• Категория: Ветеринария
  • Вид работы: Контрольная работа

Содержание
Введение 3
1. Зооветснаб, дефицит ветеринарных средств и пути совершенствования ветеринарного снабжения
4
2. Отраслевой научный комплекс (ОНК), перевод научных учреждений на хозрасчет
9
Заключение 13
Список литературы 14

Введение
Ветеринария - это область науки и практической деятельности человека, направленная на предупреждение и лечение болезней животных, защиту людей от антропозоонозов (заболевание, передающееся от животного человеку или от человека животному при естественном контакте), а также на производство доброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и ветеринарно-санитарную защиту природы и окружающей среды.
Становлению ветеринарии способствовало развитие медицины, химии, физики, биологии и других наук. Современная ветеринария объединяет эпизоотологию, паразитологию, ветеринарную санитарию, ветеринарно-санитарную экспертизу, клиническую диагностику, терапию, хирургию, фармакологию, зоогигиену, ветеринарную микробиологию и вирусологию, а также нормальную и патологическую анатомию и физиологию животных, она тесно связана с зоотехникой.
Ветеринария, как любая другая область научных знаний, имеет ряд определенных задач. Одна из основных задач ветеринарии - это принятие всевозможных профилактических мер по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, а также их ликвидация как на федеральном, так и на региональном уровне.
Экономическое состояние животноводческих хозяйств базируется на многих факторах и одним из них, имеющим немалое значение, является ветеринарное благополучие хозяйства. Его можно обеспечить лишь при соблюдении мер биологической безопасности, правил кормления и содержания животных, профилактических мероприятий, а также своевременного и полноценного обеспечения ветеринарного снабжения.


