• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Оригинальность: 77 %

Содержание
Введение 3
Глава 1. Художественные особенности драматурги 6
А.Н. Островского 6
1.1. Психологическая драма в творчестве А.Н. Островского 6
1.2. Эволюция психологической драмы в различные периоды творчества писателя 14
1.3. Основные принципы драматургии Островского 24
Глава 2. Психологизм драмы А.Н. Островского «Бесприданница» 28
2.1. Сюжет и композиция произведения 28
2.2. Влияние среды и «нравов» на формирование характеров героев драмы 33
2.3. Средства психологической характеристики действующих лиц 41
2.4. Сравнительная характеристика произведения и экранизации Э. Рязанова «Жестокий романс» 48
Глава 3. Новаторство А.Н. Островского в области создания психологических портретов героев 51
Заключение 56
Библиография 59

Введение
Актуальность. До начала творчества А.Н. Островского русская литература уже располагала рядом первоклассных пьес: «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, «Борис Годунов» Пушкина, «Маскарад» Лермонтова.
Но как ни велико значение этих произведений, еще не было русского театра в собственном смысле слова, каждодневного репертуара. Недаром юный Белинский в «Литературных мечтаниях» заявлял о вполне назрев-шей потребности какого-то решительного шага в этом направлении. Известны его слова: «О как было бы хорошо, если бы у нас был свой народный русский театр! В самом деле, видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом...» .
Островский и оказался тем великим драматургом, который на протяжении сорока лет неустанным тру¬дом подымал русский театр на тот высокий уровень, на котором уже стояли русская поэзия, русская проза, русская литературная критика. Это ему удалось, пото¬му что, кроме большого природного дарования, он опи¬рался на прочно сложившиеся уже реалистические традиции, на великий опыт Гоголя, достижения всего реалистического направления русской литературы.
Островский, русский классик, написал сорок семь оригинальных пьес, из них семь – в сотрудничестве с другими драматургами. Кроме того, он перевел бо¬лее двадцати пьес с итальянского, французского, ис-панского, английского и латинского языков. Среди них – создания Сервантеса, Шекспира, Гольдони, Ма¬киавелли, Джакомати.
В пьесах А.Н. Островского особенно хорошо показан купеческий мир, и сре¬ди действующих лиц в большинстве его пьес купцы – на первом плане. В тридцати пьесах место действия – родное Замоскворечье и в двух – отчасти действие происходит в Москве. Но Островский переносит дей-ствие и в города северного Поволжья, нередко имея в виду Кострому, Кинешму, о которых мог судить по живым впечатлениям, полученным во время поездки по великой русской реке в 1847 году, и по жизни в своем костромском имении Щелыкове. Иногда читатель может приблизительно судить, где происходит дей¬ствие, да и неважно знать это точно, так как Островский стремился к обобщениям, а типические обстоятельства встречались повсеместно.
Однако не только купцов изображал Островский, хотя и они у него чрезвычайно многообразны по характерам, настроениям и представляют собой особую область русской социальной общественной жизни, мимо которой долго проходила литература. Островский вывел огромное количество типов, почерпнутых из порефор¬менной русской действительности, новейших промышленников и воротил, далеко оставлявших позади себя старо¬модных купцов-самодуров, еще не умевших должным образом оторваться от вековечной серости и темноты.
Огромный пласт в драматургии Островского образуют типы людей роб¬ких и безответных, честных и светлых, сердечных и добрых, которых давит «темное царство», не давая им пробиться к нормальной человеческой жизни. Это ча¬ще всего молодые люди с неиспорченной еще душой из купеческой среды, непоня¬тые, осмеянные таланты, честные чиновники.
Все герои пьесы А.Н. Островского раскрыты как индивидуальные психологические типы. Сам же жанр произведения можно охарактеризовать как психологическую драму .
При анализе пьес Островского основное внимание уделялось драме «Гроза», которая является вершиной предреформенного периода творчества драматурга. Остальные же произведения получили незаслуженно меньшее внимание. Таким образом, многие вопросы, касающиеся анализа поздних пьес Островского, остались раскрытыми не в полном объеме. В частности, недостаточное внимание, на наш взгляд, было уделено изучению психологического мастерства Островского в драме «Бесприданница», шедевре позднего творчества.
