• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2018
  • Оригинальность: 65 %

Работа содержит дополнительно доклад и презентацию.

Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические особенности исследования гендерных различий в проявления агрессии подростков 7
1.1. Проблема агрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Психофизиологические предпосылки изучения проявления агрессии подростков 11
1.3. Гендерный подход к изучению агрессии 15
Выводы по I главе. 26
Глава II. Исследования проявления агрессии у подростков 28
2.1. Организация исследования особенностей проявления агрессии подростков 28
2.2. Изучение влияния гендерных факторов на особенности проявления агрессии в подростковом возрасте 35
2.3 Разработка профилактических мер по профилактике проявлений агрессии в подростковом возрасте 45
Выводы по II главе 46
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 53

Введение
Проблема изучения гендерных особенностей проявления агрессии приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование собственной активной и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой – за ним еще закреплен социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности.
Отметим, что подростковый возраст в большинстве работ отечественных ученых, таких как: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и зарубежных Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон психологических подходов и теорий, рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности, а личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества, закладывающиеся в подростковом возрасте.
Проблема агрессивности в подростковом возрасте является одной из самых значительных проблем в современной психологии. Среди данных проблем особую тревогу вызывают: прогрессирующая отстраненность, дезориентация детей в духовной сфере, возрастание жестокости и агрессивности в поведении.
Специфичность социальной ситуации подростка и жизненного мира проявляется особенно в психике, для которой типичны внутренние разногласия, неопределенность, повышенный уровень застенчивости и одновременно конфликтность, агрессивность, склонность выбирать крайние позиции и точки зрения.
Подростковый возраст имеет наиболее важное значение в становлении и развитии личности человека.
В данный период значительно увеличивается объём деятельности ребенка, в структуре личности происходят глобальные перемены, связанные с перестройкой ранее сложившихся структур и развитием новых образований, меняется его характер, закладываются основы сознательного поведения, закладывается общая направленность в формировании установок и нравственных представлений. Всё это происходит на фоне противоречий психического и физиологического развития в подростковом возрасте, на фоне духовного становления.
Исходя из этого, специалисты характеризуют подростковый возраст как сложный, переходный, трудный и критический.
Исследуя причины, способствующие формированию агрессии в подростковом возрасте, многие исследователи (Б. Крэйхи, Н. М. Платонова, Р. Бэрон и др.) приходят к одному мнению, что дети получают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что вся совокупность перечисленных факторов формирует среду, в которой агрессивность подростка становится чуть ли не нормой поведения. Изучение гендерных различий в агрессивных проявлениях, возможно, поможет найти эффективные подходы к решению проблемы подростковой агрессии.
Объект исследования: проявление агрессии подростков.
Предмет исследования: Гендерные различия в проявлении агрессии подростков.
Цель исследования: Исследовать гендерные различия в проявлении агрессии подростков.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам агрессивного поведения подростков
2. Вывить особенности агрессивности подростков
3. Исследовать результаты диагностики с позиций гендерных различий.
Гипотеза: мы предполагаем, что агрессивное поведение подростков имеет гендерные различия, проявляющие в несформированности маскулинного типа самоопределения.
Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть применены в практической деятельности педагогов и психологов в работе с подростками и юношами, диагностике причин и коррекции агрессивного поведения
Исследование проводилось в 2017 году и состояло из следующих этапов:
1. Постановка проблемы исследования. Изучение литературных источников по теме исследования.
2. Формирование выборочной совокупности, подбор методов и методик для проведения исследования.
3. Организация и проведение констатирующего исследования.
4. Обработка, анализ результатов исследования и написание дипломной работы
В работе использовались следующие методы:
- анализ научно методической литературы;
- анкетирование;
- опрос-беседа. В их состав входили:
• Опросник Басса-Дарки
• Тест руки (Hand Test)
• Методика "Маскулинность-фемининность" Бем;
- методы математической статистики.
• Вычисление средней арифметической величины
• Вычисление достоверность различия u – критерий Манна-Уитни.
Теоретическая значимость исследования: возможность прогнозирования, предвидения и коррекции агрессивного поведения в различных ситуациях.
Выводы по II главе
По итогам диагностики подростков можно сделать следующие выводы:
В обеих группах преобладает средний (нормальный) уровень агрессивности. В группе андрогенного типа количество испытуемых, характеризуемых средним уровнем агрессивности, составляет 51,3 %, в группе фемининного типа – 55,3%.
Сниженный уровень агрессивности отмечен у 26,7% андрогенного типа и 11,3 % фемининного типа.
Повышенный уровень агрессивности зафиксирован в 22 % в группе андрогенного типа, и в 33,3% в группе фемининного типа.
Таким образом, очевидно, что испытуемые андрогенного типа более склонны к агрессивному поведению, чем фемининного типа, что подтверждает гипотезу о гендерных различиях агрессивных проявлений у подростков.

Заключение
На основании проделанной работы можно заключить, что подростковая агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:
• агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
• в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
• жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения.
Если рассматривать агрессию, прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения, то в соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания:
• на то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена;
• на факторы, провоцирующие ее проявление;
• на условия, способствующие закреплению данной модели поведения (поведение в конфликте).
Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт или побуждение, индивидуумов постоянно заставляют совершать насилие либо внутренние силы, либо непрерывно действующие внешние стимулы (например, фрустрация). Теории же социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличие от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.
Особенностью результатов исследования, послужило то, что в группе испытуемых не обнаружено ни одного проявления андрогенного типа самоопределения. Этот факт мы объясняем возрастом испытуемых и очевидной слабой сформированностью маскулинных проявлений.
Исходя из выше сказанного, мы можем сказать, что имеется явно выраженная зависимость проявления агрессии в группе испытуемых подростков и их гендерной самоидентификации. Что доказывает нашу гипотезу.

