• Категория: Предпринимательство
  • Вид работы: Диссертация
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 80 %

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 9
1.1. Значение инфраструктура инновационного предпринимательства и особенности ее функционирования. 9
1.2. Роль инновационного предпринимательства в формировании конкурентных преимуществ региона. 21
1.3. Сущность, значение и механизм поддержки инноваций на региональном уровне. 29
ГЛАВА 2.УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ 38
2.1. Комплексный анализ инновационной активности Московского региона. 38
2.2. Система инфраструктурной поддержки инновационного предпринимательства. 41
2.3. Процесс формирования и результаты функционирования основных типов инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства. 52
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУТКУРЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ 72
3.1. Развитие системы финансирования инфраструктуры инновационного предпринимательства 72
3.2. Методика оценки финансовой результативности региональной инфраструктуры инновационного предпринимательства 72
3.3. Рекомендации по совершенствованию финансового механизма поддержки инновационного предпринимательства 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 104

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях преобразования национальной экономики в сторону инновационного социально-направленного пути экономического развития особую значимость приобретает предпринимательство. Предпринимательство следует рассматривать, как процесс непрестанного поиска метаморфоз в потребностях потребителя, путем изучения спроса на продукцию, работы и услуги, стремления к удовлетворению потребностей посредством внедрения прогрессивных новаций не только в сферы организации производства и сбыта продукции, но и в обязательном порядке в сферы маркетинга, менеджмента и логистики. Процесс осуществления предпринимательской деятельности должен трансформироваться в зависимости от происходящих внешних изменений и быстро адаптироваться к ним, путем запуска различных комбинаций производственных факторов, таких как: обновление технологий, применение новых организационных подходов и др.
Основным локомотивом в достижении необходимого уровня инновационного развития региональной экономики выступает малое предпринимательство. Под инновационным предпринимательством будем понимать отдельный вид предпринимательской деятельности, характерной чертой которого является высокая степень трансформации и зрелость функциональной структуры, развитость и полиформия организационных связей, а так же обширные адаптационные возможности.
Наибольший результат для региональной экономической системы достигается за счет эффективного функционирования субъектов инновационного предпринимательства, в условиях контролируемости, координируемости и финансовой поддержке осуществляемой деятельности, и отлаженной работе адаптационного механизма.
Богатый инновационный потенциал высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, образовательный, научно-технический, творческий потенциал России не находят достаточного применения в экономике.
3 июня 2015 года в Доме Правительства Московской области состоялся I рабочий семинар «Развитие индустриальных парков Подмосковья», в котором приняли участие представители Правительства Московской области, Министерства промышленности и торговли РФ, органов исполнительной власти, ТПП Московской области, управляющих компаний индустриальных парков, банков и отраслевых организаций. По словам министра инвестиций и инноваций Московской области Александра Ганова, сегодня инвестору необходима не только земля и инфраструктура, но уже готовая эффективная бизнес-модель, готовые бизнес-решения с учетом отраслевой специфики каждой площадки на территорию Подмосковья.
Повышению эффективности процесса формирования и развития инфраструктуры инновационного предпринимательства будет содействовать разработка научно-обоснованных теоретических положений и практических рекомендаций по созданию соответствующей региональной инфраструктуры, так как именно на региональном уровне возможны наиболее гибкие взаимосвязи между научной и бизнес сферами и наиболее гибкая адаптация инфраструктуры к изменениям потребностей на рынке. Развитие инфраструктуры инновационного предпринимательства не представляется возможным без целенаправленной и отлаженной системы финансовой поддержки.
Проблематике развития инновационного предпринимательства и переходу на инновационный путь развития посвящено значительное количество научных исследований. Но, тем не менее, вопрос формирования и развития инфраструктуры инновационного предпринимательства на федеральном и региональных уровнях, остается неполно изученным, что и формирует актуальность выбранной темы исследования.
