• Категория: Стресс менеджмент
  • Вид работы: Дипломная работа

Содержание
Введение 3
Глава 1. Стрессы в современной организации и особенности управления ими 6
1.1 Теоретические аспекты изучения стрессов 6
Внутриличностный 7
1.2 Организационные стрессы: сущность, особенности, факторы возникновения 8
1.3 Организационный стресс-менеджмент 17
Глава 2. Практика управления стрессами в компании «Континенталь» (аналитическая часть) 21
2.1. Краткая характеристика организации и анализ человеческих ресурсов в компании «Континенталь» 21
2.2. Анализ практики управления стрессами в компании «Континенталь» 30
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса управления стрессами в компании «Континенталь» (проектная часть) 38
3.1. Резервы повышения качества управления стрессами в организации 38
3.2. Предложения по совершенствованию процесса управления стрессами и оценка их эффективности 42
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Приложение 53

Введение
В настоящее время наблюдается кризис общества. И это отражается во взаимоотношениях людей друг с другом, в устоявшихся нормах, ценностях, правилах данного общества и в отношении к трудовой деятельности. В современном обществе повышаются требования к качеству жизни и профессиональной деятельности.
В то же время усиливается воздействие на человека разнообразных стрессогенных факторов таких, как увеличение темпа современной жизни и объём получаемой информации, виртуализация общества, перемены в социальной жизни, ухудшение экологической обстановки, природные и техногенные катаклизмы и др.
В обществе меняется отношение людей к работе. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Быстро меняются запросы рынка труда. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – медицинских работников, учителей, учёных. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, синдром эмоционального выгорания, психосоматические расстройства, зависимости от психоактивных веществ.
Профессиональной деятельности принадлежит существенное место в жизни каждого человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но и негативный характер по отношению к личности. Одним из таких негативных последствий является появление синдрома профессионального выгорания, снижающего эффективность профессиональной деятельности и пагубно влияющего на личность и здоровье.
Все люди современного общества подвержены опасности профессионального выгорания. Основанием для такого утверждения является то, что данное явление существует лишь в контексте профессиональных отношений.
В соответствии с этим в последние годы в отечественной и зарубежной литературе по психологии нередко рассматривается проблема психического выгорания и связанного с ним синдрома хронической усталости. В последнее десятилетие феномену личностной деформации уделяется все больше внимания, как в личностном, так и профессиональном аспектах.
В 30-е гг. в советском союзе работали социальные психологи, которые изучали проблему выгорания и формировали государственную систему охраны труда. Учёных репрессировали. Только в 70-е гг. была предпринята попытка восстановить работу по охране труда.
Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. Первые работы по проблеме выгорания появились в США. Американский психиатр H. Frendenberg в 1974 г. описал феномен и дал ему название «burnout».
Социальный психолог K. Maslac (1976 г.) продолжила изучение данного феномена и внесла свой вклад в теоретическую основу теории эмоционального и профессионального выгорания.
Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий (врачи, психологи, педагоги, руководители разных рангов, работники сферы обслуживания, юристы, военные и др.), показывают подверженность их профессиональным деформациям (А.В. Буданов, 1990; Б.Д. Новиков, 1993; А.А. Реан, 1994; А.Р. Фонарев, 1995; А.К. Маркова, 1996; С.П. Безносов, 1997; Е.Т.Лунина, 1997; К.А. Юдчиц, 1998; С.Е. Борисова, 1998; Е.Д. Юрченко, 2000 и др.).
Цель данной работы – рассмотреть способы снижения организационных стрессов.
Объект исследования – стрессы в компании «Континенталь».
Предмет исследования – стресс-менеджмент.
Задачи работы:
1. Изучить понятие стресса, факторы и его последствия.
2. На примере ООО «Пирамида» изучить практику управления стрессами и возможные резервы повышения качества управления стрессами.
Теоретическую основу исследования составили научные разработки таких авторов как Уфаев К., Леонова А., Мотовилина И., Закатова А., Алавердов А.Р., Водопьянова Н.Е и др.
При написании дипломной работы был использован такой метод исследования, как теоретический анализ и синтез, тестирование, анализ организационной структуры.
Использование сформулированных в третьей главе рекомендаций автора в деятельности исследуемой организации произошло практически на 100%. В ходе исследования мы внедрили тренинг по повышению стрессоустойчивости для сотрудников. Остальные разработанные рекомендации приняты для использования менеджером по персоналу, а также администрацией компании.
Дипломная работа состоит из введения, основной части, разбитой на три главы по 2 параграфа в каждой, заключения – вывода и списка использованных источников.

