Узнайте стоимость написания работы!

Реферат
Реферат
от 300 руб.
Главная
Магазин / Психология / Особенности защитного поведения дошкольников

Вид работы: Дипломная работа   Год защиты: 2016   Оригинальность: 57%%  

Особенности защитного поведения дошкольников

С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение…………………………………………………………...………………3
Глава 1. Психологические механизмы защиты личности……………………...8
§1. Психологическая характеристика дошкольного возраста………………..8
§2. Особенности психологической защиты у детей.
Осознанные стратегии совладания………………………………………..18
Глава 2. Методология и методы исследования защитного поведения дошкольников……………………………………………………………………47
Глава 3. Опытно-экспериментальные исследования защитного
поведения дошкольников……………………………………………..55
§1. Контрольный срез…………………………………………………………...55
§2. Коррекционная работа и анализ результатов исследования…………….63
Заключение……………………………………………………………………….68
Список литературы………………………………………………………………76
Приложение 1…………………………………………………………………….81
Приложение 2…………………………………………………………………….90
Введение
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррек¬ции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии. Вместе с тем перспектива реального решения этой важнейшей практической задачи возникла лишь около десяти лет тому назад с началом создания в нашей стране пси¬хологической службы. Необходимость организации подобной службы становится очевидной не только узким специалистам, но и широкому кругу общественности, в особенности педаго¬гам, работающим с детьми.
На современном этапе детский сад стано¬вится одним из определяющих факторов в становлении личнос¬ти ребенка. Многие основные его свойства и личностные каче¬ства формируются в данный период жизни. От того, как они бу¬дут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе яв¬ляется весьма актуальной. Таким образом, особую актуальность в детской психологии и психоте¬рапии приобретает проблема психологической защиты.
Недостаточное исследование тревожности и защитных механизмов в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить их влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его дея¬тельности. На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем старшего дошкольного и младше¬го школьного возраста, в том числе - проблемы развития лич¬ности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребен¬ком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной дея¬тельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
Классической ра¬ботой в этой области является монография Анны Фрейд «Психология "Я" и защитные механизмы». Она была впервые опубликована в 1936 году, а в России увидела свет почти на пятьдесят лет позже. Каковы внутренние резервы детского "Я" в поединке с полным противоречий миром? Как рождаются защитные механизмы личности, позволяющие сохранить устойчи¬вость поведения ребенка в веере различных жизненных ситуаций? ...Ответы на эти и многие другие вопросы позволили Анне Фрейд по праву встать в одном истори¬ческом ряду с основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом.
К сожалению, в отечественной литературе до настоя¬щего времени отсутствует источник, содержащий сколь¬ко-нибудь систематизированные сведения по проблеме психологической защиты у детей. Ее особенности обыч¬но рассматривают в ряду многих других интересующих авторов проблем, причем, чаще всего, с акцентом на ано¬мальное развитие личности под влиянием неправильно¬го воспитания ребенка в семье [69, 76, 78]. Таким образом, основное внимание придается роли отношений между родителями и детьми в формировании механизмов психологической защиты, а не изучению их проявления в психике конкретного ребенка. Кроме того, необходи¬мость изучения защиты чаще ассоциируется с детьми, страдающими пограничными психическими расстройства¬ми, и с детьми в переломные периоды развития (как пра¬вило, с дошкольниками и подростками).
С чем связано такое положение вещей? Почему все-таки чаще обсуждают, а не изучают психологическую за¬щиту на практике и не обобщают полученные знания в статьях и монографиях?
Первое объяснение - это сложность самого объекта исследования, в связи с чем исследователям приходится руководствоваться принципом редукции. Защитные про¬цессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо под¬даются рефлексии. Кроме того, наблюдения за результа¬тами ее функционирования осложняются тем, что реаль¬ные стимулы и реакции могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве. Все это и обуславлива¬ет доминирование в литературе фрагментарных описа¬ний единичных и особенных фактов и затрудняет выде¬ление общего [64].
