• Категория: Прокурорский надзор
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2013
  • Оригинальность: 65 %

Оглавление Введение………………………………………………………………………...3

1. Сущность, предмет и объекты прокурорского надзора в стадии предварительного расследования

1.1. Понятие и значение прокурорского надзора в стадии предварительного расследования…………………………………………………………………..7

1.2. Цели и задачи прокурорского надзора в стадии предварительного расследования………………………………………………………………….12

1.3. Предмет и объекты прокурорского надзора в стадии предварительного расследования……………………………………………………………….....16

2. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия…………………………………….28

2.1. Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования….28

2.2. Средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в стадии предварительного расследования …..……………………..41

2.3. Организация прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием………………………………………………………...……………55

3. Проблемы взаимодействия прокурора с органами предварительного расследования

3.1. Проблемы реализации надзорных полномочий прокурора в отношении следователя…………………………………………………………………….68

3.2. Взаимодействие надзирающего прокурора с руководителем следственного органа…………………………………………………………75

Заключение…………………………………………………………………….83

Библиографический список…………………………………………………..86

Приложения……………………………………………………………………91

Введение

«Работа прокуратуры – это авторитет государственной власти, обязанной обеспечивать безопасные условия жизни каждому гражданину России» – В.В.Путин. Прокуратура является важнейшим конституционным правоохранительным институтом в Российской Федерации. Осуществляя надзор от имени государства за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности, устранение ее нарушений и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений и организаций. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ФЗ «О прокуратуре РФ» от автора) предусмотрел, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор, в том числе за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Актуальность этого направления надзорной деятельности прокуратуры определяется необходимостью и особой значимостью обеспечения законных интересов и прав участников уголовно-процессуальной деятельности и режима законности в процессе расследования преступлений, значительным объемом работы прокуратуры в этом направлении.

Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия занимает в деятельности прокуратуры ведущее место, является важной гарантией обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью. В связи с последними изменениями УПК РФ изменилось и процессуальное положение прокурора – его полномочия. Поэтому выбранная тематика в настоящее время привлекает все больше и больше внимания и требует глубокого рассмотрения, для того, чтобы уяснить каково же «новое платье прокуратуры».

Актуальность работы необходимо влечет за собой определение цели исследования.

Целью исследования является выявление закономерностей в институте надзора прокурора за органами следствия и дознания.

Перед началом исследования данной тематики, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. исследовать сущность и значение прокурорского надзора на стадии предварительного расследования;

2. определить задачи и цели прокурорского надзора на стадии предварительного расследования;

3. проанализировать предмет и объект прокурорского надзора на стадии предварительного расследования;

4. исследовать прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, а именно: полномочия прокурора на стадии предварительного расследования, средства прокурорского реагирования и организацию прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием;

5. проанализировать проблемные вопросы взаимодействия прокурора со следователем и руководителем следственного органа.

Объектом исследования является надзор прокурора за органами следствия и дознания в Российской Федерации.

Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Дознаватель – это лицо правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Предметом же нашего исследования являются нормы ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ от автора) и других нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию прокурорского надзора на стадии предварительного расследования, а также практика прокурорского надзора. При написании дипломной работы были использованы следующие общеюридические методы: сравнительно-сопоставительный; формально-логический; анализ.

Также в работе использованы специальные юридические методы: сравнительно-правовой, формально-юридический. С их помощью нам наиболее полно удастся раскрыть и проанализировать выбранную тему. Чтобы достичь поставленных целей исследования, структура дипломного проекта выглядит следующим образом.

Она состоит из трех глав, каждая из которых состоит из нескольких параграфов.

В первой главе дипломного проекта отражены общие положения прокурорского надзора на стадии предварительного расследования. В ней рассмотрены сущность и значение прокурорского надзора на данной стадии, цели и задачи, преследуемые надзирающим прокурором, а также указаны предмет и поднадзорные объекты.

