• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….........3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………...........6
1.1. Теоретические аспекты изучения творческого воображения в
дошкольном и младшем школьном возрасте ……….…………………………6-22
1.2. Феноменология понятия «комическое»………………………….23-32
1.3. Психологические аспекты комического…………………………33-45
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И
КОНСТРУИРОВАНИЯ КОМИЧЕСКОГО У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………46
2.1. Организация, методы и методики исследования………………….46-50
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….51-58
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента……….59-75
2.4. Анализ контрольного эксперимента………………………………76-88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..…………………………………89-90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………………91-96
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………….………………………..97-98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………….........99-103
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………...104-107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………...108-175
ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………...176-177

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Социально-экономические изменения в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли творческого воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Эта проблема исследована в трудах Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других.
Воображение - это важнейшая сторона жизни ребенка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно она нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
С античных времен и до вашего времени эффективным средством всестороннего развития личности считается юмор, сатира, комическое. О значении комического в развитии мышления ребенка настаивали многие эстетики (Ю.Б. Борев, А. П. Московский), физиологи (НА Абрамов, А.Н.Лук), известные педагоги и психологи (Я.А Коменский, С. Л Рубинштейн и др.).
В литературе отмечается и нравственная функция комического - смех считается сильным оружием против пороков общества и отдельных людей, потому что « Ничто так не обескураживает порока, как сознание того, что он угадан, и что по его поводу уже раздался смех». (М.Б. Салтыков - Щедрин),
« Метко направленная насмешка может иногда дать большую пользу, чем, если бы пытались разбить противника всерьез, так как высмеянное отбрасывается не только разумом, но и чувствами» (А. Н. Луначарский).
Не обойдена вниманием и терапевтическая функция комического, в частности, подчеркивается, что «веселое настроение - половина здоровья». (Я. А. Коменский), а «легкая шутка, добродушное юмористическое отношение к неприятному положению или болезни порей действуют более благотворно на нервную систему, чем слишком нежное выражение участия или даже лекарство» (А. А. Аркин); при смехе нормализуется пульс, кровоснабжение (А.Н. Лук). Экспериментальные исследования свидетельствуют об эффективности использования юмористического материала в улучшении общего психофизиологического состояния; налаживании взаимоотношений в детской группе (И С. Дементьева). Однако, несмотря на то, что влияние смеха, как реакции на комическое, на психосоматическое здоровье человека общеизвестно, исследований возможностей и условий использования комического материала относительно мало. На основе этого, нами была выбрана тема дипломной работы: «Соотношение показателей творческого воображения и конструирования комического у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении сформулированы выводы, подтверждающие нашу гипотезу.
Как и предполагалось, по результатам исследования можно сказать о положительной корреляции показателей творческого воображения и конструирования комического у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Проведённое исследование убеждает в том, что в процессе выполнения творческих заданий детьми дошкольного и младшего школьного возраста синхронно повышаются уровни творческого воображения и конструирования комического.
В ходе исследования нами были выделены общие и специфические особенности творческого воображения и конструирования комического
Общие особенности творческого воображения и конструирования комического:
1. При продуцировании комических импровизаций испытуемые демонстрируют многоуровневость конструированием комических ситуаций;
2. Стадиальность - сначала у детей имеет место восприятие игровой ситуации и возникает ассоциация, затем на этапе развития понятия они овладевают нормативной функцией, после создают противоречия;
3. вариативность творческих решений при конструировании комических ситуаций (наделение объектов необычными признаками, вариативность творческих решений по тесту Торренса);