С другой стороны, трудности практического изуче¬ния психологической защиты обусловлены тем, что дей¬ствительно не ясны (однозначно не определены) многие стороны и закономерности этого психического явления. Сколько всего существует защитных механизмов? Как их можно разграничить? Каков генезис их формирования? Как соотносятся понятия «психологическая защита» и «копинг-поведение»? Что говорит современная психоло¬гия об эффективности - неэффективности, осознанно¬сти - неосознанности отдельных механизмов защиты? Надежных ответов на эти вопросы пока нет, а это озна¬чает, что они, несомненно, нуждаются в обсуждении.
Существует и еще один важный момент. Многие психологи-практики не владеют методами выяв¬ления и интерпретации психологической защиты у взрос¬лых и, тем более, у детей. Поэтому им трудно раскрыть интересующие их закономерности опытным путем и не¬легко ответить на вопрос о том, с помощью каких мето¬дов или в рамках какой технологии нужно исследовать психологическую защиту у детей.
Трудности теоретического и практического плана, связанные с проблемой психологической защиты, во многом обусловлены дефицитом конкретных данных. Очень сложно дать исчерпывающую трактовку явления, пока не накоплены достаточные факты.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в группах детей 6-7 лет детского комбината «Солнышко».
Предмет исследования – психологическая защита дошкольников.
Цель дипломной работы заключается в исследовании особенностей психологической защиты у детей дошкольного возраста. В ходе достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
-дать психологическую характеристику дошкольного возраста;
-проанализировать особенности психологической защиты у дошкольников и рассмотреть осознанные стратегии совладания;
-определить задачи и методы проведения исследования защитного поведения у детей дошкольного возраста и провести контрольный срез;
-провести работу, направленную на коррекцию неадекватного защитного поведения личности;
-проанализировать результаты исследования.
Методологическая основа: Исследование базируется на следующих принципах:
1) единства сознания и детерминации;
2) системности;
3) анализ «по единицам»;
4) генетический принцип.
Методы исследования: Для выявления уровня и причин тревожности была использована диагностическая методика Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо». С помощью рисунков и их интер¬претации ребенком проводилось изучение основных жиз¬ненных ситуаций, вызывающих у детей значимые пережи¬вания. Надежность теста проверялась с использованием коэффициента корреляции.
Методы коррекции: наиболее оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста следует признать рисование, рассказывание сказок и развивающие игры. Нами был осуществлен выбор игровой терапии как наиболее эффективный метод коррекции уровня тревожности у детей
Гипотезы исследования:
1.Основаниями формирования защитных механизмов у ребенка выступают возникающие в онтогенезе многообразные типы тревоги, типичные для детей. Наиболее мощный критерий эффективности действия защитных механизмов – это ликвидация тревоги и избавление от страха.
2.Игровая терапия выступает эффективным средством коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в уточнении специфики неадекватной психологической защиты детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в разработке психо-коррекционной программы и ее эффективной реализации в условиях детского сада.
Полученные данные положены в основу разработки технологии изучения психологической защиты у детей, ко¬торую, по нашему мнению, можно применять как в рам¬ках длительного психологического сопровождения ребен¬ка, так и в процессе краткосрочного консультирования здоровых и больных детей. Таким образом, в нашей работе психологическая защита личности выступает как та объективная реаль¬ность, которую надо уметь не только фиксировать, но и интерпретировать, выявлять, перестраивать, помогать осознавать, учить использовать, в том числе и в условиях детского сада в интересах личности ребенка. Это - реальность, с ко¬торой психологу, в первую очередь, надо уметь работать на практике.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Заключение
Сочетание индивидуальных качеств, кото¬рое является совершенно уникальным у каждого человека, во многом определяет его поведение, общение с другими людьми и от¬ношение к самому себе. Однако эти качества являются только фоном, на котором формируется структура личности.
