• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2020
  • Оригинальность: 100 %

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………….5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ПОДРОСТКОВ ………………………………………8
1.1. Социально-психологическая адаптация как предмет психологического исследования 8
1.2. Изучение акцентуаций характера в психологии ………………………………………14
1.3. Психологические особенности подросткового возраста ……………………………….25
1.4. Выводы по главе 1…………………………………………………………………………31
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА ……………………………………………………….33
2.1. Методы и методики исследования ……………………………………………………….33
2.2. Результаты исследования социальной адаптации и акцентуаций в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………………35
2.3. Особенности социально-психологической адаптации подростков с акцентуациями характера ………………………………………………………………………………………..41
2.4. Выводы по главе 2…………………………………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………..52
РЕКОМЕНДАЦИИ ……………………………………………………………………………54
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………. 59


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключатся в том, что в период становления характера выпадает на подростковый возраст и так как в данном возрасте характер еще не сглажен социальными нормами и обусловлена проявлением негативных факторов в обществе и в его социальных институтах, которые существенно влияют на направленность и характер развития, поведения и деятельности конкретного человека, можно наблюдать акцентуации характера в ярком проявлении. Одно из таких проявлений это акцентуации характера или чрезмерная выраженность отдельных черт характера. Будучи крайним вариантом нормы, акцентуации характера не могут быть восприняты как клинический случай, но опасность заключается в том, что они являются предрасполагающим фактором для развития психических расстройств в подростковом возрасте. Например, таких как неврозы, психозы и патологическое нарушение поведения, что крайне замедляет социализацию подростка и препятствует его адаптаций в социуме. Так как многие из акцентуаций проявляются как аддиктивные поведенческие реакции у подростка. Правонарушения не приносят принятия общества, особенно взрослого окружения, и речь может идти об адаптации подростка только в таких же аддиктивных кругах, что угрожает его личностному и нравственному развитию. [10]
Акцентуации в тот же момент могут усугубить свои проявления, закрепиться и перерасти в клинический случай. Что потом усложняет процесс терапевтических работ. За этой проблемой стоит большая структура диагностики, так как важно быстро диагностировать тип акцентуации, ее силу и причину появления. Акцентуация нередко усложняет образ жизни, для своевременной помощи таким подросткам и исследуется данная тема и выводятся необходимые рекомендации для данных клиентов.В теме социально- психологической адаптации мы придерживались научных работ Георгиевский А.Б [8],в теме акцентуаций характера были взяты работы таких авторов как А.Е. Личко[] и К. Леонгарда[].
Цель данного исследования: изучение социально-психологической адаптации подростков с акцентуациями характера.
Задачи исследования:
1 Теоретически изучить проблему особенности психологической адаптации подростков с акцентуациями характера.
2 Исследовать особенность акцентуированных испытуемых, выявить количество испытуемых с наличием акцентуации, их распределение по типам.
3 Сравнительно изучить социально психологические особенности адаптации.
4 Сравнительно изучить особенности акцентуаций характера и социально психологическую адаптацию девочек и мальчиков.
5 Выявить связь между акцентуациями характера и социально психологической адаптацией.
6 Сформулировать выводы и рекомендации по полученным данным.
Гипотезы исследования:
1. Подростки с акцентуациями характера отличаются по характеристикам социально-психологической адаптации от неакцентуированных подростков.
2. Существуют гендерные различия в проявлениях акцентуации и особенностях социально-психологической адаптации подростков.