Заключение
Под профессиональным стрессом понимается состояние эмоционального напряжения, сопутствующее деятельности человека, которое может возникать не только при попадании в экстремальные ситуации, но и в повседневной практике.
Ключевая роль в управлении стрессами отводится контролю их уровня, который осуществляется путем отслеживания проявлений характерных признаков стресса. Для организации профилактических мероприятий необходимо, прежде всего, дать оценку ситуации в компании, в том числе, основных стрессогенных факторов и моделей поведения персонала, например, степени устойчивости к организационному стрессу, уровню профессионального выгорания, нервно-психического напряжения, а также морально-психологическому климату в коллективе.
Компании «Континенталь» необходимо разработать и внедрить на предприятии систему управления стрессами.
Кадровые службы должны отслеживать уровень состояния работника, ведущего к стрессам, для того чтобы управлять трудовыми отношениями.
Для недопущения возникновения стрессов в коллективе руководитель должен обладать следующими качествами:
1) внимательно, максимально доброжелательно относиться к работнику при решении его проблем, обращаться только к нему за помощью, советом;
2) защищать своих подчиненных от ненужных проблем. Это не означает, что менеджер должен скрывать нарушения подчиненных;
3) поддерживать своих работников. Считается, что поддержка руководителя для человека более значима, чем поддержка семьи.
У большинства управленческих работников проблема нехватки времени является основной причиной нарастающего беспокойства.
Для административного аппарата Компании «Континенталь» следует провести тренинг «Тайм-менеджмент».
Для всех работников Компании «Континенталь» необходимо приобрести абонементы для занятия фитнесом, йогой, плаванием, либо организовать свой зал для занятия спортом. Физическая активность играет ключевую роль в деле сокращения и предотвращения последствий стресса.
Весьма полезно для предупреждения производственного стресса создание благоприятных условий труда, включающее в себя хорошее освещение, свежий проветриваемый воздух, ненавязчивый и нерезкий цвет обоев, максимально возможное снижение звукового фона. Там, где руководитель не пренебрегает эргономикой, производительность труда и эффективность работы всегда выше. Для профилактики конфликтов, приводящих к стрессу, полезно грамотно рассаживать сотрудников, разводя в разные углы комнаты или помещая спиной друг к другу тех, кто находится в отношениях антипатии и антагонизма. В то же время хороши бывают мероприятия, сплачивающие разрозненный коллектив, например, организацию конкурсов детского рисунка среди детей сотрудников с их последующим обсуждением. Вообще, улучшение микроклимата в коллективе – один из самых важных и серьезных методов в антистрессовой стратегии фирмы. Первую скрипку здесь по праву играет руководитель фирмы, который должен овладеть демократическим стилем общения. Авторитарный руководитель почти всегда становится источником стресса для своих сотрудников. Психологи считают самым эффективным вариантом критики подчиненного такой, который производится по формуле «плюс-минус-плюс». Она начинается с признания заслуг работника в прошлом и с констатации положительного отношения к нему со стороны начальника. Затем высказываются критические замечания по конкретному поводу, после чего руководитель выражает уверенность, что подчиненный справится с проблемой. Если же применяется другая формула, например, «минус-плюс-минус», то многим подчиненным стресс гарантирован. По данным психологов 1 минута конфликта с руководителем выбивает подчиненного, в среднем, на 15-20 минут. Демократический стиль управления с прибеганием к авторитарному стилю лишь в крайних случаях снижает стрессы в организациях.
Очень важным элементом антистрессовой стратегии компании является тестирование при приеме на работу. Оно позволяет произвести фильтрацию людей, неустойчивых к стрессу и не допустить, чтобы в коллективе было собрано большое число подобных работников. На моей памяти было несколько фирм, где необходимая пропорция оказалась смещенной. В результате руководители оказались заложниками ситуации и выбирались из нее с огромными потерями. Сейчас существует множество тестов на стрессоустойчивость, которые активно используют во время интервью с желающими трудоустроиться менеджеры по персоналу. Как показывает практика, важно не просто выявить склонность человека к стрессам, но определить его психотип. Шизоид совершенно по-иному будет переживать стресс, чем эпилептоид. А истероид и гипертим найдут принципиально иные способы выйти из стрессового переживания, нежели астеник. Однако чрезвычайно мало тестов, определяющих стрессовый психотип человека и помогающих правильно распределить людей с теми или иными акцентуациями характера рядом с людьми с ослабленной стрессоустойчивостью.
Таким образом, в данной работе рассмотрено явление и понятие стресса, дано его определение. Также в работе представлен анализ причин стресса на рабочем месте, факторов, способствующих его проявлению, и факторов, влияющих на стрессоустойчивость. Показаны основные эффекты стресса на рабочем месте и приведены меры по предупреждению стресса на организационном уровне.

