• Категория: Социальная работа
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2013
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ -
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 7
1.1. Социальная поддержка пожилых людей: сущность, формы, методы 7
1.2. Система учреждения социального обслуживания пожилых людей в
РФ 13
1.3. Правовые основы социального обслуживания пожилых людей 23
1.4. Нормативно-правовая база социального обслуживания пожилых
людей в Свердловской области 30
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕНСИОНЕРОВ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ВЕРХНЯЯ ТУРА» 42
2.1. Общая характеристика качества жизни пенсионеров Городского
округа «Верхняя Тура» 42
2.2. Анализ деятельности ГБУ СОН СО «КЦСОН города Кушвы» по
социальному обслуживанию пенсионеров 48
2.3. Анализ эффективности деятельности ГБУ СОН СО «КЦСОН города
Кушвы» по социальному обслуживанию пенсионеров города В.Тура 59
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕНСИОНЕРОВ ГО «ВЕРХНЯЯ ТУРА» 73
3.1. Анализ проблемной ситуации и причин ее возникновения 73
3.2. Разработка целевой структуры проекта и мобилизация ресурсов 75
3.3. Реализация проекта 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 96

РЕФЕРАТ

Формирование социальной политики в отношении людей пожилого воз-раста - необходимый фактор социального благополучия общества, основываю-щийся на постоянной заботе органов государственной, региональной и муни-ципальной власти по повышению качества жизни населения. Изменение уровня жизни людей пожилого возраста, их материального положения, невозможно без активной деятельности органов местного самоуправления. В связи с этим во-просы развития социальной поддержки пенсионеров в муниципальном образо-вании приобретают актуальность.
Целью дипломной работы являются анализ развития социальной под-держки пенсионеров в муниципальном образовании и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Объект исследования – Государственное бюджетное учреждение соци-ального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Кушвы».
Предмет исследования – организация социальной поддержки пожилых людей в муниципальном образовании.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библио-графического списка и приложений.
В дипломной работе содержится 112 страниц текста, 18 рисунков, 30 таб-лиц, 14 приложений.








ВВЕДЕНИЕ

Изменившаяся экономическая политика РФ потребовала кардинального изменения всей социальной системы государства. В связи с этим проблема формирования социальной политики в отношении людей пожилого возраста вызывает сегодня объяснимый интерес и имеет большую социальную значи-мость и актуальность.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена изменившей-ся экономической и социальной системой РФ, которая потребовала кардиналь-ного изменения политики по отношению к людям пожилого возраста.
Демографические тенденции, прежде всего, старение населения в бли-жайшей перспективе приведут к росту потребности в качественных социальных услугах, ориентированных на граждан старших возрастов. Уже сейчас услугами соответствующих учреждений пользуются свыше 17,5 млн. человек.
Повышение роли государства как основного субъекта социальной поли-тики направлено на гармонизацию преобразований во всех сферах обществен-ной жизни с целью утверждения согласия, ответственности, политической ста-бильности и устойчивого развития. Важнейшим элементом такой политики яв-ляется развитие системы социальной защиты и социального обслуживания на-селения. Особую актуальность приобретает формирование системы социальной защиты людей пожилого возраста на региональном уровне.
Субъекты Российской Федерации наделены определенными правами для самостоятельного решения своих проблем в социальной сфере. Исследование положения людей пожилого возраста, а также анализ социальной политики, проводимой в отношении людей пожилого возраста на региональном и муни-ципальном уровне, становится весьма важным и актуальным. Это обусловило выбор темы дипломной работы: «Развитие социальной поддержки пенсионеров в муниципальном образовании».
Степень научной разработанности проблемы. В последние десятилетия (1992 - 2012 гг.) возрастает интерес к социальной политике как к объекту само-стоятельного научного изучения междисциплинарного уровня, о чем свиде-тельствуют многочисленные публикации. Значительный вклад в разработку во-просов формирования социальной политики в отношении людей пожилого воз-раста внесли работы В.И. Жукова, Э.Р. Григоряна, Г.С. Еськова, A.A. Давыдо-ва, B.C. Павлова, Ю.Н. Малеко, A.C. Сорвина, В.М. Сафроновой, Ж.Ф. Серга-зина, Э.А. Уткина, Е.М. Тарасова и других.
Выработке представления о стратегии и ориентации социального обслу-живания одиноких пожилых людей в кризисных условиях посвящены работы К.И. Микульского, Г.В.Осипова, Н.М. Римашевской и др.
Формы и методы социального обслуживания одиноких людей пожилого возраста представлены в публикациях Н.Ф.Дементьевой, Т.Е.Демидовой, Н.Г.Зайнышева, В.А. Никитина, Л.В.Топчего, О.В.Терлицкого и других.
Целью дипломной работы являются анализ развития социальной под-держки пенсионеров в муниципальном образовании и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты организации социальной под-держки пожилых людей;
- изучить нормативно-правовые аспекты социальной поддержки пожилых людей;
- проанализировать особенности социальной поддержки пенсионеров в городском округе «Верхняя Тура»;
- разработать рекомендации по совершенствованию социальной под-держки пенсионеров в городском округе «Верхняя Тура».
Объект исследования – Государственное бюджетное учреждение соци-ального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Кушвы».
Предмет исследования – организация социальной поддержки пожилых людей в муниципальном образовании.
Методы исследования. При написании дипломной работы применялись методы научной абстракции, анализа и синтеза, анкетирования, наблюдения, сравнения. А также использовался комплексный подход к анализу документов, нормативных актов, материалов по теме, которые позволяют учесть всю сово-купность факторов.
Практическая значимость работы. Выводы и рекомендации проведен-ного исследования могут быть использованы при построении социальных про-грамм в деятельности работников социальной сферы, а также в процессе фор-мирования социальной политики в отношении людей пожилого возраста город-ского округа «Верхняя Тура».
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.



















