• Категория: Психология управления
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2014

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 8

1.1. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания. 8

1.2      Симптомы эмоционального выгорания. 18

1.3. Эмоциональное выгорание как стресс. 20

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕНЕДЖЕРОВ НИЗШЕГО ЗВЕНА.. 31

2.1. Методология и организация исследования. 31

2.2 Результаты исследовании и их интерпретация. 47

3.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ.. 57

3.1 Рекомендации по совершенствованию кадровой политики банка. 57

3.2  Рекомендации по профилактике эмоционального сгорания сотрудников банка. 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 81

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 84

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.

В последние десятилетия особенно возросло значение психологического изучения различных аспектов трудовой деятельности.

Взаимоотношения психологии и труда, как социально-экономического процесса преобразования окружающего мира, строятся на основе положений, определяющих направленность психологической науки в обеспечении трудовой практики.

Психология труда в своих исследованиях преследует следующие цели:

Стремление не только облегчить труд человека, но и сделать его эффективным, надежным, безопасным, созидательным, приносящим удовлетворение от самого процесса и результата;

Отражение значительных индивидуальных особенностей, различий, свойственных каждому человеку и проявляемых опосредованно в труде, значительной изменчивости состояния психики, особенно под влиянием факторов труда.

Выбор профессии - один из самых важных выборов в жизни человека, ведь то, насколько профессия будет соответствовать способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия - в значительной мере будет определять качество его жизни.

Работа менеджеров низшего звена, работающих в банковской сфере сопряжена с высокими психоэмоциональными нагрузками, которые в конечном итоге приводят к профессиональной деформации личности. Одним из проявлений деформации является профессиональное сгорание.

По мнению автора методики (В. В. Бойко)[1], эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Синдром эмоционального сгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью специалиста социальной сферы, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению социальным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Многие работники социальной сферы отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Объект исследования:  синдром эмоционального сгорания.

Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания менеджеров низшего звена.

Цель исследования: выявить особенности эмоционального сгорания менеджеров низшего звена банка и разработать практические рекомендации по профилактике проявлений синдрома профессионального выгорания среди сотрудников банка.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2.  Исследовать особенности эмоционального сгорания банковских сотрудников в зависимости от опыта работы.

3. Проанализировать личностные качества сотрудников банка в зависимости от занимаемой должности

4. Провести сравнительный анализ особенностей эмоционального сгорания банковских сотрудников в зависимости от уровня занимаемой должности в управленческой иерархии и разработать рекомендации по профилактике профессиональных стрессов.

Гипотеза исследования: Предполагается, что в отличие от менеджеров высшего звена управления банком, СЭВ менеджеров низшего звена имеет свои особенности и отличается следующим:

  • в виду специфики профессиональной деятельности, менеджеры низшего звена менее подвергнуты эмоциональным переживаниям и стрессовым ситуациям, в связи с чем уровень СЭВ менеджеров будет ниже, нежели у менеджеров высшего звена. Характерной фазой проявления синдрома эмоционального выгорания в группе менеджеров высшего звена будет Истощение. Групповой отличительной чертой проявления СЭВ в группе менеджеров низшего звена будет Резистенция с доминированием фактора расширения сферы экономии эмоций.

Практическая значимость результатов исследования

Во время работы банковский сотрудник находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с выполнением должностных обязанностей, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, непостоянство возрастного состава клиентов и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию».[2]. в связи с этим, результаты исследования особенностей эмоционального выгорания менеджеров низшего звена могут значительно объективнее строить систему управления персоналом в банке.

Методологической основой проводимого нами исследования послужили положения приведенные в работах Аминова Н.А.,  Бойко В.В., Маслач К., Мильруд Р.П., Митиной Л. М., Рогова Е.Н., Собчик Л.Н. и др. Изучению проблемы эмоционального выгорания посвящены работы таких ученых как В.В. Бойко[3], К. Маслач[4], В.Е. Орел[5], Т.В. Форманюк[6], К.И. Чернисс[7],  Ю.А. Юдчиц

Методы исследования:

В работе применялись следующие методы научного исследования:

- анализ научно-методической литературы;

- опрос;

- систематизация и интерпретация;

- методы математической статистики

В работе применялись следующие методики: тест-опросник “Методика изучения акцентуаций личности” К. Леонгарда – с. Шмишека и 16 факторный опросник Кеттела (16F).  Методика исследования «эмоционального выгорания» (Бойко В. В.) .Полный текст методик представлен в приложениях.



