• Категория: Социальная работа
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2011
  • Оригинальность: 85 %

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 6
1.1. Социальное обслуживание как направление социальной работы с
пожилыми людьми 6
1.2. Система учреждений социального обслуживания пожилых людей 13
1.3. Правовые основы социального обслуживания пожилых людей 22
1.4. Нормативно-правовая база социального обслуживания пожилых
людей в Свердловской области 29
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЛАСТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» Г. Н.ТАГИЛА 37
2.1. Характеристика учреждения 37
2.2. Общий анализ деятельности ГОУ КЦСОН «Золотая осень» 43
2.3. Анализ эффективности деятельности учреждения 54
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ГОУ КЦСОН «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» 71
3.1. Анализ проблемной ситуации и причин ее возникновения 71
3.2. Разработка целевой структуры проекта и мобилизация ресурсов 78
3.3. Реализация проекта 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 97



ВВЕДЕНИЕ
Пожилые люди – женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет – одна из основных социально-демографических групп населения страны: в настоящее время 29,61 млн. человек находятся в возрасте старше трудоспо-собного. В перспективе ожидается дальнейшее увеличение доли лиц старших возрастов в структуре населения.
Пожилые граждане России – это хранители нравственных ценностей, народных традиций, жизненного опыта поколений, многонациональной рос-сийской культуры, оплот семьи.
Социальная поддержка пенсионеров, повышение качества их жизни, охрана здоровья, предоставление социальных услуг на дому и в стационар-ных учреждениях социального обслуживания, создание достойных условий для отдыха и досуга – одна из приоритетных задач социальной политики. Это обусловлено основополагающими нормами Конституции Российской Феде-рации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации и обеспечивается реформированием пенсионной системы и реализацией феде-ральных и региональных социальных программ.
Деятельность органов государственной власти на федеральном, регио-нальном и муниципальном уровнях направлена на решение социально - эко-номических, семейно-бытовых, психологических и других проблем пенсио-неров, реальное обеспечение активной, безопасной и достойной старости.
Демографические аспекты (высокая численность пенсионеров, в том числе по старости, высокая демографическая нагрузка лицами старше трудо-способного возраста на работающих, прогнозируемое увеличение доли по-жилых людей в составе населения) – важный аргумент необходимости уси-ления социальной защиты граждан пожилого возраста.
Актуальность изучения проблем, связанных с развитием системы соци-ального обслуживания предопределена следующими факторами:
- неудовлетворенность кризисных слоев населения материальным по-ложением;
- востребованность обществом новой социальной политики;
- проблемность развития системы социального обслуживания.
Следовательно, актуальность темы дипломной работы обусловлена не-обходимостью усиления социальной поддержки пожилого населения.
Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что социаль-ная работа с пожилыми людьми находится во всеобщем внимании, как зако-нодателей, так и социальных служб. В работах Е.И. Холостовой, Н.Ф. Демен-тьевой, Э.В. Устиновой раскрыты такие темы, как проблемы пожилых людей, система учреждений социального обслуживания.
По мнению Максимовой С.Г., социальное обслуживание призвано по-могать клиентам в решении возникших у них социальных проблем по вос-становлению или усилению их способности в самообеспечении и самооб-служивании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.
Как отмечает Помогалова Ю.В., создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения - одна из важнейших задач госу-дарства в период становления социально-ориентированной рыночной эко-номики.
Изложенное позволяет подтвердить актуальность темы «Совершенст-вование организации социального обслуживания населения муниципального образования».
Объект исследования дипломной работы – организация социальной ра-боты с пожилыми людьми в учреждении социальной защиты населения.
Предмет исследования – организация социальной работы с пожилыми людьми в Государственном Областном учреждении Комплексный Центр Со-циального обслуживания населения «Золотая осень» г. Н.Тагила.
Цель дипломной работы – проведение анализа организации социальной работы с пожилыми людьми в учреждении социальной защиты населения для ее совершенствования, исследование теоретических и нормативно - пра-вовых аспектов организации социальной работы с пожилыми людьми в уч-реждении социальной защиты населения.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие за-дачи дипломной работы:
- охарактеризовать социальное обслуживание как направление соци-альной работы с пожилыми людьми;
- рассмотреть систему учреждений социального обслуживания пожи-лых людей;
- проанализировать правовые основы социального обслуживания по-жилых людей;
- рассмотреть нормативно-правовую базу социального обслуживания пожилых людей в Свердловской области;
- провести анализ социального обслуживания пожилых в Государст-венном Областном учреждении Комплексный Центр Социального обслужи-вания населения «Золотая осень» г. Н.Тагила;
- разработать рекомендации по оптимизации процесса социального об-служивания пенсионеров;
- сделать выводы.