В течение дошкольного возраста возрастает и независимость детей от окружающей ситуации, их поведение определяется мотива¬ми, которые начинают складываться в определенную иерархию, пока еще не осознаваемую ребенком.
Появление таких новообразований, как трудолюбие, внутренняя позиция, адекватная самооценка, являются важными составляющими школьной готовности. В систему готовности входит и сенсомоторная координация (главным образом зрительно-моторная), помогающая ре¬бенку одновременно слушать, смотреть на образец и рисовать или пи¬сать. Важным показателем готовности к школе является и распределе¬ние и концентрация внимания, произвольность, в том числе и умение подчинять деятельность определенному образцу или правилу, сте¬пень обобщенности и интериоризированности познавательных процессов и ориентировки, т.е. те параметры познавательного развития. Комплексная диагностика этих параметров и составляет исследование уровня готовности к школе.
Психологическая защита - это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Для выполне¬ния своих функций защита использует специальные ме¬ханизмы: отрицание, подавление, рационализацию, вы¬теснение, проекцию, идентификацию, замещение, сно-видение, сублимацию, катарсис, отчуждение.
Защитная система ребенка формируется на базе вро¬жденных безусловных реакций путем усложнения форм его поведения в процессе индивидуального научения и развития форм психического отражения. Спецификой становления детской системы защиты является то, что первоначально она проявляется за счет и на уровне дви¬гательных (поведенческих) реакций при участии элемен¬тарных психических функций. Эти постепенно услож¬няющиеся автоматические изменения поведения, возни-кающие в ответ на травмирующие воздействия, обеспе¬чивают приспособление ребенка к новой жизненной ситуации. Поведенческие реакции экспрессивны, доступ¬ны внешнему наблюдению и регистрации, поэтому по¬зволяют не только осуществлять определенные измене¬ния во внешней среде, но и привлекают к себе внимание окружающих взрослых. Позднее формируются защитные механизмы, в реализации которой принимают участие в первую очередь психические функции: от восприятия и эмоций до памяти и мышления. Такие защитные про¬цессы позволяют ребенку адаптироваться к среде не за счет изменения внешнего мира, а за счет внутренних из¬менений - трансформации картины мира и образа са¬мого себя.
Будучи существом социальным, сознательным и са¬мостоятельным, личность способна разрешать внутрен¬ние и внешние конфликты, бороться с тревогой и на¬пряжением не только автоматично (бессознательно), но и руководствуясь специально сформулированной программой. Для обозначения сознательных усилий лич¬ности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы, используется понятие копинг-поведения, т.е. осознанных стратегий совладания со стрессом и с други¬ми порождающими тревогу событиями.
Специфика подсознательной защиты состоит в том, что срабатывает она автоматически, обуславливая непредставленность сознанию смыслового материала, под¬вергшегося защите, и бессознательность самого защит¬ного процесса. Это означает, что дети не отдают себе отчета ни в том, что они защищаются, ни в том, от чего их защищают подсознательные психологические меха¬низмы.
Каждый из под¬сознательных защитных механизмов вносит свой особый вклад в организацию защитного процесса ребенка.
Отрицание предохраняет детей от перевозбуждения со стороны внешнего мира. Переориентирует внимание, в результате чего дети становятся невнимательными к внешним или внутренним стимулам, которые грозят им неприятностями. Это становится возможным за счет це¬лостного восприятия события и его грубой эмоциональ¬ной оценки. Такая селекция сведений делает невозмож¬ной дальнейшую детальную проработку информации и предотвращает возникновение стойкого дискомфорта.
Подавление лежит в основе забывания содержания травмирующей информации, которая уже была пережи¬та. Чаще всего подавляются переживания страха, собст¬венной слабости, сексуальных побуждений, агрессивных намерений против родителей, а также многочисленные детские «хочу». Нередко дети «забывают» по приказу взрослых, которые, защищая свой покой, не позволяют ребенку говорить и даже думать о неприятных и запрет¬ных, с их точки зрения, предметах.