Таким образом, мы можем говорить об актуальности темы данной работы – «Особенности психологического мастерства Островского в драме «Бесприданница».
Изучению пьесы «Бесприданница» как образца жанра психологической драмы были посвящены отдельные работы А.И. Журавлевой, М.С. Макеева, Л.М. Лотман, А.И. Ревякина и др.
Цель данной работы – изучить особенности проявления психологического мастерства Островского в драме «Бесприданница».
Объект исследования – психологическое мастерство А.Н. Островского.
Предмет исследования – психологизм пьесы «Бесприданница».
Задачи исследования:
1. Раскрыть художественные особенности драматургии А.Н. Островского
2. Показать психологизм драмы А.Н. Островского «Бесприданница»
3. Выявить новаторство А.Н. Островского в области создания психологических портретов героев.
Для решения поставленных задач нами был использован метод анализа теста литературного произведения и анализа критической литературы по теме работы.
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Заключение
В 1878 году А.Н.Островский закончил свою пьесу «Бесприданница», в 1879 она была впервые опубликована и поставлена. С тех пор со сцены она практически не исчезала, пользуясь огромным успехом. Даже сейчас это одна из самых популярных пьес классического репертуара, по мотивам снят фильм «Жестокий романс». Что же привлекает зрителя в этой драме?
В сравнении с «Грозой», Островский использовал совершенно иной метод – метод психологической достоверности. Воссоздавая среду, ситуацию, творя фабулу, гений драматурга создает реалистичных персонажей и мастерски показывает внутренний ход мысли, обосновывая каждое действие, каждый порыв души. В этой драме наиболее полно отразились реалистические тенденции творчества Островского.
Ситуация, положенная в основу фабулы и вынесенная в название пьесы, не нова. Бесприданницы – явление типическое для того времени. В «Бесприданнице» не исчезла критикующая сила Островского, ещё в ранних комедиях обличавшего набирающую силу буржуазию, для которой деньги – основополагающий в жизни фактор. Просто обличение переросло жанр комедии, стало более тонким – драматург показывает, как губит жизни людей открытых, честных холодный расчет купцов.
Проанализировав творчество Островского, мы пришли к выводу, что для автора очень важна ясная, прозрачная идейная структура пьесы. У Островского почти всегда ясно, кто положительный герой, кто отрицательный, часто есть резонер. Драматург всегда закладывает какую-то идею в пьесу или ставит проблему, осуждая какие-либо проявления несправедливости. Идейное поле драматургии А.Н. Островского – социальная проблематика. Он ставит вопросы денежных взаимоотношений, его волнует сила денег, их власть над людьми. Иногда деньги являются причиной авантюр и махинаций – и следовательно смешной, занимательной интриги (где все равно есть социальный подтекст), а иногда деньги становятся причиной трагедии, как в пьесе «Бесприданница».
Мотив денег, с точки зрения автора, позволяет вскрыть самую суть человеческих отношений: в денежных делах проявляются все самые важные качества человека, проходят проверку его ценности, свершается его судьба. Если в ранних пьесах Островского социальная проблематика находится на заднем плане, она подспудно проявляется при осмыслении, то в поздних пьесах конфликт уже очевидно социально-психологический.
Развитие психологического реализма во второй половине XIX века проявилось и в драматургии. Интерес к человеческой личности во всех её состояниях заставил писателей искать средства для их выражения. В драме основным таким средством явилась стилистическая индивидуализация языка персонажей, и ведущая роль в развитии этого метода принадлежит именно Островскому. Кроме того, Островский в психологизме предпринял попытку пойти дальше, по пути предоставления своим героям максимально возможной свободы в рамках авторского замысла.
В ходе исследования, мы постарались установить, чем же предопределилось наличие именно психологической драмы в творчестве Александра Николаевича Островского. Прежде всего, на наш взгляд, тем, что свои произведения он изначально создавал для театра, для сценического воплощения. Ориентация на сценическое бытие драмы обуславливает и особое внимание автора к психологическим характеристикам каждого героя: как главного, так и второстепенного персонажа.