Методологическая основа исследования представлена теорией акцентуированных черт характера. Над данной теорией работал Карл Леонгард, который ввел данное понятие и первую типологию типов акцентуаций. П. Б. Ганнушкин, советский психиатр, так же занимался степенью выраженности характера, и особо указывал на важно изучения связи акцентуаций личности с ее адаптацией, с точки зрения наличия или отсутствия негативного влияния. [Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика П.Б. Ганнушкин, стр 46]
Актуальность акцентуированных черт в подростковом возрасте описал А. Е. Личко, подробно описав положительные и негативные стороны акцентуаций характера, как та или иная акцентуация влияет на адаптацию подростка.[Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии А.Е. Личко, стр 7]
В рамках исследования нами принимались во внимание возрастные периодизации, основы которых разработаны Л. С. Выготским [Детская психология Л. С. Выготский,стр 11], А. А. Реаном [А. А. Реан психология адаптации личности анализ. Теория. Практика, стр 17], Д. Б. Элькониным [Эльконин Д.Б. — «Избранные психологические труды», стр. 97], описанные ими ведущий вид деятельности и кризисы дополняют картину нестабильности психических свойств подростка.
Ж. Пиаже описал, что адаптация является не пассивным, а активным процессом, который уже с ранних лет человека выступает через процесс «ассимиляции и аккомодации», что это не что иное, как человеческая переработка реальности, производящаяся для адаптации к ней. [ Психология. Книга 2. Психология образования, стр 17]. Ряд психологов выдвинули адаптацию на новый уровень придав ей не только биологический характер но и психологическое свойство, например такие ученные как А.Б Георгиевский («социальные отношения») [Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций стр.26], Г. А. Балл («адаптация - движущая сила к развитию личности») [Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности стр.93.], В. Франкл («самотрансценденция») [Франкл В. «Воля к смыслу» стр. 34] и др.
Выборка исследования: 67 подростков, из которых 24 мальчика и 43 девочки. Средний возраст испытуемых 13,5 лет.
Методы и методики исследования: Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО); Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Использован статистический метод Коэффициент корреляции r Пирсона для обнаружение взаимосвязей между явлениями, а также t-критерий Стьюдента для выявления достоверности обнаруженных различий.
Научно-практическая значимость иследования заключается в том, что полученные в ходе исследования данные помогут в изучении и работе с акцентуированными подростками. Путем предупреждения и описания их нынешнего состояния, уберегут родителей от неправильных реакций на нынешнее поведение подростка. Позволят выдвинуть ряд рекомендаций для того или иного типа акцентуации, это позволит снизить напряжённый климат в семье и укрепит их взаимоотношения. Быстрый анализ и своевременная помощь не допустит суицидальные, аддиктивные и дезадаптивные проявления подростка.
Структура работы. Дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение, рекомендации, список использованной литературы включает 39 источников, 6 приложений. В работе 8 таблиц, 4 рисунка.
Во Введении представлены актуальность темы исследования, которые обусловлены проявлением негативных факторов в обществе и в его социальных институтах, влияющие на направленность и характер развития, поведение и деятельности конкретного человека. Так же представлены теоретические определения адаптации, акцентуации в подростковом возрасте при помощи исследования авторов.
В первой главе работы «Теоретическое исследование социально-психологической адаптации и акцентуации подростков» описано социально-психологическая адаптация как предмет психологического исследования, изучение акцентуаций характера в психологии, психологические особенности подросткового возраста.
Во второй главе работы «Эмпирическое исследование социальной адаптации подростков с акцентуациями характера» представлены данные исследования по двум методикам: Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО) и Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, а также результаты использования статистического метода коэффициент корреляции r Пирсона для обнаружение взаимосвязей между явлениями.
В заключении представлены, описаны теоретические и эмпирические данные проведенного исследования. В рекомендациях представлены способы и методы адаптации к проблеме акцентуированных подростков, даны рекомендации семьям с акцентуированными подростками, стратегии поведения и повышение коммуникативных и адаптивных навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше исследование было посвящено проблеме социально - психологической адаптации у подростков с акцентуациями характера. Цель исследования было изучение социально-психологической адаптации подростков с акцентуациями характера.