Список использованной литературы
1. Абабков В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре.- СПб.: Питер, 2009. - 210с.
2. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: Маркет ДС, 2007 (Университетская серия). – Глава 8
3. Балковская Т.З., Шуракова О.И. Социально-психологические и организационные основы управления персоналом. Технологии управления персоналом. Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003. – 188с
4. Батаршев А. В.; Лукьянов А. С.Психология управления персоналом. - М.: ИздательствоИзд-во Института Психотерапии, 2007. - 624 с.
5. Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2004. 382 с.
6. Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2004. - 288с
7. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672с.
8. Брэддик У. Менеджмент в организации./ Пер. с англ.- М.: Дело, 2007. – 680с.
9. Веденяпина О. Профессиональный стресс: Страховые агенты //Русский полис. – 2000. - № 2. - С.76-78
10. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2006.- 290с.
11. Водопьянова Н.Е Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
12. Каменюкин А. Антистресс - тренинг / А. Каменюкин, Д. Ковпак. - СПб.: Питер, 2008.- 99с.
13. Карасовский Ю. Д. Организационное поведение: Учеб. пособие. - М.: ЮНТИ-ДАНА, 2008. - 511с.
14. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить / Пер. с англ. / Под ред. В. П. Зинченко, Ю. М. Жуковой. - Минск: СКЛ, 2009. - 965с.
15. Карпов А.В. Психология менеджмента. -- М.: Гардарики, 2006. - 584 с.
16. Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 220 с.
17. Кирьянов Е.Д. Профессиональный стресс //Консультант директора. – 2004. - №24, декабрь. – С.7-14
18. Кирьянова Е.Н. Стресс в профессиональной деятельности //Психология в бизнесе. – 2002. – июль-декабрь. – С.32-45
19. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса – М.: Академический проект, 2009. – 944 с.
20. Коган Б. М. Стресс и адаптация. - М.: Знание, 2009. - 64с.
21. Коноваленко М. Ю. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Техники самопомощи в стрессовых ситуациях. // Управление персоналом. – 2004. - № 1 – 2. – С. 103 – 105
22. Купер К.Л., Дэв Ф.Дж, О`Драйскол М.П. Организационный стресс. Теории, исследования, практическое применение.- Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007, гл.1,6,9.
23. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М.: Отела - Л, 2004. - 360с.
24. Льюис Д. Стресс-менеджер. - М.: АСТ, Рефл-бук, 2007. - 266 с.
25. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 583с.
26. Малкина-Пых И.Г. Стрессовые ситуации. – М.: Эксмо, 2008. - 960 с.
27. Мельник Ю. Управление стрессами //Управление персоналом. – 2002. - №3. – С.20-23
28. Мельник Ю. Управление стрессами //Управление персоналом. – 2002. - №3. – С.20-23Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. - М.: Дело, 2010. - 704с.
29. Митева И.Ю. Курс управления стрессом / И.Ю. Митева. - М.: Академия, 2007.- 188с.
30. Основы менеджмента: учеб.-метод. комплекс для спец. 061100 Менеджмент организации / сост. Е.В. Тюрюханова, Е.В., И.С. Долгополова. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. - 292 с.
31. Проблемы управления трудовыми ресурсами на современном этапе: Межвуз. Сб. ст. – СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 2006. – 235с.
32. Психология и этика делового общения. / Под ред. Лавриненко. – М., 2005.
33. Психология менеджмента: Учебник /Под ред. проф. Г. С.Никифорова/ - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. - 572 с.
34. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом. Серия “Учебники, учебные пособия” / под ред. С.И. Самыгина.– Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 452с
35. Семенов А.К., Маслова Е.Л., Психология и этика менеджмента и бизнеса. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 276с.
36. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Знание, 1994. - 253с.
37. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 2000. - 127с.
38. Сердюк В.Г. Менеджмент стресса на рабочем месте: причины, вызывающие рабочие стрессы, последствия //Кадры предприятия. – 2004. - №5.- С.28-38
39. . Сороков Д. Борьба со стрессом //Первое сентября. – 2004. - №30. – С.3-10
40. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера./ Стаут Л.У., пер. с англ. – М., 2007.
41. Управление персоналом организации /Под ред. А.Я Кибанова. – М., 2006.
42. Филько А. Живые и нервные: О влияние стресса на работу и перегруз на здоровье // Коммерсант Власть. – 2001. - №28, май. – С.54-57
43. Чепурин М.Ж. Стресс на рабочем месте: Опыт применения антистрессовой программы в компании. Эффективность применения //Управление персоналом. – 2003. – 9. – С.74-75
44. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256с.
45. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005. - 250с.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.