• Категория: Психология управления

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика социально-психологического явления совместимости 7

1.1 Основные подходы к изучению групповой совместимости в психологии 7

1.2 Особенности проявления совместимости в организации 20

2. Исследование внутригрупповой совместимости сотрудников туристического агентства 36

2.1 Замысел и методы получения информации 36

2.2 Обработка и интерпретация данных 47

Заключение 51

Список литературы 54

Введение

Актуальность исследования. Проблема изучения психологических факторов, влияющих на положение работника в трудовом коллективе имеет солидную традицию ее исследования, которая опирается на понимание группы прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и отношения человека к труду.

Они являются одним из определяющих признаков характера труда. Внешнее проявление отношения человека к труду проявляется в его трудовом поведении. В свою очередь характер трудового поведения работника и его отношения к труду определяет множество взаимосвязанных психологических факторов, изменяя которые можно влиять на трудовое поведение индивида, а следовательно и на качество его работы.

Наиболее значимым фактором, который характеризует любую группу, является возникновение феномена совместимости, т.е. прочности отношений, единства, устойчивости межличностных взаимоотношений, стремлении её участников остаться в рамках группы, сохранить её. В ходе взаимодействия члены группы вырабатывают и устанавливают нормы, правила поведения, стандарты, это происходит в результате включения их в совместную деятельность. Задача определения психологической совместимости имеет огромное прикладное значение. Человек – существо социальное и жить отдельно от себе подобных в принципе не может.

Поэтому психологическая совместимость важнейшее условие успешной жизнедеятельности. От этого зависит все: и материальное положение, и моральное состояние, и карьера, и личное счастье, и здоровье, а в экстремальных ситуациях и жизнь. Поэтому умение определять психологическую совместимость – жизненная необходимость.

Важнейшим условием эффективной работы руководителя является создание хорошо подобранного коллектива сторонников и партнеров, способных осознать и реализовать идеи и замыслы руководителя. Коллектив сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей, если он хорошо организован, информирован, дисциплинирован, сплочен и активен. В сплоченной группе складываются специфические отношения, определяемые ценностями участников группы, их мировоззренческими компонентами, наличием сложившихся поведенческих стратегий. Это в совокупности даёт особую атмосферу взаимоотношений, которая тем более гармонична, чем больше согласия члены группы находят в ценностно-мировоззренческом аппарате друг друга. Построить такой коллектив, при отсутствии психологической совместимости проблематично. Хотя понятие используется в психологической, а особенно часто — в популярной околопсихологической литературе, до настоящего времени общей теории психологической совместимости не создано. Тем не менее, исследования в этом направлении ведутся. Известны опросник межличностной совместимости Т. Лири, трёхфакторная гипотеза психологической совместимости У. Шутца (а также созданный на её основе опросник FIRO-B), гипотеза Г. Ю. Айзенка о совместимости темпераментов, гипотеза Акоффа и Эмери о совместимости установок, методика ДМО (диагностика межличностных отношений) Л. Н. Собчик и др.

Попыткой создать такую теорию можно было бы назвать соционику (а конкретно — теорию интертипных отношений), однако в ряде критических статей отмечаются её методологические недостатки. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность сотрудников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Поэтому тема данной дипломной работы является актуальной.

Цель дипломной работы: изучение психологических факторов, влияющих на положение работника в трудовом коллективе.

Практическая значимость: разработаны рекомендации для эффективности групповой деятельности и психологической совместимости членов малой группы.

Задачи:

1. Изучить теоретическую литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть малую группу как объект изучения в социальной психологии.

3. Рассмотреть особенности психологических факторов в группе.

4. Эмпирическим путем изучить психологические факторы, влияющие на положение работника в трудовом коллективе

5. Составить рекомендации по оптимизации совместимости коллектива.

Объект исследования: совместимость персонала.

Предмет: особенности психологической совместимости персонала туристического агентства.

Гипотеза: психологическая совместимость персонала отличается высокими показателями гипертимности и социальной эмоциональности, причем эта совместимость прямо связана с эффективностью деятельности персонала.

База исследования: коллектив туристического агентства Санрайс Тур– 10 человек.

Методики исследования: 1) Опросник структуры темперамента В.М. Русалова; 2) Леонгарда-Шмишека 3) Количественный анализ показателей эффективности. Исследованию психологических факторов, влияющих на положение работника в трудовом коллективе, посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей: Г.Лебона, К.Левина, Г.Тарда, Г.М.Андреевой, Е.М.Дубовской, Р.Л.Кричевского, Б.Я.Парыгина.

Дипломная работа состоит из введения, заключения, двух глав, списка литературы, состоящего из 34 источников. Первая глава включает 2 параграфа, в которых рассматриваются теоретические вопросы исследования совместимости сотрудников в профессиональных коллективах. Вторая глава, также содержит два параграфа, в который эмпирически изучаются вопросы совместимости сотрудников.