1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

1.1. Социальная поддержка пожилых людей: сущность, формы,
методы

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относитель¬ной доли населения пожи-лых людей. Происходит неуклонный, до¬вольно быстрый процесс уменьшения в общей численности насе¬ления доли детей и молодежи и увеличения доли по-жилых. В связи с ростом численности пожилого населения приобретают акту-альность вопросы социальной защиты, социальной поддержки и организация социального обслуживания пожилых граждан.
Важнейшая задача системы социальной защиты в Российской Федерации в настоящее время – поддержание уровня жизни пожилых людей и содействие их адаптации к последствиям рыночной экономики.
«Социальная защита пожилых людей включает в себя все юридические и практические действия в интересах данной социальной группы и состоит из та-ких составляющих, как профилактика, поддержка и представительство.
Профилактика имеет своей целью сохранить благосостояние пожилого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и тем самым предотвратить его помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.
Поддержка представляет собой помощь, необходимую пожилым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности.
Представительство – это защита интересов пожилых людей, признан-ных недееспособными, от их имени, для оказания необходимой им помощи» .
«В 2000-х годах в система социальной защиты нашей страны функциони-ровало более 1000 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и ин-валидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений соци-альной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической помощи и др.). Су-щественное значение в условиях кризисной обстановки в нашей стране имеет адресная социальная защита пожилых людей, которая оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, преста-релым, старше 80 лет» .
Традиционно в российском обществе сложилось три направления дея-тельности органов социальной защиты пожилых людей: социальная помощь, социальное обслуживание и организация пенсионного обеспечения.
Социальная помощь – это система экстренных действий, мер по устране-нию или смягчению острых кризисных ситуаций, в которые попадают как от-дельные граждане, так и социальные группы и категории людей.
«Социальная помощь пожилым людям – это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учётом законо-дательно установленных государством гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных выплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям пожилых людей, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями» .
Срочная социальная помощь пожилым людям – это оказание помощи ра-зового характера остро нуждающимся пожилым людям. Она может включать обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической или юридической помощи. Срочная со-циальная помощь по преимуществу носит адресный характер.
«Социальное обслуживание пожилых людей – это совокупность социаль-ных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста в домаш-них условиях или специализированных государственных и муниципальных уч-реждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь и морально - психологическую поддержку» .
Государство гарантирует пожилым людям возможность получения соци-альных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и долж-ностного положения, места жительства, отношения к религии.
В РФ сложились несколько моделей социального обслуживания, которые были оформлены ФЗ от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» . Согласно этому закону, система со-циального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государствен-ного и негосударственного секторов социального обслуживания (ст. 25). «Него-сударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения со-циального обслуживания, деятельность которых основана на негосударствен-ной форме собственности, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социально-го обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профес-сиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, дея-тельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 33 ФЗ от 02.08.1995 N 122-ФЗ).
Согласно ст. 5 ФЗ от 02.08.1995 N 122-ФЗ, право на социальное обслужи-вание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах сис-темы социального обслуживания, имеют граждане пожилого возраста (женщи-ны старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетво-рять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способно-сти к самообслуживанию и (или) передвижению.
При получении социальных услуг, согласно ст. 7 ФЗ от 02.08.1995 N 122-ФЗ , «пожилые люди имеют право на:
- уважительное и гуманное отношение со стороны работников учрежде-ний социального обслуживания;
- выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, уста-новленном федеральным органом социальной защиты населения и органов со-циальной защиты субъектов РФ;
- информацию о своих правах, обязанностях, формах и условиях оказания социальных услуг;
- согласие на социальное обслуживание;
- отказ от социального обслуживания;
- конфиденциальность информации личного характера;
- защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном по-рядке» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование социальной политики в отношении людей пожилого воз-раста - необходимый фактор социального благополучия общества, основываю-щийся на постоянной заботе органов государственной, региональной и муни-ципальной власти по повышению качества жизни населения. Изменение уровня жизни людей пожилого возраста, их материального положения, невозможно без активной деятельности органов местного самоуправления. В связи с этим во-просы развития социальной поддержки пенсионеров в муниципальном образо-вании приобретают актуальность.
В дипломной работе были рассмотрены теоретические и правовые аспек-ты социальной поддержки пожилых людей, проанализированы особенности со-циальной поддержки пенсионеров в городском округе «Верхняя Тура» и разработаны рекомендации по ее совершенствованию.