Вторая глава непосредственно направлена на выяснение процессуального статуса прокурора, его полномочий носящих властно-распорядительный характер. В данной главе рассмотрены средства прокурорского надзора: средства выявления нарушений законности; средства реагирования на нарушения законности. А также определен организационный порядок прокурорского надзора за органами дознания и предварительного следствия. Третья глава посвящена проблемным вопросам прокурорского надзора, а именно проблемам реализации надзорных полномочий прокурора в отношении следователя. Также в дипломном проекте затронут вопрос о взаимодействии надзирающего прокурора с руководителем следственного органа. Несмотря на то, что данная тематика достаточно исследована в юридических трудах многих авторов, на наша взгляд наиболее четко она рассмотрена в литературе, следующих авторов: А.М. Дворянского, А.А Елисеева, В.С. Зеленецкого, О.А. Кожевникова, П.Р. Короткова, В.Л. Солина, В.П. Щепакина.

С помощью трудов вышеуказанных авторов, нам наиболее полно удалось раскрыть сущность и значение прокурорского надзора на стадии предварительного расследования, рассмотреть полномочия прокурора, его средства реагирования на нарушения закона органами дознания и предварительного следствия, выявить проблемные вопросы прокурорского надзора на данной стадии. Раскрывая исследуемый материал, мы опирались на ряд действующих нормативных актов Российской Федерации: Конституция РФ, УПК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», Приказ Генерального прокурора РФ от 06 сентября 2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», Указание Генерального прокурора РФ от 26 сентября 2007г. №155 «О порядке исполнения в органах прокуратуры приказов Генерального прокурора РФ при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью следственных органов», Указание Генерального прокурора РФ от 26 сентября 2007 г. №156 «О порядке исполнения в органах прокуратуры приказов Генерального прокурора РФ при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и др. Указанные нормативные акты оказали юридическую поддержку и обоснованность данной работе. Также в ходе написания дипломной работы нами самостоятельно была изучена надзорная практика на основе Военной прокуратуры Самарского гарнизона.

Заключение

Постоянно происходящие в России демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа по укреплению законности и правопорядка в стране. Как уже было выяснено, прокурорский надзор за предварительным расследованием занимает ведущее место среди иных направлений прокурорского надзора, т.к. именно на данной стадии наиболее остро затрагиваются гарантированные Конституцией РФ права и интересы человека. На основе этого на прокурора возлагается обязанность следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания и предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений – немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, предупреждению нарушений законов.

Касаясь конкретно предмета прокурорского надзора на данной стадии, куда отнесены надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, порядка предварительного расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, можно отметить, что роль прокурора достаточна велика. Прокурор, осуществляя надзор, за органами дознания и предварительного следствия выступает гарантом обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, преследует цель – неотвратимость ответственности за совершенное преступление, защита лиц, общества и государства от преступных посягательств. Помимо предмета данная отрасль прокурорского надзора отличается и своеобразностью объекта. Как мы выяснили, поднадзорными объектами являются все те органы, к компетенции которых отнесено проведение предварительного следствия и дознания, и которые для этого наделены специальными полномочиями. Для реализации стоящих перед прокурором целей он наделен рядом полномочий предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. Хотя в связи с последними изменениями, внесенными в УПК РФ, прокурор и потерял былую власть, но все равно в его руках сосредоточен мощный властно-распорядительный круг полномочий подкрепленных имеющимися у него актами прокурорского реагирования, которые не могут быть проигнорированы органами дознания и предварительного следствия.