Заключение

Итак, психологическая и поведенческая общность членов малой группы, выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма.

При этом не менее важно определить индивидуально-психологические качества личности, её реальное состояние и возможности, степень конфликтности и коммуникабельности. Разумеется, серьёзные исследования человеческой психики требуют сложного и многоаспектного анализа, использования разнообразного набора конкретных методик. Сплоченность в группе возникает в том случае, если ее состав интегрирован наилучшим образом, и в нем достигнута особая степень развития отношений, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью.

Таким образом, главной детерминантой образования группы выступает совместная деятельность. Она является не только внешним заданным условием существования данной группы, но и внутренним основанием ее существования. Мы предположили, что психологическая совместимость персонала отличается высокими показателями гипертимности и социальной эмоциональности, причем эта совместимость прямо связана с эффективностью деятельности персонала. Для подтверждения данной гипотезы было проведено исследование, направленное на изучение совместимости персонала через высокие показатели социальной эмоциональности и гипертимности, в рабочем коллективе туристического агентства «Санрайс Тур».

По итогам нашего исследования, были сделаны следующие выводы: выявлена взаимосвязь высоких показателей социальной эмоциональности и гипертимности, определена зависимость совместимости, отличающейся высокими показателями социальной эмоциональности и гипертимности с эффективностью работы персонала, что и подтвердило выдвинутую гипотезу.

Список литературы

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с. ISBN 5-7567-0138-9

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога – М.: 2012 г. ISBN 978-5-699-3846.

3. Багрецов С.А., Львов В.М., Наумов В.В., Оганян К.М. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп / Под ред. С.А. Багрецова. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. – 640 с. ISBN 5-8114-0169-8

4. Вир С. Наука управлять. (Пер. с англ.). — М: Энергия, 1971.

5. А. Л. Свенцицкий Краткий психологический словарь — хрестоматия. — Издательства: Проспект, ТК Велби, 2007 г, 512 стр. ISBN 978-5-482-01620-6

6. Давыдов B.M., Ладанов И.Д. Психологическая совместимость в трудовых коллективах. — М: АНХ при с м СССР, 1987.

7. Журавлев А.Л., Фролова Н.П. Управленческое взаимодействие в бригадах с разным типом совместной деятельности. Cоциально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. – М.: ИП АНСССР, 1987. – 157с.

8. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. — М.: Профиздат, 1984

9. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова.- Л.: Лениздат, 1987. - 143 с.

10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 2011. – 203 с. ISBN 5-7567-0159-1.

11. Кузич С.А. Основные направления исследования феномена психологической совместимости личности и малой группы// Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2004. № 1. С. 28-30.

12. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. - М.: Издательство «Корпоративные стратегии», 2004, - 496 ISBN: 5-98578-001-5.

13. Леонов А.А., Лебедев В.И. К проблеме психологической совместимости в межпланетном полете. Вопросы философии, 1972,

14. № 9, с. 18.

15. Леонтьев А.Н. Психологическая теория деятельности / Избранные психологические произведения. – М., 1984. – 148 с.

16. Малых С.Б., Кутузова Д.А. Cтресс.// Вестник практической психологии образования. - № 1. – 2013.- С. 28-33

17. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. — 1981. — № 6.

18. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев,2010 

19. Общая психодиагностика. /Под. ред. Бодалева А.А., Столина В.В., М: МГУ 1984.

20. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения./Под ред. В.А. Ядова.- Л.: Наука, 2014. ISBN 5-11-001480-9.

21. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллек¬тива, Учебное пособие для студентов пед. институтов, М.: Просвещение, 1978. – 642 с. 22. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984. - 174с. 23. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с. . ISBN 978-5-9292-0141-7 24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., “Владос”, 2006, ISBN 5-691-00182-5 25. Свенцицкий А. Л. Социальная психология –м.: ТК Велби, Проспект, 2009 г. - 336 стр. ISBN 978-5-3920-0583-3 26. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003 г. – 400 с. ISBN 5-279-02409-0. 27. Сетров М. И. Организация биосистем. — Л., 1971-.—213 с. 28. Трунов Д.Г. Профессиональные деформации. // Психологическая газета. - № 1. – 2008. – С.12-13 29. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. Коллектив и личность. – М., Наука, 1975. – 184 с. 30. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005 г.-320с. ISBN 5-85971-101-8 31. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. - М.: Педагогика, 1982 г – 184 с. 32. Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий: Учеб. пособие для вузов /Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.П.. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005 ISBN: 5-222-06824-2. 33. Шепель В.М. Управленческая психология. - М.: Экономика, 1984. 34. Эльконин Д.Б. Психология игры. второе издание – М.: Педагогика, 1999. 5-691-00256-2.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.