[1] Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.,  2006.  
[2] Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога.1998 г., N 7.
[3] Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.,  2006.
[4] Маслач К. Профессиональное сгорание: как люди справляются. Статья 1978. Интернет.
[5] Орел В.Е. Феномен “сгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2005г. сентябрь.
[6] Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж. “Вопросы психологии”,2004 г., N 6.
[7] Чернисс К.И Профессиональное сгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Статья, интернет. ЗАКЛЮЧЕНИЕ   Проведенный мной анализ литературных источников определил, что эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. Стрессовые ситуации на работе сегодня стали обыденностью не только для ведущих менеджеров, но и для обычных специалистов. В крупных компаниях и маленьких фирмах менеджеры все чаще подвергаются деструктивному воздействию накапливающегося эмоционального напряжения. От кризисных экономико-социальных явлений одной из первых пострадала банковская сфера. Это не могло не сказаться на психологическом благополучии сотрудников. Угроза потерять рабочее место, постоянно меняющиеся, зачастую противоречивые, требования руководства приводит к различными проблемам в общении с коллегами и клиентами банка. Именно поэтому важно изучить особенности личности работников банковской сферы, которые способны долгое время выдерживать нервные нагрузки и плодотворно трудиться. В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что имеется зависимость между индивидуальными характеристика личности сотрудников банка и их деловой карьерой. Более успешных сотрудников банка отличает низкий уровень тревожности, они менее подвержены самоанализу и критике. Он более смелые в принятии решений, более независимы от мнения окружающих. Их отличает высокая требовательность к самому себе, они высокоорганизованны и имеют более деловой подход. Сотрудники группы «Менеджеры»  отличаются высокой тревожностью и эмотивностью. Они более подвержены к самоанализу. Постоянно живут в тревоге. Боятся окружающих. Очень тяжело переносят шутки окружающих. Конечно же, эти факторы мешают им успешно развиваться в деловой среде. Анализ результатов исследования выявил, что  в  100% случаев менеджеры  исследуемых групп подвержены синдрому эмоционального выгорания, разница наблюдается лишь в степени ее сформированности. Различия достоверны при значении  р< 0,05.( t = 5,53). Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил нам предположить, что менеджеры низшего звена подвержены синдрому эмоционального выгорания в меньшей  степени, нежели руководители высшего звена. Что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. В качестве средств профилактики синдрома эмоционального выгорания, возможно рекомендовать несколько направлений. Наиболее распространенным средством является непрерывное психологическое образование банковского сотрудника, повышение его квалификации. Аутогенная тренировка. Она основана на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Одним из эффективных способов нормализации психологического состояния является психологическая корректировка. Так же необходимым условием нормализации психологического состояния является гармонизация отношений между работой и семьей. Еще одно важное условие избавления от синдрома эмоционального выгорания состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия банковских сотрудников абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

МОНОГРАФИИ

  1. Гордеева Т. Психология мотивации достижения / Т. Гордеева. – М.: Смысл, 2006. – 334 с.
  2. Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний. 2009г.
  3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Москва 1986г.
  5. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.

УЧЕБНИКИ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург 2004г.
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., Просвещение, 2006г.
  3. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда банковского сотрудника. Омск 2002г.
  4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. посо-бие для вузов / В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2009.
  5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 2009.- 469С.
  6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.,  2006.
  7. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Соц.-психол. центр, 2010. - 379 с.
  8. Введение в психологию. Под ред. Петровского А.В. М.: Академия, 2010 - 496 с.
  9. Гоноболин Ф.Н. Психология. М., Просвещение,2008г.
  10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. И доп. – Спб.: Питер, 2008. – 520с.
  11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. С.П., 2009г.
  12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Мн.: «Хэлтон», 1998.-399с.
  13. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания. М., “Просвещение” 2007г.
  14. Зеер Э. Ф., Психология профессий.  Екатеринбург, 2006 г.
  15. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: УГППУ, 1997.
  16. Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2004.
  17. Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991.
  18. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. – М.: ПЭР СЭ, 2005г.
  19. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психоло-гии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992.
  20. Иевлева С., Шаталова Т. Когда обожжены нервы. Статья 2006г. Интернет.
  21. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург, 2005 г., с.221.
  22. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  23. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
  24. Ковалев В.И. Рефлексивная регуляция Менеджеры ческой деятельности // Психология учителя. М. 2006г.
  25. Колденкова А.Т. Психологические факторы формирования профессиональной направленности студентов. Ленинград. 2007г.
  26. Колесников Л.Ф.  Резервы эффективности Менеджеры ческого труда. Новосибирск 20055 г.
  27. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1969.
  28. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности / Е.А. Красникова. М.: Форум, 2005.
  29. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М., 2002.
  30. Лазурский А.Ф.Классификация личностей Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776с.
  31. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. Спб. 2004.
  32. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978. Интернет.
  33. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 2004
  34. Основы инженерной психологии учебник для вузов под ред. Б. Ф. Ломова, М. 2006.
  35. П. ВСимонов. Мотивированный мозг. М. 2004г.
  36. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М. 2005г.
  37. Селье Г. “Стресс без дистресса”  М.,2002г.
  38. Табаков О. П. Моя настоящая жизнь // М.: „Эксмо-Пресс“, 2000 г.
  39. Трунов Д.Г. “Синдром выгорания”: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога.1998 г., N 5.
  40. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального выгорания» учителя //Вопросы психологии. 2004. №6. с. 54-67

СТАТЬИ В ЖУРНАЛАХ

  1. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора / В.А. Бодров // Психол. журн. 2008. № 2. С. 85-94.
  2. Буякас Т. М. Ценностно-смысловая сфера профессионала // Мир психологии, 2007, №3(12)
  3. Буякас Т. М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением. // Вестн. моск. ун-та, сер. 14 — Психология, 2006, №2

СТАТЬИ В СБОРНИКЕ СТАТЕЙ

  1. Елдышова О.А. Проблема «выгорания» в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики. //Работа переживания и психологическая помощь детям: Сборник статей и тезисов выступлений II Международной конференции Телефонов Доверия (Москва, 25-27 октября 2007г.). – М.35-40
  2. Залевский Г. В. Супервизия: основания классификации, концепции и модели. Сибирский психологический журнал. № 13, 2000. 3. Психология профессионального здоровья. /под ред. Г. С. Никифорова. – Саб: Речь, 2006. – 480с.
  3. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал, 2007, т. 18, №6
  4. Коростылева Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности. - Вып. 5 под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во Спб. Ун-та, 2001. -232 с.
  5. Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек» / Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития. / Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции под ред. Карелиной М.Ю. - М.: МИССО, 2003. – 195с.
  6. Орел В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2005г. сентябрь.

ДИССЕРТАЦИИ

  1. Гербачевский, В. К. Исследование уровня притязаний в связи с индивидуально-типическими характеристиками эмоциональности и интеллекта: Дис... канд. психол. наук. - Л., 1976.
  2. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 — М.: РГБ, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.