• Категория: Трудовое право
  • Год защиты: 2012
  • Оригинальность: 45 %

Оглавление
С
Введение ………………………………………………………………………3
1. Ученический договор
1.1. Ученичество в истории законодательства ……………………………..5
1.2. Место ученического договора в отрасли трудового права ………….10
1.3. Стороны ученического договора ……………………………………...19
1.4. Содержание ученического договора ………………………………….33
1.5. Ответственность за нарушение ученического договора …………….45
2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение
квалификации работников
2.1. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке
кадров ………………………………………………………………………..52
2.2. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку
и повышение квалификации ……………………………………………….59
3. Практическое значение подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров
3.1. Структура и характеристика производства…………………………….66
3.2. Местная практика (анализ) …………………………………………….72
Заключение ………………………………………………………………….75
Библиографический список ……………………………………………….79
Приложения …………………………………………………………………85</p>

Введение
С изменением в стране экономических отношений работодатель – собственник средств производства, предприниматель, отвечающий за конечный результат экономической деятельности, самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки, переподготовки кадров для собственных нужд, и такое право ему предоставлено статьёй 196 Трудового кодекса Российской Федерации. Одним из возможных средств реализации данного права является ученический договор. Он является основанием возникновения между работником (учеником) и работодателем ученических отношений, направленных на ускорение приобретения лицом профессиональных навыков, необходимых для выполнения определённой работы, группы работ.
Ученические отношения обеспечивают не просто подготовку работников к труду, а именно к труду у конкретного работодателя, что особенно актуально в условиях различных форм собственности и является одним из средств решения проблемы безработицы, поскольку само обучение не сопряжено с теми условиями, в которых впоследствии будут протекать трудовые отношения. В ученических отношениях заинтересованы как работодатель, так и работник: первый получает подготовленные для себя кадры, а второй – работу.
Объектом исследования являются отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации непосредственно у работодателя как непосредственно связанные с трудовыми.
Предметом исследования является ученический договор, представляющий собой основание возникновения проблемы обучения работников, проживающих в районах, приравненных к Крайнему северу. В связи с удалённостью от «материка» обучение производится с отрывом от производства и невозможности в срок присутствовать на сессиях, в связи с суровыми климатическими условиями и межсезонной распутицей.
Цель, поставленная в дипломной работе – исследование ученического договора по Трудовому кодексу Российской Федерации и проблемы совершенствования законодательства, регулирующего ученические отношения.
Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый в 2001 году, является первым кодифицированным актом о труде, содержащим отдельную главу, посвящённую ученическому договору. Это, несомненно, говорит о развитии трудового законодательства о профессиональной подготовке, переподготовке. Однако внутренняя противоречивость, отсутствие регулирования или неполное урегулирование в законе ученических отношений вызывает необходимость изучения данной проблемы.

Заключение
В качестве основных выводов проведённого исследования можно назвать следующее.
Ученические отношения первоначально получили правовое закрепление задолго до принятия в России первого кодифицированного акта о труде. Это были отношения, направленные на непосредственную подготовку ученика к труду. С принятием Устава о промышленном труде их содержание изменилось: учеников стали обучать не только выполнению определённой работы, но и давали общее образование в школах при производстве. Такой подход был первоначально воспринят и в законодательстве советской России. В настоящее время профессиональная подготовка в рамках ученического договора не является образованием, поскольку не направлена на повышение образовательного уровня ученика, а преследует цель ускоренного приобретения учащимся навыков, необходимых для выполнения определённой работы или группы работ (см. приложение 3).
Несмотря на то, что история законодательства об ученичестве началась давно, и в науке исследователи обращали внимание на ученические отношения, ученический договор впервые выделен в отдельную главу только в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Главу 32 «Ученический договор» ТК РФ даже со всеми её недоработками можно рассматривать в качестве нового уровня развития законодательства об ученических отношениях.
Ученические отношения в настоящее время – это отношения, непосредственно связанные с трудовыми, которые возникают между субъектами трудового права (это следует отметить) и только в связи с трудовыми отношениями. Ученические отношения не могут существовать, не имея в настоящем или будущем трудовых отношений, так как ученик должен применить полученные знания уже в процессе выполнения трудовой функции по заключённому трудовому договору.
Ученические отношения возникают на основании ученического договора, который следует рассматривать в качестве самостоятельного вида договоров, регулируемых трудовым законодательством.
