• Категория: Правоохранительные органы
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2014
  • Оригинальность: 70 %

Оглавление
С
Введение…………………………………………………………………...........3
1. Общие положения организации ФССП…………………………………....8
1.1. Общая характеристика ФССП……………………………………………8
1.2. Полномочия ФССП……………………………………………………....23
1.3. Полномочия по организации деятельности службы судебных приставов…………………....27
2. Основы организации деятельности службы судебных приставов……...47
2.1. Организация деятельности ФССП………………………………………47
2.2. Обязанности и права судебных приставов…………………………......51
Заключение……………………………………………………………………71
Библиографический список………………………………………………….76

Введение
Актуальность темы исследования, значимость исполнительного производства бесспорна. При отсутствии добровольного исполнения механизм принудительного исполнения способствует восстановлению нарушенных прав, законности, поддержанию правопорядка в обществе и государстве.
Исполнительное производство России в настоящее время переживает эпоху перемен. Принятый Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» внес существенные изменения в систему исполнительного производства.
В первую очередь они коснулись структуры органов, осуществляющих принудительное исполнение. Если ранее принудительное исполнение осуществлялось состоявшими при судах судебными исполнителями, а общая ответственность за своевременное и правильное исполнение была возложена на суды общей юрисдикции, то отныне принудительное исполнение возложено на созданную в системе органов Министерства юстиции Российской Федерации Службу судебных приставов, а непосредственным осуществлением функций по исполнению судебных актов и актов иных юрисдикционных органов занимаются судебные приставы-исполнители, объединенные в территориальные подразделения судебных приставов.
Основной задачей стало совершенствование законодательства в сфере исполнительного производства. Главное - принят новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве», помимо этого, были внесены изменения в ряд нормативных актов. Это шаг вперед, потому что Закон, действовавший раньше, отставал от жизни и в определенной мере сковывал наши действия, тем самым закладывая предпосылки ущемления прав граждан.
Новый Закон содержит ряд важных новелл, касающихся детальной регламентации вопросов реализации имущества должников, процедуры розыска должников и их имущества, возможности отмены незаконных постановлений приставов вышестоящим руководством – раньше это решалось только через суд. Также Закон регламентирует процедуру ограничения должников в выезде за рубеж как меру принудительного исполнения, детально прописывает сроки совершения исполнительных действий, а также содержит ряд других существенных нововведений, которые, по нашей оценке, смогут вывести деятельность Службы на иной качественный уровень.
За последние два года почти на треть увеличилась штатная численность Службы. Сегодня в рядах ФССП России почти 65000 работников. Такие действия были вызваны увеличением притока исполнительных документов, ежегодно возрастающего на треть. Так, в прошлом году поступило порядка 29 миллионов исполнительных документов. За 9 месяцев 2007 года уже поступило около 26 миллионов. А это очень большая нагрузка на работников Службы.
Структура, компетенция и задачи Федеральной службы судебных приставов РФ определены в Положении о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»; в Положении о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утв. Приказом Минюста России от 9 апреля 2007 г. № 69.
ФССП РФ подведомственна Министерству юстиции России (далее –Минюст России). Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении ФССП России, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере ее деятельности.
Служба является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по исполнению судебных актов и актов других органов, а также по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России.
ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
Основная роль судебного пристава-исполнителя в качестве субъекта принудительного исполнения состоит, во-первых, в том, что судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным и относительно независимым лицом, действующим непосредственно на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве»; во-вторых, судебный пристав-исполнитель принимает от своего имени решения, облекаемые в форму постановлений, и иные акты, непосредственно влияющие на развитие исполнительного производства.
Новый закон об исполнительном производстве укрепил гарантии реализации принципа независимости судей в гражданском и арбитражном процессах, стал в какой-то мере преградой ведомственному правотворчеству по исполнительному производству и обеспечил разделение исполнительной и судебной власти в данной сфере. Изменилось  место  исполнительного  производства  в системе российского
права, теперь его правовые нормы и институты вряд ли могут быть полностью включены в состав гражданского процессуального права или арбитражного процессуального права.
Поэтому в нашей стране по заключению целого ряда исследователей постепенно стала складываться новая отрасль права - исполнительное право или гражданское исполнительное право, которая охватывает собой систему норм и отношений, складывающихся в сфере принудительного исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов.