Особое значение для эффективности прокурорского надзора имеет его организация, для того, чтобы ни одно нарушение не было оставлено без внимания. Как и в любой другой отрасли прокурорского надзора, организация прокурорского надзора за предварительным расследованием имеет поэтапную структуру, каждый элемент которой не должен быть обделен вниманием. Т.е. прокурор, осуществляя возложенные на него функции, должен проконтролировать действия органов предварительного следствия и дознания, а также принимаемые ими решения на всех этапах движения уголовного дела, и в случае обнаружения нарушений немедленно отреагировать. Этот вывод основан на Приказах Генерального прокурора от 06.09.2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» и №137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», где Генеральный прокурор требует от нижестоящих прокуроров обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов всеми органами дознания и предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности. Они должны, безусловно, реагировать на выявленные нарушения закона на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу. Но, к сожалению, прокурорский надзор далеко не всегда обеспечивает своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности.

Иногда допускается применение незаконных методов расследования, некоторые прокуратуры районного звена не выполняют свои профессиональные обязанности по своевременной отмене незаконных постановлений следователей и дознавателей, не проявляют настойчивости и принципиальности в привлечении руководителей следственных органов и органов дознания к ответственности за ненадлежащий контроль деятельности подчиненных им следователей и дознавателей. В некоторых прокуратурах отсутствует четкая система надзора, вдумчивый анализ состояния законности при расследовании уголовных дел. Все эти недостатки, скорее всего, связаны с огромным объемом работы возлагаемой на органы прокуратуры и наличием плохо подготовленных кадров. Но, все же, делая вывод, хотелась бы сказать, что какие бы минусы не проявлялись в работе прокуратуры, прокурорский надзор является гарантией соблюдения законов, наказания лиц, совершивших преступления, предупреждения совершения новых преступлений.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.): от 25 декабря 1993 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».

2. Уголовный кодекс РФ: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп. от 1 января 2004 г., 1 мая 2005 г.) // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».

3. Уголовно-процессуальный кодекс: от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ УПК РФ) (с изм. и доп. 8 сентября 2007 г.) // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».

4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».

5. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствии: Приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 136 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».

6. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: Приказ Генерального прокурора от 06.09.2007 № 137 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».

7. О едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ: Инструкция Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 07.09.2007 г. № 14 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».

8. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: Приказ Генерального прокурора от 10.09.2007 г. № 140 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».

9. Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях: Приказ Генеральной прокуратуры и МВД России от 12.09.2006 г. № 80/725 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».

10. О порядке исполнения в органах прокуратуры приказов Генерального прокурора РФ при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью следственных органов: Указание Генерального прокурора РФ от 26.09.2007 №155 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».

11. Об организации исполнения в органах прокуратуры приказов Генерального прокурора РФ при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия: Указание Генерального Прокурора РФ от 26.09.2007 № 156 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».

12. О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений приема граждан в органах прокуратуры: Приказ Генерального прокурора РФ от 29.12.2007 № 300 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».

Литература

13. Андреев В.С. Уголовное процессуальное право. – М.: Проспект, 2006. – 307 с.

14. Артемьев Р.А. Прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях // Закон и право. – 2008. – №8. – С. 22.

15. Басков В.И. Прокурорский надзор. – М.: Феникс, 2007. – 312 с.

16. Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. – М.: Феникс, 2007. – 403 с.

17. Боброва А.Р. Прокурорский надзор. М.: Экзамен, 2006. – 365 с.

18. Богданов В. Второе дело Сторчака // Российская газета. – 2008. – № 6. – С. 111.

19. Васильев К.Г. Средства прокурорского реагирования // Юрист. – 2008. – №2. – С. 72.

20. Вееров Л.А. Прокурорский надзор. – СПб.: Юрайт, 2006. – 247 с.

21. Настольная книга прокурора / Под ред. С. И. Герасимова. – М., Изд-во НОРМА, 2005. – 273 с.

22. Голубев Л.Д. Прокурорский надзор за предварительным следствием // Закон. – 2008. – № 5. – С. 92.

23. Громов Е.Н. Прокурорский надзор. – М.: Юрайт, 2007. – 301 с.

24. Дворянский А. М. и др. Надзор районного (городского) прокурора за соблюдением законности при расследовании преступлений. – СПб.: Закон, 2005. – 126 с.

