• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 67% %

Содержание
стр.
Введение...……………………………………………………………………….4
1. Теоретическое обоснование актуальности проблемы формирова-ния интереса…………………….……………………………………….8
1.1. Проблема мотивации в современной психологии…….…………...8
1.2. Мотивация учебной деятельности…………………...…………….11
1.2.1. Уровни учебной мотивации…………………………………..13
1.2.2. Развитие познавательных мотивов учения…………………..15
1.2.3. Классификация мотивов учения……………………………...18
1.3. Роль интереса в познавательной деятельности учащихся и его формирование……………………………………………………………19
1.3.1. Формирования интереса………………………………………19
1.3.2. Интерес как тенденция личности……………………………..23
1.3.3. Интерес-возбуждение как мотив достижения………………..24
1.3.4. Конфликт интересов как мотивационный конфликт……….27
1.3.5. Формирования мотивации и интереса на отдельных этапах
урока…………………………………………………………………..28
1.4. Динамика формирования интереса на уроках ОБЖ у младших,
средних и старших школьников………………………………………..30
1.4.1. Формирование отношения к учению и развитие
познавательных интересов в младшем школьном возрасте……….31
1.4.2. Формирование отношения к учению и развитие
познавательных интересов в среднем подростковом возрасте……33
1.4.3. Формирование отношения к учению и развитие
познавательных интересов в старшем школьном возрасте………..34
2. Методологические основания исследования эффективности обучения с учетом интересов к урокам ОБЖ……………………..37
2.1. Основные понятия и категории…………………………………..38
2.2. Методы психолого-педагогического исследования
познавательных интересов учащихся…………………………….......39
2.3. Методологические основы экспериментального и
контрольного уроков…………………………………………………..40
2.4. Программа психолого-педагогического исследования…………46
3. Результаты эмпирического исследования эффективности ис-пользования методов повышения интереса
на уроках ОБЖ………………………………………………………..48
3.1. Самостоятельная оценка учащимися мотивационной сферы…..48
3.2. Оценка роли интереса в учебном процессе………………………54
3.2.1. Диагностика знаний учащихся……………………………..54
3.2.2. Диагностика эмоционального состояния учащихся
на уроке……………………………………………………………..56
3.2.3. Диагностика активности учащихся на уроке……………...59
3.3. Оценка достоверности результатов исследования эффективности
методов повышения интереса………………………………………….62
Общие выводы исследования………………………………………………...63
Заключение……………………………………………………………………...65
Список используемой литературы…………………………………………..68
Приложение 1. Содержание, инструкция и ключ теста на мотивацию
учения…………………………………………………………………………….72
Приложение 2. Результаты тестирования……………………………………..74
Приложение 3. Результаты оценки знаний в 7«Б» и 7«А» классах…………….75
Приложение 4. Конспект урока ОБЖ в 7 классе по теме «Правила наложения повязок»…………………………………………………………………………..76
Приложение 5. Особенности содержания конспекта урока по теме «Правила наложения повязок» в экспериментальном классе……………………………84

Введение
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса —воспитание познавательного интереса у школьников.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интере-сом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а жела-ния нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформиро-вались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Поэтому необходимо рассмотреть сущность, возникновение и развитие потребности в знаниях, а так же педагогические средства, которые можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний. Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся од-ним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Актуальность вопроса формирования интереса к учению, его практическая значимость на уроках ОБЖ и недостаточная разработанность обусловили выбор темы данной дипломной работы и, соответственно, объекта и предмета исследования.
Целью работы являлось выявление эффективности учета интересов, складывающихся у подростков, на их отношение к обучению, а так же на успеваемость в ходе учебно-воспитательного процесса на уроках ОБЖ.
Данная цель реализовывалась посредством решения следующих задач:
1. теоретический анализ состояния проблемы использования педагоги-ческих методов для повышения интереса в современной практике обучения средних школьников основам безопасности жизнедеятельности;
2. выявление особенностей процесса формирования учебной мотивации на уроках ОБЖ и совершенствование методов повышения познавательного интереса;
3. изучение динамики учебной мотивации на уроках ОБЖ у младших, средних и старших школьников;
4. экспериментальная проверка влияния методов повышения интереса на работоспособность и активность на уроках ОБЖ;
5. изучение влияния методов повышения интереса на качество усвоения учебного материала.