В рамках проведенной в 2004 году в Российской Федерации административной реформы служба судебных приставов была окончательно оформлена в качестве самостоятельного государственного органа – была образована Федеральная служба судебных приставов в составе Министерства юстиции Российской Федерации, являющаяся единственным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
Объектом исследования являются правоотношения по организации деятельности федеральной службы судебных приставов. Предметом исследования является правовое регулирование организации деятельности федеральной службы судебных приставов.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа действующего российского законодательства рассмотреть особенности организации деятельности федеральной службы судебных приставов.
Для достижения цели исследования в работе ставились следующие задачи:
-  проанализировать общую характеристику ФССП;
- показать полномочия по организации деятельности службы судебных приставов;
- раскрыть полномочия ФССП;
- исследовать организацию деятельности ФССП;
- показать обязанности и права судебных приставов.
Методологической основой являлись общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, системный, формально-юридический, историко-правовой и др.
В работе использовались положения Конституции Российской Федерации, международных правовых актов, а также законодательных актов федерального и регионального значения. Для теоретических выводов учитывались научные публикации и практические разработки ведомственного характера.
Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов,  заключения,  библиографического  списка.

Заключение
Служба судебных приставов входит не в структуру судебной власти, а отнесена к федеральным органам исполнительной власти, организационно созданной на уровне Федеральной службы, входящей в структуру Министерства юстиции РФ. Руководство деятельностью Федеральной службы судебных приставов осуществляет Президент РФ, а сама Служба подведомственна федеральному министерству –
Министерству юстиции РФ.
Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов отделено от судов и передано в функцию исполнительной власти –Федеральной службе судебных приставов, специально созданной для обеспечения установленного порядка деятельности судов Российской Федерации и принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, вступивших в законную силу, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.
До недавнего времени служба судебных приставов не могла самостоятельно выступать в суде в качестве истца или ответчика, каковым выступало в случае необходимости Министерство юстиции РФ или соответствующий территориальный орган юстиции субъекта Российской Федерации,    поскольку    этого    не   позволял    существовавший    статус структурного подразделения министерства без предоставления службе судебных приставов специальных полномочий в этой части. Служба судебных приставов, как правило, принимала участие в судебных спорах в качестве заинтересованного в исходе дела лица в случаях, когда обжаловывались действия (бездействие) конкретного судебного пристава или оспаривались принятые им в процессе выполнения служебных обязанностей решения и судебный акт, соответственно, мог затронуть их права или возложить на них определенные обязанности.
Вместе с тем судебные приставы как участники процесса могут обжаловать судебные акты в части, затрагивающей их права и обязанности.
Несмотря на то, что ФССП России подведомственна Минюсту России, в настоящее время она является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. ФССП России вправе заключать гражданско-правовые договоры.
В соответствии с определением юридического лица, данным в ст. 48 Гражданского кодекса РФ, в настоящее время Федеральная служба судебных приставов России вправе самостоятельно выступать в суде в качестве истца и ответчика.
Службы судебных приставов субъектов Российской Федерации возглавляются главными судебными приставами субъектов Российской Федерации.
Районные и межрайонные подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляются старшими судебными приставами.
Организация деятельности судебных приставов в высших судах Российской Федерации  определяется,  Федеральными  конституционными
законами об этих судах (Федеральным конституционным законом «О Конституционном  Суде  РФ», Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Законом РСФСР «О судоустройстве РСФСР»). Однако в этих Законах отсутствуют нормы, регулирующие специфичность выполнения судебными приставами своих функций в высших судах по вопросам обеспечения установленного порядка их деятельности.
Организация взаимодействия с Верховным Судом РФ, Конституционным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов отнесена к функции Департамента службы судебных приставов.
К лицу, назначаемому на должность судебного пристава, законодательством предъявляются следующие требования: судебным приставом может быть только гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий полное среднее или среднее профессиональное образование. Для старшего судебного пристава необходимо высшее юридическое образование. Судебный пристав должен быть способен по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности, связанные с государственной службой. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.
Отметим, что, несмотря на значительное различие в функциональных обязанностях двух групп судебных приставов (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов выполняют охранные функции, а судебные приставы-исполнители –процессуальные), законодательство предъявляет к судебным приставам требования без учета различий возложенных на них задач и функций, что представляется не совсем правильным.
Так, для повышения эффективности исполнительного производства необходимо, на наш взгляд, предъявлять более высокие требования к судебному приставу-исполнителю, в частности предусмотреть для него высшее юридическое образование.