4. сензитивность – у детей дошкольного и младшего школьного возраста после коррекционно-развивающей работы произошли изменения в показателях восприятия детьми комического и в показателях уровней творческого воображения.
5. неравномерность развития и формирования у детей творческого воображения и конструирования комического обнаруживает себя в неодинаковом темпе овладения ими механизмами построения различных структурных единиц и различных способов преобразования представлений, тяготении одних детей к продуцированию комических деталей, а других к конструированию комических ситуаций;
Специфические особенности творческого воображения и
конструирования комического определяются возрастными различиями:
а) на рисунках младших школьников, появляются надписи, уточняющие действия персонажей;
б) дошкольники чаще в своих импровизациях используют сказочную тематику, младшие школьники начинают использовать бытовую тематику;
в) с возрастом увеличивается количество испытуемых, использующих четвёртый и пятый уровни конструирования комического, увеличивается количество деталей на рисунках испытуемых, усиливается чёткость прорисовки частей лица и тела;
д) дошкольники и младшие школьники чаще используют такие способы преобразования образов, как агглютинация и гиперболизация, реже в их работах встречаются приёмы типизации, схематизации и обратной координации вещей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] /Г. С. Абрамова. - М.: Акад. Проект, 2003. - 490 с.
2. Авдулова, Т.П. Психология игры. Современный подход: Высшее профессиональное образование[Текст] / Т. П. Авдулова. - М.: «Академия», 2009.-208 с.
3. Борев, Ю. Б Эстетика [Текст]: Учебник / Борев Ю. Б - М.: Высшая школа, 2002. - 511с.
4. Бороденко, М. В. Два лица Януса-смеха [Текст] / М. В. Бороденко.- Ростов н/Д: Изд-о РИО ПО «Цветная печать», 1995.-86 с.
5. Брушлинский, А. В. Культурно-историческая теория мышления [Текст] / А. В. Брушлинский. - Либроком, 2010.- 169 с.
6.Брушлинский, А. В. Воображение и творчество. Научное творчество[Текст] / А. В. Брушлинский. - М.: Наука, 1969. – 346 с.
7. Волков, Б. С. Психология младшего школьника. Библиотека детского психолога [Текст] / Б. С. Волков.-«ЭКСМО», 2010. – 272 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития человека: Авторский сборник [Текст] / Л. С. Выготский – « Смысл», 2010. – 1136с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский - СПб, 1997. – 96 с.
10.Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский - СПб, 2003. - 144 с.
11. Гегель. Наука логики [Текст] / Гегель - ЁЁ Медиа, 2012. - 311с.
12. Давыдов, В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / В. В. Давыдов - М., 1973. – 120 с.
13. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин - М., 2007. – 363 с.
14.Дубровина, И., Данилова, Е., Прихожан, А. Психология: Среднее профессиональное образование [Текст] / И. Дубровина - «Академия», 2012.- 464 с.
15.Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст] / А. Я. Дудецкий - Смоленск, 2004. - 368 с.
16. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей: Вопросы психологии [Текст] / О. М. Дьяченко, 2007. №16. – 59 с.
17.Дьяченко, О. М. Развитие воображения [Текст] / О. М. Дьяченко - Мозаика-Синтез, 2008. – 340 с.
18. Жуковская, Р. И. Развитие понимания юмористических картинок в связи с развитием речи: Учёные записки ЛГПИ. Т. 56. [Текст] / Р. И. Жуковская - Л, 1947. - 40 с.
19. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов [Текст] / А. В. Запорожец - М.:, 1964. – 350 с.
20. Ильин, Е. Психология творчества, креативности, одарённости: Мастера психологии [Текст] / Е. Ильин -«Питер», 2011. – 448 с.
21. Кант, И. Сочинения в 6-и т. Т. 3. [Текст] / И. Кант - М.: Мысль, 1964. – 510 с.
22. Кириллова, Г. Д. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. ..канд. психол. Наук. [Текст] / Г. Д. Кириллова -М.:, 1971.
23. Коломинский, Л. Я., Панько Е. А. Детская психология: учебное пособие Мн. [Текст] / Л. Я. Коломинский, 1988.
24.Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет Текст / Т. С. Комарова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2006.-188с.
25. Конина, М. М. Роль народной сказки в развитии речи детей дошкольного возраста: Автореф. дисс…канд. пед. наук. [Текст] / М. М. Конина - М.:, 1940.
26. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании [Текст] / Л. С. Коршунова - М., 1979.
27.Кравцова, Е. Развитие воображения: Дошкольное воспитание №12 [Текст] / Е. Кравцова - 2005. -47 с .
28. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие: Психологический журнал [Текст] / В. Т. Кудрявцев – 2001.
29. Кузнецова, Н. Ф. Психологические особенности проявления юмора у детей школьного возраста: Дисс. канд. психолог. наук [Текст] / Н. Ф. Кузнецова - М., 1989.
30.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] /И. Ю. Кулагина- М.: Просвещение, 2009. - 335с.
31. Лазарева, С. Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста: [Электронный ресурс].