Степень изученности проблемы. Значительный вклад в исследование проблем развития отрасли малого предпринимательства внесли научные труды российских ученых: Л.А. Абалакин, А.О. Блинов, А. В. Бусыгин, С.И. Грядов, А.Г. Кирьяков, Л.И. Колесников, А.В. Ткач, Л.Ю Филобокова и другие. Теоретические и методологические вопросы развития инновационного потенциала были проработаны в научных изысканиях А.Г. Гранберг, Д.С. Львов, А.П, Егоршин, О.А. Масленникова и в прочих. Исследования инновационных систем проводились в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов: К. Фримен, Б.-А. Лундвалл, Р. Нельсон, Е.Ф. Авдокушин, С.А. Филин, Т.А. Исмаилов, Г.С. Гаммидов, С. Галахер, Ш. Хазлет. Вопросы взаимодействия и взаимовлияния развития инновационного потенциала на инвестиционную привлекательность изучались в работах Л.С. Валинуровой, О.Б Казаковой, М.Ю. Ивановой и других. Проблематика формирования инновационной инфраструктуры рассматривалась в исследованиях Ю.А. Евдокимова, М.И. Калининой, А.Е. Матюхова, Т.И. Ткаченко, А.В. Шаркова и других.
Отмечая значительный вклад указанных авторов в развитие теоретических и практических аспектов инновационной деятельности, следует отметить, что влияние региональных особенностей на функционирование инфраструктуры инновационного предпринимательства исследовано недостаточно. В частности, отсутствуют работы, посвященные комплексному исследованию процессов формирования и развития инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства на региональном уровне. Недостаточно изучен механизм финансовой поддержки инновационного предпринимательства.
Цель и задачи исследования. Целью исследования представляется научное обоснование и разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы финансирования, в целях формирования и развития инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства на региональном уровне. Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
• Сформировать теоретическую базу основы формирования инфраструктуры инновационного предпринимательства;
• Провести исследование взаимозависимости между уровнем развития инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства и уровнем инновационной активности региона;
• Провести анализ условий формирования и финансирования региональной инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства;
• Дать обоснование предложенных мероприятий по развитию системы финансирования инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства;
• Предложить методику оценки финансовой результативности инфраструктуры инновационного предпринимательства в регионе;
• Выработать рекомендации по развитию финансовых механизмов поддержки инновационного предпринимательства.
Предметом исследования являются комплекс финансовых инструментов по формированию и развитию инфраструктуры инновационного предпринимательства в регионе.
Объектом исследования выступает инфраструктура инновационного предпринимательства в Московском регионе.
Теоретическую и методологическую основы исследования образуют труды отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, обзоры периодических изданий и интернет-ресурсов по рассматриваемой проблеме.
В процессе исследования применялись различные методологические подходы: методы экономико-статистического и логического анализа (сравнительный анализ, статистические группировки, корреляционный анализ, графический метод и т.д.), методы системного анализа.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты РФ и ее субъектов, официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики Московской области, аналитические материалы, представленные в периодической печати и интернет-ресурсах.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составил 106 страниц, включая 5 таблиц и 8 рисунков.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, сформулирована цель и поставлены задачи, отражена степень научной разработанности проблемы, определены объект и предмет исследования, раскрыта теоретическая и методологическая основа исследования.
В первой главе диссертации изучена существующая терминология относительно понятий инновационного предпринимательства и инновационной системы, определена роль инновационного предпринимательства в формировании конкурентных преимуществ региона, исследованы особенности формирования и функционирования инфраструктуры инновационного предпринимательства. Отдельно рассмотрен вопрос значения развития инноваций для региона и механизм их финансовой поддержки. Изучены существующие методики оценки эффективности и результативности инфраструктуры.
Во второй главе проведен комплексный анализ инновационной активности Московского региона на основе предложенной системы показателей и получены определенные выводы. Рассмотрены современное состояние инфраструктуры инновационного предпринимательства и проблемы ее развития в Московском регионе. Изучены процессы формирования и результаты функционирования составных элементов инфраструктуры.
В третьей главе предложен алгоритм методики оценки финансовой результативности инфраструктуры инновационного предпринимательства, а так же разработаны рекомендации по развитию системы финансирования и финансовых механизмов поддержки инфраструктуры инновационного предпринимательства в Московском регионе.