Поставленные нами задачи исследования были следующие: теоретический изучить проблему особенности психологической адаптации подростков с акцентуациями характера. Исследовать особенность акцентуированных испытуемых, выявить количество с наличием акцентуации и процент по типам, сравнительно изучить социально психологические особенности адаптации, сравнительно изучить особенности акцентуаций характера и социально психологическую адаптацию девочек и мальчиков,выявить связь между акцентуациями характера и социально психологической адаптацией при помощи корреляции Пирсона, выявить особенности социально психологической адаптации у испытуемым с разным типом акцентуации характера,сформулировать выводы и рекомендации по полученным данным.
Теоретический анализ показал, что лишь при приспособительном навыке личность может развиваться и добиваться поставленных перед собой целей. Адаптация подразумевает за собой налаживание межличностных связей, лишь при приспособительном навыке личность может развиваться и добиваться поставленных перед собой целей, при этом сохранять внутреннее равновесие. Так как психологическая адаптация не является полностью врождённой функцией, и лишь выполнение социальных требований личность приблизиться к полной адаптации.
Именно подростковый кризис способен замедлить этап адаптации или привести к дезадаптации - проявляется как конфликтное, асоциальное, и делинквентное, криминальное поведение.[34] И именно распространенный случай проявление первых признаков акцентированной личности в подростковом возрасте может повлиять на личность в целом.
Будучи крайним вариантом нормы, акцентуации, характера не могут быть восприняты как клинический случай, но опасность заключается в том, что они являются предрасполагающим фактором для развития психических расстройств в подростковом возрасте. С психологической точки зрения замедляют развитее личности и лишаются возможности на адаптацию в социуме, тем самым не развивая социальные и коммуникативные навыки. [13]
Проведённое экспериментальное исследование показало, что акцентуация характера поражают адаптацию ребенка в случае устоявшегося аффекта, с проявляем признаков психопатии, так как уровень испытуемых по шкале адаптация входит в приделы нормы, значит мы можем свидетельствовать лишь о признаках акцентуациях характера, следовательно результаты по тестированию акцентуаций характера обусловлены кризисным этапом подросткового возрастаи прослеживаются лишь в индивидуальных полученных данных, тогда как средним результатам всех испытуемых, все приделы типов акцентуаций не превышают порог допустимого.
В то время когда по всем шкалам тестирования комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию ,подростки набрали средние, высокие показатели которые свидетельствуют об отсутствие нарушений.
Так же мы обратились к статистическому анализу с целью установления сходства или различия между показателями испытуемых разделенных по гендеру. И выявили что гендерная принадлежность не способствует развитию особых психологических проявлений. Так как не по одной шкале не было выявлено значимых различий.
Так же был проведён статистический анализ взаимозависимых факторов способствующих изменения ряда приспособительных функций от типа акцентуаций и данная связь прослеживается в исследовании,то есть мы можем предполагать что с увеличением проявлений акцентуаций характера как причина следственная связь и подвергнуться изменению адаптивная функция подростков. Необходимо учитывать и наличие факторов из жизни подростка, которые, так же могут повлечь за собой дезадаптацию ребенка. Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование подтверждает выдвинутую нами ранее гипотезу, что подростки с акцентуациями характера отличаются по характеристикам социально психологической адаптации от не акцентуированных подростков.
На основании результатов исследования можем сформулировать ряд рекомендаций для психологов, педагогов и родителей. Выполнение, которых позволит оптимизировать социально психологическое развитие подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акцентуации характера личности [Просмотрено 23 апреля 2020]. Доступен в интернете:< http://www.grandars.ru/college/psihologiya/akcentuacii-haraktera.html>
2. Алексеева Е.А., Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуация характера: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. 2002, - 9 с.
3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности, 15.Х 1987, – 93 с.
4. Батарашев А.В. Темперамент и Характер психологическая диагностика, Москва. 2001,-73 с.
5. Большой психологический словарь. / Под ред. Мещеряков Б., Зинченко В., Олма-пресс.-2004.