К вытеснению прибегают в тех случаях, если нечто нельзя игнорировать либо забыть полностью. Типичным для детей является вытеснение страха смерти. В этом случае происходит замена одного предмета страха на дру¬гой, - приемлемый с точки зрения детских культурных норм. Благодаря вытеснению, у детей можно наблюдать аффективную черно-белую логику, особенно при оцен¬ках взрослых (к примеру, своих родителей). Повышение тревожности, характерное для неполного вытеснения, и высокий уровень тревожности как особенность детей младшего школьного возраста в этом смысле могут иметь в своей основе общие источники - многочисленные бо¬лее или менее осознанные страхи ребенка.
Использование проекции как механизма отрицания собственных желаний и возложения ответственности за них на другую, внешнюю силу естественно для детей в ранний период развития. В основе проекции лежит бес-сознательное желание сделать свое окружение более по¬нятным, предсказуемым, за счет уподобления его себе самому. Это является следствием многих факторов: сла¬бости и незрелости ребенка, его недоверчивости и по¬дозрительности к окружающим, низкой самооценки. Кроме того, проекция позволяет ребенку обходным пу¬тем «заклеймить» свои слабости, приписав их внешнему «врагу». Известно, что если «враг» снаружи, а не внутри, то к нему можно применить более радикальные и эф¬фективные способы наказания, а не щадящие и более приемлемые по отношению к себе.
Идентификация - это механизм возвышения себя до другого путем расширения границ собственного «Я». Она позволяет ребенку преодолеть чувство неполноценности, тревоги, изменить «Я» таким образом, чтобы оно было лучше приспособлено к социальному окружению. Явля¬ясь одним из механизмов самопознания, идентифика¬ция увеличивает способность детей испытывать чувство удовлетворения путем сопричастности с теми, кого они любят, ценят, а также создает основу для развития само¬уважения. Имитация и идентификация - необходимые предварительные условия для вступления в мир взрос¬лых, важные механизмы социализации. С их помощью происходит принятие мужской и женской роли, усвое¬ние позиций взрослого. Происходит включение во внут¬ренний мир ребенка норм, ценностей, установок люби¬мых и уважаемых людей, формирование внутреннего идеала (каким ребенок хотел бы быть). Дети начинают не просто подчиняться моральным требованиям, но и принимать непосредственное участие в их реализации.
Однако очень долго эта моральная цензура у ребенка слаба и поэтому нуждается в поддержке и опоре со сто¬роны значимого, авторитетного для него лица.
Рационализация обеспечивает реализацию потребно¬сти в системе разумной ориентации. Ее можно рассмат¬ривать как попытку ребенка постфактум создать гармо¬нию между желаемым и реальным и тем самым пред¬отвратить потерю самоуважения. Оправдательное отно¬шение ребенка к своему поведению и принципам очень часто запускается взрослым, подчеркивающим слабость и неразумность детей. Дети транслируют такие оценки взрослых. В связи с тем что рационализация - это защи¬та на уровне мышления, у детей она еще только форми¬руется. Нередко ребенку достаточно трудно трактовать свое поведение с помощью построения убедительных до-водов для оправдания неприемлемых желаний и дейст¬вий.
Формы замещения у детей, так же как и у взрослых, многообразны. Это - перенос действия с недоступного объекта на доступный, замена слова - действием, а дей¬ствия - словом. Кроме того, у детей можно наблюдать замещающую любовь, уход в мечту и фантазию, регрес¬сию - перевод поведения в ранние, низшие, детские формы.
Одним из важных механизмов детской защиты выступает сновидение. Сновидение позволяет выразить сложные чувства в образах и дает ему возможность их пережить, осуществив тем самым замещение реальных ситуаций. Мысль, которой человек наяву страшится или которую не способен додумать, приходит к нему во сне. При этом чем младше ребенок, тем чаще ситуация ему ясна без слов. Сновидение осуществляет возврат к не разрешенным ранее конфликтам. Повторяющиеся снови¬дения по принципу «последующего овладения» позволя¬ют справиться с теми ситуациями, которые, по мнению 3. Фрейда, первоначально подавили субъекта сильней¬шим возбуждением. Сновидения у детей - это также альтернативный путь реализации желаний, которые по¬давлены внешними многочисленными и внутренними препятствиями.
Еще один защитный механизм, сублимация, позволя¬ет ребенку после знакомства с нормами и требованиями общества найти приемлемые выходы для своих сексуаль¬ных и агрессивных инстинктов.