В заключении сделан обзор полученных выводов и результатов проведенного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Уровень развития предпринимательства в инновационной сфере в значительной мере определяет уровень регионального инновационного развития. По причине высокой неоднородности регионов России по уровням социально-экономического, научно-технического, ресурсного потенциалов, возникает необходимость развития инновационной деятельности в рамках региональных инновационных систем.
2. На основе изученных теоретических основ, уточнена сущность инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства как одной из подсистем инновационной инфраструктуры региона, которая представляется в виде взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов различных форм собственности. Организации, входящие в инфраструктуру поддержки инновационного предпринимательства специализируются на оказании набора услуг предпринимателям, на начальной стадии инновационного проекта или на стадии развития.
На современном этапе основными задачами развития инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства являются:
• реализация государственной региональной политики в инновационной сфере;
• развитие производственно-технологической, информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности;
• образование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла;
• содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы.
3. Исследованы и проанализированы методики оценки эффективности функционирования инфраструктуры. Выявлено, что особенностью инфраструктуры как обслуживающей сферы экономики является доминирование внешнего эффекта деятельности над внутренним эффектом, то есть оценка результативности инфраструктуры должна проводиться с учетом мультипликационного эффекта, возникающего в обслуживаемой отрасли. При оценке региональной инфраструктуры большое значение имеет влияние, оказываемое инфраструктурой на социально-экономическое развитие региона. В то же время целесообразно определять внутреннюю эффективность организаций инфраструктуры, что позволяет оценивать рациональность использования ресурсов.
4. Проведен комплекс анализ инновационной активности Московского региона, на базе разработанной авторской системе показателей. Получены результаты относительно прямой взаимосвязи и взаимозависимости между уровнем развития инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства и уровнем инновационной активности региона.
5. Проанализирована взаимосвязь между уровнем развития инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства и научно-техническим, инновационным потенциалом, социально-экономическим положением региона. Выявлено, что формирование инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства является необъемлемой частью формирования региональной инновационной системы.
6. Проанализировано состояние инновационного предпринимательства Московского региона. На Московском регионе отразились общероссийские негативные тенденции инновационной сферы (снижение числа занятых научными исследованиями и разработками, разрыв между наукой и производством, низкая инновационная активность предприятий). В то же время в регионе имеются возможности для выхода на лидирующие позиции по развитию инновационного предпринимательства (наличие обширного и уникального научно-технического потенциала, высокие показатели развития малого предпринимательства).
7. Изучен процесс формирования основных типов инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, выделены основные результаты деятельности типов инфраструктур Московского региона, систематизированы проблемы, препятствующие развитию региональной инфраструктуры.
8. Сформированы рекомендации по совершенствованию системы финансирования инфраструктуры инновационного предпринимательства. Получен вывод о том, что задача государства должна заключаться в переориентации с обычного финансирования (субсидирования) инновационных проектов на улучшение инвестиционной и инновационной среды путем снижения налогообложения, повышения защищенности интеллектуальной собственности, создание цивилизованной конкурентной среды, развития фондового рынка. Для развития и повышения эффективности функционирования инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства необходима разработка и принятие совместных региональных программ инновационного развития территорий г. Москва и Московская область.
9. Предложена последовательность действий, целью которой является оценка финансовой результативности инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства и результирующие показатели.
10. Даны рекомендации по совершенствованию финансовых механизмов поддержки инновационного предпринимательства, заключающихся в государственном регулировании и поддержки инновационных организаций. А так же мероприятия по развитию инновационного предпринимательства посредством развития инфраструктуры венчурного финансирования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О науке и государственной научно-технической политике"
4. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
5. Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности"
6. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"
8. Постановление Правительства Москвы от 7 сентября 2010 г. № 784-ПП «О реестре инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы.