6. Вольская О. В. Основы специальной педагогике психологии: учебное пособие изд. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014, -3 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. 1984,- 11 с.
8. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций Л.: Наука, 1989.с -27-30
9. Гульдан В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К., Подросток-наркоман и его окружение. // "Вопросы психологии" за 20 лет и связанный с нею словарь психологических терминов 1993. №2. С. 44−49.
10. Жаде З. А. Статься: Проблема идентичности в современных социальных теориях :Философия и общество, 2007.
11. Зеленая Л. В., Проблема адаптации в педагогической психологии. // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. Казань, 2016.
12. Зеленский В. В., Словарь аналитической психологии - М.,2008.
13. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология Учебник для вузов. 5-е изд. — СПб.: Питер. 2014,- 46 с.
14. Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. - Харьков: Райдер, 2013. [Просмотрено 25 апреля 2020]. Доступен в интернете:< https://psixologiya.org/vozrastnaya/sistema-vygotskogo/1979-65-pubertatnyj-vozrast.html>
15. Козлов Н.И., Черты личности. [Просмотрено 26 апреля 2020].Доступен в интернете :<https://www.psychologos.ru/articles/view/cherty-lichnosti>
16. Кортнева Ю.В. «Диагностика актуальной проблемы. Методика Леонгарда-Шмишека», Москва,2004.
17. Лактионова А.И. Социальная адаптация подростков. Изд. «Институт психологии РАН». Москва, 2017. – 36 с.
18. Леонгард К. Акцентуированные личности – Киев,1989 .с.7-28.
19. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.Медицина, 1983.с 3-29.
20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков// Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. с. 288-318.
21. Лукашевич В.В, Пронина Е.Н.Темперамент и динамика деятельности личности Характер: типы характеров. [Просмотрено 4 марта 2020]. Доступен в интернете:< http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook667/01/part-006.htm>
22. Маклаков А.Г.Общая психология , Питер, 2001.- 37 с.
23. Марцинковская Т.Д., Психология развития [Просмотрено 2 марта 2020]. Доступен в интернете:<https://psyera.ru/5040/periodizaciya-razvitiya>
24. Материалы V Международный научной конференции. — Казань: Бук, 2016.
25. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван, 1988.-13 с.
26. Немов Р. С., Психология. Книга 2. Психология образования «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997. -29 с.
27. Опросник Леонгарда-Шмишека (акцентуации характера),2014. [Просмотрено 4 марта 2020]. Доступен в интернете:< https://psychojournal.ru/tests_online/119-oprosnik-shmisheka-akcentuacii-haraktera.html>
28. П. Б. Ганнушкин. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. М. «Север», 1933. // Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — Н.Новгород; Изд-во НГМД, 1998. - 128 с.
29. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / [пер. с фр.]. - М. Просвещение, 1969.
30. Реан А. А., Кудашев А. Р.,Баранов А. А. Психология адаптации личности анализ. Теория. Практика-М.,2006.С. 37- 48
31. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти М.: АСТ, 2015. С- 283
32. Российская академия наук. Институт психологии Личность и бытие: субъектный подход. Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского / Под ред. А.Л. Журавлев В.В. Знаков З.И. Рябикина.- 2008. С- 212
33. Рустановнч А. В., Шамрей В. К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках. — СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2006. — С. 167. — 211
34. Сластёнин В.А., Каширин В.П. Дезадаптированность, как результат дезадаптации, выступает альтернативой адаптированности,2011. [Просмотрено 2 марта 2020]. Доступен в интернете:< https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=2824>
35. Франкл В. «Воля к смыслу» Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», Москва 2018. с.30-34.
36. Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии – М: Экзамен, 2009 г.
37. Шолохова М.А. «Биологическая адаптация», Московский государственный гуманитарный университет, 2015 г. – 1 с.
38. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. -100 с.
39. Эриксон Э.Г. Детство и общество. : СПб.: ИТД «Летний сад» 2000.-199 с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.