• Категория: Психология
  • Вид работы: Курсовая работа
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 60 %

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 2
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 6
1.1. Содержание, структурные компоненты и критерии родительской компетентности. 6
1.2. Подходы к изучению и развитию родительской компетентности. 11
Выводы по первой главе. 15
    2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ.. 16
2.1.  Исследование уровня педагогической компетентности взрослых. 16
2.2. Диагностика отношения к ребенку. 19
2.3. Результаты исследования. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 28
ВВЕДЕНИЕ
Концепция модернизации российского образования до 2020 года подчеркивает особую роль семьи в решении задач воспитания детей. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов: М.О. Ермихиной, Т.М. Мишиной, В.М. Воловика, А.М. Захарова, А.С. Спиваковской, И.М. Марковской, и др. Авторы отмечают, что именно высокий уровень компетентности родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей.
Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, А.С. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.
Актуальность проблемы, ее психолого-педагогическая значимость в теоретическом и практическом значении обусловили потребность в поиске новых современных технологий в данной области. 8198
Компетентность родителей является основой гармоничного психологического развития ребенка в семье. Именно в семье происходит первичная социализация личности ребенка. По словам А. Бандуры:  «Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества». Неполноценность первичной социализации в семье создает проблему нарушенного, неадаптивного и неадекватного социального функционирования ребенка сначала в детском саду, далее в школе, а затем и в обществе в целом.
Изучая понятие родительской компетентности в разных источниках, мы натолкнулись на факт существования большого противоречия, как в понимании родительской компетентности, так и в путях ее формирования.
Под понятием родительской компетентности понимают:
— «знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности родителя», — писала Талызина Н.Ф.;
— «интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей», — писала  Тряпицина, А. П.;
— «возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом», — писала Кормушина Н.Г.;
— «наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка», — писала Мизина Н.Н.: «Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться», — писала Овчарова Р.В.
Родительская компетентность очень важная часть самореализации взрослого человека.
«Компетентность – это обладание основательными знаниями в какой-либо области», — писали  Ожегов и Ушаков.
Анализ научных исследований у таких, как Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, В.П. Дуброва, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, В.К. Котырло, Т.А. Куликова, С.Л. Ладывир, Т.А. Маркова, Н.М. Метенова, Л.Ф. Островская, А.А. Петрикевич, Л.Г. Петряевская и др., показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей. Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требуют совершенствования содержания, форм и методов психолого-педагогического сопровождения семьи, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане, а также могли бы способствовать становлению родительской компетентности.
Цель работы: изучение выраженности родительской компетентности в ее связи с отношением к ребенку.
Задачи:
  1. Изучить содержание, структурные компоненты и критерии родительской компетентности
  2. Обосновать актуальность проблемы психолого-педагогической компетентности родителей.
  3. Осуществить анализ исследований педагогической компетентности родителей.
  4. Исследовать связь между отношением к ребенку и родительской компетентностью
  5. Объект исследования – педагогическая компетентность родителей.
Предмет исследования – взаимосвязь родительской компетентности с отношением к ребенку
Гипотеза: эффективному повышению уровня родительской компетентности у взрослых будет способствовать изменение отношения к ребенку.
Экспериментальная выборка: 2 группы по 7 человек. Первая группа – 7 взрослых, которые уже имеют детей, вторая – 7 взрослых, которые не имеют детей.
Теоретическая основа: Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов: М.О. Ермихиной, Т.М. Мишиной, В.М. Воловика, А.М. Захарова, А.С. Спиваковской, И.М. Марковской, и др., и зарубежных исследователей: А.Адлера, К. Роджерса,  В. Сатир, Ф. Райса,  Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юцтискиса, и др. Они отмечают, что именно высокий уровень компетентности родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей.
Методы исследования:
  1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития родительской компетентности.
  2. Тест-опросник А.Я. Варги, В.В. Столина «Родительское отношение к детям».
  3. Методика Р.В. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»
  4. «Диагностика родительской любви и симпатии» Е.В. Милюковой
  5. Методика «Неоконченные ситуации» А.М. Щетинина.
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Степень разработанности проблемы родительской компетентности в психологии все еще очень низка. Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы изучали еще З. Фрейд, К. Хорни. В последние десятилетия проблема рассматривалась отечественными психологами А.А. Бодалёвым, М.О. Ермихиной, Р.В. Овчаровой, В.В. Столиным, Г.Г. Филипповой, И. Ю. Хамитовой и др.
Анализируя содержание дефиниции «родительская компетентность», охарактеризуем подробнее рассматриваемый отечественными психологами М.О. Ермихиной, Р.В. Овчаро- вой и др. феномен «родительства» как интегральное психологическое образование личности [2, 3].
Однако недостаточно изучены и до конца не систематизированы факторы его формирования, практически не разработаны также способы целенаправленного формирования осознанного родительства. По определению Р.В. Овчаровой, родительство – социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы родительство включает в себя родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания.
С целью повышения уровня компетентности родителей требуется создание условия их погружения в работу при активном участии на своем мотивированном, осознанном, методически корректно организуемом уровне. К общенаучным подходам, составляющим методологическую базу исследования, и определяющим сущность организации компетентного взаимодействия представителей школы и семьи.
Базой исследования послужила МДОУ №112 г. Ижевска.
Экспериментальная выборка: 2 группы по 7 человек.
Первая группа – 7 взрослых, которые уже имеют детей, вторая – 7 взрослых, которые не имеют детей. Условно их назовем Группа 1 и Группа 2.
С целью выявления связи родительской компетентности с отношением к ребенку были проведено тестирование.
Диагностика родительской компетентности определялась по следующим методикам:
  1. Методика Р.В. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»
  2. «Диагностика родительской любви и симпатии» Е.В. Милюковой
  3. Методика «Неоконченные ситуации» А.М. Щетинина
Диагностика отношения к ребенку проводилась по тест-опроснику А.Я. Варги, В.В. Столина «Родительское отношение к детям».
Результаты опросов испытуемых, не имеющих детей, показывают, что ответы часто более абстрактны и находятся в плоскости «радужных» представлений об общении с ребенком и проявлениях ребенка как личности. Хотя данная поставка вопроса является спорной – в группе 2 нет детей.
В группе испытуемых имеющих детей, ответы более приземленные и свидетельствуют о более осмысленном подходе к оценке своих компетенций относительно отношений с детьми.
Таким образом, мы приходим к выводу, что имеется связь между родительской компетенцией и отношением к ребенку.


СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с
  2. Буре Р.С. Современные проблемы социального становления личности дошкольника. Монография. — М., 2009.
  3. Городская программа «Московская семья – компетентные родители». Составители Е.П.Арнаутова, К.Ю.Белая. – М., 2007.
  4. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учебное пособие. — Минск, 1997.
  5. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников: Монография./О.Л. Зверева. – М., 2011.
  6. Кормушина, Н.Г. Психолого-педагогическая коррекция экзистенциальных страхов у старших подростков. Дисс. канд. психол. наук. Саратов, 2011. – 197 с.
  7. Мизина, Н.Н. Осуществление психологической поддержки родителей подростков с асоциальным поведением в деятельности практического психолога / Личность XXI века: теория и практика. Сборник научных трудов. – Ставрополь, 2004. – С. 37–40
  8. Минина, А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников / Дискуссия. – Январь. — 2014. — №1 (42) – С.131-137.
  9. Минина, А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. — 2013. — № 2 (28). — С. 93-98.
  10. Минина, А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Теория и практика общественного развития. – 2014. — № 13. – С.100-104.
  11. Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства. – М.: Академия, 2005. – 368 с., Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.– 496 с
  12. Талызина, Н.Ф. Вопросы профессиональной компетентности учителя. – М.: Проспект. – 2009. – 214c
  13. Тряпицина, А. П. Новая школа и новый учитель / А. П. Тряпицина // Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 3. – c. 23–29
  14. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. — Тула, 2008.
 ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
 Тест-опросник родительского отношения к детям  (А. Я. Варга, В. В. Столин)


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.