Ученический договор, являясь одним из проявлений конституционного принципа свободы труда в трудовом праве, выполняет роль юридического факта в момент возникновения ученического правоотношения, а после переходит в иное качество: юридической формы, опосредующей ученическое правоотношение. В ученическом договоре как юридическом факте, возможно, выделять такие элементы его внутреннего содержания как мотив и волю.
Содержание ученического правоотношения шире за счёт тех прав и обязанностей сторон, которые закреплены в нормативных актах. Содержание ученического договора составляют условия, вырабатываемые сторонами.
Сторонами ученического договора являются, с одной стороны, работодатель – физическое лицо – предприниматель или юридическое лицо (коммерческая организация, а в исключительных случаях – некоммерческая), которое осуществляет обучение в процессе производства с использованием своего собственного труда или труда своих работников, имеющее в необходимых случаях лицензию на осуществление образовательной деятельности, и, с другой стороны, ученик – физическое лицо (работник или лицо, ищущее работу), обладающее ученической правоспособностью. Моментом возникновения правоспособности ученика следует признать достижение определённого законом возраста. При этом необходимо обращать внимание и на здоровье ученика – как физическое, так и психическое. Ученик в трудовом праве обладает специальным правовым статусом, включающим в себя правосубъектность ученика и права и обязанности, закреплённые в законе.
Следует отметить, что ученические отношения имеют специфику не только в субъектном составе, и в основании возникновения, а также изменения и прекращения. Стороны ученического договора несут ответственность не только по нормам об ответственности сторон трудового договора, но и на основании специальной нормы за нарушение условий заключённого между ними договора.
Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Интенсивное освоение нефтегазовых ресурсов изменило жизнь и статус региона.
Период до 1987 года характеризовался значительными миграционными потоками из разных уголков Советского Союза. За это время вблизи месторождений были построены небольшие посёлки и крупные города.
В пяти городах Тюменской области работают восемь высших учебных заведений и многочисленное количество филиалов областных вузов и других субъектов РФ.
В представленной ниже таблице 3 виден процесс роста учебных заведений за последние годы.
Таблица 2
Количество вузов по Тюменской области</p>
<p style="text-align:justify;">Количество вузов Государственные Негосударственные
1998 год 13 11 2
2008 год 21 15 6</p>
<p style="text-align:justify;">В связи с тем, что несколько вузов выпускают специалистов одинаковых направлений, в Тюменском регионе существует проблема трудоустройства молодых специалистов. На одном из заседаний Правительства Тюменской области губернатор Якушев В.В. выступил с резкой критикой существующего положения. По его мнению, не следует выпускать специалистов тех направлений, которые не смогут трудоустроиться и реализовать себя. Он предложил вернуться к системе госзаказа на подготовку специалистов с высшим образованием. В то же время он назвал серьёзнейшей проблемой тот факт, что на заводах, фабриках, нефтегазовых комплексах наблюдается большая нехватка специалистов рабочих профессий и как следствие, главной задачей образования следует считать подготовку специалистов рабочих профессий.
Проводя анализ данных комитета госстатистики Тюменской области представленных в таблице 4, можно сделать вывод о том, что за последние годы резко возросло количество филиалов.
Таблица 3
Количество высших учебных заведений
в Ханты-Мансийском автономном округе</p>
<p style="text-align:justify;">Количество филиалов Государственные вузы Негосударственные вузы
1998 год 4 3 1
2008 год 46 5 4</p>
<p style="text-align:justify;">Однако анализ показывает, что для многих жителей Ханты-Мансийского автономного округа получение высшего образования невозможно по нескольким причинам:
- низкая заработная плата;
- отдалённость от «материка»;
Глядя в будущее, учитывая своеобразие жизни жителей округа, актуальной является задача разработки специальных технологий дистанционного обучения в нестандартных условиях. И самое важное – значительно уменьшить оплату за обучение .

Библиографический список
1. Нормативно правовые акты
1. Конституция РФ// Уральское юрист. изд-во. – 2002. – С. 48.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 15 апреля 2006 года. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 224 с. – (Российское законодательство).
3. Комментарий Конституции Российской Федерации. По материалам судебной практики. Под ред. Жилина Г.А.//Составитель Калинин В.В. – М.: «Омега-Л», 2005. – 256 с.
4. Комментарий к Трудовому кодексу РФ//Отв. редактор А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов – М.: Изд-во Юристъ, 2005. – 1261 с.