В работе использовались следующие методы исследования:
• методы теоретического анализа;
• методы эмпирического исследования: наблюдение, беседа, те-стирование, эксперимент;
• методы математической статистики.
Объектом исследования были учащиеся 7-ых классов, обучающиеся основам безопасности жизнедеятельности с использованием методов повы-шения интереса.
Предметом исследования являлось возникновение интереса к урокам ОБЖ у учащихся.
Гипотеза исследования состоит в том, что интерес к процессу обучения способствуют на уроке ОБЖ улучшению настроения, вовле¬чению обучающегося в активную деятельность, быстрому и проч¬ному усвоению материала.
Психологическое изучение мотивации, как основы возникновения ин-тереса, и её формирова¬ние - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности уче¬ника. Изучение мотивации – это выявление её реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего раз¬вития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Само по себе формирование является целенаправ¬ленным, если учитель сравнивает полученные результаты с исходным уровнем и с теми планами, которые были намечены.
Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не сле¬дует рассматривать, как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, из¬вне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (целей, эмоций, интереса) к учению; осознания их учеником и даль¬нейшего саморазвития им своей мотива-ционной сферы.
Объективность изучения и формирования мотивации учащихся до-стигается тем, что при этом учителю надо ис¬ходить не из оценок и субъек-тивных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью спе-циальных психологических методов и методических приемов. Пла-нирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика.
Другой важной стороной изучения и формирования мотивации уча-щихся является обеспечение гуманных от¬ношений между учителем и учени-ком. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаружи-ваемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении пси-хологических особенностей конк¬ретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимис¬тической гипотезой. Она означает определение оптималь¬ной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне неболь¬шие успехи, проявляет больший интерес, добивается не¬сколько больших достижений, чем в других сферах.
Новизна исследования состоит в том, что данная работа направлена на исследование познавательного интереса именно к урокам ОБЖ, а так же в нахождении новых путей его повышения.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в проведении теоретического анализа проблемы интереса к урокам ОБЖ, на основании которого были выделены принципы, методы и методики разви-тия учебной мотивации и интереса, а также в эмпирическом исследовании влияния интереса на качество усвоения учебного материала, работоспособность и активность учеников на уроках ОБЖ.


