• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2012

СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы исследования факторов, влияющих на взаимопонимание супругов……………….7 1.1. Семья как объект социально-психологического исследования……………7 1.2. Супружеские отношения и их роль в функционировании семейной системы…………….12 1.3.Социально-психологические факторы, влияющие на взаимопонимание супругов………………20 Глава 2. Методическое обеспечение исследования факторов, влияющих на взаимопонимание супругов………………….31 2.1. Программа исследования…………………………………………………….31 2.2. Методы исследования факторов, влияющих на взаимопонимание супругов…………………………………………………………………………….32 Глава 3. Результаты эмпирического исследования и их обобщение…………...42 3.1. Анализ результатов исследования……………………………………………42 3.2. Выводы…………………………………………………………………………50 Заключение…………………………………………………………………..52 Библиография………………………………………………………………..57 Приложения………………………………………………………………….63 ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в современной России социально-экономические и социокультурные преобразования обусловливают неблагоприятную ситуацию во многих семьях. Она связана с переосмыслением базовых ценностей, неудовлетворенностью родителей своим статусно-ролевым положением, неуверенностью родителей в будущем своих детей, что непосредственным образом отражается, как на психологическом благополучии семьи, так и на характере супружеских отношений. Речь в данном случае идет о том, что в современном обществе, переживающем кризис сложившейся системы ценностей, существует почва, особенно благоприятная для разобщения людей. Особенно рельефно эта тенденция заявляет себя феноменологией супружеских отношений. Факт снижения количества официально регистрируемых браков и рост числа свободных союзов может объясняться ослаблением регламентирующего влияния социальных норм и правил. Кроме того, это может отражать формирование в сознании людей отношения к семье как к институту, жизнедеятельность которого зависит в большей степени от их личной ответственности, характера коммуникаций и мотивов, уровня взаимопонимания и удовлетворенности супружескими отношениями. В настоящее время известен целый ряд исследований отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению семьи и семейных отношений, в частности особенностям супружеских отношений Описан онтогенез супружеских отношений, феноменология психологической совместимости и удовлетворенности браком у супругов, выделены различные типологии супружеских отношений и др. (Ю.А. Алешина, 1989; Эйдемиллер, А.Я.Варга, К. Витек, 1988; А.В. Черников, 2005 и др.). Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных изучению вопросов семьи и брака, исследование феноменов взаимопонимания между супругами пока не находится в центре внимания исследователей. Обнаруженное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы социально-психологические факторы, влияющие на взаимопонимание супругов? Актуальность исследования факторов, влияющих на взаимопонимание супругов, связана с необходимостью раннего выявления проблем супружеских отношений, системного анализа характера их возникновения и разработкой адекватной психологической семейной помощи. Цель исследования – выявить социально-психологические факторы, влияющие на взаимопонимание супругов. Гипотеза исследования: факторами, влияющими на взаимопонимание супругов, являются удовлетворенность браком, сформированность и согласованность семейных ценностей, любовь и симпатия во взаимоотношениях между супругами. Объектом исследования является система супружеских отношений, предметом – факторы, влияющие на взаимопонимание супругов. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования, определить понятийный аппарат исследования. 2. Выявить супругов с разным уровнем взаимопонимания. 3. Охарактеризовать удовлетворенность браком, согласованность семейных ценностей, уровень проявления любви и симпатии у супругов с высоким уровнем взаимопонимания. 4. Охарактеризовать удовлетворенность браком, согласованность семейных ценностей, уровень проявления любви и симпатии у супругов с низким уровнем взаимопонимания. 5. Выявить факторы, влияющие на взаимопонимание супругов. Методы исследования адекватны предмету и задачам исследования: 1. Теоретические методы – анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Органи¬зационные методы – планирование и организация исследования. 3. Эмпирические методы – опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) А.Н. Волковой, опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой, опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романова и Г П. Бутенко, опросник «Шкала любви и симпатии» Зик Рубина, модифицированный Л. Я. Гозманом и Ю. Е. Алешиной. 4. Интерпретационные методы – сравнительный и уровневый анализ результатов исследования. 5. Статистические методы – метод описательной статистики (среднее арифметическое значение, стандартное отклонение); метод Стьюдента. Математическая обработка данных проводилась с помощью компьютерных программ «Stat Soft Statistica v6.0», Microsoft Excel и статистической системы «Stadia» (автор А.