При написании дипломной работы были использованы такие методы, как анализ теоретической и нормативно-правовой литературы, сравнение, бе-седа и анкетирование, методы построения диаграмм и др.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Име-ется библиографический список и приложения.
Материалы работы имеют практическую значимость и могут быть ис-пользованы работниками учреждений социального обслуживания пожилых граждан.





1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
1.1. Социальное обслуживание как направление социальной
работы с пожилыми людьми
Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относитель¬ной доли населения по-жилых людей. Происходит неуклонный, до¬вольно быстрый процесс умень-шения в общей численности насе¬ления доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых.
Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизи¬тельно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн. По прогнозам, к 2025 г. чис¬ленность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд. 100 млн. чело¬век. По сравнение с 1950 г. их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза.
Главные причины постарения населения - снижение рожда¬емости, уве-личение продолжительности жизни лиц старших воз¬растных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем в странах Организации экономическо¬го сотрудничества и развития продолжи-тельность жизни мужчин за 30 лет увеличилась на 6 лет, у женщин - на 6,5 лет. В России же за последние 10 лет наблюдалось снижение средней ожи-даемой про¬должительности жизни .
В связи с ростом численности пожилого населения приобретает акту-альность организация социальной работы с данной категорией населения.
Социальная работа как общественное явление представ¬ляет собой свое-образную модель социальной помощи, которую общество реализует в кон-кретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культур¬ного, социально-политического развития и социальной политики го-сударства. Это - предельно широкое толко¬вание социальной работы. В более узком смысле соци¬альная работа есть общественно-необходимая деятель-ность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту его маргинальных слоев. В задачи со-циальной работы включены: адаптация клиентов в об¬ществе; создание усло-вий для самоутверждения предста¬вителей «слабых» групп; диагностика со-циальных и лич¬ностных проблем; социальная профилактика; социальная по-мощь и социальное обеспечение нуждающихся; консуль¬тирование клиентов в социальных службах; социальная реабилитация и терапия; социальный над-зор и социаль¬ное попечительство; социальное проектирование и экспер¬тиза социальных проектов; посредничество по определен¬ному кругу вопросов между клиентами и различными организациями; инновационная деятель-ность в области социальной работы .
Социальную работу можно определить как специфи¬ческую форму го-сударственного и внегосударственного воздействия на человека с целью обеспечения достойного культурного, социального и материального уровня жиз¬ни населения.
Одним из направлений социальной работы является социальное об-служивание пожилых граждан.
Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Они превращаются из "поставщиков", кормильцев в потреби-телей, что, конечно, изменяет положение пенсионеров в семье и обществе и делает его уязвимым во многих жизненных ситуациях. Поэтому своевремен-ная поддержка пенсионеров государством, а также их родными предпри-ятиями и учреждениями, различными фондами играет очень большую роль.
Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества яв-ляются социальные гарантии и социальная защита престарелых граждан, а также качество оказываемой им помощи и поддержки.
Социальная защита пожилых и престарелых граждан на современном уровне осуществляется по трем основным направлениям:
- социальная защита (предоставление старым людям льгот и преиму-ществ);
- социальное обслуживание;
- организация пенсионного обеспечения .
Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на государ-ственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях.
Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гаранти-рованное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными норма-тивами.
На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх госу-дарственного.
По усмотрению местных органов возможно установление региональ-ных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.
В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное об-служивание в современных условиях выступает в качестве одного из направ-лений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адап-тацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человече-ского общества.
В «Словаре по социальной работе» Р. Баркера социальное обслужива-ние определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального разви-тия, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботить-ся)».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых.
Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуаль-ными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались по существу, непригодными, а новая система социаль-ной защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще толь-ко создается.
Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения - одна из важнейших задач государства в период становления со-циально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объедине-ний с тем, чтобы последовательно реализовать меры по развитию и укреп-лению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей га-рантированный государством уровень социальной защиты.