Обобщая результаты проведенного исследования, сделаем основные вы-воды.
Социальная защита пожилых людей включает в себя три направления: социальная помощь, социальное обслуживание и организация пенсионного обеспечения. Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного и негосударственного секторов социального об-служивания. Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов законодательно закреплены и включают: социальное обслуживание на дому; полустационарное и стационарное социальное обслуживание в учреж-дениях социального обслуживания; срочное социальное обслуживание; соци-ально-консультативную помощь.
Учреждения социального обслуживания населения, согласно стандарту, классифицируют по следующим основным признакам (критериям): форма соб-ственности учреждений, типы учреждений, виды учреждений, категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях.
Основными правовыми документами, гарантирующими социальную за-щиту населения и регламентирующими деятельность государственных и иных органов в этой области, являются Декларация ООН о правах человека, Конвен-ция ООН о правах человека, Конституция РФ, Декларация прав и свобод чело-века и гражданина, Федеральные законы «О ветеранах», «О социальном обслу-живании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите ин-валидов в Российской федерации», «Об основах социального обслуживания на-селения в Российской Федерации», а также Указы Президента РФ, Постановле-ния Правительства и другие документы Министерств и Комитетов РФ.
В региональную нормативно-правовую базу по поддержке граждан по-жилого возраста входит порядка 20 законов Свердловской области. За 2012 год Законодательным Собранием Свердловской области принято 9 законов, на-правленных на улучшение социальных условий пенсионеров, ветеранов войны, труда, боевых действий. Нормативно-правовая база социального обслуживания пожилых граждан Свердловской области находится в соответствии с федераль-ным законодательством, не нарушает его и не противоречит ему.
Население городского округа В.Тура составляет на 1 января 2013 года 9 460 человек. При этом численность пенсионеров составляет 24 % населения, т.е. 2 270 человек.
Анализ качества жизни пенсионеров города В.Тура, показал, что жилищ-ные условия пенсионеров города хуже, чем у людей трудоспособного возраста: 13,7 % пенсионеров проживают в благоустроенных квартирах, еще 15,6 % - в полублагоустроенных, основная же часть проживают в частном секторе (21,4 % - с отдельными удобствами, 49,3 % - без удобств).
Основным источником дохода подавляющего числа пенсионеров г. В.Тура является государственная пенсия. Только 26,9 %, находясь на пенсии, продолжают работать. 17,5 % пенсионеров города получают материальную по-мощь от разных лиц – детей, родственников, знакомых.
У 76,1 % пенсионеров имеется подсобное хозяйство. При этом 74,9 % пенсионеров, имеющих подсобное хозяйство, использует выращенную продук-цию исключительно для собственного пользования, 16,1 % - для себя и прода-жи, 9 % - только для продажи.
Социальное обслуживание пенсионеров В.Туры производит Государст-венное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Сверд-ловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Кушвы», в котором работает 106 человек.
По городу В.Тура в 2011 году на учете в ГБУ СОН СО «КЦСОН города Кушвы» состояло 834 человека. В течение года взято на обслуживание 76 чело-век, снято с обслуживания 79 человек. В 2012 году работниками ГБУ СОН СО «КЦСОН города Кушвы» в В.Туре обслуживалось 836 граждан.
Отдельно организована в ГБУ СОН СО «КЦСОН города Кушвы» работа с инвалидами: предоставляются социальные услуги по временному обеспече-нию граждан техническими средствами, работает социальный пункт проката и Школа обучения инвалидов и членов их семей по Программе «Мы – вместе».
Для изучения эффективности социального обслуживания пенсионеров города В.Тура было проведено анкетирование, которое позволило сделать сле-дующие выводы:
- 100 % опрошенных ознакомлены с перечнем услуг, предоставляемых ГБУ СОН СО «КЦСОН города Кушвы» населению города, и удовлетворенно-сти сотрудничеством с учреждением;
- 65 % удовлетворены сроками оказания социальных услуг, 93 % респон-дентов услуги предоставляются именно в то время, в которое они ожидают, 78 % респондентов считают, что социальные услуги оказываются им в полном объеме;
- 96 % респондентов отметили ясность речи социального работника, 93 % - проявление заботы и приветливости, 80 % - отзывчивость и готовность по-мочь; 82 % опрошенных доверяют своему социальному работнику собственные проблемы и готовы на него положиться;
- в 83 % случаев социальные работники хорошо знают привычки и по-требности обслуживаемых пенсионеров, 91 % пенсионеров высоко оценили со-циальных работников, которые их обслуживают, отметив наличие у них про-фессиональных знаний и навыков;
- 89 % пенсионеров назвали деятельности ГБУ СОН СО «КЦСОН города Кушвы» эффективной, 95 % высказались за продолжение сотрудничества с уч-реждением.
Для совершенствования социального обслуживания пенсионеров города В.Тура в дипломной работе разработан проект по организации и проведению благотворительной акции для одиноких пенсионеров. Сущность акции будет заключаться в проведении праздника для пенсионеров и вручения им наборов материальной помощи.
Время реализации проекта – 9 сентября – 1 октября 2013 года.
Стоимость проекта – 632 250 руб.
Организация и проведение благотворительной акции ГБУ СОН СО «КЦСОН» позволит:
- улучшить показатели деятельности учреждения;
- привлечь внимание жителей города к проблемам пенсионеров;
- реализовать принцип социальной ответственности бизнеса;
- оказать разовую материальную помощь пенсионерам г. В.Тура.
Проект должен быть реализован, т.к. он имеет общественно значимую цель и является актуальным в свете повышения интереса общества к проблемам благотворительности.









БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с уче-том поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская Газета от 25 декабря 1993г., № 237.
2. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О соци-альном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // "Соб-рание законодательства РФ", 07.08.1995, N 32, ст. 3198.
3. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О соци-альном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // "Соб-рание законодательства РФ", 07.08.1995, N 32, ст. 3198.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) "О соци-альной защите инвалидов в Российской Федерации" // "Российская газе-та", N 234, 02.12.1995.
5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социаль-ного обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 23 ию-ля 2008 г. N 160-ФЗ) // Собрании законодательства Российской Федера-ции от 11 декабря 1995 г. N 50 ст. 4872.
6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г., N 26, ст. 3177.
7. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О тех-ническом регулировании" // "Парламентская газета", N 1-2, 05.01.2003.
8. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 535-ст "Об утверждении национального стандарта" (документ опубликован не был) // Консуль-тант-плюс.
9. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений соци-ального обслуживания. ГОСТ Р 52498-2005 (утв. Приказом Ростехрегу-лирования от 30.12.2005 N 535-ст). - М., Стандартинформ, 2006.
10. Закон Свердловской области от 25 ноября 2004 года No 190-ОЗ «О соци-альной поддержке ветеранов в Свердловской области» // Консультант-плюс.
11. Закон Свердловской области от 15 июля 2005 года No 91-ОЗ «О Почёт-ном звании Свердловской области Почётный гражданин Свердловской области» // Консультант-плюс.
12. Закон Свердловской области от 23 декабря 2010 года No 104-ОЗ «О вете-ранах труда Свердловской области» // Консультант-плюс.
13. Закон Свердловской области от 25 ноября 2004 года No 191-ОЗ «О соци-альной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных постра-давшими от политических репрессий, в Свердловской области» // Кон-сультант-плюс.
14. Закон Свердловской области от 9 ноября 2011 года No 110-ОЗ «О знаке отличия Свердловской области «За заслуги в ветеранском движении» // Консультант-плюс.
15. Закон Свердловской области от 27.01.2012 No 3-ОЗ «О внесении измене-ний в Закон Свердловской области «Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий» // Консультант-плюс.
16. Закон Свердловской области от 24.02.2012 г. No 16 -ОЗ «О внесении из-менения в статью 3 Областного закона «О прожиточном минимуме в Свердловской области» // Консультант-плюс.
17. Закон Свердловской области от 24 февраля 2012 года N 17-ОЗ «О внесе-нии изменений в статьи 4 и 5 Закона Свердловской области «О социаль-ной поддержке ветеранов в Свердловской области» // Консультант-плюс.
18. Закон Свердловской области от 25.04.2012 N 33-ОЗ «О внесении измене-ний в статью 2 Закона Свердловской области «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политиче-ских репрессий, в Свердловской области» // Консультант-плюс.
19. Закон Свердловской области от 18 мая 2012 года N 44-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Свердловской области, регулирующие от-ношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки от-дельным категориям граждан» // Консультант-плюс.
20. Закон Свердловской области от 8 июня 2012 года N 46-ОЗ «О внесении изменений в статью 6 Закона Свердловской области «О ветеранах труда Свердловской области» // Консультант-плюс.