5. Комментарий к Трудовому кодексу РФ//Отв. редактор доктор юр. наук, профессор Ю.П. Орловский – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2002. – Вып. 3 – (Библиотека журнала «Кадровая служба предприятия) – 959 с.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (с изм. от 09.05.2005 г.)//СЗ РФ. – 2002. - №1. – Ч.1 – Ст.1.
7. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 (с изм. от 09.05.2005 г.)//ВСНД РФ и ВС РФ. – 1992. - №30. – Ст.1797.
8. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 г. №125-ФЗ (с изм. от 29.12.2004 г.)//СЗ РФ. – 1998. - №31. – Ст.3803.
9. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №610//СЗ РФ. – 1995. - №27. – Ст.2580.
10. Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности: Постановление правительства РФ от 18.10.2000 г. №796//СЗ РФ. – 2000. - №43. – Ст.4249.
11. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.07.2004 г. по делу №Ф04-2954/04-1132А//[Электронный ресурс]: Справочная правовая система Гарант.
12. О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве: Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 21.06.1979 г. №586//СП СССР. – 1979. - №17. – Ст.113.
13. О профессиональном обучении рабочих на производстве: Типовое положение, утв. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию и Секретариата ВЦСПС от 04.03.1980 г. №50/4/4-85//Бюллетень Госкомтруда СССР. – 1980. - №5. – С.3-14.
14. О лицензировании профессиональной подготовки и профессионального обучения работников организаций: Письмо Минобразования РФ и Минтруда РФ от 21.07.1998 г. №№06-51-48ин/23-10, 4226-НП//[Электронный ресурс]: Справочная правовая система Гарант.
15. Об ученических договорах: Письмо Фонда социального развития РФ от 11.06.2003 г. №02-18/05-3937//Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. – 2003. - №8.
16. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.//Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. – 1922. - №70. – Ст.903.
17. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 г. №14-ФЗ//СЗ РФ. – 1996. - №5. – Ст.410.
18. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. №51-ФЗ//СЗ РФ. – 1994. - №32. – Ст.3301.
2. Научная и учебная литература
19. Куренной А.М. Трудовой кодекс Российской Федерации: правопреемственность и новизна//Законодательство. – 2002. - №2. – 230 с.
20. Абжанов К. О природе правоотношений предприятий с учениками//ИВУЗ. Правоведение. – 1966 - №1. – 160 с.
21. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. – М.: Юрид. изд-во Министерства юстиции СССР. – 1948. – 136 с.
22. Андреев В.С., Орловский Ю.П. Правовое положение лиц, совмещающих обучение с производственным трудом. – М.: Изд-во АН СССР. – 1961. – 232 с.
23. Аракчеев В.С. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. – Томск: Изд-во Том. ун-та. – 2001. – 138 с.
24. Бару М.И. Материальные санкции в трудовом праве//Советское государство и право. – 1981. - №7 – 350 с.
25. Басаргин И.Н. Личные неимущественные права в трудовом правоотношении: Автореферат. Канд. юрид. наук//Уральская гос. юрид. академия. – Екатеринбург. – 2002. – 24 с.
26. Безина А.К., Бикеев А.А., Сафина Д.А. Индивидуально-договорное регулирование труда рабочих и служащих. – Казань: Изд-во Казанского ун-та. – 1984. – 136 с.
27. Бондаренко Э.Н. Основания возникновения трудовых правоотношений: Автореферат. док. юрид. наук//М.: Типография Алтайского гос. ун-та. – 2004. – 46 с.
28. Бондаренко Э.Н. Трудовая правоспособность, дееспособность и юридические факты//Журнал российского права. – 2003. - №1 – 50 с.
29. Бондаренко Э.Н. Юридические факты в трудовом правоотношении: Монография. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та. – 2005. – 224 с.
30. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. – М.: Изд-во Статус. – 1998. – 682 с.
31. Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та. Информационно-правовое агентство ИНПЭА. – 1992. – 236 с.
32. Варшавский К.М. Практический словарь по трудовому праву//К.М. Варшавский. – М. – 1927. – 149 с.
33. Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение. – М.: Изд-во Наука. – 1977. – 310 с.
34. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права: Монография. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. – 1997. – 180 с.
35. Головина С.Ю. Формирование понятийного аппарата трудового права//Государство и право. – 1998. - №8 – 236 с.
