• Категория: Психология
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2016
  • Оригинальность: 72 %

Работа содержит: диплом, доклад, презентацию.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6

1.1 Интеллект, понятие и особенности исследования. 6

1.2 Теоретическое исследование понятия оценки эффективности профессиональной деятельности менеджера. 12
Выводы по главе 1. 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ  ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ТУРАГЕНТСТ. 24
2.1 Организация и база исследования. 24
2.2 Методы исследования. 25
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА   32
3.1 Исследование особенностей интеллекта менеджеров турагентства. 32
3.2 Техники и технологии развития  интеллекта. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 46
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 51
ВВЕДЕНИЕ
Туристическая деятельность, пережила период хаотического развития, переходит к этапу формирования. В целом, можно говорить о появлении российского туристического рынка в сфере проявления экономических отношений между производителями (туроператоры), турагентов и потребителей туристических услуг (туристов).
Туристическая деятельность характеризуется сложной структурой деловых отношений. В то же время, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере туризма должно иметь дальнейшее развитие, с учетом существующих проблем в регулировании этих отношений.
Индустрия туризма является сложной межотраслевой для производства товаров и услуг в сфере туризма. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, мировой экспорт товаров и услуг в туризме с 1998 года, занимает первое место, превысив уровень  автомобильной промышленности, производства химических продуктов, продуктов питания.
В последние десятилетия, в среднем темпы роста туризма составили семь процентов в год, что значительно выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Доля России в мировом туристическом рынке, также, постоянно растет. Число посетителей в нашей стране иностранных гостей в конце 2015 года увеличился на 1,5% до 22,9 млн. Тем не менее, по оценке ВТО, потенциал России, позволяют принимать до 40 млн.
Современная жизнь требует от каждого человека максимальной личной отдачи вне зависимости от сферы его профессиональной деятельности. Повышение требований, которые предъявляются как к обществу в целом, так и к составляющим его субъектам, делает проблему успеха актуальной для всех. Как следствие, в науке обострился интерес к вопросам содействия успеху человека во всех сферах его жизнедеятельности и, в первую очередь, в сфере его профессиональной карьеры.
Особое место в изучении профессиональной деятельности специалистов занимает исследование психологических детерминант деятельности.
Это обусловлено тем, что при равных внешних условиях люди с разной успешностью овладевают профессией, с разной успешностью справляются со своими профессиональными задачами. Так, К.М. Гуревич пишет: «Каждый человек в принципе может овладеть любой профессией (или почти любой), но все дело в том, сколько на это потребуется сил и времени». Так, в интересах отдельного человека, организации и государства при профессиональном самоопределении, отборе и построении профессиональной карьеры учитывать различные психологические характеристики [4]. При этом важно учитывать тот факт, что в современном обществе имеет место тенденция ко все более узкой специализации трудовой деятельности. В рамках одной профессии появляются все большее количество специальностей. В свою очередь, специалисты одной специальности работают в разных организациях. Поэтому психологические факторы профессиональной успешности все более конкретизируются, приобретая специфические особенности в рамкам различных должностей.
Актуальность настоящей работы определяется тем, что в  последнее время профессиональных и психологических кругах поднимается вопрос профессиональных компетентностей менеджера. Эта проблема стоит достаточно остро, поскольку в современном обществе искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона — несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена.
Объект исследования: профессиональная деятельность менеджера.
Предмет: эмоциональный интеллект, как фактор эффективности профессиональной деятельности менеджера.
Цель исследования: выявить взаимосвязь особенностей интеллекта менеджера с эффективностью его профессиональной деятельности.
Задачи исследования:

  1. рассмотреть сущность понятия «интеллект» в научной литературе
  2. изучить аспекты эффективности профессиональной деятельности менеджера
  3. провести эмпирическое исследование по определению особенностей интеллекта и эффективности деятельности менеджера
  4. проанализировать результаты эмпирического исследование с позиции выявления влияния особенностей интеллекта на профессиональную деятельность менеджера
Гипотеза: особенности интеллекта оказывают влияние на эффективность  профессиональной деятельности менеджеров турагенств, а именно, чем выше показатели эмоционального интеллекта, тем эффективнее деятельность менеджера
Практическая значимость результатов: результаты исследования могут быть применены в современной профессиональной деятельности. материалы применимы в качестве научно-методического обеспечения проектирования исследовательской деятельности менеджеров в повседневной практике; экспериментальные материалы могут быть использованы для организации проектной, исследовательской деятельности сотрудников, в системе повышения квалификации менеджеров.
Методы исследования:
  1. Исследование теоретической литературы
  2. Экспериментальное эмпирическое исследование
  3. Анализ результатов эксперимента
  4. Методы обработки и интерпретации данных: методы математической статистики коэффициентов корреляции по критерию Пирсона.
  5. Метод тестирования.
  6. Наблюдение, опрос.
  7. Тест струк­туры интеллекта Амтхауэра.
  8. Опросник ЭмИн Д.В Люсина.
  9. Методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «интеллект» в психологической лите­ратуре имеет, по меньшей мере, три значения.
  1. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.
  2. Система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления).
  3. Способность к решению проблем без внеш­них проб и ошибок (в уме), противоположная спо­собности к интуитивному познанию.
Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реально­сти, по мнению В.Н.Дружинина, является его функция в регуляции поведения. Когда говорят об интеллекте как некоторой способности, то в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных.
Типичными вариантами многомерной модели, в которой предполагается множе­ство первичных интеллектуальных факторов, являются модели Дж. Гил­форда (априорная), Л. Терстоуна (апостериорная) и, из отечественных авторов, — В. Д. Шадрикова (априорная). Эти модели можно назвать пространственными, одноуровневыми, поскольку каждый фактор может интерпретироваться в каче­стве одного из независимых измерений факторного пространства.
Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении. В  отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.
Теоретический обзор литературы позволил обосновать определение  интеллекта менеджеров, раскрыть его роль в достижении вершин профессионализма, акмеологическом развитии личности менеджера, определить эмпирические референты его исследования у менеджеров турагентства.
Подводя итог, следует сказать, что корреляционный анализ взаимосвязи особенностей интеллекта и результативности деятельности менеджеров выявил положительную связь между явлениями.
Сильные связи выявлены для испытуемых отличающихся высокой эффективностью профессиональной деятельности. Это испытуемые 2, 5,6.
Для остальных, диапазон показателей корреляции находится не значимых показателей. Таким образом, следует сказать, что уровень интеллекта менеджера влияет на его результативность, что подтверждает гипотезу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Авдейчев А.А., Резинкина Ю.С. Особенности личности руководителя и эффективность его нрофессиональной деятельности // Прикладная психология. 2010. № 6. С. 94-96.
  • Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 2010. №1.С. 15-21.
  • Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. -М.: ПБОЮЛ Грачев СМ., 2000.
  • Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 2013.
  • Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2013. № 5. С. 57 — 65.
  • Андреева И. Н. Черты темперамента как биологические предпосылки эмоционального интеллекта // Наука i освiта, 2013. — № 8-9. — С. 4-8.
  • Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2014. № 3. С. 78 — 86.
  • Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. №5.
  • Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26-27 ноября 2014 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2014. С. 22-26.
  • Андреева И.Н. Способности эмоционального интеллекта: гендерные различия // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы международной научно-практической конференции, 13-14 апреля 2013 года, г. Санкт-Петербург.: СПбИУиП — Ч.1- СПб, 2013. — С.12-15.
  • Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к “исчезновению”? // Психологический журнал. Минск, 2014. — №1.- С. 28-32.
  • Андреева И.Н.. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта // Психологический журнал. — 2008. — №1. — С.39-43.
  • Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. М., 1964., С. 172.
  • Астахова В.С. Идеальный руководитель: харизма или «эмоциональный интеллект»? Фестиваль науки в РУДН: Сборник работ студентов и аспирантов факультета гуманитарных и социальных наук РУДН/ Под. ред. Н.П. Нарбута. — М.: РУДН, 2012.
  • Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 91-96.
  • Бандурка A.M., Бочарова СП., Землянская Е.В. // Психология управления. — Харьков, 1998.
  • Баранчеев С.В. Качество ротации состава менеджеров как фактор конкурентоспособности организации. [Электронный ресурс]. URL: <http://www.rhr.ru/index/sovet/missija/11333,0.html> (дата обращения: 18.03.2010).
  • Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. Издательство: Социум, 2012.
  • Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Вестник ЮУрГУ, № 42, 2012. С. 4-10.
  • Березовская Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников / / Когнитивная психология: сб.СТ. / Под ред. АЛ. Лобанова, НЛ. Радчиковой. Мн.: БГПУ, 2014. С. 16-20
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. А.Грузберга. М.: Эксмо, 2013.
  • Борисова Е.А. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 112-130.
  • Брайан Т. Кэмпбелл Ф. Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси. 2012.
  • Вайсбах X., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998.
  • Васильева Ю.В., Парахина В.Н., Ушвицкий Л.И. Теория управления: учебник// 2-е изд., доп.-М.: Финансы и статистика, 2013.
  • Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
  • Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарика, 1998.
  • Выскочил Н. А. Детерминанты уровня эмоционального интеллекта. Социальная психология и коррекционная педагогика // Казанский педагогический журнал. 2012, № 11-12.
  • Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта, Изд.: Вильямс, 2013.
  • Гиту Орме. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. — М.: «КСП+», 2003.
  • Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976.
  • Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности менеджера // Вопросы психологии. 1975. №1. С. 100-111.
  • Гоулман Д. Лидерство, приносящее результаты // С чего начинается лидер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2014.
  • Гоулман Д. С чего начинается лидер // С чего начинается лидер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2014.
  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Пер. С англ. Исаева А. -М.: АСТ, 2008.
  • Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
  • Гоффи Р., Джонс Г. Как стать признанным лидером (2000) //С чего начинается лидер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2014.
  • Гроув Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.
  • Деркач A.A., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: Луч, 1995.-213 с.
  • Деркач A.A., Старовойтенко Е.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: Луч, 1993. 131 с.
  • Дильтей В. Введение в науки о духе //Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 108-135., Бергсон А. Творческая эволюция. — СПб. 1914.
  • Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология.-М.: Инфра-М, 2014.
  • Дрогобыцкий А. И. Эмоциональный интеллект современного менеджера // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. № 2. 2013.
  • Друкер П. Энциклопедия менеджмента. Пер. с англ. Чернявская О.Л.-М.: Вильямс, 2014.
  • Завалишина Н.Д. Профессионализация в контексте жизни человека. // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы; тезисы докл. Научной конференции института психологии РАН. Москва, 1997.
  • Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. 400с.
  • Кобелева О.В. Психолого-акмеологические факторы формирования жизненных ценностей руководителя. Автореф.канд. дисс., М., 1998. -15с.
  • Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике // Л.С. Выготский и современность / Под ред. Минск, 1996. Т. 1. С. 25–29.
  • Кривенко В.А. Опора на витагенный опыт школьников как средство развития познавательного интереса. Екатеринбург, 2002.
  • Кричевский P.JI. Если Вы руководитель . Элементы психологии и менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993. 162с.
  • Слепкова В.И., Liet T. De Vries-ИСervilet. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. С. 130–137.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Тест Амтхауэра


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.