П. Кулаичев, МГУ). Теоретической основой исследования явились структурная теория семьи С. Минухина, в рамках которой рассматрива¬ются такие параметры семейного взаимодействия, как сплоченность, коалиции, иерархия, границы, описывающие функционирование семьи как системы; теория семьи как системы М. Боуэна, рассматривающая эмоциональ¬ные процессы в семье и гибкость семейной системы; теория отношений В. Н. Мясищева, в основе которой лежит представле¬ние о личности как системе отношений с миром, людьми и самим собой, позволившая проанализировать жизнедеятельность членов семьи во вза¬имосвязи их общения и взаимоотношений. Экспериментальной базой исследования стало МОУ СОШ № 1078 г. Москвы. В исследовании принимали участие состоящие в браке мужчины и женщины в возрасте от 32 до 41 лет в количестве 96 человек. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что научно обоснованы факторы, влияющие на взаимопонимание супругов. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке программы психологической помощи супругам в практике работы психологических центров. Структура дипломной работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, три главы, заключение, библиографию, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика современной жизни обусловила трансформаци¬онные процессы в современной семье. Кризис современной семьи понимается как кризис институ¬циональный, то есть кризис семьи как социального института, проявляющий¬ся в первую очередь в том, что семья перестала быть так называемой «ячейкой общества», одной из важнейших и основных функций которой является реп¬родуктивная. Семья представляет в настоящий момент более динамичное образование и, в отличие от предыдущей эпохи, в меньшей степени стабили¬зируется социальными факторами. Существенно возросло значение личност¬ных мотивов и коммуникативных способностей супругов, роль социально-психологических факторов, влияющих на взаимопонимание супругов, уже практически невозможно обязать двух людей жить вместе, воздействуя на них орудием со¬циальных норм и долженствований. Данная работа посвящена изучению социально-психологических факторов, влияющих на взаимопонимание супругов. В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования, нами были изучены основные подходы и понятийный аппарат исследования, что позволило сформулировать следующие выводы: 1. Семья, как социально-психологическая система, изучается с позиции следующих научных подходов: эволюционный подход, согласно которому семейные отношения развиваются в прогрессивном отношении: от низших форм к высшим; функциональный подход, согласно которому семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада; этологический подход, согласно которому семейные отношения детерминированы действием естественного отбора; эмпирический подход, в котором семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада; сциентистский подход, согласно которому семейные отношения изучаются во взаимосвязи личности и общества. 2. С точки зрения системного подхода, который положен в основу нашего исследования, семья рассматривается как система, обла¬дающая определенной структурой и свойствами. Как систему, ее ха¬рактеризует следующий ряд признаков: взаимозависимость, холизм, структурная организация, наличие границ, специфичность внутрисистемных процессов, динамичность, способность к самоорганизации; диалектика гомеостаза и развития. 3. Супружеская подсистема выступает в качестве структурного элемента семьи и представляет собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность. Супружеская подсистема имеет жизненно важное значение для развития ребенка, она предоставляет ему модель интимных взаимоотношений, проявляющихся в повседневных взаимодействиях. 4. Семьи с нарушенными супружескими отношениями не могут самостоятель¬но решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты. Выделяют следующие типы нарушений суп¬ружеских взаимодействий: с отношением соперничества, псевдосотрудничества и изоляции (Т. М. Мишина, 2002); импульсивные пары, самоутверждающиеся пары, пары, избегающие конфликтов, враждебно настроенные пары, враждебно отстраненные пары (Fitzpatrick, 1988). 5. Взаимопонимание – одно из проявлений способности систем быть связанными, объединенными через более высокий уровень системной иерархии. Выделяют следующие критерии эффективности взаимопонимания – эмоциональный, то есть удовлетворение общением, когнитивный и поведенческий как предпосылке эффективности совместной деятельности. 6. Факторами, влияющими на взаимопонимание супругов, являются сходство семейных ценностей, функционально-ролевая, социально-ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворённость, адаптивность в семейных отношениях, устремленность на семейное долголетие, идентичность и стабильность семьи; эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности; сходство представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом; сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности; сексуальная и психофизиологическая совместимость партнеров; общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил выдвинуть гипотезу о том, что факторами, влияющими на взаимопонимание супругов, являются удовлетворенность браком, сформированность и согласованность семейных ценностей, любовь и симпатия во взаимоотношениях между супругами. Исследование факторов, влияющих на взаимопонимание супругов, проводилось на базе МОУ СОШ № 1078 г. Москвы. В исследовании принимали участие состоящие в браке мужчины и женщины в возрасте от 32 до 41 лет в количестве 96 человек. В ходе исследования нами были сформированы группы испытуемых по критерию взаимопонимания: супруги с высоким уровнем взаимопонимания в количестве 32 