возможности доступа к этим благам.

Мы согласны с точкой зрения, состоящей в том, что одним из пробелов антикоррупционного законодательства является отсутствие правового регулирования ряда коррупционных проявлений, которые остаются вне правового поля и ведут к существенному снижению эффективности государственной антикоррупционной политики. Это относится к категории злоупотребления публичным статусом, среди которых - коррупционный лоббизм, протекционизм, олигополия, непотизм и др.*(31)

В заключение следует отметить, что без уяснения сущности коррупции и выработки критериев ее классификации осуществить реализацию поставленных в антикоррупционном законодательстве задач будет практически невозможно. Приведенные в работе дефиниции и классификации не носят исчерпывающего характера, коррупцию можно дифференцировать и по иным основаниям; при этом важно учитывать, что каждая выделенная классификация должна иметь реальное основание и научно-практическое значение, ведь "классификация - способ обнаружения существенных качеств подразделений системы, от которых зависят другие производные от них признаки каждого из элементов подразделения".

Классификация осуществляется не ради классификации. В практической плоскости классификация обеспечивает научный подход в выборе форм и методов противодействия коррупции. Кроме того, классификация имеет важное значение для теоретико-правовых исследований.

Список источников и литературы

 Законодательные акты

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
  3. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы". Правовая система Гарант
  4. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
  5. Указание Генпрокуратуры РФ N 187/86, МВД РФ N 2 от 30.04.2010 "О внесении изменений в Перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности"//Документ опубликован не был.
  6.  Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297  "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции". Правовая система Гарант.

Научно-методическая литература

  1. Александров С.Г. Юридическая дефиниция "коррупция": понятие, особенности методологического познания // История государства и права. 2007. N 11. С. 3.
  2. Алексеев С.В. Коррупция в переходном обществе: социологический анализ: Автореф. дисс. ... д. социолог. наук. Новочеркасск, 2008. С. 11.
  3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Пер. С.А. Жебелева. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 546.
  4. Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI-XX веков: диалектика системного подхода. М., Российская криминологическая ассоциация. 2003. С. 8-20
  5. Астанин В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный). - "Юридический центр Пресс", 2009 г.
  6. Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих. - Европ. учеб. ин-т МГИМО (У) МИД РФ, 2011 г.
  7. Гилинский Я.И. Коррупция: теория, российская реальность, социальный контроль // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. - Бишкек: Изд-во Промтехком, 2003, № 1 (6). - С. 238-255
  8. Добреньков В.И., Исправникова Н.Р. Коррупция: современные подходы к исследованию. М., 2009. С. 28-32.
  9. Епифанова Н. Исследование коррупции на основе методов экономической теории // Вопросы экономики. 2007. N 1. С. 33-44.
  10. Жубрин Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты. - "Волтерс Клувер", 2011 г.
  11. Криминология: Учебник / Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2008. С. 709.
  12. Лагов Ю. В. , Ковалев С. Н. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. д. п. н., д. ю. н., проф. В. Я. Кикотя; д. э. н. , проф. Г. М. Казиахмедова. — М.: Норма, 2006. - 336 с.
  13. Ланцов В.М., Сабиров С.И.,Устинов А.Э., Киреева Т.М., Куракин А.В. Коррупция и борьба с ней: сущность и классификация коррупции; сущность и техника борьбы с коррупцией в ЖКХ и в жилищном строительстве. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2009.– 88 с.
  14. Лопашенко Н.А. Противодействие российской коррупции: обоснованность и достаточность уголовно-правовых мер // Проблемы борьбы с проявлениями криминального рынка. Владивосток, 2005. С. 21-35.
  15. Лунеев В.В. Опыт борьбы с организованной и коррупционной преступностью в Италии // Организованная преступность, терроризм и коррупция: Криминологический ежеквартальный альманах. 2003. Вып. 1.
  16. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В.С. Овчинский. М., 2009. С. 213-216.
  17. Молчанов С.В., Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный). - ЮРКОМПАНИ, 2009 г.
  18. Молчанов С.В., Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный). - ЮРКОМПАНИ, 2009 г.
  19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997. - С. 298.
  20. Политическая коррупция: Антология. М., 1989. С. 3.
  21. Понятие и основные виды коррупции. И.В. Левакин, Ж.А. Шишова, "Гражданин и право", N 1, январь 2012 г.
  22. Понятие и основные виды коррупции. И.В. Левакин, Ж.А. Шишова, "Гражданин и право", N 1, январь 2012 г.
  23. СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780.
  24. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". - Система ГАРАНТ, 2010 г.
  25. Социологическая энциклопедия: В 2 т. М., 2003. Т. 1. С. 501.
  26. Тенденции и перспективы международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией (И.В. Левакин, В.Л. Толстых, "Гражданин и право", N 8, август 2010 г.)
  27. Федоров А.Ю. Правовая охрана корпоративных отношений: актуальные проблемы, противодействие современным криминальным угрозам, зарубежный опыт: Научно-практическое пособие. - "Юстицинформ", 2012 г.

 Источники на иностранном языке

  1. Rose-Ackerman S. The economics of Corruption // Journal of Public Economics. Vol. 4. N 2. P. 187-203; Kitgard R. Controlling corruption. Berkeley University of California Press, 1988.
  2. Resolution (99)5 Establishing the Group of States Against Corruption (GRECO).
  3. Criminal Law Convention on Corruption. Strasburg. 27.01.1999; Civil Law Convention on Corruption. Strasbourg. 04.11.1999.

 Электронные ресурсы

  1. ВС ужесточил требования к штрафникам, осужденным за взяточничество. [Электронный документ] http://pravo.ru/news/view/95307
  2. Последние изменения российского антикоррупционного законодательства. [Электронный документ]. http://www.bakermckenzie.com/ru-RU/ALMoscowRussianLawAmendedFeb13
  3. Статистические и аналитические материалы о состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией в 2012 г. Ген. прокурор РФ Ю. Я. Чайка [Электронный документ]. http://genproc.gov.ru/anticor/doks/document-81540


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.