Кроме того, считаем целесообразным дополнить ограничения при назначении на должность судебного пристава-исполнителя. Судебным приставом-исполнителем не может быть лицо ограниченно дееспособное или недееспособное. Судебный пристав-исполнитель не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению служебных обязанностей; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности с использованием своего служебного положения; использовать в целях, не связанных с исполнением служебных обязанностей, средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства и другое имущество службы судебных приставов, а также служебную информацию; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей судебного пристава-исполнителя, за исключением ценных подарков и денежных сумм, которыми судебные приставы-исполнители поощряются в установленном порядке по службе. Устранение выявленных пробелов и других недостатков нормативного регулирования института принудительной реализации актов юрисдикционных органов имеет существенное значение не только с теоретической точки зрения, но, что особенно важно, с точки зрения практики в целях дальнейшего повышения эффективности исполнительного производства.
Согласно ст.315 УК РФ злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
За невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства об исполнительном производстве виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до 100 МРОТ, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий – приводу.

Библиографический список
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46 ст. 4532.
4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета № 4486 от 6 октября 2007 г.
Литература
6. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право: Учебник. М., 2014.
7. Антипина О.И. О некоторых проблемах оценки судами правомерности действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и издаваемых ими актов // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2005. № 4.
8. Бастрыгин С.М. Исполнительное производство: сроки предъявления исполнительных актов // Право и экономика. 2012. № 11.
9.       Бахрах Д.Н. Административное право. М.: Норма, 2007.
10. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 2014.
11. Беркович Н. Если к вам пришел судебный пристав // эж-
ЮРИСТ. 2006. № 21.
12. Боннер А.Т. Исполнительное производство: отрасль российского права или стадия процесса? // Законодательство. 2014. № 8.
13. Валеева Р. X. Органы исполнения судебных решений по советскому гражданскому процессуальному праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1961.
14. Винниченко Н. Карьера пристава - мечта юриста // ЭЖ-Юрист. 2008. № 44.
15. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. В 2 т. Т. 2 / Под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. М.: Статут, 2007.
16. Гражданский процесс / Под ред. В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. - М.: Гардарика: Проспект, 2012. - 480с.
17. Гражданский процесс / Под ред. В. В. Яркова. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 688с.
18. Гражданский процесс / Под ред. М. К. Треушникова. - М.: Городец-издат, 2012. - 671с.
19. Гражданский процесс / Под ред. Ю. К. Осипов. - М.: БЕК, 2013. - 465с.
20. Гражданский процесс Российской Федерации / Под ред. М. С. Шакарян - М.: Былина, 2007. - 400с.
21. Григорьева Л. А. Зачем судебным приставам полномочия по оперативно-розыскной деятельности // Адвокат. 2005. № 6.
22. Григорьева Л. Зачем судебным приставам полномочия по оперативно-розыскной деятельности // Адвокат. 2005. № 6.
23. Гурвич М. А. Комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах». М.: Инфра, 2007. 427с.
24. Гуреев П. П. Судебное разбирательство гражданских дел. М., 2006.
25.     Добровольский А. А. Исковая форма защиты права. М., 2012.
26. Долгов Б. На пристава и суда нет // Московский бухгалтер. 2014. № 11.
27. Ермолинская Т. Пристав не надзиратель // ЭЖ-Юрист. 2013.№ 11.
28. Зайцев И.М. О функциях гражданского судопроизводства // Межвузовский сб. науч. трудов: Проблемы применения норм гражданского процессуального права. Свердловск, 2013.
29. Каширин А. Приставы за расширение полномочий // эж-ЮРИСТ. 2006. № 12.
30. Каширин А. Срок для судебного пристава // эж-ЮРИСТ. 2006.
№ 34.
31. Ковалев В. Зачем нам нужны судебные приставы // Российская газета. 1997. 21 мая.
32. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.П. Ивлиева. М.: Юрайт-Издат. 2007. -558с.
33. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.А. Жилина. - М.: «ТК Велби», 2007.
34. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ (научно-практический) / Под ред. М.С. Шакарян. - М., 2007.
35. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» (постатейный) и к «Федеральному закону «О судебных приставах» / Под ред. В. В. Яркова. М., 2001.
36.   Корчагина Н. Если пристав не прав. // эж-ЮРИСТ. 2006. № 29.
37.  Корчагина Н. Оспаривание действий приставов при исполнении актов судов общей юрисдикции // эж-ЮРИСТ. № 34. 2006.