человека, супруги с низким уровнем взаимопонимания в количестве 32 человека. В ходе исследования нами были получены выводы, которые позволили выявить факторы, влияющие на взаимопонимание супругов: 1. В группе супругов с высоким уровнем взаимопонимания степень выраженности семейных ценностей лежит в зоне повышенного уровня, ведущими семейными ценностями являются социальная активность, взаимная моральная и эмоциональная поддержка членов семьи, реализация хозяйственно-бытовой функции семьи. Выявлена высокая согласованность по таким ценностям, как сексуальные отношения в супружестве, общность интересов, потребностей и способов времяпрепровождения, социальная активность, взаимная моральная и эмоциональная поддержка членов семьи, наименьшая согласованность выявлена по таким ценностям, как отношение супругов к своим родительским обязанностям, внешняя привлекательность супруга, что отражает в большей степени гендерные различия супругов. 2. В группе супругов с низким уровнем взаимопонимания степень выраженности семейных ценностей лежит в зоне пониженного уровня, ведущими семейными ценностями являются социальная активность, внешняя привлекательность супруга, малозначимой ценностью является реализация хозяйственно-бытовой функции семьи. Высокая согласованность выявлена по ценностям, которые не является значимыми для данной группы супругов – реализация хозяйственно-бытовой функции семьи, отношение супругов к своим родительским обязанностям. Низкая согласованность выявлена по таким ценностям, как социальная активность, являющаяся значимой для супругов данной группы, сексуальные отношения в супружестве. 3. Супруги с высоким уровнем взаимопонимания статистически отличаются от супругов с низким уровнем взаимопонимания высокой значимостью сексуальных отношений в супружестве, общностью интересов, потребностей и способов времяпрепровождения, значимостью хозяйственно-бытовой функции семьи и родительских обязанностей, значимостью взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи и социальной активности. 4. Степень удовлетворенности браком в группе супругов с высоким уровнем взаимопонимания лежит в зоне благополучных отношений (34,34). В отношениях доминирует чувство любви. 5. Степень удовлетворенности браком в группе супругов с низким уровнем взаимопонимания лежит в зоне неопределенных отношений (27,91), что отражает напряженные отношения между супругами. 6. Супруги с высоким уровнем взаимопонимания статистически отличаются от супругов с низким уровнем взаимопонимания высокой степенью удовлетворенности браком, высоким проявлением любви и симпатии между супругами. Данные результаты подтвердили выдвинутую в ходе исследования гипотезу. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ психологической помощи супругам в практике работы психологических центров.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи// Вестник Московского университета, серия 14, Психология, - 1987. - №2. - с. 60-72. 2. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских па¬рах с различным стажем семейной жизни: Автореф. дисс... канд. психол. наук. М., 1985. – 22 с. 3. Алёшина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов// Вестник Московского университета, серия 14, Психология, - 1989. - №2. - с.44-53. 4. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование / Ю. Е. Алешина.- М: Класс, 2000 - 208 с. 5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. - 288 с. 6. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. – 304с. 7. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избр. тр. – М.: Педагогика, 1983. – 271 с. 8. Бурлачук Л.Ф., Коростылёва А.А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак// Психологический журнал, 1995, - №3, - с.137-145. 9. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2001. – 144с. 10. Вацлавик П. Прагматика человеческих коммуникаций. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 320 с. 11. Витек К. Проблемы супружеского благополучия/ Пер. с чеш. – М.: Прогресс, 1988. – 138с. 12. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приёмы диагностики супружеских отношений// Вопросы психологии. 1985.- №5. - с.110-116. 13. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи// Вопросы психологии, 1985.- №2.- с. 70. 14. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 174с. 15. Голод С.И Семья и брак. – СПб.: Петрополис, 1998. – 279с. 16. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991. – 158с. 17. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996. – 160с. 18. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы /[А.А.Авдуев, А.И.Антонов, Е.Ф.Ачильдиева и др.]; Отв. ред. А.И.Антонов. – М.: Наука, 1990. – 127с. 19. Зацепин В.И. О жизни супружеской. – М.: Мол. гвардия, 1984. – 192с. 20. Зацепин В.И. Семья. – Киев: Политиздат Украины, 1989. – 254с. 21. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политизлат, 1986. – 223с. 22. Калмыкова Е.С. Межличностные отношения в семье// Вопросы психологии. 1983.- №2.- с. 64-69. 23. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. – СПб.: Питер, 2002. – с. 672. 24. Карнеги Д. Семь правил для того, чтобы сделать вашу семейную жизнь счастливее. – Киев: «Медэкол», «Байда», 1993. – 142с. 25. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества// Социологические исследования. 2003. - №7. - с.92-99. 26. Ключников С.Ю. Семейные конфликты. – СПб.: ПИТЕР: Питер бук, 2002. – 155с. 27. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987. – 160с. 28. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1998. – 208с. 29. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992с. 30. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений// Психологический журнал. 1987. - №4 - с.128-134. 31. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов// Психологический журнал. 1985. - №3. - с.126-137. 32. Личность XXI века: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-23 апреля 2000г./ Под ред. Е.И. Шиянова, И.Б. Котовой, С.В. Надбаевой. – Армавир: АГПИ-МОСУ КФ, 2001. – 451с. 33. Лузаков А.А., Сухих С.А. Психология взаимопонимания./ Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 3. Воронеж: ВГУ, 2004 – С.4-26. 34. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели¬верстова. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с. 35. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2002. – 182с. 36. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / пер. с англ. - М.: Класс, 1998. - 296с. 37. Мясищев В.И. Психология отношений: Избр. психол. тр. /Под ред. А.А.Бодалёва. – М.: Ин-т практ. Психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. – 362с. 38. Ничипоров Б.В. Таинство брака и семьи: введение в космологию домостроительства// Вопросы психологии, 1991. - №5. - с. 103-108. 39. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: «Лыбидь», 1990. – 192с. 40. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. - Т. 3.- № 2. 41. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение семьи и семейного воспитания. Курган, 2002. 42. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье// Психологический журнал, 1986. - №2. - с.69-72. 43. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с. 44. Олифирович Н. И., Велента Т. Ф., Заеко (Зинкевич-Куземкина) Т. А. Общие принципы, виды и направления оказания психоогической помощи семье в кризисный период // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 7-ой междун. Междисциплин, научно-практ. конф. Мн.: ЖИ Энвила, 2005. - С. 184-186. 45. Райгородский Р.Я. Психология семьи. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. - 752с. 46. Райгородский Р.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672с. 47. Роджерс К.Р. Психология супружеских отношений: [Пер. с англ.]/ К.Роджерс, - М.: Эксмо-Пресс СПб.: Сова, 2002. – 286с. 48. Рубинштейн С.Л. Человек и мир/ Рос. АН; Ин-т психологии. – М.: Наука, 1997. – 192с. 49. Сатир В. Как строить себя и свою семью: [Пер. с англ.]. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 190с. 50. Северенина А.Ф. Психологическая помощь семье// Психологический журнал, 1985. - №2. - с.69-72. 51. Семейная психотерапия: Хрестоматия/ [Сост. Э.Г.Эйдемиллер и др.]. – СПб. И др.: Питер, 2000. – 506с. 52. Семья: Книга для чтения. Кн.2/ Сост.: И.С.Андреева, А.В.Гулыга. – М.: Политиздат, 1991. – 527с. 53. Силяева Е.Г Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.: Академия, 2005 - 192 с. 54. Системная семейная психотерапия/ Под ред. Э.Г.Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002. – 368с. 55. Спиваковская А. С, Черников А. В., Мясникова С. Н., Теперик Р. Ф. Модели социально-психологических тренингов для обеспечения эффективного контакта в работе с семьей //Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. М.: НИИ семьи, Министерство социаль¬ной зашиты населения РФ, 1993. С. 142-159. 56. Спиреева Е.Н., Лидерс А.Г. Удовлетворённость браком в зависимости от структурно-функциональных характеристик семьи// Журнал практического психолога, 2001. - №5-6. - с.184-191. 57. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989. – 173с. 58. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. М.: «Когито-Центр», 2005.—496 с. 59. Урс Бауманн, Майнрад Пере. Клиническая психология. М., 2006. – 1312 с. 60. Филиппова Г. Г. Образ мира и мотивационные основы материнства / Г. Г. Филиппова II Проблемы изучения и развития личности дошкольника.- Пермь, 1995. С. 31-36. 61. Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности / 3. Фрейд II 3. Фрейд. Психология бессознательного: сб. произведений - М.: Просвещение, 1989. С. 123-201. 62. Хелингер Б. И в середине тебе станет легко. Руководство для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любовь и стать счастливым / Б. Хеллингер.- М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003.- 204 с. 63. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В.Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. – Киев: Здоровья, 1991. - 191с. 64. Холмогорова А. Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2002. - № 1. - С. 93-119. 65. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М: Независимая фирма «Класс», 2005. - 208 с. 66. Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. – М.: Знание, 1990. – 64с. 67. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512с. 68. Шмелёв А.Г. Острые углы семейного круга. – М.: Знание, 1986. – 96с. 69. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2002. – 652с. 70. Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб. пособ. для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемгтлер, И. В. Добряков, И. М. Никольская.- СПб.: Речь, 2005.- 336 с. 71. Энциклопедия психологических тестов – 2. – М.: ТЕРРА – книжный клуб, 2000. – 400с. 72. Юрчук В.В. Современная психология женщины с мужчиной. – Минск: Современное слово, 2000. – 377с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.