• Категория: Психология
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2013

Содержание


Введение …………………………………………………………………….3
1. Представление об этнической психологии от античности до средних веков ……………………………………………………………………………6
2. Западные философы о теории “народного духа”………………………..11
3. Особенности российской этнопсихологии в историографическом
Контексте……………………………………………… ……………………...20
Заключение……………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………31

Введение
Истоки этнопсихологических знаний обнаруживаются в философских трактатах древних греков и мыслителей Востока. Этно - как междисциплинарная область знания, изучает психологические особенности человека в единстве общечеловеческого и этноспецифичного. Этнопсихология ещё не стала дисциплиной с устоявшей методологией, методами исследования и даже терминологией. По ряду вопросов этнопсихологии специалисты имеют разные толкования.
Одно из удивительных творений природы и истории - расовое и этническое многообразие человеческого рода. Наукой доказана, что все люди принадлежат к одному и тому же виду homo sapiens (человек разумный) и происходит от одного и того же предка. Вместе с тем, человечество состоит из различных групп, отличающихся друг от друга некоторыми физиологическими и психическими особенностями. Все этносы едины по своим коренным природным и духовным свойствам, по своей общественно-исторической сущности. И в то же время народности и нации отличаются друг от друга не только по уровню социального и экономического развития, но и по образу жизни и быту, по языку и обычаям, некоторым особенностям психологии.
Этносы... народы... нации... В последнее время мы все чаще сталкиваемся с этими словами. Слышим их как на бытовом уровне, так и из уст ученых, политиков, руководителей государств.
Межэтнические отношения стали важнейшей элементом социальной и политической реальности. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России. Общество сегодня расплачивается за отсутствие в прошлом достаточного интереса к специфике межэтнических отношений. Игнорировать эти проблемы опасно, так как они угрожают самой целостности России, а отыскать способы их решения без понимания сознательных и бессознательных устремлений людей, объединенных в этническую общность, невозможно.
Сегодня мы начинаем понимать, что без пристального, внимательного, методически грамотного изучения специфики поведения того или иного этноса невозможно формирование адекватной социальной и государственной политики. В связи с этим особое значение приобретает такая область прикладной социальной психологии, как этническая психология. Датой рождения этнической психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины принято считать 1859 г., когда немецкие ученые М. Лацарус и X. Штейнталь ввели в научный обиход понятие «психология народа».[1,2]
Психологическому осмыслению социальной группы способствовали труды К. Д. Кавелина, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Н. Н. Надеждина, Г. В. Плеханова, А. А. Потебни, Г. Г. Шпета и др. в России, В. Вундта, Г. Зим-меля, Ф. Тённиса в Германии, Г. Спенсера в Англии, Э. Дюрк-гейма, Г. Лебона, Г. Тарда и др. во Франции, Ф. Гиддингса, Ч. Кули, Э. Росса, А. Смолла, У. Томаса, Л. Уорда в США. Этнопсихологические исследования названных ученых, как и их многочисленных последователей в XX в., во многом определили, во-первых, проблемную область психологического анализа социальных групп, во-вторых, понимание их сущностных отличительных признаков.[1,2,3]
Культурно-психологическое своеобразие этносов и иных больших устойчивых групп слагается исторически, часто усилиями многих поколений, поэтому подлинная природа социально-психологической консолидации таких общностей может быть вскрыта только посредством историко-психологического анализа, погружающего объект изучения в реку времени. Представители этнических групп связывают не столько непосредственные – функциональные и эмоциональные – отношения, сколько по существу символические контакты, порожденные ощущением сходства условий и образа жизни, переживаний, интересов и ценностей.
Целью данной курсовой работы является обзор исследований по этнопсихологии в историографическом контексте.
Задачи:
1. Изучить имеющиеся источники информации и обобщить накопленные знания по данной тематике.
2. Проанализовать причины этнопсихологических различий народов с точки зрения истории.
3. Проанализировать этнопсихологическую ситуацию в России.
Предмет исследования: этнопсихология народов с точки зрения историографии. Объект исследования: этнопсихология народов.
Основными методами исследования выступили: анализ и обобщение результатов исследования.
Актуальность темы состоит в осмыслении социально-психологических механизмов жизнедеятельности народов с точки зрения развития психологии этнических групп в историогеографическом аспекте. Исследование этого вопроса в таком этнопсихологическом ракурсе имеет большой эвристический потенциал в изучении других проблем социально-психологического знания: личности, общения, а также вклад в развитие родственных психологических дисциплин.

Список литературы
1. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. - М., 1996. 342 с.
2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М., 1999. 545 с.
3. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. - СПб., 1996. 155 с.
4. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. - СПб.: 1994. 388 с.
5. Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П.Платонова. - Спб.: 1995. 139 с.
6. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М.: 1998. 271 с.
7. Платонов Ю.П. Этническая психология. - СПб.: Речь, 2001. 320 с.
8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: 1999. 320 с.
9. Алексеев В.П. Этногенез. -. М.: 1986. 176 с.
10. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - Спб.: 2000. 240 с.
11. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. - М.: МГУ, 1990. 241 с.
12. Агеева Р.А. Страны и народы: Происхождение названий. - М.: 1990. 256 с.
13. Александренков Э.Г. "Этническое самосознание" или "этническая идентичность" // Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 13-23.
14. Артановский С.Н. Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. - Л.: 1989. С. 11-12.
15. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия "национальный характер". - М.: 1981. 14 с.
16. Белик А.А. Психологическая антропология: История и теория. -- М.: 1993. 190 с.
17. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. -- М.: 1994. 60 с.
18. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. -- М.: 1998. 228 с.
19. Деркач А.А., Крысько В.Н., Саракуев Э.А. Этнопсихология: Принципы и методы построения этнопсихологического исследования. - М.: 1992. 151 с.
20. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. - СПб.: 1993. 109 с.
21. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. 375 с.
22. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. -М.: 1997. 532 с.
23. Хотинец В. Этническое самосознание. - СПб., 2000. 240 с.
24. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. - Л.: 1987. 158 с.
25. Фрейнкман-Хрусталева Н.С., Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты: История и психология. - СПб.: 1995. 153 с.
26. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. Вып. 20. - М.: Наука, 1990. С.5-39.
27. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. - М.: Старый сад, 1997. С.76-88.
28. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. - 1997. № 4. С. 75-86.
29. Фурсова Е.Ф. Этнографические и этнические группы: проблемы их идентификации и методов исследования. / Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения- 2003») // Сборник научных докладов. - Петрозаводк, 2003.
30. Этническая психология и общество / Под ред. Н.М.Лебедевой. -- М.: 1997. 465 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.