• Категория: Уголовное право
  • Вид работы: Дипломная работа
  • Год защиты: 2013
  • Оригинальность: 55 %

Оглавление
С
Введение…………………………..……………………………………………3
1. Понятие, признаки и формы хищения грузов на железнодорожном  транспорте
1.1. История развития законодательства о хищении грузов
на железнодорожном транспорте ……………………………………………8
1.2. Понятие и признаки хищения чужого имущества ……………….…...14
2. Особенности объективных признаков грузов на железнодорожном транспорте
2.1. Формы хищения грузов на железнодорожном транспорте……………25
2.2. Способы хищения грузов на железнодорожном транспорте…..….….38
3. Расследование хищений грузов на железнодорожном транспорте
3.1. Особенности расследования хищения грузов на
железнодорожном транспорте…………………………………………….…50
3.2.Тактика отдельных следственных действий…………..………………..55
Заключение………………………………..…………………………………..72
Библиографический список ………………………...……...……...................75

Введение

В связи с происходящими в последние годы социально - экономическими преобразованиями в государстве ранее действовавшая система правовых норм, направленных на охрану неприкосновенности государственного, общественного и личного имущества, перестала быть адекватной реалиям сегодняшнего дня. Построенная с учетом ранее существовавших форм собственности, она совершенно не удовлетворяла и не могла удовлетворить потребности нового общества в защите имущества всех физических и юридических лиц, независимо от форм собственности.
Признание Конституцией РФ человека, его прав и свобод наивысшей социальной ценностью предполагает создание надлежащих социальных условий, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность людей,   нормальное   функционирование общественных и государственных институтов. Важным фактором обеспечения социальной защищенности людей, общественных и государственных интересов является система правовых мер, направленных на создание нормальных условий для трудовой деятельности и отдыха граждан, охрану общественного порядка. К числу таких мер относятся и меры, основанные на нормах главы 21 УК РФ, предусматривающие ответственность за  преступления против собственности.
Преступления в сфере хищения грузов на железнодорожном транспор¬те как разновидность общего понятия хищения в уголовно-правововом ас¬пекте охватывают значительную часть главы 21 УК РФ «Преступления про¬тив собственности», являющейся частью раздела «Преступления в сфере экономики», а также связаны с рядом других диспозиций статей уголовного законодательства РФ.
Проблемы обеспечения сохранности грузов и борьбы с хищениями на транспортных магистралях Российского государства существуют с давних пор. Их совокупное количество колеблется от 10 до 85% от всех преступле¬ний, совершенных на железнодорожном транспорте в различные годы, в за¬висимости от социально-экономического и политического положения в стра¬не. Так, в военные годы и периоды экономической нестабильности в истории нашей страны удельный вес в структуре всех преступлений, совершаемых в сфере железнодорожного транспорта, хищения грузов достигали своего пика. Это, прежде всего, объяснялось дефицитом продуктов питания, а также про¬мышленных товаров народного потребления, которые и являлись, как прави¬ло, предметом преступного посягательства.
На современном этапе осуществления социальной, экономической и правовой реформ в России масштабы, темпы и характер преступности значительно изменились. Стали проявляться негативные тенденции, выраженные в изменении качественных характеристик совершаемых преступлений. Преступность в России стано¬вится все более организованной и профессиональной. Это не могло не затронуть железнодорожный транспорт, который в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства страны, имеет статус связующего звена с другими отраслями экономики России, удовлетворяет все возрастающие потребности во всех видах перевозок, как государства, так и частных промышленных и иных компаний, а также граждан.
Грузовые перевозки на железнодорожном транспорте традиционно яв¬ляются сферой наибольшей криминальной уязвимости. Сумма убытков, по¬несенных всеми участниками перевозочного процесса, постоянно возрастает. В целом за 2006 год, по данным Департамента общественного порядка на транспорте МВД России, зарегистрировано 3 466 преступлений в сфере хи¬щений грузов. Это на 12% выше показателей прошлого года . Приведенные цифры, безусловно, не отражают в полной мере существующего положения с хищениями грузов на транспорте, так как этот вид преступлений отличается высокой степенью латентности.
Основную часть похищенных грузов составляют нефтепродукты, продукты питания, металлы и другие сырьевые ресурсы, огромная доля которых приходится на экспортные грузы России, что, несомненно, наносит ущерб экономике государства и экономическим интересам российских компаний, в которых перевозочные процессы играют важнейшую роль. Как правило, данные преступления являются тщательно подготовленными. Преступления в сфере хищения грузов в основном подго¬тавливаются и совершаются организованными преступными группами с участием должностных лиц железных дорог, правоохранительных и иных государственных органов.
Подавляющее большинство в сфере хищений грузов в настоящее время составляют кражи. Однако, в связи с усо¬вершенствованием технологии и механизмов управления железнодорожным транспортом, автоматизацией и компьютеризацией указанных процессов увеличивается число хищений грузов путем мошенничества, в том числе с использованием компьютерной техники.
Другой стороной этой проблемы выступает такой фактор, как непосредственное участие некоторых работников железной дороги в хищении пе¬ревозимых грузов. По имеющимся данным , в общей массе расхитителей их количество достигает от 30 до 50%, и это лица, которые достаточно хорошо знают, как осуществляется охрана грузов, какими запорными и предохрани¬тельными устройствами снабжаются вагоны и другие единицы подвижного состава, каковы характер и ценность перевозимых грузов, специфика организации и порядок движения поездов и т. д. Расследования данного вида пре¬ступлений в связи с их тщательной подготовкой и профессионализмом ис¬полнения крайне затруднены.
Таким образом, приведенная аргументация, выявившая потребность научного осмысления практики организации раскрытия и расследования хи¬щений грузов на железнодорожном транспорте с целью разработки конкрет¬ных путей по дальнейшему совершенствованию этой деятельности, опреде¬лила выбор темы настоящей дипломной работы.
Объектом настоящего исследования является общественные отношения, возникающие в связи с применением уголовного и уголовно процессуального законодательства при хищении грузов на железнодорожном транспорте. Предмет – предписания уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регулирующего ответственность за хищение грузов на железнодорожном транспорте, а также имеющиеся на этот счет научные разработки в уголовном, уголовно процессуальном праве, криминалистике и судебная практика.
Цель данной работы, на основе изучения и анализа действующего законодательства, нормативно-правовых актов, судебной практики, раскрыть вопросы раскрытия хищений грузов на железнодорожном транспорте и выработать предложения по совершенствованию законодательства.
Задачи, вытекающие из этой цели и решаемые в работе:
Во-первых, дать общую характеристику преступной деятельности в сфере хище¬ния грузов на железнодорожном транспорте, отобразить его историко-правовые и современные социально-экономические аспекты.
Во-вторых,  исследовать понятие и  признаки хищения грузов на железнодорожном транспорте. Определить формы, виды и способы хищения грузов на железнодорожном транспорте.
В-третьих, определить особенности расследования рассматриваемой группы хищений.
В работе использованы монографии таких ученых как Б.В. Здравомыслов, В.М. Лебедев, Р.С. Белкина, А.В.  Наумов, П.С. Яни и других. В работе использована судебная практика Верховного Суда РФ по  данному вопросу иных судов Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются методы сравнительного анализа, исторический, формально-юридический, системно-структурного анализа и другие.
Настоящая работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав и заключения. Все главы состоят из двух параграфов.
Заключение