Общие выводы исследования

В основе курса ОБЖ с выраженной воспитательной направленностью должен лежать дидактический принцип приоритетности формы над содержанием. Поэтому именно уроки по данному предмету должны отличаться своеобразной организацией учебного процесса, включать в себя практическую деятельность учащихся, возможность проведения уроков в виде различных конференций и игр. Таким образом, давая ученикам осознать свою субъективную роль в ходе учебного процесса, воздействуя на различные виды памяти для лучшего усвоения материала, тем самым, добиваясь повышения интереса к изучаемому.
Преподавание курса ОБЖ должно обязательно опираться на знание особенностей подростковой психологии, а так же преподавателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
Учитель, заинтересованный в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса должен обращать внимание на мотивацию учения и стремиться к ее активизации и поддержанию на высоком уровне. Одной из форм учебной мотивации является интерес к учебе в целом и к уроку в частности. Поэтому учитель должен развивать и диагностировать формирование интереса у учащихся в различных его проявлениях и на всех этапах учебного процесса.
Для решения комплекс¬ных задач усвоения нового и зак¬репления пройденного материала, развития творческих способностей, фор¬мирования уме¬ний и навыков учащим¬ся необходимо изучить материал с различных по-зиций. Включение в процесс урока нестандартных форм организации его частей вместе с другими методами и приемами помогает обеспечить на уроке смену деятельности учащихся, поддержать интерес к осваиваемому материалу, сосредоточить внимание детей на выполнении познавательных действий, избежать усталости и отрицательных эмоций.
Отметим, что программа курса «Основы безопасности жизнедея-тельности» включает в себя большой аспект методических рекомендаций для преподавателей ОБЖ. Она позволяет им осуществлять учебно-преподавательскую деятельность по интенсивной технологии, характеризу-ющейся отказом от преимущественно объяснительного способа сообщения знаний, и предлагает проводить уроки не в традиционной форме с использованием методов повышения интереса.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебная деятельность ребенка побуждается целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. То есть учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учеб¬ных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся: собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. Еще более насыщены внешними моментами следующие мотивы: учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа: стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.
Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.
Развитие интереса к учению происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.
Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать — так же, как и в процессе обучения — зону ближайшего развития.
Развитие внутренней мотивации учения — «движение вверх». Гораз-до проще двигаться вниз, поэтому в реальной педагогической практике родителей и учителей часто используются такие «педагогические подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика и игнорирование, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных ценностей.
Эти воздействия обусловливают ориентацию ученика на мотивы са-мосохранения, материального благополучия и комфорта.
Сдвиг мотива на цель зависит не только от характера педагогических воздействий, но и от того, на какую внутриличностную почву и объективную ситуацию учения они ложатся. Поэтому необходимым условием развивающего сдвига мотива на цель является расширение «жизненного мира» школьника.
В данной работе была сделана попытка исследовать факторы, кото-рые могут повлиять на мотивацию учащегося и его интерес к учёбе. Мы смогли в общем виде продемонстрировать заинтересованность к обучению на примере учеников 7-х классов в зависимости от метода подачи информа-ции и использования в ходе урока практической деятельности самих учащихся.
Хотелось бы отметить, что в современной школе не достаточно часто проводятся коррекционные работы по ликвидации причин, приведших к низкому уровню мотивации. Обучение в школе не позволяет реализовать индивидуальный подход, благодаря которому стало бы возможным разрешить некоторые проблемы.
Для более полного изучения интересов учащихся школы стоит провести исследование интересов к учению у детей с разной успеваемостью и разного возраста, изучить отношение к школе учащихся разных классов.
Исходя из всего изложенного, можно утверждать, что использование методов повышения интереса представляет собой соединение в различных вариантах учебной задачи и привлекательной для учащихся деятельности, так как данные формы проведения занятий основываются не только на подаче знаний, но и на учете познавательных интересов и индивидуальных особенностей учащихся. В ходе таких уроков у детей возникают и закрепляются прочные умения и навыки поведения в реальной жизни, а так же происходит рост активности их на уроке, способствуя улучшению эмоционального климата в классе.
Проведение уроков с использованием нетрадиционных методов обу-чения по повышению привлекательности уроков:
- создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
- психологически привлекательны для детей;
- способствуют развитию речевых и интеллектуальных способно-стей учащихся;
- создают поводы к частому обсуждению учащимися своей работы с родителями, друзьями, учителями, частому пользованию библиотекой.
Но в использовании методов повышения интереса есть свои трудно-сти:
- подготовка таких уроков требует больших затрат времени по сравнению с подготовкой к обычному учебному занятию;
- материалы для проведения нетрадиционных уроков сравнительно менее доступны, чем традиционные учебные материалы;
- проблемой урока является организация учащихся, а именно «ра-бочий шум», который неизбежен при использовании данной методики.
В заключении хочется отметить, что искусство воспитания заключа-ется в создании правильного сочетания положительных сторон использова-ния таких методик с выработкой у учащихся умений и навыков общения и взаимодействия на уроках, которые не оказывают разрушительного воздей-ствия на дисциплину, придавая вместе с тем более высокое значение успеш-ному результату дея¬тельности учащихся.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.