Таким образом, изучая особенности эмоционального реагирования, действие защитных механизмов, психолог может не толь¬ко глубже проникнуть в душевный мир детей и увидеть наяву, в ситуации «здесь и теперь», особенности психи¬ки ребенка, но и научить детей анализировать свои душевные проявления, осознавать волнующие их пси¬хологические проблемы. Психолог может помочь создать условия, освобождающие детей от постоянной тревож¬ности, от вызывающих напряженность внутренних конфликтов, с тем чтобы дети стали способными к принятию себя и к эффективному совладанию с труд¬ностями.
На первом этапе исследования был определен уровень тревожности с помощью диагностической методики Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо».
Полученные данные говорят о том, что довольно большое количество детей имеют высокий уровень тревожности. То есть фактически у каждого третьего ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, ребенок нуждается в це¬ленаправленной и планомерной психологической коррекции. Высокий уровень тревож¬ности отрицательно влияет на развитие ребенка и на результа¬тивность его деятельности. Поэтому необходимость коррекции уровня тревожности не вызывает сомнений.
На втором этапе с помощью рисунков и их интер¬претации ребенком проводилось изучение основных жиз¬ненных ситуаций, вызывающих у детей значимые пережи¬вания.
Для того чтобы причины нарушения душевного рав¬новесия у детей стали не только понятны заинтересован¬ным взрослым, но и приобрели для них конкретное со¬держание, мы попросили детей припомнить те сложные и травмировавшие их жизненные ситуации, которые ко¬гда-либо вызывали у них состояние напряжения и беспо¬койства, т.е. послужили источниками отрицательных пе¬реживаний. Приняв во внимание, что мышление у ре¬бенка более конкретно, чем у взрослого, мы попросили сначала такие ситуации нарисовать. Затем перед детьми поставили задачу дать названия этим рисункам и соста¬вить по ним рассказы. Анализ рисунков на тему «Непри¬ятные ситуации» позволил выделить наиболее характер¬ные из них: потеря, болезнь, смерть животного; травмы и опасные для жизни ситуации; Материальные утраты и нарушение покоя взрослых; напряженные отношения с родителями и другими членами семьи; болезнь и смерть близких людей; разные страхи; отношения со сверстниками; прочие напряженные ситуации.
Используя по сути метод прямого опроса были выявлены только те неприятные события, о кото¬рых дети сами захотели рассказать, - не боясь, не стесняясь и не испытывая при этом чувства вины.
Третьим этапом исследования эмоциональной сферы детей являлось изучение и коррекция их защитного поведе¬ния. При проведении коррекционной работы предпочтение было отдано игровой терапии, поскольку игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В работе была применена директивная игровая терапия.
У детей, прошедших курс директивной игровой терапии, уровень тревожности снизился с 60,78 % до 40,18 %. В качественной характеристике после коррекции у детей этой группы наблюдался средний уровень тревожности, в то время как до коррекции все показатели детей соответствовали высокому уровню.
К тому же дети этой группы показали некоторые из¬менения в поведении дома и в детском саду, а также и в меж¬личностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Эти дети стали более самостоя¬тельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее кап¬ризными и беспокойными, научились менее эмоционально вос¬принимать неудачи и не бояться новых видов деятельности. Они также научились налаживать отношения со сверстниками, вслед¬ствие чего у них появилось больше доверия к окружающим. У всех детей экспериментальной группы улучшилось самочувст¬вие, они стали меньше болеть, чаще ходить в детский сад.
Таким образом, игра для ребенка - это и одна из форм «само¬терапии», благодаря которой могут быть отреагированы различ¬ные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игро¬вой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные спо¬собы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, ка¬ким ее обычно считают взрослые.


Не нашли подходящую работу?

Отправьте заявку и уже через 10 минут наши авторы предложат написать работу качественно и по доступной для Вас цене!

ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Готовая работа: № 23812
2 500 руб.
37.0

Пользователь еще не разместил информацию о себе!

Настоящий магазин работает в автоматическом режиме. После оплаты работы, на указанный вами e-mail поступит ссылка на скачивание. При возникновении трудностей со скачиванием, отправьте заявку на vipnauka@bk.ru.
Условия приобретения готовых работ.

Похожие работы