Подводя итоги исследования, отметим следующее.
Рассматриваемая группа хищений в России возникла в середине ХIХ века, когда началось бурное строительство железных дорог России. Наиболее сложными в криминогенном плане были послевоенные периоды, когда в условиях ослабленной экономики страны резко увеличилось количество краж перевозимых грузов.
В настоящее время железнодорожный транспорт рассматривается как одна из отраслей производства, которая по уровню своего развития, условиям и характеру труда существенно отличается от других отраслей современной индустрии нашей страны.
Хищения грузов на железнодорожном транспорте как разновидность общего понятия хищения в уголовно-правововом ас¬пекте охватывают значительную часть главы 21 УК РФ «Преступления про¬тив собственности» и характеризуются следующими признаками: действие, т.е. изъятие и (или) обращение груза в пользу виновного или других лиц; противоправность действия; признак безвозмездности; прямой умысел и корыстная цель.
Хищение груза на железнодорожном транспорте возможно в форме кражи, мошенничества, присвоения, растраты, грабежа или разбоя. Однако наиболее распространенными являются кража и мошенничество.
Ана¬лизируя позиции многих видных криминалистов относительно понятия и способа совершения преступления, его можно определить  приме¬нительно к хищениям грузов на железнодорожном транспорте как комплекс взаимосвязанных целенаправленных и ситуационно повторяющихся дейст¬вий преступника по подготовке, совершению и сокрытию хищения груза, обусловленных объективными и субъективными факторами, отражающихся в информации о типичных следах преступления.
Основываясь на существующей практике, в зависимости от последовательности совершаемых действий и их отношения к грузоперевозочному процессу, в работе выделено три основных способа хищений грузов.  Первая группа - хищения грузов, совершаемые с частичным или пол¬ным разрушением объекта хранения груза либо подвижной железнодорож¬ной единицы. Ко второй группе относятся хищения грузов, совершаемые путем на¬рушения правил наложения запорно-пломбировочных устройств, и иные хи¬щения, не связанные с разрушением объекта хранения груза либо подвижной железнодорожной единицы. Третья группа охватывает хищения грузов, совершаемые путем нару¬шения правил грузоперевозочного процесса либо документального оформле¬ния перевозочных операций.
В ходе исследования так же установлено, что взаимодействие следователя органов внутренних дел на транспорте с оперативными подразделениями ОВД на транспорте, с территориальными органами внутренних дел, транспортной прокуратурой, администрацией МПС, военизированной охраной, иными органами и ведомствами осуществляется в процессуальных и организационных формах. Формы и методы совместного планирования, проведения совместных мероприятий, взаимного обмена ин¬формацией создают основу дальнейшего укрепления взаимодействия с на¬званными службами, подразделениями и организациями в борьбе с хище¬ниями грузов на железнодорожном транспорте.
На основе результатов исследования можно внести сле¬дующие предложения, направленные на дальнейшее совершенствование организации деятельности органов внутренних дел на транспорте в области расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте:
1) в органах предварительного следствия при органах внутренних дел на транспорте необходимо создать специализированные подразделения по расследованию хищений грузов по аналогии с подразделениями по борьбе с преступными посягательствами на грузы в составе криминальной милиции ОВД на транспорте;
2) необходимо усиление внимания к проблемам использования специ¬альных познаний следователями и оперативными сотрудниками ОВД на транспорте в процессе расследования хищений грузов путем изучения специ¬альной литературы по функционированию железнодорожного транспорта, а также посредством обучения на курсах повышения квалификации в высших учебных заведениях МВД России.
Что касается вопросов совершенствования законодательства, то в работе было отмечено, что часто хищение груза на железнодорожном транспорте совершают работники железнодорожных станций в форме мошенничества. В свою очередь ч. 3 ст. 159 УК РФ не предусматривает в качестве вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В некоторых случаях, данный пробел позволяет, продолжать  работу в занимаемой должности лицам осужденным, которые не связанны с лишением свободы. В связи с этим представляется необходимым включить указанный вид наказания в качестве дополнительного в санкцию ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Библиографический список