32.Ласкарёва, Е., Дубровина, Т., Дубровина, И. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: Высшее профессиональное образование [Текст] / Е. Ласкарёва - «Академия», 2008.
33. Липпс, Т. Руководство к психологии [Текст] / Т. Липпс - СПб., 1907.
34. Лук, А. Н. Юмор, остроумие, творчество [Текст] / А.Н. Лук - М.: Искусство, 1975.
35. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А. А. Люблинская – М.: Просвещение, 2007. – 278 с.
36. Львовский, Ю. Там, где нет неправильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей от 6 до 16 лет: Детская психология. Развитие общих способностей [Текст] / Ю. Львовский - «Речь», 2011.- 144 с.
37.Макарова, И. В. Общая психология: Хочу всё знать [Текст] / И. В. Макарова - «Юрайт-Издат», 2011.
38. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков - М., 2005.
39.Миронов, Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте: Начальная школа [Текст] / Н. П. Миронов - 2004 г. - № 6. -33 с.
40. Монтескье, Ш. Я. Опыт о вкусе в произведениях природы [Текст] / Ш. Я. Монтескье - М.: Госполитиздат, 1995.
41. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина – М.: Наука, 2007. – 456 с.
42. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения: Хрестоматия по психологии [Текст] / Р. Г. Натадзе - М., 1987.
43. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов – М.: Владос, 2010. – 687 с.
44. Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е. И. Николаева - Питер, 2010.
45. Николаенко, Н. Н. Психология творчества [Текст] / Н. Н. Николаенко - СПб.: Речь, 2007. – 277 с.
46.Палагина, Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике: Вопросы психологии № 6. [Текст] / Н. Н. Палагина – 2007.- 69с.
47. Пакша, Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью: Начальная школа [Текст] / Л. М. Пакша – 2005.- 40с.
48. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности [Текст] / Ю. А. Полуянов - М.: Знание, 2003.
49. Попова, О. М. Концептуальная модель формирования чувства комического в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития дошкольников [Текст] / О. М. Попова - Шадринск: Изд-во «Исеть», 2006.- 70 с.
50. Попова, О. М. Факторы, детерминирующие развитие и формирование у детей дошкольного возраста чувства комического: Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧПГУ [Текст] / О. М. Попова - Челябинск изд-во ЧПГУ, 2004. – 191 с.
51. Пороцкая, Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения: Дошкольное воспитание № 9 [Текст] / Е. Пороцкая – 2004.
52.Рибо, Т. Творческое воображение [Текст] / Т. Рибо - М.: Просвещение, 2001.
53. Рогов, Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования [Текст] / Е.И. Рогов - М., 2006. – 447 с.
54.Ротанова, Н. Н. Обучение школьников речевым средствам комического на уроках русского языка воображения: Дисс…канд. филол. наук [Текст] / Н. Н. Ротанова - М., 1993.
55. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии воображения в 2 т. Т.1. [Текст] / С. Л. Рубинштейн - М., 2003.
56.Садыкова, Р. А. Особенности восприятия смешного детьми дошкольного возраста воображения: Дисс. ..канд. пед. наук [Текст] / Р. А. садыкова - Киев, 1972.
57. Смирнова, Е. Детская психология: Бакалавриат [Текст] / Е. Смирнова - (Кнорус)-Кнорус, 2013.
58. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология воображения: Учебное пособие, 2-е издание [Текст] / Л. Д. Столяренко - Ростов на Дону, 2003.
59. Субботина, Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей воображения [Текст] / Л. Ю. Субботина – Екатеринбург: У – Фактория, 2006. – 192 с.
60. Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления воображения [Текст] / Ю. Г. Тамберг - Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 208 с.
61. Урунтаева, Г. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Г. Урунтаева -«Академия»-5-е изд., 2012.- 336 с.
62. Фурманов, Л. Н. Психология: Курс лекций: В 2 ч. [Текст] / И.А. Фурманов, Л.Н. Дичковская, Л.А. Вайнштейн - Мн., 2002. – 140 с.
63. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному [Текст] / З. Фрейд -«Академия», 2001 г. - 318 стр.
64. Штейнмец, А. Общая психология: Высшее профессиональное образование [Текст] / А. Штейнмец - «Академия», 2010.
65. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. эльконин - М.: Просвещение, 2005. - 560 с.
66. Эфроимсон, В.П. Загадка гениальности [Текст] / В. П. Эфроимсон - М. Знание, 1991.

Приложение 1
Работы испытуемых по методике Торренса «Неполные фигуры»

Приложение 2

Работы испытуемых по методике «Нарисуй смешное»
Приложение 3
Таблица
Соотношение показателей творческого воображения и конструирования комического у детей дошкольного возраста
Приложение 4
Творческая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста по развитию творческого воображения
Приложение 5
Фото с занятий















Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.