9. Закон г. Москвы от 6 июня 2012 г. N 22 "О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве"
10. «Стратегия социально-экономического развития Москвы до 2025 года»
11. Закон Московской области «О развитии предпринимательской деятельности в московской области» N 95/2010-ОЗ принят постановлением Московской областной Думы от 8 июля 2010 г. N 7/126-П
12. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» утверждена распоряжением Правительства РФ №328-р от 10 марта 2006 года.
13. Государственная программа Московской области «Предпринимательство Подмосковья» утверждена постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 662/37 Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народа»
14. Альбитер Л.М.; под общ. ред. С.А. Лочана, Система управления производственной инфраструктурой промышленных комплексов: монография, стр.128
15. Бакалягин Г.Б. Экономические проблемы развития малого инновационного предпринимательства в России// Инновации и инвестиции-№2,2011.-С.201-205
16. Балдин, К.В., Передеряев, И.И., Голов, P.C. Инвестиции в инновации//Изд-во «Дашков и К». Москва - 2008. - 238 с.
17. Вьюгина Л.К., Инновационный менеджмент. Структурные схемы и таблицы: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, стр.23
18. Гончарова С.Ю. Венчурное финансирование малого инновационного предпринимательства в России: проблемы и перспективы//Креативная экономика- № 2 (26)- 2009.- С. 103-107.
19. Гузырь В.В. Национальная инновационная система как основа экономики качества жизни : диссертация - Томск, 2007.- 171 с
20. 3 Иващенко Н.С. , Зайцева А.В. , Особенности развития предприятия в инновационной экономике. Монография, стр.52
21. Иноземцев, B.JI. Пределы «догоняющего» развития//ЗАО «Издательство Экономика». Москва. - 2000. -С. 295.
22. Ицкович Г. Тройная спираль. Университеты-предприятия-государство. Инновации в действии / Пер. с англ. под ред. Уварова А.Ф.// издательство Госуниверситета систем управления и радиоэлектроники. Томск. 2010. -С. 12-24.
23. Казакова О.Б., Институциональные условия инновационного развития экономики: монография, стр.91
24. Кузнецов Б.Т.,Кузнецов А.Б., Инновационный менеджмент: учебное пособие, Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
25. Лясковская, Е.А. Управление инновационным развитием предприятия по показателям устойчивости: автореф. дисс.док.экон. наук: 08.00.05.// Южно-Уральский государственный университет. — Челябинск. — 2009. — С. 42.
26. Наука России в цифрах: 2011//Статистический сборник ЦИСН.-Москва. 2011.
27. Наука России в цифрах: 2013//Статистический сборник ЦИСН.-Москва. 2013.
28. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)
29. Русскова Е.Г. Инфраструктура рыночной экономики: методология системного исследования. - Волгоград: Вологоградское науч. изд-во. - 2006. -294 с.
30. Федоров В.Н. Социально-экономический потенциал инфраструктуры: содержание, оценка и анализ развития. - Ульяновск. - 2000. - 195 с.
31. Филиппов, В. А. Аналитические центры стратегический1. Ir f »интеллектуальный ресурс //Ленанд. Москва. - 2007.- С. 104.
32. Филобокова Л.Ю. Модель инновационного развития и адаптационный механизм управленческих инноваций в малом предпринимательстве: монография. – 2014
33. Фридман A.M. Финансы предприятия (организации). - М.: Дашков и Ко. -2009.-487 с.
34. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс. - 1982. -861 с.
35. Яковец Ю.В. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения — М.: Экономика, 2002. — 768 с.
36. Solow, R. M. A Contribution to the Theory of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics. – 1956.-V.70.-N1.-P.65-94
37. Nelson R. National innovation systems: A comparative analysis. N.Y.:Oxford: Oxford Univ. Press, 1993.
38. Lundvall B.A. National innovation systems: Towards a theory of innovation and interactive learning. L.: Printer, 1992.
39. http://www.gks.ru/
40. http://inno.msk.ru/map/
41. http://www.mbm.ru/
42. http://www.innovbusiness.ru/
43. http://ekp.mbm.ru/
44. http://dnpp.mos.ru/


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.