А) законодательные материалы:
52. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
53. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
54. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001.-  № 52. - Ст. 4921.
55. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. Ст. 1.
56. Об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внут¬ренних дел в расследовании и раскрытии преступлений: Приказ МВД России от 20 июня 1996 г. №334 // Документ официально опубликован не был.
57. Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов: Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 37 // Экономика железных дорог. - 2004. - № 2.
58. О порядке реагирования на признаки преступления и рассмотрения заявлений и сообще¬ний о хищениях грузов: Указание Генпрокуратуры РФ № 19/23, МВД РФ № 1/1609, МПС РФ № 103 от 03.04.1995 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. - Т. 1. - 2004.
59. О порядке реагирования органов внутренних дел на транспорте МВД России и МВД Республики Беларусь на заявления и сообщения о хище¬ниях грузов межгосударственного назначения на железнодорожном транспорте: Временная инструкция  утвержденная со-вместным приказом ГУВДТ и С СОБ МВД России и УВДТ Республики Беларусь от 4 ап¬реля 2003 г. № 10/39// Документ официально опубликован не был.
60. Постановление ЦИК и СНК СССР «О железнодорожных линейных судах» от 27 но¬ября 1930 г. // Российское законодательство Х-ХХ вв.: В 9 т. / Под ред. О.И. Чистякова. - М: Юридическая литература,  1991. - Т. 8. - С. 500.
61. О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 29  от 27 декабря 2002 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003.-  № 2. - С. 13 - 27.
62. О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 25 апреля 1995 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1995. - № 7. - С. 25 - 33.
63. О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 05.09.1986 № 11 // Бюллетень Верховного Суда СССР. - 1986.-  № 10. - С. 3
64. Определение Военной Коллегии Верховного Суда РФ № 1-091/01 от 29 ноября 2001 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2002. - № 3. - С. 25 - 26.