Старение населения России, приблизившееся к критическому рубежу, вовлекает государство в решение вопросов перераспределения ресурсов в пользу пожилых людей, как особой группы населения, эффективного обеспе-чения их социальной защищенности.
Важнейшая задача системы социальной защиты - поддерживание уров-ня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содейст-вие их адаптации к условиям рыночной экономики.
В рамках дипломной работы сложно осветить все проблемы и тен-денции в развитии системы социального обслуживания пожилых людей. Проведенный анализ теоретической литературы позволяет сделать следую-щие основные выводы:
- Социальная работа как общественное явление представ¬ляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культур¬ного, социально-политического развития и социальной политики го-сударства.
- Одним из направлений социальной работы является социальное об-служивание пожилых граждан. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натураль-ных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройст-ве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на до-му или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм соб-ственности.
- Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на госу-дарственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях.
- Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. Система социальных служб включает государственную, муниципаль-ную и негосударственную службы.
- Основными правовыми документами, гарантирующими социальную защиту населения и регламентирующими деятельность государственных и иных органов в этой области, являются Декларация ООН о правах человека, Конвенция ООН о правах человека, Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Федеральные законы «О ветеранах», «О со-циальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О соци-альной защите инвалидов в Российской федерации», «Об основах социально-го обслуживания населения в Российской Федерации», а также Указы Прези-дента РФ, Постановления Правительства и другие документы Министерств и Комитетов РФ.
Анализ деятельности КЦСОН «Золотая осень» позволил сделать сле-дующие выводы.
Главной задачей деятельности КЦСОН «Золотая осень» является под-держание активного образа жизни старшего поколения, оказание им разно-сторонней социально - бытовой и психологической помощи, обеспечения участия в посильной трудовой деятельности.
Центр социального обслуживания находится в подчинении Управления социальной защиты населения г. Н.Тагила и имеет в своем составе несколько структурных подразделений: Отделение дневного пребывания, Отделение социально-медицинского обслуживания и Отделение срочного социального обслуживания.
Для привлечения граждан пожилого возраста к посильной трудовой деятельности в КЦСОН «Золотая осень» работают кружки и клуб по интере-сам. Кроме этого в КЦСОН «Золотая осень» проводятся конкурсы (на луч-ший бальный танец, лучшее исполнение песни, стихов и т.д.) с вручением призов, изготовленных в кружках. Совместно с поликлиникой № 1 один раз в квартал оказываются такие медицинские услуги, как ЭКГ и УЗИ, в значи-тельной степени помогает обслуживаемым узнать о состоянии своего здоро-вья и правильно определить в дальнейшем методы лечения различных забо-леваний.
С целью расширения социально-бытовых услуг для пожилых и не-трудоспособных граждан с июля 2003 г. организована парикмахерская, услу-гами которой пользуются не только лица, посещающие ОДП, но и пенсионе-ры и инвалиды, обслуживаемые на дому социальными работниками.
Работа Центра является востребованной лицами пожилого возраста и имеет социальную значимость. Проведенное среди клиентов ЦСО анкетиро-вание позволило получить следующие данные: 82,5 % опрошенных считают существование КЦСОН «Золотая осень» необходимым для всех пенсионе-ров; для 95 % пенсионеров жизнь стала интереснее и разнообразнее с нача-лом сотрудничества с Центром, они стали вести более активный образ жизни. Проводимые мероприятия улучшают самочувствие у 95 % пенсионеров. 92,5 % клиентам КЦСОН «Золотая осень» сотрудничество с учреждением помо-гает бороться с чувством одиночества. Работу Центра 97,5 % пенсионеров считают эффективной; 90 % опрошенных считают уровень профессионализ-ма работников КЦСОН «Золотая осень» высоким, 10 % - средним. 95 % пен-сионеров, принимавших участие в анкетировании, указывают на вниматель-ное, доброжелательное отношение к себе работников Центра. В будущем 92,5 % пенсионеров намерены продолжить сотрудничество с КЦСОН «Золо-тая осень».
Проблемная ситуация, сложившаяся в КЦСОН «Золотая осень», заклю-чается в неэффективной организации работы отделения социальной помощи на дому. Основной причиной возникшей ситуации является традиционно сложившаяся система работы по обслуживанию пенсионеров по заявкам.
