• Категория: Психология
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2020
  • Оригинальность: 87 %

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 .1 Социокультурное развитие детей дошкольного возраста
1.2 Определение понятия «социокультурная компетентность» в условиях дошкольного образования
2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Методы, средства и приёмы формирования социокультурной компетентности на базе практики детского сада «Солнышко» с.Борское
2.2 Анализ педагогического опыта по формированию социокультурной компетентности у детей дошкольного возраста на базе детского сада «Солнышко» с.Борское
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Структура дошкольного образования за последние несколько лет испытала значительные перемены, которые, большей частью, обусловлены ведением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Согласно представленным требованиям, в основных общеобразовательных программах дошкольного образования, к числу которых относятся «От рождения до школы», «Развитие», «Детство» и многие другие, была выделена образовательная область, присвоившая название «Социализация». Эта образовательная область направлена на получение ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, а также национальных традиций, формирование начал гражданственности, любви к своей семье и Родине как азы формирования самосознания ребенка.
Что касается серьёзности данного направления, то можно говорить, что она сформирована и отражена в социальном запросе общества. Дело в том, что дошкольный возраст является базой для формирования основ самосознания. При этом, в последнее время все более однозначно становиться проблема, связанная с ухудшением духовности и нравственности личности. Определённо, что современное общество нуждается в духовно-нравственно развитой личности, которая будет выделяться высокой силой и будет уметь хранить, уважать традиции и обычаи своего народа.
В результате, получается, что построенные за последние годы вариативные программы дошкольного образования построены на принципе культуросообразности, при этом осуществление текущего принципа планирует учет ценностей и традиций в духовно-нравственном и эмоциональном образовании.
Сам феномен «культура» является целью исследования различных наук, в том числе педагогики, философии, психологии и социологии. Во всех указанных науках понятие «культура» рассматривается как способ социализации личности.
Что затрагивает социальное развитие, то оно изучается как процесс, во время которого ребенком усваиваются ценности, традиции, культура общества, в котором этот ребенок живет.
В работах С.А. Козловой довольно полно раскрыты педагогические основы социального развития детей дошкольного возраста.
При всём том, что проблема социокультурного развития детей дошкольного возраста является достаточно реализованной, существует разногласия между требованиями к социокультурному развитию детей дошкольного возраста, которые постоянно увеличиваются, с одной стороны, и отсутствием четкого плана формирования социокультурной компетенции детей дошкольного возраста, с другой стороны.
Данное разногласие объясняет значимость выбранной темы исследования «Содержание и формы социокультурного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации».
Объект исследования – социокультурное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – содержание и формы социокультурного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования – изучить содержание и формы социокультурного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности социокультурного развития детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть подходы к определению понятия «социокультурная компетентность» в условиях дошкольного образования.
3. Рассмотреть методы, средства и приемы формирования социокультурной компетентности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основу данного направления «Социально-личностное развитие» составляет общение ребенка со взрослым и сверстниками, которое приобретает на каждом возрастном этапе определенные формы.
Более того, общение, а также разнообразные виды детской деятельности выступают в качестве главных условий присвоения ребенком дошкольного возраста нравственных, общечеловеческих ценностей, национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основы формирования его самосознания.
Социокультурное развитие детей дошкольного возраста может рассматривается как процесс становления и формирования характера ребенка, развития способностей ребенка с учетом имеющихся возможностей и задатков; овладения ребенком культурными средствами и культурными формами; усвоения ребенком ценностей, норм, установок и т.д.
Развить социокультурную компетентность у детей дошкольного возраста сможет педагог, имеющий профессиональную компетентность в сфере социокультурного развития детей и использующий различные методы, средства и приемы для формирования социокультурной компетентности.
Анализ проводимой работы в детском саду «Солнышко» с. Борское по формированию социокультурной компетентности у детей дошкольного возраста, показал, что в большей степени эта работа направлена на приобретение детьми дошкольного возраста опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на проявление способностей сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, а также на формирование адекватной самооценки.
Педагогам дошкольного учреждения создаются условия для приобщения детей их родителей к основным социокультурным ценностям, обеспечивается целостность эмоционального, познавательного, и нравственного развития детей дошкольного возраста. Педагоги способствуют созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении, и, конечно, повышают педагогическую культуру родителей. При этом осуществляемая работа в большей степени направлена на развитие социокультурных ценностей, а не на формирования социокультурной компетентности детей дошкольного возраста.
Все это говорит о необходимости разработки проекта по формированию социокультурной компетентности детей дошкольного возраста, в котором будут предусмотрено развитие и формирование всех компетентностей, входящих в структуру социокультурной компетентности.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:
1. Ахиезер А. Социокультурный словарь. URL: http://royallib.ru/book/ahiezer_a/sotsiokulturniy_slovar.html (дата обращения: 11.11.2016).
2. Гасанова Р.Х. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста: Монография. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2015. – 144 с.
3. Дошкольная педагогика С.А.Козлова, Т.А.Куликова. -15-е изд., перераб.
4. и доп.- Издательский центр «Академия», 2015г.
5. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 280 с.
6. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. —М.: ТЦ Сфера, 2016. — 161 с.
7. Кахнович С.В. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности // Педагогические науки. – 2016. - № 8. – С. 106-108.
8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2017. — 368 с.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Ред.-кол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая российская энциклопедия, 2015. – 528 с.
Дополнительные источники:

1. Андреев А.А. Знание или компетенции? / А.А. Андреев // Высшее образование в России. – 2005. – № 2. – С. 3-11.
2. Бабунова, Е.С. Социализация дошкольников в процессе этнокультурного образования / Е.С. Бабунова, Т.М. Бабунова, Л.В. Градусова и др. // Теоретико-методические аспекты социализации дошкольников: Коллективная монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – С. 86-118.
3. Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: Учебное пособие / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО “МПСИ”, 2011. – 176 с.
4. Большунова Н.Я. Социокультурное развитие детей с ограниченными возможностями как главный путь их реабилитации. URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-196048.html (дата обращения: 11.11.2013).
5. Викторов В.В. Культурология: Учебное пособие / В.В. Викторов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002. – 544 с.
6. Волошина В. П. Социокультурное развитие учащихся в учебном процессе на основе синтеза видов искусств: дис. ... канд. пед. наук. – Армавир, 2010. – 208 с.
7. Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: история и культура [Текст] / И.Ф. Галигузов. – Магнитогорск, 2000.
8. Дошкольное образование: Словарь терминов / Сост. Н.А. Виноградова, Н.А. Микляева, Ю.В. Микляева и др. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с.
9. Дубинина, Д.Н. Этнокультурное образование детей дошкольного возраста / Д.Н. Дубинина // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Материалы международной НП конференции. – М.: Изд-во «Том», 2007. – С. 126-129.
10. Канин Л.И. Амплификация образовательного процесса лицея как условие свободного социокультурного развития личности: дис. … канд. пед. наук. – М., 2001. – 209 с.
11. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. – 2010. - № 3. – С. 5-9.
12. Слукин С.В. Патриотизм в социокультурном развитии личности: дис. ... канд . филос. наук. – М., 2005. – 194 с.
13. Соколова Т.Б. Социокультурное развитие детей в условиях дополнительного образования // Вестник КемГУКИ. – 2012. № 20.
14. Суслова, Э.К. Теоретические основы приобщения детей шестого года жизни к культуре народов России посредством дидактической игры / Э.К. Суслова // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Материалы международной НПК, посвященной 135-летию МГПУ. – М.: Изд-во «Том», 2007. – С. 121-126.
15. Сыртланова Н.Ш. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования: Автореф. дис… канд. пед. наук / Н.Ш. Сыртланова. – Челябинск, 2008. – 25 с.
16. Федоскина О. В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2004. – 245 с.
17. Халупо О.И. Языковая культура и лингвокультурная компетенция // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 152–155.




Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.