• Категория: Социальная работа
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2018
  • Оригинальность: 53 %

СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современной России проблема устройства и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, стоит особенно остро. В лишении, пренебрежении, без опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных сложившихся обстоятельств. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, имеет очень большое значение.
Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере любви и понимания. Воспитание - одна из важнейших сторон социализации ребенка, приобретения им жизненного опыта. Главная задача воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.
Охрана интересов детей – одна из важнейших задач семейного права. Как известно, защиту интересов детей закон возлагает на родителей. Однако, возможны случаи, когда это право может принадлежать иным лицам, например опекунам и попечителям.
Опека и попечительство - одна из форм осуществления государством защиты основных прав и законных интересов личности. Под опекой и попечительством необходимо понимать форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
На сегодняшний день это наиболее распространенная форма защиты интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Опека и попечительство как вид социальной заботы представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, — для обеспечения иных его интересов.
Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность, проявлением которой стали разработка и принятие Федерального закона от «Об опеке и попечительстве».
Основной целью совершенствования традиционной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение и гармонизация интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание.
Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - представляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют особое правовое положение как участники семейных правоотношений. Утрата родительского попечения в силу той или иной причины служит основанием для приобретения детьми дополнительного комплекса прав не только в семейных, но и в иных правоотношениях. При этом некоторые права, которыми наделяется ребенок в семье (право на воспитание, заботу, на общение с родителями и др.), приобретают особое содержание и формы реализации, если правообладателем выступает ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Данные обстоятельства позволяют утверждать о самостоятельном характере и специфике правоотношений по воспитанию детей, находящихся под опекой (попечительством).
Объектом исследования является правовое регулирование опеки (попечительства) над несовершеннолетними в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации.
Целью дипломной работы является исследование особенностей правового регулирования опеки (попечительства) над несовершеннолетними в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить понятие опеки и попечительства, их разграничение;
- рассмотреть нормативно-правовые акты, регулирующие опеку (попечительство) над несовершеннолетними;
- обозначить основания и порядок установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними;
- раскрыть права и обязанности опекуна (попечителя) органов опеки, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети;
- выявить проблемы правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации;
- обозначить пути решения проблем правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации.
Теоретическую основу работы составили труды таких ученых как: Е.Г. Азарова, П.Б. Айтов, С.С. Алексеев, З.А.Ахмедова, А.А. Бердников, О.И. Величкова, Б.М.Гонгало, Е.А. Жеребцова, И.Н. Касьянова, Д.Ю. Ковалева, Е.Г. Куропацкая, П.А. Матвеев, Л.М. Пчелинцева, И.Ю. Семенова, Е.И. Сычева, Е.А. Терёшкина, Ю.В. Ускова, С.А. Чернякова, Е.С. Шахова, О.В. Шашкова и других.
Нормативно-правовую основу работы составили: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 15 ноября 1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 16 апреля 2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и иные акты.
Методологическую основу работы составляют следующие методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и обобщение, аналогия.
Эмпирическую базу работы составляют статистические данные из официальных изданий и отчётов Федеральной службы государственной статистики.
Научная новизна исследования состоит в попытке автора провести комплексное исследование института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми сквозь призму последних изменений законодательства об опеке и попечительстве.
Поставленная цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ нормативного материала и взглядов ученых позволил нам сделать следующие выводы. Опека и попечительство является одной из форм устройства и защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей, которые остались без попечения родителей. Различие между опекой и попечительством над несовершеннолетними проявляется в том, что опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Основанием для установления опеки и попечительства над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, может только орган опеки и попечительства.
Опекун или попечитель назначается с его согласия или по его заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.
В целях получения сведений о личности будущего опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Такие сведения кандидат в опекуны может предоставить сам.
Преимущественное право быть опекунами или попечителями ребенка предоставлено бабушкам и дедушкам, совершеннолетним братьям и сестрам ребенка.
Завершает процедуру установления опеки или попечительства акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В этом акте может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, например, может быть предусмотрено, что опекун (попечитель) назначается на несколько месяцев или лет либо назначается до завершения ребенком обучения в образовательной организации.
Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении. Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных и решении других вопросов.