36. Гусов К.Н. Договоры о труде в трудовом праве при формировании рыночной экономики: Автореферат. док. юрид. наук//Московский юрид. ин-т. – М. – 1993. – 50 с.
37. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб. – М.: Изд-во ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2004. – 496 с.
38. Иоффе О.С. Обязательственное право. – М.: Изд-во Юрид. лит. – 1975. – 880 с.
39. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. – М.: Изд-во Юрид. лит. – 1961. – 382 с.
40. Каминская П.Д. Очерки трудового права. – М. – 1927. – 135 с.
41. Карабельников Б.Р. Трудовые отношения в хозяйственных обществах. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС. – 2003. – 328 с.
42. Каринский С.С. Развитие законодательства о материальной ответственности рабочих и служащих. – Советское государство и право. – 1972. - №9 – 350 с.
43. Лебедев В.М. Воспитательная функция советского трудового права. – М.: Изд-во Юрид. лит. – 1981. – 168 с.
44. Лебедев В.М. Лекции по трудовому праву России. – Томск: Изд-во Том. ун-та. – 2002. – Вып. 3. – 76 с.
45. Левиант Ф.М. Виды трудового договора. – М.: Изд-во Юрид. лит. – 1966. – 188 с.
46. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2-х т. Т.1. Историко-правовое введение. Общая часть. Коллективное трудовое право: Учеб. – М.: Изд-во Проспект. – 2003. – 448 с.
47. Мананкова Р.П. Правовые проблемы членства в семье. – Томск: Изд-во Том. ун-та. – 1985. – 144 с.
48. Мананкова Р.П. Правовой статус членов семьи по советскому законодательству. – Томск: Изд-во Том. ун-та. – 1991. – 232 с.
49. Матузов Н.И. Правовая система и личность. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. – 1987. – 296 с.
50. Орловский Ю.П. Молодежь: трудовые права и обязанности. – М.: Изд-во Юрид. лит. – 192 с.
51. Орловский Ю.П. Реформа трудового законодательства на стадии завершения//Журнал Российского права. – 2001. - №10 – С.12-24.
52. Пашков А.С. Правовое регулирование подготовки и распределения кадров (некоторые вопросы теории и практики) – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. – 1966. – 188 с.
53. Пашков А.С. Правовые формы обеспечения производства кадрами в СССР. – М.: Изд-во Юрид. лит. – 1961. – 184 с.
54. Полетаев Ю.Н. Особенности трудового договора, заключаемого с материально ответственными лицами//Трудовое право. – 2003. - №5. – С.15-18.
55. Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9 томах. Т.5.//Под общ. ред. О.И. Чистякова. – М.: Изд-во Юрид. лит. – 1987. – 528 с.
56. Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. – М.: Изд-во Вердикт – 1999. – 372 с.
57. Ставцева А.И. Правовые вопросы перераспределения трудовых ресурсов. – М.: Изд-во Юрид. лит. – 1974. – 160 с.
58. Ставцева А.И., Хохрякова О.С. Трудовой договор. – М.: Изд-во Юрид. лит. – 1983. – 176 с.
59. Сыроватская Л.А. Ответственность по советскому трудовому праву. – М.: Изд-во Юрид. лит. – 1974. – 184 с.
60. Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юристъ, 2001. – 312 с.
61. Трошин А.Ф. Правовое положение рабочих и служащих, обучающихся без отрыва от производства. – М.: Изд-во Юрид. лит. – 1962.
62. Трудовое право России: Учебник для вузов//Отв. ред. Р.З. Лившиц, Ю.П. Орловский. – М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА. – 1998. – 480 с.
63. Трудовое право: Учебник//Под ред. О.В. Смирнова. – М.: Изд-во. ООО ТК Велби. – 2003. – 528 с.
64. Фёдорова М.Ю. Понятие социального страхования//Журнал российского права. – 2001. - №1. – С. 35-43.
65. Фёдорова М.Ю. Социальная защита населения в Российской Федерации: Курс лекций по специальности 02-11 – юриспруденция. – Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та. – 1999. – 272 с.
66. Шахов В.Д. Соотношение понятий «трудовой договор» и «трудовое правоотношение»//Советское государство и право. – 1980. - №6. – С. 133-136.
67. Шеломов Б.А. Материальная ответственность сторон трудового договора//Человек и труд. – 2003. - №3. – С. 75-78.
68. Исаченко Н.Н. Социокультурные особенности Тюменского региона и возможности развития дистанционного образования. Доклад//Тюм. филиал СГА.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.