• Категория: Психология
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2021
  • Оригинальность: 55 %


Оглавление
Введение 3
Глава I. Формирование методологии психологических исследований 5
1.1 Исторические аспекты становления методов познания 5
1.2. Дихотомия в парадигме научного познания 13
Глава II. Понятие ложных дихотомий в психологии 16
2.1 Психологические дихотомии 16
2.2 Универсальные дихотомии в психологии 20
Заключение 26
Список литературных источников 27

Введение
Актуальность. Дихотомический вопрос — метод опросов в психологии. Процесс научного познания не протекает прямолинейно, а является суммарным результатом разрешения многих противоречий: анализа и синтеза, целостности и фрагментарности, порядка и хаоса, индукции и дедукции логического и интуитивного, конкретного и абстрактного и т.д. Полученное новое знание, с одной стороны, должно как бы вытекать из старого, т.е. быть в некотором смысле тождественным ему, в тоже время, с другой стороны, выходить за пределы прежних теоретических представлений, т.е. быть отчасти противоположным им.
Дихотомия обычно используется как вспомогательный приём при установлении классификации.
Она известна также благодаря достаточно широко используемому методу поиска, так называемому методу дихотомии. Он применяется для нахождения значений действительно-значной функции, определяемых по какому-либо критерию. Это может быть сравнение на минимум, максимум или конкретное число. Рассмотрим метод дихотомии условной одномерной оптимизации (для определённости минимизации).
На современном этапе развития науки уже накоплен достаточно большой, объёмный методологический материал, прямо или косвенно связанный с таким специфическим объектом как психологическое исследование.
На современном этапе развития науки уже накоплен достаточно большой, объёмный материал, прямо или косвенно связанный с таким специфическим объектом как непрерывное образование. Однако к настоящему времени назрела настоятельная необходимость уточнения дихотомического понимания психологических феноменов, что актуализирует необходимость исследования сущности ложных дихотомий в психологии.
Цель исследования: Изучить феномены ложных дихотомий в психологии.
Задачи исследования:
1. Изучить исторические аспекты формирования методологии психологических исследований.
2. Раскрыть сущность ложных дихотомий в психологии.
3. Рассмотреть универсальные дихотомии в психологии

Заключение
В ходе проведенного исследования мы рассмотрели проблемы ложных дихотомий в аспекте исследования исторического формирования методологического аппарата познания психологических феноменов.
Изучили основные термины и определения, входящие в предмет избранной темы исследования.
Таким образом, мы пришли к выводу, что дихотомический анализ применим преимущественно для анализа сложных объектов, к которым относится и непрерывное образование.
В основе дихотомического подхода лежит фундаментальное положение о том, что каждое свойство обладает своей противоположностью. Двоичное представление объекта исследования изначально присуще познавательному акту субъекта. Примерами разделение на две противоположности или выделение дихотомии является: дискретность – непрерывность, сознательное – бессознательное, анализ – синтез и т.д.
В процессе филогенетического или онтогенетического развития субъект начинает осознавать себя тогда и только тогда, когда научится дистанциировать или выделять себя из окружающей его действительности.
Ложная дилемма, ложная дихотомия — ошибка в рассуждении (например, при принятии решения), заключающаяся в упущении иных возможностей, кроме некоторых двух рассматриваемых.
Как правило, одна из возможностей отметается как логически ложная или как неприемлемая, после чего оставшаяся принимается за истинную, приемлемую, в пользу которой делается выбор.
Таким образом, проставленная в работе цель достигнута, задачи решены.

Список литературных источников
1. Абрамова Т.Н. Границы фундамендалисткого идеала и новый образ науки // Философские науки,
2. Алексеев Б.Т. Философские проблемы формализации знания. – Л.: ЛГУ, 1981. – 168 с.
3. Андреев В.И. Концептуальная педагогическая прогностика. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 220 с.
4. Андреев И.Д. Диалектическая логика. — М.: Наука, 1985.
5. Баженов Л.Б. Редукционизм в научном познании // Природа, 1987. - № 9. - С. 84 - 89.
6. Барановский А.И., Кочемайкина Л.А. Непрерывное образование: организация, эффективность, качество. Монография. – Омск: Омский экон. ин-т. 2005.
7. Безрукова В.С. Дихотомический подход к развитию педагогического знания // Педагогика, 2010. - № 8. - С. 19 - 29.
8. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора. В кн.: Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур (Ред.), Психология с человеческим лицом – гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл. 1997. С. 283–313.
9. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2015.
10. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979.
11. Корнилова Т.В. Идея саморегуляции в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. В кн.: Психология человека в современном мире: 120 лет со дня рождения С.Л.Рубинштейна. М.: Институт Психологии РАН, 2009. Т. 2, ч. 1, с. 30–40.
12. Корнилова Т.В. Перспективы динамической парадигмы в психологии выбора. [Электронный документ] http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1013-kornilova36.html
13. Корнилова Т.В. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностной регуляции решений и выборов. Психологический журнал, 2013, 34(3), 89–100.
14. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решений. Психологический журнал, 2005, 26(6), 87–101.
15. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. СПб.: Азбука, 2011.
16. Медведев В.А. О тенденциях развития методологической культуры мышления // Вопросы философии, 2009. - № 12. - С. 65 - 79.
17. Метод дихотомии или метод половинного деления [Электронный документ] http://bpascal.ru/download/desc/319.php
18. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Культурная инициатива, 2012.
19. Универсальные дихотомии человекознания: дифференциально-психологический аспект. [Электронный документ] https://studme.org/359120/psihologiya/universalnye_dihotomii_chelovekoznaniya_differentsialno_psihologicheskiy_aspekt
20. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%B0#:~:text=%D0%9B%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%B0%2C%20%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F%20%E2%80%94%20%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0,%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9%2C%20%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%20%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.