Проблема неэффективной организации социально-медицинского об-служивания пенсионеров на дому КЦСОН «Золотая осень» не решалась. Для ее устранения в работе представлены рекомендации по оптимизации процес-са социально-медицинского обслуживания пенсионеров на дому.
Реализация предложенных рекомендаций будет иметь социальный эф-фект и позволит:
- повысить эффективность деятельности КЦСОН «Золотая осень»;
- удовлетворить потребности пенсионеров Дзержинского района города Н.Тагила в социально - медицинском обслуживании на дому.








БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. РГ от 25 де-кабря 1993 года.
2. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного со-циального страхования". // РГ от 21 июля 1999 г.
3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О Трудовых пенсиях в РФ». // РГ от 20 декабря 2001 г.
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разгра-ничения предметов ведения и полномочий между органами государст-венной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". // РГ от 30 июня 1999 г.
5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсион-ном страховании в РФ». // РГ от 20 декабря 2001 г.
6. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи". // РГ от 23 июля 1999 г.
7. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального об-служивания населения в Российской Федерации". // РГ от 19 декабря 1995 г.
8. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". // РГ от 4 августа 1995 г.
9. Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах". // РГ от 25 ян-варя 1995 г.
10. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инва-лидов в Российской Федерации". // РГ от 2 декабря 1995 г.
11. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах орга-низации местного самоуправления в Российской Федерации" // РГ от 1 сентября 1995 г.
12. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, про-ходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреж-дениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". // РГ от 26 февраля 1993 г.
13. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсион-ном страховании в Российской Федерации». // РГ от 20 декабря 2001 г.
14. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2007. 120 с.
15. Альперович В.Д. Проблемы старения: демография, психология, социо-логия. М.: АСТ, 2004. 349 с.
16. Выплаты и пособия гражданам, нуждающимся в социальной поддерж-ке: их назначение, перерасчет и индексация: законодательные и другие нормативные акты. Разъяснения Пред. Правления пенсионного фонда Г. Н. Батанова и др. специалистов. Ред.-сост. А.Т. Гаврилов, Е.Б. Ску-кин. М.: ФГУ «Редакция «Российской газеты», 2007. 192 с.
17. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения: учеб. пособие. – Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академия, 2007. 175 с.
18. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населе-нием: учебник. М.: Академия, 2007. – 255 с.
19. Ермолаева М.В. Современные технологии психологического консуль-тирования и психотерапии пожилых людей. М.: МОДЭК, 2007. 94 с.
20. Ерусланова Р.И. Пенсионное обеспечение в России: учебное пособие / Р.И. Ерусланова, Ф.Н. Емельянова, Р.А. Кондратьева. М.: Дашков и Ко, 2007. 607 с.
21. Краснова О.В. Старшее поколение: гендерный аспект. М.: ИС РАН, 2007. 218 с.
22. Легенчук Д.В. Правовое обеспечение социальной работы: учеб. посо-бие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. 194 с.
23. Максимова С.Г. Особенности функционирования и развития системы социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста в со-временном российском регионе: монография. Барнаул: Изд-во Алтай-ского ун-та, 2006. 358 с.
24. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – 6-е изд., пере-раб. и доп. М.: Академия, 2007. 223 с.
25. Помогалова Ю.В. Организация деятельности органов социального обеспечения населения: учеб. пособие. Саратов: СЮИ МВД РФ, 2007. 280 с.
26. Право социального обеспечения России: учебник для студентов / под ред. К.Н. Гусова. – Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 2007. 635 с.
27. Право социального обеспечения: учеб. пособие / под ред. А.К. Соловь-ева, В.В. Курочкиной, 2007. 319 с.
28. Соколова А.В. Деятельность учреждений социального обслуживания населения: учеб. пособие. Сыктывкар: Сыктывкарский госуниверситет, 2006. 171 с.
29. Турова Е.Н. Социальная работа. М., 2007. 369 с.
30. Ухова К.Е. Социальная работа. М.: Юнити, 2006. 287 с.
31. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М.: Дашков и К°, 2007. 345 с.
32. Чащин Г.О. Социальная работа. М.: Ритм, 2006. 246 с.






Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.