Институт опеки и попечительства включает в себя нормы гражданского и семейного права, при этом, гражданское законодательство регулирует порядок законного представительства несовершеннолетних лиц, оставшихся без родителей, и отношения, возникающие между органами опеки и попечительства и непосредственно опекунами и попечителями. В свою очередь, семейное право предполагает урегулирование отношений, возникающих между опекунами (попечителями) и детьми, оставшимися без родителей, относительно воспитания, содержания и образования. Деятельность органов местного самоуправления по опеке и попечительству регулируется нормами административного права. Также, регулирование отношений между опекунами (попечителями) осуществляется на основе Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иных нормативно-правовых актов РФ.
По вопросам опеки и попечительства как самой распространенной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, было принято немало нормативных документов, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Институт опеки и попечительства имеет ряд несоответствий и противоречий в действующем законодательстве, а именно, недостаточно четкое разграничение сферы регулирования, различие в целях установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними в Гражданском и Семейном кодексах, противоречия между различными нормативными актами, наличие противоречий при установлении дееспособности граждан и т.п. В связи с этим особую значимость в РФ приобретает дальнейшее совершенствование правового регулирования форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в частности опеки и попечительства. Предлагаемые нами меры позволят устранить нестыковки в законодательстве, что позволит эффективно применять эти нормы на практике и улучшит положение социально незащищенных групп населения.
Таким образом, потребность в опеке над несовершеннолетними объективно оправдана, а в условиях постоянного увеличения числа детей, утративших родительское попечение, правовое регулирование отношений по опеке и попечительству над ними приобретает особую важность. Поэтому все нововведения и поправки, вносимые в законодательство, регулирующее отношения по устройству тех, кто лишился семьи и родителей, нуждаются в научном анализе, так как необходимо расширять правовые предпосылки учреждения опеки над несовершеннолетними, устранять неоправданные помехи на ее пути и тем самым наилучшим образом обеспечивать интересы осиротевших детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. - выпуск XLVI. - 1993.
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 21.07.1993. - № 237.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (ред. 23.05.2018) // Российская газета. - 08.12.1994. - № 238-239.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ (ред. 29.12.2017) // Российская газета. - 27.01.1996. - № 17.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ (ред. 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ (ред. 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - ст. 4921.
7. Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
8. Федеральный закон от 15 ноября 1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (ред. 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.
9. Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
10. Федеральный закон от 16 апреля 2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (ред. 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 17. - Ст. 1643.
11. Федеральный закон от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. 31.12.2017) // Российская газета. - 30.04.2008.- № 94.
12. Закон Республики Башкортостан от 27 октября 1998 № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Известия Башкортостана. - № 222-223(1845-1846). - 17.11.1998.
13. Указ Президента РФ от 26 марта 2008 № 404 «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ред. 20.06.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 13. - Ст. 1254.
14. Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 21. - Ст. 2581.
15. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 № 1234 «О порядке предоставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 2. - Ст. 395.
16. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. - 2015. - № 2. - С. 65 - 81.
17. Айтов П.Б. Белялова А.М., Богданов Е.В. и др. Семейное право: учебник / под ред. Р.А. Курбанова. - М.: Проспект, 2015. – 232 с.
18. Алексеев С.С., Алексеева О.Г., Беляев К.П. и др. Гражданское право: Учебник: в 2 т. / под ред. Б.М. Гонгало. - М.: Статут, 2016. - Т. 1. – 511 с.
19. Алексеева О.Г., Заец Л.В., Звягинцева Л.М. и др. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (постатейный) / под ред. С.А. Степанова. – М.: Проспект, 2015. – 352 с.
20. Алиева З.А. Проблемы законодательной защиты прав ребенка в современной России // Юридический вестник. – М.: ДГУ, 2013. - № 1. - С. 55.
21. Ахмедова З.А. Вопросы совершенствования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми // Юридический вестник ДГУ. - 2015. - № 4. - С. 114-117.
22. Бердников А.А. История становления государственного управления опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - № 28. - С. 7-11.
23. Беспалов Ю.Ф. Семейные правоотношения с участием ребенка // Семейное и жилищное право. - 2015. - № 1. - С. 3 - 7.
24. Величкова О.И. Опека над детьми несовершеннолетних родителей // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 4. - С. 41 - 46.
25. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю. и др. Семейное право: учебник / под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2016. – 270 с.
26. Жеребцова Е.А. Пробел в законодательстве об опеке и попечительстве // Законность. - 2014. - № 1. - С. 64–65.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.