Б) Книги:
65. Аналитический обзор Департамента общественного порядка на транспорте МВД России за 2004 г. - М., 2007. - 37 с.
66. Бабаева Э.У. Криминалистическая характеристика хищений грузов из подвижного состава // Вопросы совершенствования предварительного следствия,  - Л., 1974. - Вып. 2. – 175 с.
67. Белкин Р.С. Курс криминалистики. Т. 3. Криминалистические средства, приемы и рекомендации. – М: Бек, 1997. 788 с.
68. Булыжкин А.В. Некоторые вопросы становления органов внутренних дел на железнодорожном транспорте в России / Правоохранительная деятельность на транспорте: итоги и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. 20 - 22 января 1999 г. Орел, 1999. – 493 с.
69. Дерендяев В.И. Уголовная ответственность за присвоение или растрату вверенного имущества. - М.: Юристъ, 1998. – 288 с.
70. Елисеев С.А. Преступления против собственности по уголовному законодательству России. – Томск: Изд. ТГУ, 2003. – 415 с.
71. Зеленецкий B.C. Доследственные ситуации в советском уголовном процессе // Следственная ситуация. М.: Юридическая литература, 1990. – 261 с.
72. Клепицкий И.А. Имущественные преступления (сравнительно-правовой аспект) // Законодательство. 2003. № 1. - С. 58 - 62.
73. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. - М.: Норма, 2004. -  712 с.
74. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Наумова. - М., 1996. – 593 с.
75. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Под  ред. В.И.Радченко. - М.: Юридическая литература, 1994. – 563 с.
76. Котов Е.Н. Методика расследования краж грузов на железнодорожном транспорте, совершенных группой лиц: Дис. канд. юрид. наук. - М., 1988. 212 с.
77. Котов К.Н. Расследование краж, совершаемых на железнодорож¬ном транспорте: Учебное пособие. - Минск, 1987. – 219 с.
78. Кочои С. Квалификация хищений глазами практиков// Российская юстиция. 1999. № 4. - С. 13 - 20.
79. Криминология / Под ред. Н.Ф.Кузнецовой,  Г.М. Миньковского. - М.: Спарк, 2005. – 792 с.
80. Кузнецова Ю.В. Правовые основы взаимодействия следствия и ор¬ганов дознания при расследовании преступлений  // Следователь. 2003.  № 6. - С. 27 – 33.
81. Курс уголовного права. Том 3. Особенная часть / Под ред. Г.Н.Борзенкова, В.С.Комисcарова. -  М.: Зерцало, 2002. -  674 с.
82. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону. - М.: Норма, 2007. – 514 с.
83. Малков В.П. Уголовное право России. Общая часть. – Казань: Изд. КГУ, 1994.-  559 с.
84. Меркулов М.А. Методика расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте: Дисс. канд. юрид. наук. - Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД РФ, 2005. – 218 с.
85. На страже магистралей: Очерки истории транспортной милиции в России / Под ред. В.В. Захаренкова. - М.: Спарк, 2002. - С. 251.
86. Никифоров Б.С. Борьба с мошенническими посягательствами на социалистическую и личную собственность по советскому уголовному праву. - М.: Юридическая литература, 1952. – 674 с.
87. Новик В.В. Типовые программы расследования хищений грузов на железнодорож¬ном транспорте: Методические рекомендации. - Л., 1989. – 275 с.
88. Петров А., Чуб А. Хищения на транспорте // ЭЖ-Юрист. 2007. № 10. - С. 46 - 55.
89. Приходько Ю.В. Раскрытие и расследование преступлений в сфере грузовых перевозок // Вестник МВД России. 1996. № 2. - С. 54 - 64.
90. Путятин В.Д. Становление и развитие органов внутренних дел на транспорте в дореволюционной России // Транспортное право. 2007. № 1. - С. 63 - 69.
91. Российское законодательство Х-ХХ вв.: В 9 т. / Под ред. О.И. Чистякова. – М: Юридическая литература, 1991. - Т. 8. – 488 с.
92. Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. – М.: Норма, 1997.  – 421 с.
93. Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. 1918 г. Ст. 46-48 // История российской милиции: Сборник документов Ч. 1. / Сост. В.И. Кос¬тин. - Н. Новгород: Параграф, 2000. – 504 с.
94. Титова Е.С. Организация раскрытия и методика расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте, совершенных организо¬ванными преступными группами: Дис. канд. юрид. наук. - М., 2002. – 245 с.
95. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. - М.: Зерцало, 2005. -  625 с.
96. Уголовное право: Особенная часть: Учебник / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. - М.: Инфра, 1998. – 655 с.
97. Успенский А.  О недостатках определений некоторых форм хищения в новом УК // Законность. 1997. № 2. - С. 14 - 19.
98. Фирсов Е.П. Исследование места происшествия по делам о хищениях грузов из под¬вижного состава на железнодорожном транспорте. - М.: Транспорт, 1991. – 156 с.
99. Фирсов Е.П. Факторы, детерминирующие способы хищения грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте // Способы сокрытия следов преступления и криминали¬стические методы их установления. - М., 1984. – 415 с.
100. Характеристика хищений грузов на транспорте / СИ. Винокуров, Ю.А. Каверин. - М: Юридическая литература, 1980. – 217 с.
101. Шишков А.А. Теоретические основы уголовно-процессуальной деятель¬ности подразделений по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 1999. – 22 с.
102. Шупыро В.М. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. -  М.: Бек, 1997. - С. 373 с.
103. Юрин В.М. Выявление и раскрытие хищений грузов из подвижно¬го состава железнодорожного транспорта. – Саратов: Ладья, 1999. – 512 с.
104. Яни П.С. Преступное посягательство на имущество // Законодательство. 1998. № 9. - С. 29 - 37.


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.