25. Дмитрев П.Л. Расследование преступлений // Закон. – 2007. – № 10. – С. 34.

26. Дьяченко М.С. Прокуратура Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2006. – 258 с.

27. Елисеев А.А. Уголовное процессуальное право. – М.: Инфра• М, 2006. –280 с.

28. Жаров С.Ю. Надзор за преступлениями укрытыми от учета // Закон и право. – 2009. – №2. – С. 53.

29. Жохов А.К. Прокурорский надзор в современной России // Российская юстиция. – 2006. – № 9. – С. 111.

30. Завозин С. Уголовное дело Сторчака скоро будет завершено // Российская газета. – 2008. – № 9. – С. 56-58.

31. Зеленецкий В.С. Прокурорский надзор за законностью предварительного следствия. – Харьков: Юристъ, 2007. – 316 с.

32. Игнатьев А.Г. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела. – М.: «Экзамен», 2007. – 54 с.

33. Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами расследования. – Екатеринбург: Закон, 2006. – 145 с.

34. Кондратенко Ф.Н. Организация прокурорского надзора // Закон. – 2007. – № 3. – С. 69.

35. Конев Д.С. Проблемы прокурорского надзора // Закон и право. – 2008. – №3. – С. 36-38.

36. Корнилов Э.В. Прокурорский надзор. – М.: Дрофа, 2007. – 78 с.

37. Коротков П.Р. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела. – М.: Наука, 2005. – 215 с.

38. Лазарев В.А. Новое платье прокуратуры // Вестник Омского университета. – 2008. – №1. – С. 71.

39. Леонидов М.А. Прокурорский надзор. – Самара: Изд-во Самарский университет, 2007. – 269 с.

40. Лисов В.В. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях // Закон и право. – 2008. – №2. – С. 19.

41. Любаева Н.Е. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 352 с.

42. Марков С.Е. Прокурорский надзор за исполнением закона // Закон. – 2007. – № 10. – С. 47.

43. Николаев В.Б. Проблемы предварительного следствия в уголовном судопроизводстве. – М.: Экзамен, 2007. – 144 с.

44. Прибыловский В. Уголовное дело Сторчака // Антикомпромат . – 2007. – № 11. – С. 78-80.

45. Рохлин В.И. Расследование и прокурорский надзор. – СПб.: Юрайт, 2006. – 69 с.

46. Савельев Д.Е. Процессуальная самостоятельность следователя // Государство и право. – 2008. – № 4. – С. 64.

47. Солин В.Л. Процессуальные полномочия прокурора // Российская юстиция. – 2007. – №6. – С. 13-15.

48. Соловьев А.Б. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. – М.: Закон, 2007. – 222 с.

49. Терехов Н.А. Прокурорский надзор. – М.: Феникс, 2007. – 225 с.

50. Усов П.А. Взаимодействие надзирающего прокурора и следствия // Закон. – 2008. – № 5. – С. 93-95.

51. Фокин А.Д. Прокурорский надзор. – М.: Инфра•М, 2006. – 112 с.

52. Хмелин О.В. Уголовное процессуальное право. – М.: Проспект, 2006. – 213 с.

53. Холкин П.А. Прокурорский надзор. – М.: Альфа, 2006. – 276 с.

54. Цапаева Т.Ю. Участие прокурора в доказывании на предварительном следствии. – Самара: Изд-во Самарский университет, 2004. – 37 с.

55. Шалумов М.В. Надзор за следствием, дознанием // Законность. – 2008. – № 10. – С. 40.

56. Щепакин В.П. Прокурорский надзор за предварительным расследованием // Закон. – 2008. – № 5. – С. 70.

57. Якимович Ю.К. Избранные статьи. – Томск: Изд-во Том. ун-т , 2006. – 104 с.

58. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. – М.: Проспект, 2002 – 189 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.