Автор использует различные средства для создания цельных, психологически полнокровных социальных типов. Основным средством психологической характеристики действующих лиц является их речь: лексика, диалоги, монологи, интонации. Кроме особенностей языка, Островский использует и манеру поведения своих персонажей, чтобы передать их психологическую характеристику. Средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог.
По сложному рисунку душевных переживаний «Бесприданница» представляет новое слово в творчестве Островского. Наряду с жанром сатирической комедии принято говорить о формировании в позднем творчестве Островского жанра психологической драмы. Возникновение психологизма в творчестве Островского связано не просто с ломкой стереотипов в описании героев. Психологическая драма в театре Островского возникает на основе своеобразного компромисса между действием, требующим «редуцирования» сложности человеческой личности, и вниманием к ее проблематичности.
Сложность характеров героев – будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, - вот в чем психологизм драмы Островского. Редкий художественный эффект финальной сцены А. Н. Островкий строит на остром столкновении разнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острее суд зрителя.
Драма «Бесприданница» стала вершиной творчества Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно емком художественном единении мотивы и темы большинства пьес позднего периода. В этой пьесе, раскрывающей по-новому сложные и психологически многозвучные человеческие характеры, предвосхищена неизбежность появления в России нового театра.

Библиография
1. Белинский В.Г. Литературные мечтания. Элегия в прозе//Заметки о русском театре/Сост. Р.И. Сухорук. – М.: Филологическое общество СЛОВО, 2003.
2. Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам (Перечитывая классику). – М: Издательство МГУ, 2001.
3. Журавлева А.И. Пьесы А.Н. Островского на театральной сцене//Литература в школе. – 1998. - №5. – С. 12-16.
4. Журавлева А.И. Островский – комедиограф. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
5. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского. – М.: Искусство, 1986.
6. Журавлева А.И. Драматургия А.Н. Островского. – М.: Искусство, 1974.
7. История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. – Л.: Наука, 1980.
8. Кони А.Ф. На пьесу «Москвитяне»// Репертуар и пантеон русской сцены. – 1853. - №4. – С. 34//См. Котикова П.Б. Голос зрителя – современника. (Ф.А. Кони об А.Н. Островском)//Литература в школе. – 1998. - №3. – С. 18-22.
9. Кони А.Ф. Что есть русская народность?// Репертуар и пантеон русской сцены. – 1853. - №4. – С. 3//См. Котикова П.Б. Голос зрителя – современника. (Ф.А. Кони об А.Н. Островском)//Литература в школе. – 1998. - №3. – С. 18-22.
10. Котикова П.Б. Голос зрителя – современника. (Ф.А. Кони об А.Н. Островском)//Литература в школе. – 1998. - №3. – С. 18-22.
11. Красовский В.Е., Леденев А.В. Литература. – М.: Эксмо, СЛОВО, 2003.
12. Кулешов В.И. История русской литературы 20 века: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, Трикста, 2004.
13. Лакшин В.Я. Театр Островского. – М.: Искусство, 1985.
14. Леонова Н.М. Литературно-эстетические принципы в драме А.Н. Островского «Снегурочка». Автореферат дисс.. – Самара, 2001// http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats3/b16.htm
15. Макеев М.С. Творчество А.Н. Островского. – М.: Просвещение, 1987.
16. Макеев М.С. Жанр психологической драмы у Островского. «Бесприданница»//Вопросы литературы. – 1996. - №3. – С. 23-28.
17. Ревякин А.И. Драматургия А.Н. Островского. – М.: Знание, 1973.
18. Русская литература 19-20 веков/Сост. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. – М.: Аспект Пресс, 2000.
19. Русские писатели классики: Анализ произведений школьной программы/Сост. Н.С. Олейникова. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.
20. Скатов Н.Н. Русская литература второй половины 19 в//Литература в школе. – 2004. - №».
21. Творчество А.Н. Островского в критике его современников/Сост. А.Р. Верницкий. – Краснодар: Кубань, 1988.
22. Широтов В.В. Искушение – лейтмотив драмы А.Н. Островского «Бесприданница»//Литература в школе. – 1998. - №3. – С. 86-90.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.