Список литературы
1. Астраханцева О.В., Маслов Е.С., Семакина Н.В. Тревожность и агрессивность у подростков с интернет – зависимостью В сборнике: МОЛОДЕЖЬ, НАУКА, МЕДИЦИНА Материалы 63-й всероссийской межвузовской студенческой научной конференции с международным участием. Редколлегия: М.Н. Калинкин [и др.]. 2017. С. 232-233.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / М.: Владос, 2010. - 512 с.
3. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическая агрессия подростков / М.: Медпрактика, 2015. - 9 с.
4. Белоусова А.В. Психолого-педагогические проблемы агрессивности современных подростков В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам XVIII международной научно-практической конференции. 2017. С. 163-169.
5. Буровский A.M. Девочки. Инструкция по пониманию. - М,:АСТ; Красноярск, 2015. - 270 с.
6. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия / СПб.: Питер, 2015. - 336 с.
7. Выготский Л.С. Педология подростка Соб. Соч. М., 2014. том 4.
8. Грецов А.Г Практическая психология для девочек. - СПб.: Питер, 2017.-240 с.
9. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под. ред. С.А. Беличевой. Ред. изд. центр Консорциума "Социальное здоровье. М Владос. 2016. 443 с.
10. Егоршин А. П., Филимонова С. Г. Карьера одаренного менеджера – учебное пособие, М.: Изд-во Логос, 2014, 408 с.
11. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – 3-е изд. – Н.Новгород: НИМБ, 2014. – 256 с.
12. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов. – 4-е изд. – Н. Новгород: НИМБ, 2014.-720с.
13. Иванов П.С. Как подбирать сотрудников и их учить. // За рубежом , 2012. - №33. - С.10-18.
14. Иванцевич Дж. Человеческие ресурсы управления / Дж.Иванцевич, А.А.Лобанов. – М.: Дело, 2014. – 148 с.
15. Карр-Руфино Н. Успешная женщина. - Ростов н/Д: «Феникс», 2015. - 472 с.
16. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник / А.Я.Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 303 с.
17. Кибанов А.Я., Суворов А.А. Особенности мотивации и стимулирования на различных стадиях жизненного цикла организации // Вестник Университета. - 2014. - № 12. - С. 36-41.
18. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. канд. дисс. СПб., 2016. - 132 с.
19. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 2009.
20. Козинцева П.А., Новрузова В.Н. Комплексный подход в исследовании агрессивности подростков. В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 201-204.
21. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: ACADEMIA, 2013.
22. Кравченко К.А. Поиск и отбор персонала: История и современность. // Управление персоналом. –2012. - №14. - С.39-42.
23. Кузнецова Н.В. Оценка потребности персонале // Справочник по управлению персоналом. – 2015. - №6. – С.15-36.
24. Кузьмина Е.А. Особенности агрессивности подростков. В книге: Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии Тезисы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 71-73.
25. Магура М.И. Поиск и отбор персонала / М.И.Магура. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2014. – 316 с.
26. Магура М.И. Современные персонал-технологии / М.И.Магура, М.Б.Курбатова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2015. -376 с.
27. Мамонова Е.Б., Комарова М.М. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-9. С. 316-322.
28. Мешкова С.И. Агрессивность подростков с различным типом гендерной идентичности В сборнике: Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 88-92.
29. Опросник состояния агрессии Басса-Дарки. [Электронный документ] http://www.miu.by/kaf_new/mpp/119.pdf Дата обращения 01.01.2017
30. Орлов Н.О. Стимулирование труда как технология управления: принципы системы стимулирования труда // Управление экономическими системами. - 2016. - № 3(15). - С. 33-36.
31. Петрушин С.А. Организация коррекционной работы с агрессивными подростками из неблагополучных семей. В сборнике: Развитие современного образования: от теории к практике сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 318-321.
32. Платонова З.Н. Проявления агрессии у подростков-спортсменов. Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2017. № 3 (07). С. 82-86.
33. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / СПб.: Питер, 2011. - 228 с.
34. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей - М.: Феникс, 2014. - 10 с.
35. Соломина Л.А. Формы проявлений агрессивности у девочек- подростков Знание. 2017. № 11-2 (51). С. 26-32.
36. Сыщенко А.К. Взаимосвязь агрессивности с ценностными ориентациями подростков в книге: Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии Тезисы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 106-108.
37. Сыщенко А.К. Агрессивность и ценностные ориентации у подростков Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2017. № 1 (22). С. 55-59.
38. Тест руки (Hand Test). [Электронный документ] http://azps.ru/tests/3/hand/hand.html Дата обращения 01.01.2017.
39. Тест СОП (склонности к отклоняющемуся поведению). [Электронный документ] http://www.miu.by/kaf_new/mpp/109.pdf Дата обращения 01.01.2017.
40. Тест «Маскулинность-фемининность» Бем.. [Электронный документ] http://psylab.info/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%C2%AB%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%84%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%C2%BB_%D0%91%D0%B5%D0%BC Дата обращения 01.01.2017.
41. Томас Е.М. Безобидные люди: - СПб.: Издательство Питер, 2008.
42. Тупицына И.А. Гендерная идентичность старшеклассников при раздельном по полу обучении // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. Ун-та, 2003. - Т. 7. С. 554-557.
43. Хорсанд Д. В. Растить сына. Как? СПб.: Вектор, 2016. 204 с.

Приложения
Приложение 1.
Опросник Басса-Дарки


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.