21. Закон Свердловской области от 05 октября 2012 года N 79-ОЗ «О бес-платной юридической помощи в Свердловской области» // Консультант-плюс.
22. Закон Свердловской области от 29 октября 2012 года N 85-ОЗ «Об уста-новлении величины прожиточного минимума пенсионера в Свердловской области на 2013 год» // Консультант-плюс.
23. Закон Свердловской области от 21 ноября 2012 года N 91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области» // Консультант-плюс.
24. Аверин А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения: учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2009. 114 с.
25. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения: учеб. пособие. – Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академия, 2007. 372 с.
26. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2009. 164 с.
27. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник. М.: Проспект, 2011. 328 с.
28. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. М., 2009. 312 с.
29. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. – М.: Владос, 2009. 306 с.
30. Легенчук Д.В. Правовое обеспечение социальной работы: учеб. пособие. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2007. 179 с.
31. Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. Теория социальной рабо-ты. Учебное пособие для студентов заочного отделения факультета соци-альной работы. Новочеркасск, 2010. 265 с.
32. Киселёв С.Г. О некоторых вопросах организации социальной защиты по-жилых людей в Российской Федерации. Самара, 2006. 261 с.
33. Киселев С.Г. Состояние и развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях в Российской Федерации. М., 2008. 285 с.
34. Коваленко Е.А. Модели организации адресной социальной помощи. М.: Институт экономики города, 2009. 247 с.
35. Леонтьева А.Г. Социальная защита населения: учеб. пособие. Тюмень, 2008. 216 с.
36. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов. М.: Книжный мир, 2009. 293 с.
37. Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожи-лыми и инвалидами. М.: Академия, 2009. 326 с.
38. Никонов Д.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: За-кон и право, 2008. 368 с.
39. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М.: ИТК Дашков, 2008. 568 с.
40. Пинкус А.И. Практика социальной работы. М., 2004. 321 с.
41. Помогалова Ю.В. Организация деятельности органов социального обес-печения населения: учеб. пособие. Саратов: СЮИ МВД РФ, 2007. 263 с.
42. Право социального обеспечения: учеб. пособие / под ред. А.К. Соловьева, В.В. Курочкиной, 2007. 251 с.
43. Социальная работа. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. Ростов-на-Дону: Фе-никс, 2009. 480 с.
44. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический Про-ект, 2009. 496 с.
45. Технологии социальной работы / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2010. 400 с.
46. Ухова К.Е. Социальная работа. М.: Юнити, 2011. 203 с.
47. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2010. 359 с.
48. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. М.: Cоциально - техноло-гический институт, 2009. 258 с.
49. Черкасская Г.В. Проблемы функционирования систем социальной защи-ты. СПб.: ЛГУ, 2009. 163 с.
50. Якимчук С.В. Социальная защита населения и ее совершенствование в современных условиях / - Белгород : Остащенко А.А., 2008. - 205 с.








Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.