1. Зооветснаб, дефицит ветеринарных средств и пути совершенствования ветеринарного снабжения
В целях регулярного ветеринарного снабжения в 1930 году был учрежден государственный трест «Ветснабпром». В 1939 году он был преобразован в «союз зооветснаб», который осуществлял не только снабжение ветеринарной сети ветеринарными, но и зоотехническими товарами. Система «Зооветснабпрома» продолжала наращивать объем продажи товаров ветеринарного назначения. Однако в 80-е годы сохранялся значительный дефицит большого количества необходимых препаратов. По данным начальника Главного управления зооветеринарного снабжения и промышленности Госагропрома СССР В.И. Касюка, в 1985 г. 69% ветпрепаратов, 14% лабораторного оборудования, 23% дезсредств обеспечивали потребность всего на 50%. Работники «Зооветснаба» не знали фактическое положение с снабжением ветеринарными товарами в обслуживаемой зоне и не представляли перспективы развития животноводства.. На базах «Зооветснаба» были скоплены товары, не отвечающие нуждам сельскохозяйственных предприятий и не было товаров повседневного спроса.
В таких условиях перед системой «Зооветснаба» ставилась задача установить оптимальную потребность в товарах ветеринарного назначения в содружестве с ветеринарными специалистами государственной ветеринарной службы, предприятий мясной и молочной промышленности, а также с учетом планов противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий; обеспечивать четкое, обоснованное и справедливое распределение фондов, особенно остродефицитных ветеринарных препаратов, инструментов, оборудования и дезсредств; перейти на материально-техническое обеспечение в порядке оптовой торговли в каждом районе, области, крае, республике (уровень оптовой торговли к 1992 г. должен был достичь 80 % от общей складской реализации).
Для реализации перечисленных задач «Зооветснаб» провел паспортизацию имеющейся материальной базы, обеспечил оптимальные условия хранения, транспортировки, внедрил пакетные и контейнерные перевозки, механизацию погрузочно-разгрузочных работ, механизированный учет и отчетность, стал шире использовать средства массовой информации. В 1988 г. значительная часть подразделений зооветснаба перешла на полный хозрасчет и самофинансирование и было образовано Всесоюзное специализированное хозрасчетное объединение зооветеринарного снабжения и промышленности при Госагропроме СССР.
В состав зооветснаба страны входили 15 республиканских, 140 автономных республиканских, краевых, областных объединений Зооветснаб, 280 межрайонных отделений, 1710 ветеринарных аптек, четыре союзных, 10 республиканских баз, шесть заводов и Всесоюзное научно-производственное объединение "Ветприбор". На заводах работали 5 тыс. человек. Номенклатура товаров насчитывала 5 тыс. наименований.
Для определения реальной потребности ветеринарных товаров до каждого потребителя доводили бланки заявок с перечислением всех товаров, которые были взяты для заказа заводам-изготовителям на договорной основе.
Применение экономических механизмов должно было способствовать улучшению зооветеринарного снабжения. К сожалению, этого не произошло. К концу этого периода снова увеличился дефицит товаров ветеринарного назначения. Промышленные предприятия многих министерств перестали производить инструменты, медикаменты ветеринарного назначения.
На сегодняшний день доля отечественных ветеринарных препаратов составляет примерно 35–37% от общего объема рынка и продолжает неуклонно снижаться. Между тем эти средства могли бы быть использованы российскими предприятиями на развитие и совершенствование собственной производственной базы, финансирование научных разработок в области новых препаратов и технологий.
Начиная с 2005 года четко обозначилась тенденция замещения российских препаратов импортными, при явно более высоком уровне цен на последние и сопоставимом качестве. При этом производственные мощности существующих и вновь открытых предприятий позволяют практически полностью удовлетворить потребности страны в средствах специфической профилактики болезней животных. Большинство этих компаний имеет аттестацию GMP, подтвержденную экспертами Евросоюза, что само говорит о качестве их продукции и современных условиях организации производства.
Анализ текущей ситуации по фармпроизводству свидетельствует: из общего количества зарегистрированных в России действующих веществ (ДВ) фармпрепаратов – более 70% лекарств с указанными ДВ производятся российскими предприятиями. Их производственные мощности позволяют выпускать любой дженерик, а их отсутствие обусловлено в основном (временными) стратегическими факторами, которые не являются препятствием к расширению производства в случае актуализации вопроса.
Производственные мощности отечественных компаний уже сегодня позволяют обеспечить в полном объеме потребность России в вакцинах против болезней, включенных в Перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденный приказом Минсельхоза России от 19.12.2011 № 476, и на 95% против других болезней животных.
Производство недостающего ассортимента вакцин может быть налажено этими предприятиями в срок до шести месяцев, при наличии поддержки со стороны государства и создания режима благоприятствования в прохождении процедуры регистрации.
В настоящее время ветпрепараты закупаются путем проведения тендерных закупок ветпрепаратов производственными холдингами: животноводческими комплексами и птицеводческими хозяйствами.
Система тендеров и закупок, существующая на некоторых предприятиях, нуждается в изменении. Так, сегодня она зачастую ставит во главу угла не качество продукции, а максимальное снижение издержек. И, как ни странно, оптимизируя расходы, многие компании в первую очередь стараются экономить на закупках средств для ветеринарного применения, что напрямую влияет на качество и безопасность продукции. И, к сожалению, порой банальное непонимание со стороны руководства производственных компаний роли ветеринарных врачей на комплексах, делает виноватыми ветврачей.
Рост импорта ветеринарных препаратов, сокращение рынка сбыта для отечественных предприятий, применение живых вакцин зарубежного производства, содержащих штаммы вирусов, не циркулирующих в России, что несет в себе дополнительную угрозу проникновения этих новых возбудителей на территорию страны, агрессивная политика со стороны иностранных компаний, создающих потенциальную зависимость наших производителей животноводческой продукции от применения импортных препаратов, влечет угрозу пищевой и биологической безопасности нашей страны.
Что необходимо делать? Во-первых, разработать защитные меры таможенно-тарифного регулирования в части импорта препаратов для ветеринарного применения зарубежного производства в целях обеспечения защитыотечественных производителей и биобезопасности РФ.
Во-вторых, обеспечить разработку комплекса мер нетарифного регулирования, а именно нормативно-правовой базы, регламентирующей производство и оборот лекарственных средств для ветеринарного применения на территории Евразийского экономического союза
Сегодняшняя ситуация в части регистрации ветпрепаратов крайне неблагоприятна для отечественных компаний. Разные требования к процедуре, различия в законодательстве стран – участниц Таможенного союза приводят к одновременному обращению на его территории лекарственных средств с разным уровнем биобезопасности для здоровья человека, животных и окружающей среды. Различные методы исследования животноводческой продукции на остаточные количества лекарственных средств и предъявляемые требования к срокам возможного убоя животных или использование молока после применения ветеринарных препаратов, зарегистрированных, например, в Казахстане, может приводить в России к потреблению населением продуктов питания, содержащих повышенное количество лекарственных средств, опасных для здоровья. Этой ситуацией активно пользуются недобросовестные товаропроизводители.
Закрыть канал поступления некачественных продуктов на российский рынок поможет единое регулирование производства и оборота ветпрепаратов на территории ЕАЭС. На сегодняшний день в Евразийской экономической комиссии создана рабочая группа, на которую возложены функции по разработке союзных документов в сфере регистрации и обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.