38.  Корчагина Н.П. Защита прав должников, взыскателен и иных лиц при осуществлении судебными приставами-исполнителями своих полномочий, // Право и экономика. 2006. № 12.
39. Корчагина Н.П. Защита прав должников, взыскателей и иных лиц при осуществлении судебными приставами-исполнителями своих полномочий // Российская юстиция. 2006. №  9.
40. Корчагина Н.П. Споры, связанные с обжалованием действий судебных приставов-исполнителей // Право и экономика. 2006. № 6.
41. Кросимов С.В. Преступления против правосудия, решения по которым осуществляется служба судебных приставов. Учебное пособие / С.В. Кросимов, А.П.Кузнецов. Нижнегородская образовательная конференция, Волго-Вятская академия государственной службы. Новгород, Издательство Волго-Вятской академии государственной службы. 2003.
42. Куликова М. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя // эж-ЮРИСТ. 2004. № 47.
43. Лазарев Р. Надзор за судебными приставами // Законность. 2000. № 10.
44. Магаметов Б.М. Государственная служба судебных приставов: теоретико-правовое исследование: автореферат, дис. канд. юр. наук. 12.00.14 / Саратовская государсвенная академия права. Саратов, 2002.
45. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997.
46. Марданов Д.А. Система и источники исполнительного производства // Право и политика. 2004. № 11.
47. Морозова И.Б. Взыскатель и должник в исполнительном производстве. // Законодательство. 2003. № 6.
48. Морозова И.Б., Семин С.А. Роль суда в исполнительном производстве // Законодательство. 2001. № 1.
49. Нещадин А. Административная реформа // Общество и экономика. 2004. № 3.
50. Павин Д.В. Административно-правовой статус судебного пристава // Исполнительное право. 2008. №  4.
51. Пиляева В.В. Исполнительное производство: учебное пособие.
-М.:Кнорус, 2006.
52. Решетникова И. Частный пристав-исполнитель // эж-ЮРИСТ. 2006. № 32.
53. Рожков С.Ю. Некоторые вопросы практики рассмотрения арбитражным судом Волгоградской области дел по жалобам на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей // Правосудие в Поволжье. 2005. № 2.
54. Сапункова А. Если судебный пристав-исполнитель и должник затягивают производство. // Корпоративный юрист. 2006. № 7.
55. Саратов Г. А., Левин М. И., Цирик М. Л. Россия и коррупция: кто кого: Доклад //Российская газета. 1998. 19 февраля.
56. Сарычев А. Судебный пристав - лицо должностное // Российская юстиция. 1996. № 6.
57. Сергун П.П. Государственная служба судебных приставов: отдельные аспекты теории и практики: Учебное пособие / П.П. Сергун, Б.М. Магометов; Министерство юстиции Российской Федерации. Российская правовая академия. Саратов государственная академия права. 2002.
58.     Служба судебных приставов Республики САХА (Якутия) 1997
- 2004: (сборник материалов к семилетию со дня образования Службы судебных приставов) Якутск: Издательсво СОР АН, 2004.
59. Тарасенко А.А. О совершенствовании организации судопроизводства при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. 2004. № 6.
60.     Тарасова О. С иском к приставу // ЭЖ-Юрист. 2009. № 6.
61. Улетова Т.Д. Проблемы исполнения судебных актов и перспективы института частных судебных приставов-исполнителей в России // Законодательство. 2006. № 12.
62. Улетова Т.Д., Малиновский О.Н. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и исполнительное производство в российской правовой системе // Законодательство. 2007.
№ 1.
63. Хрестоматия по гражданскому процессу / Под общ. ред. проф. М.К. Треушникова. М., 2006.
64.     Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995.
65. Чернов И. Как исчислять сроки приставу? // эж-ЮРИСТ. 2006.
№ 38.
66. Шерстюк В.М. Исполнительное производство. // Законодательство. 2005. № 6.
67. Шерстюк В.М. Проблемы российского законодательства // Вести. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1995. № 1.
68.     Ширишков А.М. Исполнение судебных решений. М., 1966.
69. Юков М. К. Теоретические проблемы системы гражданского процессуального права: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Свердловск, 1982.
70.     Яковенко Р. Чем заняться приставу // эж-ЮРИСТ. 2006. № 15.
71. Ярков В.В. Гражданский и арбитражный процесс. Исполнительное производство. Обязательственные отношения: Образцы документов с комментариями. М.: Волтерс Клувер, 2005.
72. Ярков В.В. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал. 1996. № 2.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.