• Категория: Психология
  • Вид работы: Курсовая работа

Содержание

Введение………………………………………………………………….….3
1. Мышление как психический процесс……………………………….....5
Понятие и сущность процесса мышления………………….5
Виды и функции мышления ………………………………..9
2. Факторы, определяющие развитие мышления……………………….18
3. Методы исследования уровня развития мышления………………….24
Заключение…………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………...32

Введение
Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов - познавательные, эмоциональные и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.
Актуальность данной темы обусловлена усилением интереса педагогов и детских психологов к возможностям развития познавательной сферы детей в целом, и частности – к возможностям развитиям мышления.
Л.С.Выготский был одним из первых, кто занялся глубоким изучением мышления детей, и пришел к выводу о том, что мышление складывается задолго до того, как оно становится речевым.
Усвоение в процессе школьного обучения представляет собой одну из наиболее распространенных форм усвоения, предполагающих организацию специфических способов формирования учебной деятельности посредством постановки и решения учебных задач. При решении учебных задач у учащихся формируется познавательная деятельность, адекватная деятельности, необходимой для формирования понятий, относящихся к той или иной области знаний. Учебная работа школьников, направленная на усвоение знаний, состоит в выделении существенного содержания и мысленном воспроизведении объектов изучаемых понятий. Таким образом, процесс мышления, включенный в процесс усвоения знаний, составляет его центральный компонент.
Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослому. Ряд психологов (Ж. Пиаже, А. Валлон, А. В. Запорожец и др.) рассматривали подражание как главный источник становления образного пла¬на. Воспроизводя действия взрослого, ребенок моделирует их и, следовательно, строит их образ.
Изучением мышления, процесса мыслительного развития занимались такие видные ученые, как Г.Айзенк, Ф.Гальтон, Дж. Кеттелл, К.Мейли, Ж.Пиаже, Ч.Спирмен и др. В отечественной науке свой вклад в изучении этого вопроса внесли С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.А.Подгорецкая, П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.И.Мещеряков, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин, З.А.Зак, А.М.Матюшкин, П.Я.Гальперин и другие.
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним.
Цель данной работы – изучить мышление как познавательный процесс.
Объект исследования – мышление человека.
Предмет исследования - мышление как познавательный процесс.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:
1. Изучить психолого-педагогичесскую литературу;
2. Рассмотреть мышление как психический процесс;
3. Рассмотреть факторы, определяющие развитее мышления;
4. Рассмотреть методы исследования методы исследования уровня развития мышления;
5. Провести анализ полученной информации и сделать выводы.
Теоретическая основа исследования: теории мышления (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Л.М.Фридман, Н.А.Подгорецкая);
Список литературы
1. Ассоциативная психология Г. Спенсер, Основания психологии, Т.Циген, Физиологическая психология в 14-ти лекциях. - М.,1998
2. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК,2001.-248с.
3. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Мурманск: ОУ КРЦДО и РЖ, 2001.-330с.
4. Еникеев, М.И . Общая и социальная психология. - М.,2002
5. Зейгарник, Б.В. Патопсихология. - М., 2000.-270с.
6. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С.65-69.
7. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии. - М.,2000,-359с.
8. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001.-350с.
9. Костикова И.В. Введение в гендерные исследования// МГУ им. М.В.Ломоносова – М. 2005г. Стр. 102 – 105.
10. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / “Дошкольное воспитание” . 2003. №12 с.44–52.
11. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - М., 2000. -329с.
12. Малашкина, М. Популярная история психологии. - М.,2002
13. Немов, Р.С. Общая психология. - М., 2001.-346с.
14. Немов, Р.С. Психология, словарь - справочник (в 2-х частях). - М., 2003, ч. 1.-358с.
15. Общая психология, под редакцией А.В. Карпова. - М., 2002,.
16. Психология, под редакцией А.В.Крылова. - М., 2001.-279с.
17. Патопсихология- теория и практика. - М.,2000-360с.
18. Попова Л.В. Одаренные мальчики и девочки // Начальная школа. - 2000. - № 3. - С.58-65.
19. Реан, А.А. Розум, С.И. Психология и педагогика. - Спб.,2000, -458с.
20. Современная психология; справочное руководство.- М.,1999,-357с.
21. Хрестоматия - психологическая типология, составитель К.В. Сельченок. - М.,2000.-380с.
22. Чтобы стать математиком, нужно родиться мальчиком? // Семья и школа. 1998. №6.С.67-69.
23. Элианор Э. Маккоби. Два пола: растем порознь, живем вместе. – М, 2002.-337с.
24. Эльконин Б.Д. Детская психология. – М. 2004.-308с.
25. Энциклопедия психологических тестов (в 2-х частях), ч. 2. - М.,2000.370с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.