2. Отраслевой научный комплекс (ОНК), перевод научных учреждений на хозрасчет
В начале девяностых годов в сфере ветеринарного снабжения нашей страны появились рыночные структуры.
Стали создаваться отечественные частные ветеринарные аптеки и фармацевтические организации, которые не имея должного опыта, были призваны осваивать фармацевтический рынок лекарственных средств для ветеринарного применения, изучать рыночный спрос, определять стратегию маркетинга, устанавливать цены и удовлетворять потребность в ветеринарных лекарственных средствах, товарах и услугах.
В виду наличия подобного опыта у иностранных фирм и отсутствия конкуренции со стороны отечественных ветеринарных организаций, значительную часть рынка лекарственных средств для животных и ветеринарных товаров заняли иностранные производители.
Создавались многочисленные филиалы иностранных фирм, которые осваивали этот рынок в России.
Это новое дело формировалось стихийно, отсутствовал опыт организации, не были разработаны научные и методические принципы и подходы, теоретические проблемы формирования , совершенствования рынка лекарственных средств для ветеринарного применения, ветеринарных товаров и услуг .
В 1989 году разработаны и ут¬верждены положения об отраслевых научных комплексах (ОНК). Приоритетами исследований этого комплекса явилось переход всех институтов на усло¬вия хозрасчета и самофинансирования.
В соответствии с постановлениями Правительства СССР «О совершенствовании научного обеспечения развития агропромышленного комплекса страны», «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование» на базе ВИЭВ при ВАСХНИЛ образован Отраслевой научный комплекс по ветеринарии (ОНК Вет). В его состав вошли 9 научно-исследовательских институтов:
Всесоюзный НИИ экспериментальной ветеринарии им. Я.Р. Коваленко (г. Москва);
Всесоюзный НИИ гельминтологии им. К.И. Скрябина (г. Москва);
Всесоюзный НИИ незаразных болезней животных (г. Воронеж);
Всесоюзный НИИ ветеринарной санитарии (г. Москва);
Всесоюзный НИИ бруцеллеза и туберкулеза животных (г.Омск);
Всесоюзный НИВИ птицеводства (г. Ленинград);
Всесоюзный НИИ ветеринарной энтомологии и арахнологии (г. Тюмень);
Всесоюзный НИиТИ биолгической промышленности (г. Москва);
Всесоюзный ГНКИ ветпрепаратов (г. Москва).
Генеральным директором ОНК Вет был избран академик ВАСХНИЛ В.Т. Самохин, с 1980 г. -член-корреспондент ВАСХНИЛ В.В. Филиппов.
ОНК Вет определял направление научно-технического прогресса по обеспечению ветеринарного благополучия животноводства страны, разрабатывал программы научных исследований.
ОНК Вет обеспечивал разработку:
современных средств и методов диагностики, профилактики и лечения животных;
высокоэффективных средств и научно-обоснованных систем мероприятий по диагностике, терапии и профилактике болезней животных;
высокоэффективных средств и методов лечения и профилактики незаразных болезней;
дезинфекционной техники, нормативов ветеринарно-санитарных и зоогигиенических мероприятий;
государственный контроль за качеством отечественных и зарубежных препаратов и т.д.
На него было возложено научно-методическое руководство исследованиями по ветеринарии, планирование, координация, кооперирование, распределение и концентрация научных сил и средств для выполнения научных работ по ветеринарии. В 9 институтах работали 1538 научных сотрудников, в том числе 127 докторов и 817 кандидатов наук. В связи с переводом на хозрасчет и самофинансирование значительно расширились задачи ОНК Вет. Научная продукция стала товаром для сельскохозяйственных предприятий. Уже в 1989 г. была организована учеба руководителей и ученых методам ведения хозрасчетной деятельности. Были пересмотрены принципы оплаты труда ученых, с учетом надбавки за выполнение сложных и важных работ. Для сокращения сроков научных разработок организовали временные научные коллективы, создавали научно-производственные системы. Предпринимались попытки в развитии международных связей ОНК Вет с научными учреждениями стран СЭВ, создания совместных предприятий с зарубежными фирмами.
С целью широкого информирования потребителей о научной продукции институтов ОНК Вет был составлен каталог, включающий около 150 научных разработок. Совершались попытки внедрения внутри институтских договорных отношений, которые раскрыли научный потенциал коллектива, показали истинный вклад каждого сотрудника в выполнение научной программы.
С освоением хозрасчет¬ных отношений расширились права исследо-вательских организаций в выборе тематики, использовании финансов, кадровой политике, определении их сети и структуры.
Главное, что дал хозрасчет, рост влияния науки на производство, повышение заинтере¬сованности ученых в результатах труда. Испытание хозрасчетом проходили не только каждый сотрудник, но и институт. Не все выдержали конкуренцию.
Опыт работы ОНК Вет показал, что он является формальным объединением, так как оставалась ведомственная подчиненность институтов, их разное финансирование и материально-техническое обеспечение. Кроме того, потребители научной продукции заключали договора только на научную разработку, дающую немедленный эффект, отказывались от договоров на выполнение фундаментальных исследований. Выявилась необходимость государственного бюджетного финансирования 80% объема научных исследований по ветеринарии, в том числе на разработку средств и методов профилактики 150 болезней, общих для человека и животных, охрану страны от заноса эпизоотий из-за рубежа и т.д. Были и такие проблемы, в связи с чем сельскохозяйственные предприятия не могли приобрести научную продукцию из-за отсутствия финансовых возможностей. Эта система функционирования научно-исследовательских институтов не имела перспективы.

Заключение

В советское время функцию ветеринарного снабжения осуществляла монопольная система «Зооветснаб», исключающая существование рынка ветеринарных лекарственных средств и товаров ветеринарного назначения.
Российская Федерация после распада СССР осталась без развитой инфраструктуры фармацевтической отрасли в области оборота лекарственных средств для ветеринарного применения.
Сокращение рынка сбыта отечественных лекарственных препаратов для ветеринарного применения в России и странах Евразийского экономического союза неизбежно приведет к сокращению производства и потере квалифицированных кадров нашими предприятиями, как это уже происходило с медицинской фармацевтической промышленностью в 1990-х годах
Российский фармацевтический рынок лекарственных средств для ветеринарного применения на данный момент является активно развивающимся и формирующимся.
Закрыть канал поступления некачественных продуктов на российский рынок поможет единое регулирование производства и оборота ветпрепаратов на территории ЕАЭС. На сегодняшний день в Евразийской экономической комиссии создана рабочая группа, на которую возложены функции по разработке союзных документов в сфере регистрации и обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Основными проблемами, требующего решения в настоящее время являются кадровое обеспечение, включая закрепление специалистов на селе, развитие ветеринарной науки, разработка и внедрение новых ветеринарных препаратов, методик лабораторного контроля, обеспечения ветеринарных лабораторий необходимым оборудованием. От эффективно работающей системы государственной ветеринарной службы напрямую зависит развитие аграрного производства.

Список литературы
1. Анализ производителей лекарственных средств для ветеринарного применения в России//Дельцов А.А., Косова И.В.
Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2014. Т. 16. № 2. С. 3-6.
2. Лахтюхов С. Состояние российского рынка ветеринарных препаратов // VetPharma. 2015. №1-с.19
3. Совершенствование научного обеспечения развития АПК страны// Никонов А.А. Вестник сельскохозяйственной науки.– 1989-№5 – с.17-24


Свяжитесь с нами в один клик:

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.